Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Аристотеля





 

Аристотель из Стагира (384-322 до н. э.) - пожалуй, самый универсальный философ Древней Греции, синтезировавший достижения предшественников и оставивший потомкам многочисленные труды по различным дисциплинам: логике, физике, психологии, этике, политологии эстетике, риторике, поэтике и, конечно, философии. Авторитет
и влияние Аристотеля огромны. Он не только открыл новые предметные сферы познания и разработал логические средства аргументации, обоснования знания, но и утвердил логоцентристский тип западноевропейского мышления.

Аристотель — самый одаренный ученик Платона, и не случайно учитель, оценивая его способности, говорил: «Остальным ученикам нужны шпоры, а Аристотелю — узда». Аристотелю приписывают изречение «Платон мне друг, но истина дороже», которое достаточно точно отражает отношение Аристотеля к философии Платона: Аристотель не только защищал ее в спорах с оппонентами, но и подвергал серьезной критике ее ключевые положения.

В главном философском трактате «Метафизика» (термин «метафизика» появился во время переиздания аристотелевских сочинений Андроником Родосским в I веке до н. э и буквально означает «то, что после физики») Аристотель не соглашается с платоновским предположением об идеях как самостоятельном бытии, не зависимом от существования чувственных вещей. Аргументы Аристотеля таковы: во-первых, идеи Платона — простые копии, двойники чувственных вещей и не отличаются от них по содержанию. Вводя идеи, Платон только удваивает мир уже существующих вещей. В содержании идей нет ничего, чем они отличались бы от соответствующих им чувственных вещей. Например, идея человека ничем не отличается от совокупности общих признаков, принадлежащих отдельному человеку. Во-вторых, Платон настолько отдалил мир идей от мира вещей, что утрачиваются основания для какого-либо отношения между ними. В-третьих, по мнению Аристотеля, Платон впадает в противоречие, когда рассматривает взаимоотношения с самими идеями подобно отношению общего к частному, и одновременно идеи у него выступают как сущности бытия вещей. Однако одна и та же идея не может одновременно быть и субстанцией, и не субстанцией. Аристотель приводит так называемый аргумент третьего человека. Кроме чувственного человека и кроме идеи человека (второго человека) необходимо допустить существование еще одной (возвышающейся над ними) идеи человека. Эта идея охватывает общее между первой идеей и чувственным человеком. Она и есть третий человек. В-четвертых, обособив идею, отнеся ее к миру вечных сущностей, отличному от изменчивого мира вещей, Платон лишил себя, с точки зрения Аристотеля, возможности объяснить факты рождения, гибели и движения. В итоге Аристотель делает вывод о том, что основная причина трудностей, в каких запутался Платон со своей теорией идей, состоит в абсолютном обособлении общего и единичного и в противопоставлении их друг другу.

Онтология, по Аристотелю, призвана исследовать первые причины, или высшие начала. Их четыре: причина материальная, т. е. материал, вещество, из которого изготавливается та или иная вещь, например, серебряная чаша; причина формальная — форма, образ, какой принимает этот материал; причина финальная — цель, например, жертвоприношение, которым определяется форма и материал нужной для него чаши; причина действующая, создающая своим действием результат, готовую реальную чашу, т. е. серебряных дел мастер.

Категории, по Аристотелю, не понятия, а роды - или разряды - бытия и, соответственно, основные роды понятий о бытии как о сущем. Таких категорий десять: субстанция (или сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, покой. Категория сущности у философа отделена от других, потому что, говоря о сущности, отвечаем на вопрос; что есть вещь?, а не на вопрос какова эта вещь (качество), как велика она (количество) и т д У Аристотеля два критерия сущности: мыслимость (познаваемая в понятии) и способность к отдельному существованию критерии оказываются несовместимыми, ведь «лишь единичное пишет мыслитель,- обладает самостоятельным существование безоговорочно», но единичное не удовлетворяет критерию мыслимости - оно не постигается умом, не выражается понятие ему нельзя дать определение. Аристотель вынужден принять компромиссное решение: под сущностью он понимает не единичную вещь (она неопределима), не род вещи (он самостоятельно не существует); не качество и не количество (они тоже самостоятельно не существуют) а то что определимо и настолько близко к единичному, что почти с ним сливается. Это искомая сущность, названная в «Метафизике» сутью вещи, или сутью бытия вещей.

Вторая группа значений бытия — потенция и акт — изначально взаимополагают друг друга. Есть огромная разница между слепым и тем кто, будучи зрячим, закрыл глаза. Слепой безнадежно незрячий, но закрывший глаза, имеет способность, но в потенции.

Третья группа - бытие как акциденция. Это бытие случайное и непредвиденное, то есть такой тип бытия, который не связан! с другим бытием существенно, чистая случайность.

