Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные причины отклонений в поведенииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Все многообразие причин отклоняющегося поведения может быть сведено к двум большим группам: 1) заданные; 2) возникшие. К первой группе могут быть отнесены поведенческие отклонения, обусловленные причинами биологического характера. Это генетические дефекты развития, родовые травмы, особенности поведения, связанные со спецификой формирования и развития различных систем и функций организма. Так, например, Л. М. Зюбин отмечает три причины, приводящие к особенностям поведения трудных подростков: недостаток умственного развития в целом (но не патология!), что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозирования его последствий; недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность; низкая познавательная активность, обедненность и неустойчивость духовных потребностей. Однако чаще всего подобного рода дефекты в развитии составляют группу факторов риска, с которыми человек может абсолютно нормально прожить всю жизнь, не имея каких бы то ни было проблем с поведением, но которые могут актуализироваться в определенных объективно либо субъективно сложных для него жизненных условиях и ситуациях. Такие условия и ситуации принято называть условиями и ситуациями риска. Именно они составляют вторую группу причин отклоняющегося поведения. Условия риска – это совокупность факторов различной природы, длительное негативное воздействие которых па человека приводит к перенапряжению адаптационных механизмов личности, результатом чего могут стать поведенческие нарушения. Это могут быть социальные факторы (например, воспитание в детском доме), психологические (систематическое избиение ребенка родителями), биологические (постоянное недоедание, голод) и др. Для каждого института социализации свойственны свои специфические условия риска, провоцирующие отклонения в поведении ребенка: 1. В семье как институте социализации условиями риска выступают: – асоциальный характер семьи в целом либо асоциальное поведение отдельных ее членов (например, антиобщественный образ жизни родителей, систематическое употребление спиртного и т.п.); – структура семьи (например, отсутствие в семье отца, что не позволяет ребенку полноценно удовлетворить потребность в эмоциональном контакте с личностно значимым человеком); – функциональная несостоятельность семьи, проявляющаяся в неверных типах семейного воспитания. В частности, воспитание по типу гиперпротекции или сверхконтроля приводит к возникновению в поведении ребенка реакции эмансипации – активного неподчинения старшим, побегов из дома и т.п. 2. Для школы характерны следующие условия риска: – функциональная несостоятельность педагога, проявляющаяся в подмене личностно-ориентированного подхода к ребенку деятельностью по контролю за формальным соблюдением учащимися правил внутришкольного поведения и авторитарному обеспечению личного педагогического псевдоавторитета; – субъективная сложность изучаемого материала для ребенка, вследствие чего он утрачивает интерес к учебе как способу самоутверждения и саморазвития; – социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями (конфликты, бойкоты, высмеивания и т.п.). В итоге ребенок исключается из коллектива и как результат не может полноценно обучаться. 3. Во внешкольных учреждениях и институтах причиной нарушения поведения могут стать конфликты ребенка с преподавателем либо неудовлетворение внешкольным учреждением потребностей ребенка (пришел учиться играть па гитаре, а его определили в класс баяна и т.п.). Результатом может стать отказ ребенка или подростка от внешкольных учреждений как сферы социализации ("Я туда больше не пойлу, там делать нечего..."). 4. В сфере неформального общения (внешкольная группа сверстников) причиной возникновения отклонений в поведении может стать асоциальная направленность деятельности группы, асоциальный характер внутригрупповых норм взаимоотношений и требований, принятие которых является обязательным для подростка, желающего примкнуть к группе (хочешь быть одним из нас, должен курить и употреблять спиртное, как все, и т.