Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.Стр 1 из 7Следующая ⇒ Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Факультет международных отношений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ (PHILOSOPHY) основной образовательной программы высшего профессионального образования по уровню бакалавриат по направлению подготовки 031900 - “Международные отношения”
Язык обучения: русский Трудоемкость учебной дисциплины: 5 зачетных единиц
Регистрационный номер рабочей программы
Санкт-Петербург
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. 1. Цели и задачи курса. Курс "Философия" является базовой учебной дисциплиной, основные дидактические единицы которой зафиксированы в требованиях Минобразования РФ. Изучение курса направлено на ознакомление студентов с основными историческими типами философского дискурса, на понимание роли философии в жизни человека и социума, на выработку навыков применения полученных знаний к анализу теоретических и практических ситуаций. 2. Задачи курса. В результате освоения курса студенты должны:
3.Место дисциплины в учебном процессе. Курс "Философия" дает теоретическую и методологическую основу для изучения и понимания различного рода процессов коммуникации, происходящих в динамически развивающемся социальном пространстве истории.
4. Требования к уровню освоения содержания курса. - Студентам необходимо иметь базовые знания по всемирной и отечественной истории, обществоведению, литературе.
Форма текущего, промежуточного и итогового контроля Текущий контроль за успеваемостью осуществляется на семинарских занятиях. При условии выполнения всех заданий, определенных преподавателем- ведущим семинарские занятия, студент набирает 25 баллов, что освобождает его от 1 из 2-х тестов на экзамене. Программой предусмотрен групповой студенческий проект (защищается на 2-х итоговых лекционных занятиях), который оценивается жюри (преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине + по 1 представителю группы). Максимальная оценка -25 баллов. Промежуточный контроль не предусмотрен. Форма итогового контроля – письменный экзамен в тестовой форме. 2 теста содержат по 15 вопросов и эссе. Максимальная оценка по каждому – 25 баллов. Оценка «отлично» - от 40-50 баллов; «хорошо» - 30-39; «удовлетворительно» - 20-29 баллов Учебный план дисциплины
Тематический план дисциплины. РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Проблема возникновения философии. Особенности мифического восприятия мира. Миф и метафизика. Миф и наука. Миф и искусство. Миф и религия. Миф и повседневность. "Теогония" как условие возникновения античной философии. Античная философия. Первые философские учения, их направленность и отличие от мифологии. Космоцентризм, как характерная черта античного стиля философствования. Парменид: путь истины и путь мнения.. Апории Зенона. Учение Гераклита о противоположностях, становлении, Логосе и гармонии. Софистика, ее социальный смысл, учение о целях познания. Сократ: добродетель и знание, смысл сократического диалога. Платон: учение о мире идей и мире вещей; символ пещеры; учение о государстве. Аристотель: учение о материи, форме, возможном, действительном и о видах причин. Социальная философия Аристотеля. Школа киников. Этическое учение Эпикура. Стоицизм. Учение стоиков о свободе и необходимости. Стоическая этика. Европейская философия Средних веков. Своеобразие средневекового стиля философствования и его основные принципы: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм, ревеляционизм. Философия Возрождения и Реформации. Метафизические условия возможности феномена европейского Возрождения. Поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Понятие гуманизма. Возрождение и античная языческая мысль. Философское значение Реформации. Протестантская этика и дух капитализма. Философия Нового времени (17-18 века). Процесс секуляризации и автономизации философского знания. "Знание - сила" как ведущий тезис утверждающегося разума человека. Проблема научного метода и критика схоластики. Рационализм и эмпиризм как методологические программы новой науки. Ф. Бэкон как методолог. Р. Декарт и значение его философии. Картезианское сомнение и поиск фундаментальной истины. Ясность и отчетливость как критерии истины. Проблема заблуждения и правила метода. Тема государства, прав и свобод человека, общественного договора в работах Т. Гоббса и Дж. Локка. Классическая немецкая философия. Критическая философия И. Канта. Опыт, его структура и функции. Аналитические и синтетические суждения. Априорные формы чувственности и рассудка. Мир феноменальный и ноуменальный, вещь в себе и явление. Кант о возможностях и границах познания. Моральная философия Канта. Гипотетический и категорический императив. Роль свободы в этике Канта. Сюжеты философии политики у Канта. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Система и метод в философии Гегеля. Основные этапы метода восхождения от абстрактного к конкретному. Гегель о тождестве мышления и бытия. Постклассическая философия 19-начала 20 веков. Философия марксизма. Учение об основном вопросе философии и философское понятие материи. Основные положения марксистской теории познания. Материалистическое понимание истории. Проблема отчуждения и перспективы его преодоления. Философия Ф. Ницше. Человек в условиях смерти Бога. Программа переоценки всех ценностей. Критика морали. Проблема нигилизма. Воля к власти и сверхчеловек. Идея вечного возвращения. Основные философские течения 20 века. Сциентизм и антисциентизм в философии 20 века. Критика разума. Экзистенциализм: его основные представители, понятия и проблемы. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Проблема свободы и ответственности человека. Аналитическая философия: становление, источники и основные темы. Этапы эволюции позитивизма. Постмодернизм. История русской философии. Особенности, основные черты, периоды существования и развития русской философии. Проблема взаимоотношений России и Европы на примере концепций славянофилов и западников. Модели В. Соловьева и Н. Данилевского. Современная проблематика евразийства. Проблема человека и смысла его жизни. "Русская идея" и ее метаморфозы.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Структура философского знания. Онтология, гносеология, аксиология как разделы философии. Материализм и идеализм. Рационализм, эмпиризм, критицизм как методологические принципы. Философия в системе естественных и гуманитарных наук. Онтология как учение о бытии. Единство и многообразие мира. Проблема бытия в истории мысли. Категории как высшие роды бытия и как ступени познания. Основные категории онтологии: бытие, ничто, единое, многое, целое, часть, качество, количество, содержание, форма, единичное, общее, возможность и действительность. Проблема сознания в философии и науке. От понятия "душа" к понятию "сознание". Сознание и самосознание. Психика, сознание, мышление. Структура сознания. Чувства, интеллект, память и воля как компоненты сознания. Воображение и интуиция. Учение о бессознательном. Природа познавательного отношения, его структура и цели. Многообразие форм познания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания. Обыденное знание и здравый смысл. Познание как отражение и как конструирование действительности. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития: теория соответствия; теория согласованности; прагматическая концепция истины; учение об истине в марксизме. Критерии истины.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Понятие социальной реальности. Общество как система. Цивилизация как тип общественного порядка. Проблема антропосоциогенеза. Деятельность, поведение, общение - основные функции активности человека. Типы деятельности. Основные понятия социальной онтологии. Системность социальной реальности. Фундаментальные отношения в социуме: власть, собственность, равенство, иерархия. Понятие социальных отношений и их типология. Отношения социальной дифференциации и интеграции. Эволюция средств коммуникации. Средства массовой коммуникации в современном обществе. Проблема глобализации. Социальные общности и социальные объединения. Личность, общество, государство. Представление о социальном институте. Структура и функции социального института. Типы и формы современного государства. Авторитаризм и демократия. Роль личности и государства в развитии общества. Возрастные общности и их особенности. Классы и профессиональные группы. Этнические общности и проблемы их взаимоотношений. Основные модели социальной реальности. Представление о различных моделях социальной реальности. Натурализм и бихевиоризм. Эвристические возможности биологического объяснения социальных явлений. Историко-материалистическая модель социальной реальности. Общественное бытие и общественное сознание. Идеалистическая модель социальной реальности. Царство необходимости и царство свободы. Социальное понимание и социальное объяснение. Герменевтика как метод понимания. Проблема достоверности социального факта. Модель структурно-функционального анализа. Идеи социального организма и социального механизма. Феноменологическая модель социальной реальности. Достоинства и ограниченности рассмотренных моделей. Социальная философия и политика.
|