Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические формы социально-психологического знания.
Истоки СП. Диалоги Платона (античная философия): эффективность коммуникации, взаимодействия личности и групп. Гоббс (нового времени) с точки зрения социально-психологической тематики является проблема взаимодействия личности и государства. Период просвещения – Руссо: содержит некоторые аспекты социализации, усвоение человеком социального опыта, включение в социальные связи. Классическая философия – Гегель: идея абсолюта в социально-психологическом ключе. Во II пол. XIX в. начинается период выделения социальной психологии в самостоятельную область знаний. Именно в это время очень интенсивно развиваются те области знаний, которые имеют отношение к общественной жизни, и они формируют социальный запрос. Сюда можно отнести языкознание. Общение между разными языковыми культурами, необходима адаптация к разным культурам. Стало необходимо знание в этнопсихологических знаниях. Этнография того времени повлияла. Был большой объем фактического материала, касающихся сообществ, находящихся на разных ступенях развития. Описание этих фактов требовалась и с психологической точки зрения. Криминология сталкивается с проявлениями новых форм противоправных действий, связанных с ростом больших городов, сконцентрированных в одном месте. Необходимо объяснение психологически механизм этих действий, в дальнейшем их профилактика. Психология конца XIX в. мало что дала для становления СП, психологических индивидуальных сознаний, ее свойств, характеристик. Лишь в патопсихологии имели место попытки рассмотреть результаты воздействия одного человека на другого (врача на пациента) – гипноз. Социология того времени в большей степени ориентирована на социологические аспекты, в попытках объяснить ряд социальных фактов функционирования психики. В социологии возникает направление – психологический редукционизм. Законы функционирования общества сводятся к законам функционирования психики. Речь идет об индивидуальной психики в одних концепциях, в других – о групповых (коллективных). Теория подражания - Габриэль Тард. По его мнению, минимальным социальным фактом является факт подражания одного индивида другому. Для Тарда подражание не только повторение, но и усвоение идей и ценностей, которые имеются у другого человека. (Соц. прогресс – подражание).Тард формулирует законы подражания: 1.Провинция подражает центру. 2.Низшие подражают высшим (социальные слои). Объяснение соц. жизни через коллективную психику. По мнению представителя этого направления соц. разум определяет развитие общества и его функционирование, и его должна изучать социология. Благодаря этому направлению были сформулированы первые (ранние) социально-психологические теории вторая половина и конец 19 века описательный этап развития соц психологии Из всего многообразия первых социально-психологических теорий выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Психология народов сложилась в середине Х!Х в. В Германии. Она предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества. Непосредственными создателями психологии народов выступили философ М.Лацарус и языковед Штейнталь. В 1859г. Был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована главная мысль о том, что главная сила истории – народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и.т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача соц.псих-и –«познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа». В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие по взглядах В.Вундта. Впервые свою позицию Вундт сформулировал в 1863г. В «Лекциях о душе человека и животных». Он изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов – речи и мышления. Поэтому именно с этого пункта и начинается психология народов и в ней должны применяться иные методы, такие как анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий. Эта теория родилась во Франции во второй половине Х!Х в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г.Тарда. Идеи Тарда о роли иррацианальных моментов в социальном поведении и роли подражания послужили основой в создании итальянским юристом С.Сигеле и французским социологом Лебон психологии масс. Сигеле опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895г. Появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой и изложена суть концепции. С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание, резкое преобладание роли чувств над интеллектом, вообще утрата интеллекта, утрата личной ответственности. Вывод состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «Элита». В психологии масс ярко проявляется определенная социал-я окраска. загрузка... Третьей концепцией – является теория инстинктов социального поведения англ. Психолога В. Макдугалла. Работа Макдугалла «Введение в соц-ю психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании. Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа – стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греч-го слова «гормэ» - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение и реализующаяся в качестве инстинктов. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Магдугалл перечислил несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций: 1 – инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; 2 – инстинкт бегства и чувство самосохранения; 3 – инстинкт воспроизведения рода и ревность; женская робость; 4 – инстинкт приобретения и чувство собственности; 5 – инстинкт строительства и чувство созидания; 6 – стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, они сыграли в истории науки отрицательную роль, поэтому преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной соц-й псих-и. 2. Характеристика методов социальной психологии: наблюдение, опросы, изучение документов, тесты, эксперимент. Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном – этого не требуется. Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп. Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа. Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников. Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми. Анкетирование делится на прессовое, когда вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на предлагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания, почтовое, при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или адресной книге ДЭЗ, и раздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10-25%возврата анкет. А третий является наиболее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%. Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
49. -53 Date: 2016-07-18; view: 493; Нарушение авторских прав |