Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как социальное явление.





КСЕ (концепции современного естествознания)

 

Загарин Игорь Александрович

 

11.02.13

Тема 1.

ПОНЯТИЕ О НАУКЕ

 

Наука – это один из видов знания. Знание – совокупность сведений о чем-либо.

 

К основным видам знания относят:

- мифологическое

- религиозное

- мистическое (оккультное)

- обыденное (здравый смысл)

- эстетическое

- научное

- философское

и тд.

 

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

Спецификация:

- объектом изучения естественных наук является Вселенная. Вселенная – эта та часть реальности, которая изучается эмпирически (опытами) методами познания.

- наука, как правило, отвечает на вопрос, как устроен мир, но не на вопрос, почему именно так, а не иначе.

- наука – это ограниченный вид знания. То есть отвечает только на определенный вид вопросов.

- наука универсальна, то есть законы, которые формулируются, распространяются на всю реальность. Но наука фрагментарна, то есть мы изучаем всегда только фрагмент и делаем универсальный вывод.

- наука – это незаконченный вид знания.

- наука – это критический вид знания, то есть в науке нет ни одного положения, которое нельзя было бы подвергнуть сомнению.

- наука вне моральна, то есть если для достижения требуется отказаться от общепринятых норм, наука может это сделать.

 

Структура научного знания.

В структурном плане наука обязательно включает в себя 2 основных уровня изучения реальности: эмпирический и теоретический.

 

Эмпирический уровень.

Это уровень опытной проверки, целью является получение фактов. Выделяют следующие основные эмпирические метода получения знания:

 

- научное наблюдение – целенаправленное и систематическое восприятие тех или иных объектов действительности. Это пассивный способ получения фактов, то есть исследователь долен подстраиваться под объект изучения. Это первичный способ получения эмпирических фактов. В ряде естественных наук до сих пор предоставляет основную часть фактов.

- научное сравнение – это сопоставление по принципу сходства и различия тех или иных объектов или явлений. На базе сравнения формируются системы классификации, систематик и таксономии.

- научные измерения – это фактически сравнение с использованием с помощью разных метрических систем. Современная наука для изучения реальности использует приборы и системы.

- эксперимент – это искусственное воспроизведение процессов или проявлений. Это активная форма познания определенной действительности. Классификация экспериментов: натурные, мыслительные, компьютерные.

 

Теоретический уровень

Теория – это система идеальных объектов, построенных по определенным принципам.

Самое главное – идеальный объект (это возведение в абсолют свойств и особенностей того или иного предмета или явления)

 

18.02.13

 

Теории делят на аксиоматические, то есть такие, которые делятся на ограниченном количестве положений, которые принимаются без доказательств. И не аксиоматические теории, то есть они строятся не на аксиомах. Большинство теорий не аксиоматических.

 

Теории делятся на формализованные, то есть такие, которые в максимальной степени используют специальные языки (искусственно созданные языки). И не формализованные теории, то есть они используют естественные языки.

 

Теория призвана фиксировать и описывать причинно-следственные связи, на основе которых формулируются научные законы.

 

Законы динамические, у которых фиксируется четко выраженная причинно-следственная связь. Законы статистические фиксируется вероятная причинно-следственная связь целая популяция объектов.

 

Гипотеза – это теория, которая не получила общепризнанного научного статуса в научном сообществе.

 

При построении теорий активно используется основные логические методы: дедукция (метод переход от общего к частному) и индукция (метод перехода от частного к общему).

 

Во многих естественных науках активно используется и исторический метод, который рассматривает изменение объекта в хронологической последовательности.

 

В современной методологии науке существует две основные точки зрения по соотношению эмпирического и теоретического уровней. Первая точка зрения – фактуализм. Самое главное – факты, считают они, теория лишь призвана суммировать их. Вторая точка зрения – теоретизм. Главное в науке – теории, а факты – выполняют лишь иллюстративную роль. Факты не имеют смысла в не рамок данной теории.

 

Третий уровень – технологический.

Это уровень изменения окружающей реальности для получения нужного нам результата.

Продуктом технологической деятельности является артефакт, то есть искусственно созданный объект.

 

Важная тенденция – человек создает разнообразные артефакты и фактически уже создал искусственную среду, в которой живет.

 

Наука как социальное явление.

Наука это не только система знания, это различные способы организации и объединения людей для получения этого знания.

 

Основным социальным институтом является научное сообщество. Научное сообщество – формальные и неформальные коммуникации в целях получения научного знания. Научное сообщество строится по иерархическому принципу. Основной критерий – вклад в научное сообщество. Формальными критериями являются образовательные. А дальше кандидатские степени, членство в академии наук и так далее. Другой важный критерий – это система международных региональных и национальных премий (нобелевские премии и тд).

Анти иерархия – шнобелевские премии.

 

Филадельфийский метод или метод цитирования – этот метод определяет вклад учебного следующим образом: исследователь написал работы в течение года и как часто исследователь цитируется в этой узкой области.

 

Запреты научного сообщества:

- на плагиат

- на фальсификацию результатов научных исследований

- на некоторые темы (наука ведь ограниченная)

 

25.02.13

Научное сообщество выделяет некоторые направления, которые не относятся к науке.

 

Пара-наука – парапсихология. Изучает ясновидение, телепатия, телекинез и т.д.

Квази-наука – физиогномика, нумерология, херология, астрология, алхимия, френология и т.д.

Лже-наука – уфология, система хронологии фоменко и т.д.

 

Современная наука требует больших финансовых средств. Поэтому, заниматься фундаментальными научными исследованиями могу себе позволить ограниченное количество стран.

 

Есть критерии для развитых стран какой процент от ВНП тратиться на фундаментальные исследования.

 

Современное научное знание продолжает активно дифференцироваться, т.е. количество наук все время увеличивается.

 

Современная наука по определению избыточная и количество научной информации растет, эту информацию невозможно в полном объеме потребить.

 

 

Date: 2016-07-18; view: 500; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию