Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль гражданского общества в противодействии коррупции
Замечено, что люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. Президент Уганды Мусевени на открытии конференции по проблемам коррупции, состоявшейся в Энтеббе еще в 1994 г., по этому поводу заметил: «Реальная проблема заключается в том, что лица, призванные обеспечивать соблюдение законности, сами нуждаются в надзоре, и это явно представляет собой порочный круг. Если наше высшее руководство не имеет морального авторитета, весьма трудно искоренить коррупцию, а, к сожалению, именно наверху воровство происходит в подлинно крупных масштабах. Для борьбы с коррупцией на таком уровне морального воздействия недостаточно. Нам необходимы юридические санкции и обеспечение соблюдения законов о коррупции. Если такие санкции в отношении коррупции не существуют, они должны быть введены. Проблема… состоит в том, что коррумпированные руководители, являющиеся также законодателями, не принимают законы для борьбы с коррупцией, поскольку тем самым они создавали бы проблемы для самих себя». Таким образом, одной из главных проблем, препятствующих эффективной борьбе с коррупцией, является решение вопроса – кто должен вести эту борьбу. Поскольку коррупция тесно связано с деятельностью представителей государственной власти, наделенными определенными полномочиями, то наивно рассчитывать на то, что эта самая коррумпированная государственная власть решит проблему коррупции. Очевидно, что создание многочисленных государственных структур, занимающихся борьбой с коррупцией, не только не решает проблемы, но и усугубляет ее. Чем больше появляется контролирующих, лицензирующих, проверяющих и разрешающих государственных структур, тем большее количество государственных чиновников получает возможность извлекать из своего служебного положения личную выгоду. При этом сами представители этого «контролирующего» сектора фактически выведены из-под контроля общества. Тем самым для коррупции создается самая благоприятная почва. Аналитический материал социологических исследований по проблеме коррупции свидетельствует, что повсеместные злоупотребления чиновников разуверили людей в возможности привлечения преступников высокого ранга к ответственности. Согласно полученным данным только 10,3% опрошенных жаловались на ущемлявших их законные права чиновников. На вопрос «Почему не жаловались?» отвечали, что считают жалобу на чиновника бесперспективной. Они убеждены, что злоупотребления должностных лиц стали правилом, и что вышестоящие ведомства не заинтересованы в справедливом разбирательстве. Были среди опрошенных и те, кто боялся обращаться с жалобой из-за страха еще более усугубить свое положение. Из всех жаловавшихся на злоупотребления чиновников полностью удовлетворенными разбирательством остались только 2,3%, частично – 3,3%. Таким образом, концептуальная идея борьбы с коррупцией заключается в том, что бороться с нею следует, прежде всего, силами гражданского общества, используя при этом такие механизмы, как создание независимых неправительственных общественных объединений, независимых средств массовой информации, укрепление независимости судебной системы, широкое распространение местного самоуправления. Важно подчеркнуть, что успех в борьбе с коррупцией зависит, прежде всего, от активного участия в этом процессе населения. Количество людей, страдающих от произвола коррумпированных чиновников, намного больше числа этих чиновников. Для изменения ситуации люди должны осознать свое законное право контролировать чиновников, требовать у них отчета о расходовании государственных средств, проверять их профессионализм и нравственные качества, избавляться от нерадивых и нечестных бюрократов. Положение о том, что государственный чиновник – слуга народа, наемный работник, недостаточно записать в законах. Важно внедрить его в сознание людей, чтобы они почувствовали себя полноправными и ответственными хозяевами страны. В качестве позитивных примеров этого плана можно рассмотреть опыт соседнего с нами государства – Российской Федерации, в которой усилиями представителей гражданского общества в сентябре 1999 г. для противодействия коррупции была создана общественная организация - Национальный антикоррупционный комитет (НАК). В НАК вошли многие известные в России люди – депутаты парламента, писатели, журналисты, юристы, политические и общественные деятели, придерживающиеся разных идейных взглядов, предприниматели, некоторые бывшие руководители спецслужб. Как отмечалось в сделанном по этому поводу заявлении НАК, члены этой организации