Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практические заданияВопросы к экзамену по дисциплине «Специальная психология» Для студентов 3 курса обучающихся по специальности 1- 23 01 04 «Психология» На 2015-2016 учебный год Зимняя сессия 1. Определение аномального развития. 2. Система государственных специальных учреждений для детей с нарушениями в психофизическом развитии. 3. Теория высших психических функций Л.С. Выготского и ее значение для специальной психологии. 4. Теория деятельности А.Н. Леонтьева и ее значение для специальной психологии. 5. Теория поэтапного формирование умственных действий и ее значение для психодиагностики и психокоррекции аномального развития. 6. Уровень актуального развития ребенка, зона ближайшего развития. 7. Влияние уровня культурального развития на первичный биологический дефект. 8. Значение понятий «сенситивный период развития и «психологический возраст» для специальной психологии. 9. Основные подходы к рассмотрению дихотомии «норма-патология» 10. Понятие о закономерностях и факторах психического развития, значение этих понятий для специальной психологии. 11. Общие и специфические закономерности аномального развития. 12. Психологическая структура дефекта. 13. Этиология нарушений, интенсивность и распространенность патологического процесса, степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координаций. 14. Понятие и основные формы дизонтогенеза: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие. 15. Возрастная обусловленность дизонтогенеза. 16. Понятие «задержка психического развития» и история изучения детей с задержкой психического развития. 17. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К.С. Лебединской). 18. Задержка психического развития психогенного происхождения. 19. Задержка психического развития соматогенного происхождения и основные направления в работе психолога с детьми данной категории. 20. Задержка психического развития по типу гармонического инфантилизма и стратегия психологической помощи этим детям. 21. Задержка психического развития церебрально-органического генеза и психологическая структура задержки психического развития церебрально-органического генеза. 22. Стратегия работы психолога с детьми с задержкой психического развития психогенного происхождения. 23. Структура психологического дефекта при умственной отсталости и «ядерный признак умственной отсталости» (по Л.С. Выготскому). 24. Особенности личности умственно отсталого ребенка (общая характеристика, Я-концепция, самооценка, уровень притязаний, взаимоотношение интеллекта и аффекта). 25. Степень выраженности: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. 26. Клинико-психологическая классификация олигофрений (по М.С. Певзнер). 27. Особенности познавательной сферы умственно отсталых детей: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. 28. Особенности общих структур деятельности и произвольной регуляции умственно отсталых детей. 29. Психологическая характеристика приобретенного слабоумия: психодиагностический и психокоррекционный аспекты. 30. Проблемы социализации умственно отсталого ребенка. 31. Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи: особенности личности, деятельности и познавательных функций. 32. Виды речевых нарушений: нарушения звукопроизношения, дислалии (механическая, функциональная, физиологическая), ринолалии дизартрия, системная речевая патология (алалии, афазии). 33. Психологическая помощь детям с ринолалией и дизартрией. 34. Заикание, функции психолога при работе с заикающимся ребенком. 35. Детский церебральный паралич: этиология и клиническая структура. 36. Типы аномального развития двигательной сферы: «моторная дебильность», двигательный инфантилизм, экстрапирамидная недостаточность, фронтальная недостаточность. 37. Классификация К.А. Семеновой форм детского церебрального паралича. 38. Психологические особенности детей с ДЦП и сохранным интеллектом: особенности познавательной сферы, эмоциональной сферы, деятельности, личности. 39. Психотерапевтическая работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями двигательной сферы. 40. Патология сенсорной сферы и общие закономерности аномального развития. 41. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения: слепые, тотально слепые, частично видящие, слабовидящие. 42. Аномалии развития в связи с недостаточностью слуха: глухие (ранооглохшие, поздно оглохшие), слабослышащие (с относительно сохранной речью, с глубоким недоразвитием речи). 43. Проявление синдрома раннего детского аутизма на различных возрастных этапах. 44. Психологическая структура раннего детского аутизма по Лебединскому: недостаточность регуляторных систем, дефицитарность анализаторных систем. 45. Подходы к психокоррекционной работе с ребенком с ранним детским аутизмом. 46. Детские психопатии. 47. Органические, конституциональные, приобретенные психопатии. 48. Патохарактерологическое развитие личности. 49. Невропатии, детские неврозы. 50. Нарушения темпа полового созревания: акселерация, ретардация 51. Ребенок с отклонениями в развитии в структуре семьи. 52. Виды семей и их отношение к ребенку с отклонениями в развитии. 53. Психологические особенности детей-воспитанников закрытых учреждений (психологический «портрет» ребенка-сироты, воспитывающегося в закрытом учреждении). 54. Психологические особенности детей – воспитанников закрытых учреждений (психологические механизмы формирования синдрома «детского госпитализма»). 55. Основные направления работы психолога закрытого детского учреждения. 56. Основные принципы изучения ребенка с отклонениями в развитии. 57. Изучение общих структур деятельности, игровой деятельности, учебной деятельности. 58. Понятие о психологической экспресс-диагностике и основные требования к созданию блока психодиагностических методик для экспресс-диагностики аномального развития, интерпретация результатов экспресс-диагностического обследования. 59. Обучающий эксперимент в психодиагностике аномального развития. 60. Педагогическая характеристика ребенка с отклонениями в развитии. 61. Психолого-медико- педагогические комиссии. 62. Сферы и направления психологической коррекции отклонений в психофизическом развитии ребенка. 63. Основные принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. 64. Стратегии и способы психокоррекционной работы по формированию системы социальных отношений ребенка с окружающим миром. 65. Стратегии и способы психокоррекционной работы по формированию произвольности психических функций и поведения у детей с отклонениями в развитии. 66. Социализация ребенка с отклонениями в развитии и роль в ней компенсации и психологической коррекции. 67. Стратегии и способы психокоррекционной работы по формированию общих структур деятельности и способности к построению замысла у детей с отклонениями в развитии. 68. Построение психокоррекционных программ. 69. Основные направления психокоррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 70. Психокоррекционная работа с детьми с дисгармоническим развитием личности. 71. Психотерапевтическая и психокоррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.
Практические задания экзамена по дисциплине «Специальная психология» для студентов 4 курса стационара, обучающихся по специальности «Практическая психология»
Кандидат медицинских наук, доцент Э.А. Соколова
|