Четвертый смысл бытия — бытие как истина. Он принадлежит человеческому интеллекту, рассматривающему вещи соответственно реальности (истина), или как не соответствующие ей (ложь).

Науки Аристотель разделил на три группы: теоретические науки, т. е. те, которые ведут поиск знания ради него самого,— метафизика, физика, математика, психология; практические, которые добиваются знания ради морального совершенствования — этика и политика: науки продуктивные (творческие), цель которых — знание ради творчества,—риторика и поэтика. Абсолютная ценность философии состоит в том, что она не преследует практические, утилитарные цели и выступает самодостаточным знанием. Аристотель остался верен платоновской традиции. Философия Аристотеля завершает период развития философии, именуемый классическим.

 

Скептицизм Пиррона

 

Родоначальник античного скептицизма Пиррон (365—275 гг. до н. э.) считал философом того, кто стремится к счастью. Но счастье состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Кто желает достичь так понятого счастья, должен ответить на три вопроса: Из чего состоят вещи? Как должно относиться к этим вещам? Какую выгоду получим из этого к ним отношения? На первый вопрос, по Пиррону, нельзя получить никакого ответа: всякая вещь «есть это не в большей степени, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Всякому утверждению о любом предмете: может быть с равной силой и с равным правом противопоставлено противоречащее ему. Раз ни о каких предметах невозможны никакие истинные утверждения, то единственным подобающим философу отношением к вещам Пиррон называет воздержание («Эпохэ») от каких бы то ни было суждений о них. Но такое воздержание от суждений не есть совершенный агностицизм; безусловно Достоверны, по Пиррону, чувственные восприятия или впечатления и суждения типа «Это кажется мне горьким или сладким» будет истинным. Заблуждение возникает лишь там, где высказывающий суждение попытается перейти от кажущегося к тому, что существует «по истине», то есть отталкиваясь от явления, делает вывод о его подлинной основе (сущности): ошибку совершит лишь тот, кто утверждает, что данная вещь не только кажется ему горькой (сладкой), но что она и по истине такова, какой она кажется. Ответом на второй вопрос философии определяется, по Пиррону, и ответ на ее третий вопрос — результатом, или выгодой, из обязательного для скептика воздержания от всяких суждений об истинной природе вещей следует невозмутимость, безмятежность, которой скептицизм видит высшую цель доступного философу счастья. Однако воздержание от догматических суждений вовсе не означает полной практической бездеятельности философа: кто живет, тот должен действовать, и философ — так же, как и все. Но от всех людей философ-скептик отличается тем, что не придает образу мыслей и действиям (которые он, как и все люди, усвоил из обычаев и нравов) значения безусловно истинных.

 

Философия Эпикура

 

Эпикур (342—271 гг. до н. э.), создавший материалистическое учение (названо впоследствии его именем), также понимал под философией деятельность, позволяющую людям посредством размышлений и исследований достичь безмятежной жизни, свободной от страданий: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией... Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени». Главный раздел («часть») философии поэтому — этика, которой предшествует физика (по Эпикуру, она открывает в мире его естественные начала и их связи, освобождая тем самым душу от веры в божественные силы, в тяготеющий над человеком рок или судьбу), а ей, в свою очередь, предшествует третья «часть» философии — каноника (знание — критерий истины и правил ее познания). В конечном счете Эпикур делает вывод: критериями знаний служат чувственные восприятия и основанные на них общие представления, в гносеологии эта ориентация получила название сенсуализма (от лат. сенсус чувства).

Физическая картина мира, по Эпикуру, такова. Вселенная состоит из тел и пространства, «то есть пустоты». Тела же представляют или соединения тел, или то, из чего образуются соединения, а это — неделимые, неразрезаемые плотные тела — атомы; которые различаются не только как у Демокрита, формой и величиной, но и весом. Атомы вечно движутся с одинаковой для всех скоростью и, в отличие от взглядов Демокрита, могут спонтанно отклоняться от траектории происходящего в силу необходимости прямолинейного движения. Эпикур вводит гипотезу самоотклонения атомов для объяснения столкновений между атомами и трактует это как минимум свободы, который необходимо предположить в элементах микромира — в атомах, чтобы объяснить возможность свободы и в жизнедеятельности человека.