понимают, что они вряд ли переломят ситуацию с коррупцией в России, размеры которой начали представлять угрозу национальной безопасности. Однако они понимают и то, что всегда надо с чего-то начинать, что в любом деле требуется некое организационное ядро. Поэтому стратегия НАК состоит не в образовании «элитного клуба» противников коррупции, а в постепенном формировании широкого общественного антикоррупционного фронта, способного оказывать мощное воздействие на государство для проведения им последовательной антикоррупционной политики, постоянной реализации комплекса мер, направленных на выкорчевывание корней коррупции. Как отмечают исследователи, наилучших успехов в преодолении коррупции добились страны, отличающиеся следующими особенностями: · малый размер государства; · четкое разделение законодательной, распорядительной и контрольной функций чиновников; · создание в стране условий для деятельности подлинно независимых и свободных средств массовой информации; · создание условий для свободной экономической деятельности. Одним из важных вопросов, определяющих успех в сфере борьбы с коррупцией, является установление приоритетных направлений этой борьбы. В какой форме должна вестись борьба с коррупцией? Самые примитивные предложения состоят в ужесточении уголовной ответственности за проявления коррупции. Между тем, следует заметить, что чрезмерная суровость наказаний не является эффективным средством сдерживания этого рода преступлений. Нет сомнения в том, что борьба с коррупцией должна вестись и с использованием мер уголовно-правового воздействия. И что наказания за коррупционные преступления должны быть достаточно суровыми. Между тем, следует заметить, что правоохранительные органы лишь фиксируют те проявления коррупции, которые выросли в обществе. Причем, их мизерную часть, как мы уже отмечали. Поэтому, конечно же, попавшие в их поле зрения сорняки, они должны срезать. Однако, если эти сорняки размножаются на благоприятной для себя почве, то кардинальное решение состоит в том, чтобы сделать почву для них неблагоприятной. Что же касается почвы, неблагоприятной для произрастания коррупции, то ученые считают, что сделать ее таковой возможно отделением права осуществлять контроль над предпринимательством от права получения денег, появляющихся в результате предпринимательской деятельности. Когда политикам и государственным чиновникам предоставляется такое право, то появляется соблазн им воспользоваться. Неудивительно поэтому, что самыми коррумпированными считаются именно те чиновниками, которые наделяются этими правами. Афоризм лорда Эктона о том, что власть обычно развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно, остается актуальным применительно к любому времени и к любым личностям. Государства, имеющие устойчивые демократические традиции, выработали достаточно действенные и проверенные временем средства, сдерживающие порочные склонности находящихся у власти лиц. К самым эффективным из них относится государственное устройство, основанное на широком распространении самоуправления граждан и периодической выборности лиц, наделяемых властными полномочиями. Принцип разделения властей с предусмотренным им механизмом сдержек и противовесов также препятствует концентрации власти в одних руках. Очень важным представляется и наличие в этой системе независимого и беспристрастного суда, пользующегося уважением и доверием населения. Практика показала, что неблагоприятной для злоупотреблений власти является и атмосфера гласности и свободы слова, наличие множества не зависимых от власти и свободных от цензуры средств массовой информации. Что же касается экономической сферы, то, для того, чтобы победить коррупцию, необходимо перевести экономику на «рыночные рельсы», внедрить свободное предпринимательство, конкуренцию, многоукладную экономику, ограничить вмешательство властей в хозяйственные отношения. Необходимо создать благоприятные условия для развития частной инициативы, сделать прозрачным и подконтрольным обществу использование государственной собственности. Подводя общий итог рассматриваемому нами вопросу, можно сказать, что издревле коррупция как таковая существовала и существует во всех странах. Она не является уделом только Беларуси. Разрешение этой проблемы возможно только на основе комплексного подхода, с учетом результатов научных исследований, изучения положительного опыта других стран. Однако рассчитывать на серьезные успехи в деле борьбы с коррупцией можно только в том случае, если решением проблемы займется все общество, а не только «компетентные государственные органы».