п.). Ситуация риска – это конкретное стечение обстоятельств в определенный момент пространства и времени, приводящее к срыву адаптационных механизмов личности. Ситуация риска может быть преимущественно объективно либо субъективно значимой для человека. Например, последствием шокового состояния ребенка в результате автомобильной аварии, унесшей жизни родителей, может стать изменение в его поведении, что характерно для подавляющего большинства людей в подобной ситуации. В то же время некоторые ситуации могут стать ситуациями риска для конкретного ребенка, не будучи таковыми для остальных его сверстников. Например, неудачная шутка но поводу дефекта внешности, субъективно значимого для подростка, может привести его к акту аутоагрессии вплоть до самоубийства. Таким образом, отклоняющееся поведение есть результат актуализации факторов риска под влиянием длительного воздействия негативных условий, следствием чего является возникновение конкретной ситуации, в которой и наблюдается нарушение поведения. Механизм протекания отклонений в поведении (термин введен И. А. Невским) состоит из четырех последовательных этапов, характеризующих, с одной стороны, социальнопсихологическое состояние человека, а с другой – степень отклонения в поведении. В несколько расширенном понимании данный механизм включает в себя следующие этапы (О. А. Селиванова). Этап 1.Дезориентация человека в новых, непривычных для него социальных условиях, где наработанные за предшествующий период жизни привычные способы поведения (коммуникационные, ролевые и т.п.) теряют свою эффективность, а новые в его поведенческом арсенале еще не выработаны. Па первом этапе девиантное поведение не проявляется в чистом виде, могут быть выявлены лишь некоторые его симптомы: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы, группы). Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным представлениям, социальным ценностям и установкам. Социально-педагогическая помощь здесь имеет два аспекта. Она должна быть направлена, во-первых, на корректировку воспитательного воздействия (помощь педагогам, родителям), во-вторых, на конкретную личность девианта и иметь характер измененной воспитательной деятельности. При успешной работе социальный прогноз может быть положительным, в противном случае возможны два исхода: или личность сама справляется с проблемами, или девиантное поведение усугубляется. Этап 2. Дестабилизация человека, характеризующаяся малоэффективными попытками восстановления личностно и эмоционально значимых контактов с окружающей средой. Неэффективность попыток, с одной стороны, приводит к социально-психологическому истощению и возникновению неуверенности в собственных силах, с другой – к росту раздражения и неприятия окружающей среды, формирующего базу для обращения человека к социально негативным формам поведения. Этап 3. Фрустрация, характеризующаяся наличием психологически нетерпимой для человека ситуации и отсутствием знания, каким образом выйти из данной ситуации социально положительным способом. На данном этапе поведение человека теряет свою последовательность и логичность, слабо предсказуемо и объяснимо, часто носит импульсивный, аффективный характер. Дальнейшее развитие отклонений в поведении может идти двумя различными путями: Этап 4.1. Асоциальная дезадаптация, характеризующаяся воспроизведением человеком негативных поведенческих реакций и образцов поведения с одновременным осознанием неправильности, запрещенности своего поведения, что сопровождается самообвинением, снижением самооценки, состоянием постоянного психологического перенапряжения. Следствием подобного развития могут быть снижение осознанности поведения (в результате запуска психологического защитного механизма вытеснения), развитие различного рода психологических и биологических нарушений (неврозы, психозы, энурез, бессонница и т.д.), требующих медицинского вмешательства. Деструктивность подобного состояния часто заставляет человека преодолеть его за счет принятия асоциальных норм и ценностей: "пере- объяснения" себе смысла своих поступков как "правильных" (например, "правильно обижать слабых, так как это признак собственной силы и власти" и т.п.), следствием чего может стать переход на следующий этап. Этап 4.2. Асоциальная адаптация, характеризующаяся воспроизведением человеком негативных поведенческих реакций и образцов поведения на основе их осознанного принятия. В данном случае негативное отклоняющееся поведение не приходит в противоречие с нравственно-моральной сферой индивида, а воспроизводится осознанно с целью достижения конкретной личной выгоды, служит способом формирования самооценки, утверждения социальной роли и т.п. на базе видоизмененной системы ценностей и идеалов ("прав тот, кто сильнее"; "хорошо то поведение, которое приносит личную выгоду", "значимы те идеалы и ценности, которые удобны" и т.д.). Девиантное поведение включает в себя накопление разнообразного опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство, спекуляция, проституция и т.п.). Личность либо считает свое поведение нормальным, соответствующим собственным ценностям и установкам, либо у нее наступает кризис идентификации. Этот кризис ведет к конфликту, часто завершающемуся идентификацией с тем образом, который остальные имеют о личности ("трудный", "неуправляемый" и др.).
Date: 2016-07-18; view: 381; Нарушение авторских прав |