 

Философия стоицизма

 

Иные настроения находим в философии стоиков, которые опирались на учение Гераклита, усилив в нем черты материалистического гилозоизма (учение о всеобщей одушевленности универсума): мир есть единое тело, живое и расчлененное, насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»). Учению о множестве атомов Эпикура стоики противопоставили учение о строжайшем единстве бытия. Вообще, каждому положению физики и этики Эпикура можно найти в стоицизме контрположение. Наиболее полно противоположность проявлялась в вопросе о понимании свободы и высшей задачи человеческой жизни. Если эпикуреизм пронизан пафосом свободы и стремится вырвать человека из «железных оков необходимости», то для стоицизма необходимость («рок», «судьба») непреложна и избавление от необходимости (свобода в смысле эпикуреизма) невозможно. Действия людей отличаются не тем, что один действует свободно, а другие — нет, а лишь тем, как — добровольно или по принуждению — сбывается и исполняется неотвратимая во всех случаях и, безусловно предназначенная всем необходимость. Судьба ведет того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и тащит, насильно влечет того, кто неразумно и безрассудно ей противится. Мудрец стремится вести жизнь, согласуясь с ее природой, и руководствуется разумом. Настроение, в котором он живет есть смирение, покорность неотвратимому. Разумная и согласующаяся с природой жизнь — добродетельная, и ее результат есть апатия — отсутствие страданий, беспристрастие, безразличие ко всему внешнему. Со стоицизмом связывается афоризм: «Философия есть наука умирать». Однако, несмотря на явный пессимизм, этика стоиков ориентирована на альтруистический принцип долга и бесстрашие перед ударами судьбы, тогда как идеал эпикуреизма эгоистичен, несмотря на утонченность и «просвещенность».

 

Неоплатонизм

 

Великий оригинальный философ античной традиции — родоначальник римского неоплатонизма Плотин (205—270 гг.) формулирует учение о едином как о первоначале всего сущего, которое выше сущего и находится «за пределами сущности» (т. е. трансцендентно). Вся сфера бытия, выражающаяся в последовательности, ум — душа — Космос, оказывается лишь проявлением, осуществлением первоначала, тремя его ипостасями: ум и душа — осуществление единого в вечности, Космос — во времени. Единое именуется Плотином благом и сравнивается с солнцем, ему противостоит темная и лишенная вида материя — принцип зла, провоцирующий высшее к переходу в низшее (ум отпадает от единого, душа — от ума, а наиболее дерзкая часть души прозябает в растениях). Заметим, что Аристотель тоже признавал существование растительной души, наряду с душой животной и разумной, и лишь разделяемая душа трактовалась им не зависящей от тела и способной после смерти тела сливаться с мировым разумом. Естественно, сфера бытия у Плотина структурирована: ум — это истинно сущее, первичные сущности, в уме мысль и предмет мысли совпадают; сфера истинного бытия всегда открыта для души — стоит лишь уметь повернуться к себе самому, познать собственную природу. Такому миру противостоит Космос, находящийся, в отличие от вездесущего ума, в определенном месте, он вечно движется, вращаясь по кругу, и в нем вечно происходит рождение и гибель, в том числе вечное истребление животных и людей, вечные войны и убийства, и все вещи мира — лишь подобия (материальные) тех первообразов, творящим умом без посредства орудий и «в материи, которая не отличается от него самого». Зло в мире Космоса вечно и неизбежно, но душа относится к Космосу как к тетраэдру: ведь ее истинное пристанище — «всегда рядом с нами». Очищение — вот, по Плотину, средство освобождения души от телесного, от преходящих земных интересов и возвышения ее до Божественного.

После Плотина все течения общественной мысли пронизывает мистицизм — суеверия и служащие им культы как восточные, так и христианство. Прокл (410-485 гг.) завершает развитие античного неоплатонизма, оставив после себя последовательно - в отношении ума, души и Единого — развитый метод триадического построения и изложения; все в мире богов, в Космосе и в философии развивается, согласно Проклу, по триадам, а именно: первый момент триады - пребывание в себе (причина неделимое единство, потенция, отец), второй момент — выступление из себя (эманация за свои пределы, переход во множество, начало делимости, мать, энергия), третий момент — возвращение от инобытия обратно в себя (возвращение в расчлененное единство, в эйдос или единораздельную сущность); в триаде Прокла развитие понимается как регрессивное. Творчеством Прокла завершается античная философия: в 529 г. декретом императора Юстиниана закрыта Платоновская Академия в Афинах, что формально означало прекращение более чем тысячелетнего восхождения античного духа к самому себе.

 

Заключение

 

Конечно же, античная философия в лице многих выдающихся представителей, в особенности Сократа, Платона и Аристотеля впервые выдвинула и профессионально обсуждала проблемы онтологии, гносеологии, логики, антропологии и др. Философия Древней Греции оказала определяющее влияние на развитие всей последующей философии вплоть до современности. Возникшие в философии два направления — материалистическое и диалектическое — античность впервые попыталась примерить их в пределах единой философской системы. Выдающимся достижением философской мысли Древней Греции стала философия Платона, Аристотеля, которая энциклопедически вобрала достижения античной философии и науки, содержала глубокие материалистические и диалектические идеи. Античная философия, содержавшая прототипы всех основных видов мировоззрения, стала прологом для торжества человеческого духа.