Рекомендуемые источники: 1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.: ратифицирована Законом Респ. Беларусь от 26 мая 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 61. - 2/948; 2007. - № 175. - 2/1373; 2008. - № 157. - 2/1446. 2. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.: ратифицирована Законом Респ. Беларусь от 3 мая 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 55. – 2/943. 3. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. - № 76. - 2/50; 2002. - № 55. - 2/847; № 75. - 2/861; 2003. - № 8. - 2/922; № 80. - 2/969; № 83. - 2/974; 2004. - № 123. - 2/1058; 2005. - № 73. - 2/1110; № 74. - 2/1112; № 120. - 2/1134; № 121. - 2/1137, 2/1139, 2/1140; 2006. - № 1. - 2/1168; № 6. - 2/1179; № 9. - 2/1194; № 92. - 2/1219; № 107. - 2/1235; № 111. - 2/1242; № 112. - 2/1244; № 122. - 2/1259; 2007. - № 118. - 2/1306, 2/1309; № 119. - 2/1319; № 120. - 2/1325; №123. - 2/1328; № 160. - 2/1343; № 173. - 2/1361, 2/1363; № 175. - 2/1371; № 291. - 2/1385; 2008. - № 1. - 2/1394; № 14. - 2/1412; № 170. - 2/1464; № 175. - 2/1494; № 184. - 2/1508; № 184. - 2/1514; № 277. - 2/1547; 2009. - № 148. - 2/1578; № 173. - 2/1594. 4. Кодекс о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 107. - 2/1236; 2007. - № 4. - 2/1292; 2010. - № 5. - 2/1629. 5. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Респ. Беларусь от 9 июля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 57. - 2/64; 2000. - № 59. - 2/175; 2004. - № 126. - 2/1063; 2007. - № 4. - 2/1292; 2008. - № 184. - 2/1514; 2009. - № 173. - 2/1594; 2010. - № 14. - 2/1659; № 15. - 2/1666. 6. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 70. - 2/953; 2004. - № 120. - 2/1053; 2006. - № 78. - 2/1208; 2008. - № 14. - 2/1413; № 184. - 2/1506; 2009. - № 136. - 2/1572. 7. Об обращениях граждан: Закон Респ. Беларусь от 6 июня 1996 г. // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. - 1996. - № 21. - ст. 376; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - № 189. - 2/1089. 8. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - № 119. - 2/1317; 2009. - № 16. - 2/1559; 2010. - № 15. - 2/1666. 9. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 17 июля 2007 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - № 173. - 2/1360; 2008. - № 158. - 2/1451; № 184. - 2/1510; 2010. - № 15. - 2/1666. 10. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 122. - 2/1262; 2008. - № 184. - 2/1514; 2009. - № 300. - 2/1616; 2010. - № 5. - 2/1630. 11. О судебной практике по делам о взяточничестве: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. № 6 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 77. - 6/370; № 112. - 6/375; 2009. - № 240. - 6/778. 12. Альтбах, Ф. Проблемы коррупции в высшей школе // Alma mater. - 2003. - № 11. 13. Бачило, И. Л. Информационная база противодействия человека и общества коррупции// Государство и право. - 2009. - № 9. - С. 65-72. 14. Богуш Г. И. Понятие коррупции в международном праве и российском законодательстве / Г.И. Богуш// Вестн. Моск. Ун-та. Серия «Право». – 2004. - № 2. 15. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь. – Минск, 2003. 16. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: общая характеристика // Российская юстиция. - 2003. - № 3. 17. Коррупция и фальшивомонетничество: общественная опасность и правовые последствия: пособие по курсу Основы права. Права человека» / авт.-сост. Кучвальская И.В. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2007. 18. Макаревич, А. Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» - этап совершенствования законодательства в этой сфере // Юстиция Беларуси. - 2006. - № 7. 19. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Н. А. Бабий, А. В. Барков и др.; Под ред. В. М. Хомича. – Минск, 2002.
Date: 2016-07-18; view: 442; Нарушение авторских прав |