«Цель уроков — дать детям доступные им в этом возрасте знания о Боге, о молитве, о Церкви и о христианской жизни, о жизни некоторых святых. На каждом уроке преподаватель обращается к детскому опыту жизни, стараются вызвать активное восприятие детьми предлагаемого им текстового содержания. Уроки составлены так, чтобы вызвать живое участие детей в диалоге со взрослыми. В конце каждого урока для закрепления материала предлагаются темы детских занятий. Курс составлен из объяснений церковной жизни, к участию в которой призываются православные дети. Изложение материала сопровождается примерами и рассказами из Священной Истории, что послужит более осознанному его восприятию детьми». Проф. С.С. Куломзина
Темы уроков
| Цели
| Виды деятельности детей
|
1. Церковь и семья
| Формирование понятия о Церкви как о сообществе всех православных христиан мира
| Рисование своей семьи
Игра «Кто сильнее»
|
2. Крест
| Способствование выработке у детей представления о Кресте как о символе принадлежности к Богу и символе спасения. Закладывание у детей позитивного отношения к Кресту.
| Рисование различных видов Крестов
|
3. О Боге
| Формирование мировоззрения и мировосприятия, формирование начальных понятий о Боге, мире и человеке. Знакомство детей с этапами творения мира.
| Выполнение поделки в технике оригами «Деревья»
|
4. Господь Иисус Христос
| Знакомство детей с личностью Христа, как Спасителя мира. Донести до детей в доступной форме смысл спасения человечества
| Просмотр иллюстраций, чтение икон с жизнеописанием Иисуса Христа
|
5. Сретение
| Донести до детей смысл и значение праздника.
Чтение тропаря празднику с разъяснениями
| Изготовление панно «Храм». Чтение тропаря празднику
|
6. Праздник Крещения Господня – Богоявление
| Донести до детей смысл и значение праздника.
Вызвать чувство радости при соприкосновении со святыней – Крещенской водой. Воспитывать чувство благоговения к святыне. Чтение тропаря празднику с разъяснениями.
| Заучивание тропаря празднику
|
7. Как Иисус Христос помогал людям
| Знакомство детей с жизненным подвигом Иисуса Христа. Чтение стихов из Евангелия с разъяснениями.
| Рисунки детей по тематике урока.
|
8. Как Иисус Христос учил людей
| Знакомство детей с Евангельскими притчами в доступной для них форме. Чтение стихов из Евангелия с разъяснениями.
| Изготовление панно «Сеятель»
|
9. Тайная Вечеря и Распятие
| Донести до детей в доступной для них форме смысла Евхаристии и значения таинства в жизни христианина. Чтение стихов из Евангелия с разъяснениями. Заложить понятие долга и верности
| Чтение икон Тайной Вечери
|
10. Воскресение Христово
| Способствовать у детей проявлению чувства радости от духовного праздника. Знакомство с историей праздника. Донести значение и смысл праздника в доступной форме для детей.
| Рисование пасхальных яиц. Заучивание тропаря праздника
|
11. Зачет в игровой форме
| Зачет проводится с использование раскрасок с заданиями
| Выполняют задания
|
12. Успение Пресвятой Богородицы
| Знакомство детей с историей праздника. Чтение тропаря праздника с разъяснениями.
| Чтение иконы «Успения Пресвятой Богородицы». Чтение тропаря празднику
|
13. Житие св. вмч Георгия Победоносца
| Краткое ознакомление детей с историческим периодом, связанным с гонением на христиан. Краткое ознакомление с житием св. вмч. Георгия Победоносца. Знакомство с понятием Православное чудо.
| Рисунки по теме урока.
|
14. Житие св. вмч. Пантелеймона Целителя
| Продолжать знакомить детей с историческим периодом, связанным с гонением на христиан. Краткое ознакомление с житием св. вмч. Пантелеймона Целителя. Продолжать знакомить детей с православными чудесами, связанными с жизнедеятельностью святого.
| Выполнение поделки в технике оригами «Врач»
|
15. Житие св. равноап. Вел. Кн. Владимира – крестителя Руси
| Краткое знакомство детей с историей Крещения Руси. Знакомство детей в доступной форме с жизнеописанием св. равноап. Кн. Ольги, св. равноап. Вел. Кн. Владимира.