1. Основные черты философии Средних веков: патристика и схоластика

 

Религиозное и светское, мистическое и рациональное, иерархически организованное философское знание средних веков может быть условно разделено на несколько периодов: апологетика, патристика, схоластика. В свою очередь патристика весьма условно может делиться на восточную и западную; в схоластической философии выделяют ранний (XI-XII вв.) и поздний (XIII-XIV вв.) периоды; в схоластике можно также условно выделить рационалистическое и мистическое направления.

 

Патристика

 

Духовное наследие отцов церкви получило название ПАТРИСТИКА (padre - отец). В истории философской европейской мысли представители патристики сыграли двойственную роль:

1) положили конец античной философии;

2) положили начало средневековой философии.

Патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию) - учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение.

Сами представители патристики были не философами, а теологами. Содержание философии (богословия) они вычитывали в текстах писания, брали из трактатов своих предшественников, тех же отцов церкви. И таким образом объясняли людям, как Бог создал и духовный, и материальный мир. Это учение позднее назвали креационизмом (creatio - творение). Согласно ему, христианский Бог стоит над всем и управляет природой. Активное творческое начало отобрали у природы и приписали Богу. Если в языческих религиях природа и космос были всемогущи и вечны, то теперь все это передалось Богу: космос управляем Богом, а если он прикажет, все исчезнет и будет первая пустота хаоса.

На место политеизма приходит моноистический принцип: есть только одно начало - Бог, все остальное - его творения. Подлинным бытием обладает только Бог, которому и приписываются языческие атрибуты божеств: вечен, неизменно справедлив и прочее.

Общее понятие «отцы церкви». А кто же формировал идеологию патристики. Но перечислить всех нельзя, поэтому остановимся на Блаженном Августине.

Епископ Августин (354 - 430) изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. В его истолковании были даны все мировые проблемы. Смысл жизни - ожидание Страшного суда и царства Божьего на земле; происхождение мира - 6 дней творения. Августин был плодовитым философом и богословом. Самые знаменитые из его трудов - «Исповедь» и «О граде Божьем». Августин ввел в христианство мировоззрение мысли создателя и его последователей. И до сих пор в христианской философии существует направление августинцев, которые следуют образу жизни Святого Августина.

 

Схоластика

 

Название происходит от греческого «схолазо» - обучаю. В истории всей философской мысли Средних веков вся эпоха обозначалась схоластикой. Эта доктрина развивалась не только в рамках церкви, но и под ее диктатом. Схоластика занималась исключительно толкованием и оправданием всех элементов церковного мировоззрения. Все ответы ссылались на то, что «в Библии написано так», «а такой-то псалом трактует это вот так». А так как писание вообще противоречиво, то схоласты объясняли ее речами какого-либо святого или отца церкви: «Это есть истина, потому что отец такой-то понимал ее так». А о том, что этот отец мог ошибиться, речь не шла.

Схоласты стали отдаляться от жизни - замыкаться в четырех стенах от подлинных интересов и яро обсуждать такие животрепещущие темы, граничащие с абсурдом: «Что кушает Сатана?», «Сколько ангелов могут сплясать на конце иголки?» Эти вопросы интересны… ребенку. А взрослым людям заниматься такими смешными вопросами глупо и невыгодно для самой религии.

Проповедники противоречили сами себе: углубляя знание христианства, они требовали невежества и безграмотности. А папа Григорий Двоеслов, кстати, причисленный к лику святых, доказывал: «Невежество - настоящая мать христианского благочестия».

В период расцвета схоластики сначала наравне с церковью стоял свет. Церковь, как было видно из предыдущего примера, перестала быть абсолютным носителем образования. В этих условиях родилось свободомыслие. Эта идеология создала «теорию двух истин». Она перенесла проблему соотношения веры и разума в область взаимоотношений теологии и философии. Суть ее сводилась к учению о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии. И наоборот. Это была попытка утвердить независимость философии от теологии, признать равноправие.

От окончательного падения в сердцах людей церковь спас Фома Аквинский. Он постригся в монахи, отказавшись от денег и титула. Оставил после себя огромную библиотеку. Он создал учение о гармонии веры и разума, в котором указывал, что они находятся в вечном противоборстве. И то и другое направлено к свету, только разными путями. Проведя черту между естественным и сверхъестественным, Фома признал их самостоятельность. Хотя бы внешнюю. Но если возникали конфликты, правда оставалась на стороне Божьих откровений. И никаким естественным доказательствам нельзя доверяться. Так как истина откровений превыше всего, то есть, вроде бы философия стала самостоятельной, но в то же время был строгий контроль над любым поползновением чему-либо противоречить. Усилиями церковных верхов нераздельно установилось единовластие. Не согласных с церковниками уничтожали духовно и физически.

Date: 2016-07-18; view: 233; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию