Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
глава. Особенности вокальной работы с мужской партией ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В юношеском хоре
Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек. Мальчики хуже сохраняют голоса. В то же время, пройдя определенный период становления, приобретя привычку к занятиям, научившись трудиться и получать от этого удовольствие и удовлетворение, мальчики с огромной преданностью относятся к своему хору. При всей сложности ведения хора мальчиков, умелое использование творческих, психологических, эмоциональных особенностей участников этого коллектива приносит превосходные результаты. Прежде всего, специфический звук, которым обладают поющие мальчики, создает ни с чем несравнимую палитру хора. В случаях же использования исполнительских возможностей юношей после мутационного периода (или в период мутации, когда уже появляется мужской тембр голоса), возникает дополнительная краска и расширяется не только диапазон хора, но и его возможности в выборе репертуара. Хор вырастает из одноголосия. Одно-, двухголосные произведения имеют в репертуаре хоры младшего детского возраста. На этом начальном этапе и закладывается необходимые профессиональные навыки – точное интонирование, ансамблирование, элементы вокальной техники. Современный городской ребёнок не имеет прирожденного тяготения к мышлению гармоническому, так же у ряда поколений нет памяти на темперированный строй, слух постепенно приспосабливаться к нему. Полезны поэтому брать произведения на гармоническою основу, что бы мальчики слышали, что они функциональный бас и понимали как это важно. Но все на гармоническую основу нельзя, мелодический слух тоже надо развивать, но для юношей главное что бы она ложилась на слух. Какие же требования предъявляются к репертуару? Репертуар должен отвечать таким требования: - носить воспитательный характер - быть высокохудожественным - соответствовать возрасту и пониманию детей - соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива - быть разнообразным по характеру, содержанию - подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их. Обычно мальчики-юноши при появлении первых нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и расширять свой диапазон вниз, т. е. петь ещё не свойственным им звуком, что ведёт к перенапряжению голосовых мышц. Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым способом для них не станет естественным. Оправдан перевод из партии дискантов в партию альтов. У нах начинается психологическое зажатие челюсти, поэтому на первых признаках заниматься отдельно с ними, а потом соединять с остальными партиями. В этот период им трудно брать тон с женского голоса, к этому их надо будет приучать (или если кто то из юношей в хоре может дать верный тон, лучше с него и начните). Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия мутации проходит у мальчиков-подростков, певших в домутационные годы и имеющих правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось умение петь лёгким светлым звуком, максимально использовать головной резонатор. У “крикунов” мутация наступает раньше, выражена более резко и длится дольше.
Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень. Демонстрирует его сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность, собранность. Каждый концерт имеет и воспитательное значение. Для участников хора не все равно, поймут ли, оценят ли их общий, коллективный труд слушатели. Заключение
Педагогическая практика показывает, что мальчикам в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы. Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить. Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья – завершающая стадия. В этой стадии происходит становление и формирование взрослого голоса на новой физиологической основе. Роль педагога-хормейстера в этот период особенно значительна. Главное – не торопиться формировать взрослый голос: нужно поставить голос в такие условия, чтобы он спокойно и естественно развивался, без особого напряжения. Необходимо закреплять и развивать положительные певческие навыки, полученные в детстве, и исправлять недостатки, которые сохранились в голосе (носовой или горловой оттенок в звуке, глубокое формирование гласных, поверхностное дыхание, напряжённая или вялая дикция и т. д.)
Насколько естественным для подростка стал новый способ голосообразования, определяет опытное ухо педагога-хормейстера. Юношу можно переводить в тесситуру мужского звучания тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретёт ровность и устойчивость звучания в диапазоне d – d1.
Литература
1. Аникеева, 3. И. Как развить певческий голос[ Текст]. / 3. И Аникеева,; Ф. М. Аникеев. Кишинев: Щтиница, 1981
2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства[текст]/ Изд.4-е.- Ростов н/Д: Феникс 2008
3. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг[текст].- СПб.: «Лань», 2000
4. Живов. Хоровое исполнительство. Теория Методика Практика.[текст] – М., 2003
5. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. [текст] – М.: Просвещение, 1981
6. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/02/19/problemy-i-osobennosti-raboty-s-khorom-malchikov
7. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/02/19/problemy-i-osobennosti-raboty-s-khorom-malchikov
8. http://otgoloski.com/hor/713
|