| Рисунки по теме урока
|
16. Житие св. блг. Кн. Александра Невского
| Краткое ознакомление детей с историческим периодом, в котором жил святой. Знакомство детей в доступной форме с жизнеописанием святого.
| Изготовление поделки «Щит и меч»
|
17. Житие св. вмч. кн. Михаила Черниговского иего боярина св. мч. Феодора
| Краткое знакомство детей с историей нашей митрополии, с историческим периодом, в котором жили святые, с жизнеописанием святых. Дать детям первоначальное представление о подвиге во имя Отчизны. Чтение примеров из современной жизни.
| Рассматривание иллюстраций к книге «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина Феодора, воеводы первого в княжестве его»
|
18. Житие св. блг. Кн. Романа Брянского
| Продолжать знакомить детей с историей нашей митрополии через жития святых: св.блг. кн. Роман Брянский. Познакомить детей с краткой историей Свенско - Успенского мужского монастыря
| Рассматривание исторических фотографий Свенско - Успенского мужского монастыря
|
19. Житие св. преп. Блг. Кн. Олега Брянского
| Продолжать знакомить детей с историей нашей митрополии через жития святых: св. прп. блг. кн. Олег Брянский. Познакомить детей с историей обретения мощей святого. Привитие благоговейного чувства к святому.
| Паломническое посещение Собора к мощам св. преп. Блг. Кн. Олега Брянского
|
20. Житие св. блж. Ксении Петербуржской
| Знакомство детей с жизнеописанием св. блж. Ксении Петербуржской. Продолжать знакомить детей с понятием православное чудо. Воспитание у детей нравственных качеств личности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
| Рисование по теме урока.
Чтение иконы св. блж. Ксении Петербуржской.
|
21. Житие св. блж. Матроны Московской
| Знакомство детей с жизнеописанием св. блж. Матроны Московской. Воспитание у детей нравственных качеств личности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
| Чтение иконы св. блж. Матроны Московской. Рисование по теме урока.
|
22. Божественная Литургия
| Помочь детям вспомнить главные понятия, которые им были сообщены до сих пор. Краткое Ознакомление со структурой Литургии и содержанием ее частей.
| Перед занятие все дети в обязательном порядке принимают участие в божественной Литургии.
Рассматривание иллюстрацией с изображением хода Литургии. Пропеть с детьми «Господи, помилуй».
|
23. Божественная Литургия
| Краткое Ознакомление со структурой Литургии и содержанием ее частей. Воспитывать у детей благоговейное чувство к таинствам Церковным.
| Рассматривание малого, великого покровов и воздуха. Разъяснение сложности работы золотошвейки.
|
24. Божественная Литургия
| Разъяснение значений Великого и Малого входов, чтения Апостола и Евангелия.
Объяснить значение Литургии в жизни православного христианина. Пригласить на урок священнослужителя для краткой проповеди детям о смысле отрывка из Евангелия, читаемого сегодня.
| Пропеть с детьми «Господи, помилуй». Рассматривание иллюстрацией с изображением хода Литургии.
|
25. Великий Пост
| Познакомить детей с историей возникновения Великого поста. Разъяснить значение Великого поста в жизни православного христианина. Рассказывание реальных историй соблюдения /несоблюдения/ поста и значение телесного подвига для духовного роста человека. Разъяснить схему «Дух – душа – тело»
| Дети рассказывают как они соблюдают пост.
|
26. Пасха – Воскресение Христово
| Разбудить у детей воспоминание о чувстве радости от соприкосновения с Пасхой. Познакомить детей с явлением Благодатного Огня в иерусалиме. Напомнить детям о истории праздника. Донести до детей значение Пасхи в спасении Иисусом Христом человечества от рабства греху.
| Дети должны принимать хоть малое участие в Пасхальной Божественной Литургии.
Дети делятся своими впечатлениями от участия в празднике.
Пение тропаря празднику.
|
27. Вознесение и Троицын День
| Краткое знакомство детей с историей праздника, донести до детей смысл праздника и его значение в последующей истории человечества. Чтение тропаря празднику с разъяснениями.
| Коллективное панно в технике квилинг «Языки Святаго Духа». Чтение иконы «Сошествие Святаго Духа на Апостолов»
|
28. Экзамен
| Проводится в игровой форме с использованием раскрасок с заданиями
| Дети выполняют задание
|