Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности обучения и организация занятий
Наиболее характерными и общими требованиями для большинства упражнений на бревне являются рациональное взаиморасположение звеньев тела и прямолинейность перемещений, зависящая от точности действий, определяющих направление движений. Формирование рациональной осанки происходит при непосредственном участии преподавателя в установке и фиксации позы g применением различных приемов, помогающих прочувствовать нужное положение тела. К ним относятся: сравнение мышечных и тактильных ощущений в правильной и неправильной позах; внешнее изменение рациональной осанки при активном сопротивлении занимающегося; концентрация двигательных ощущений с закрытыми глазами и другие приемы. Параллельно с освоением позы вырабатывается умение сохранять в ней равновесие с помощью управляющих движений длительное время. Совершенствование навыка рациональной осанки происходит при повышении трудности ее удержания за счет дополнительных движений звеньями тела, изменения способа исполнения (после прыжка, поворота), сохранения равновесия на фоне раздражения вестибулярного аппарата путем многократного вращения тела вокруг различных осей. При обучении поворотам кроме удержания позы на время нужно учить занимающихся принимать ее в начале вращения и сохранять в конце поворота, используя для этого дополнительную опору у гимнастической стенки. С целью совершенствования мастерства требуется усложнять позы и увеличивать угол поворота тела. Серьезное внимание при обучении передвижениям нужно уделять положению головы, поскольку опускание ее на грудь, как говорилось выше, приводит к ухудшению осанки и нарушению равновесия. Так как при выполнении акробатических элементов межсуставные углы непрерывно меняются, нужно при изучении, например, переворотов выделять не одно, а несколько положений тела (в вертикальной и наклонных плоскостях), а также проделывать элементы по частям — от одной позы к другой, вырабатывая соответствующие двигательные представления (рис. 123). Воспитание точности движений, лежащей в основе прямолинейности перемещений тела, происходит путем совершенствования пространственных и силовых дифференцировок движений. С этой целью в занятия (прежде всего для начинающих) желательно включать упражнения, развивающие способность оценивать положения звеньев тела, направление движений, высоту и дальность прыжка, сравнительную величину мышечных усилий. Например: поднять руки в стороны и закрыть глаза, пытаясь разобраться в мышечных ощущениях. Затем выполнить то же задание, закрывая глаза заранее — до начала движений, а открывая их, проверить правильно ность принятого положения. При наличии отклонений исправить ошибку и повторить все вновь. Подобные задания следует проделывать в разных направлениях и плоскостях, и не только руками, но и ногами, используя для этого разнообразные исходные положения тела. Целесообразно также выполнять с закрытыми глазами по начерченной линии упражнения в ходьбе и беге, танцевальные движения, прыжки, контролируя обязательно прямолинейность перемещений (открывая глаза по окончании задания, с помощью, по разметкам и т. д.). Для совершенствования пространственной точности движений гимнасткам старших разрядов рекомендуется кроме указанных упражнений выполнять с закрытыми глазами акробатические элементы (кувырки, перевороты и другие — без фазы полета) на полу, гимнастической скамейке и низком бревне. Выполнение упражнений на бревне органически связано с возможностью нарушения равновесия и риском падения. Это обстоятельство приводит к излишней осторожности и скованности действий занимающихся. Поэтому психологическая трудность упражнений должна возрастать постепенно, а обучение новым упражнениям отличаться особой последовательностью. Новые элементы следует изучать на полу на линиях, формируя в этих условиях рациональную осанку и отрабатывая точность перемещений. Далее нужно переходить на гимнастические скамейки, низкие бревна и лишь потом на обычное бревно. Разучивать новые трудные вскоки удобнее на коне без ручек, а затем на бревне подкладывать вначале тонкий мат или войлок. Для привыкания к высоте целесообразно применять на бревне групповые упражнения общеразвивающего типа: приседания, наклоны, махи ногами, повороты туловища и др. Страховка на бревне должна исключать возможность падений и ушибов. Поддержка в акробатических элементах производится обычно в области поясницы или за бедра, а при передвижениях — за руки. С целью повышения плотности занятий на бревне кроме использования дополнительных снарядов (низкие бревна, гимнастические скамейки и т. п.) нужно применять на начальных этапах подготовки групповой и поточный методы выполнения упражнений. Поточный метод можно проводить и по принципу круговой тренировки, последовательно выполняя упражнения на полу, гимнастической скамейке, низком или обычном бревне. Для более широкого и разностороннего воздействия на функцию равновесия занимающихся с целью повышения их возможностей осваивать новые трудные элементы целесообразно дополнительно заниматься на снарядах более узких, чем обычное бревно: на туго натянутом тросе, низком бревне с шириной опорной поверхности 3—5 см и на других подходящих для этого предметах (гимнастические стоялки, рейки от гимнастической стенки и т. д.). Трос диаметром до 2,5—3 см натягивается с помощью цепей и талрепов между двумя опорными площадками на высоте 40—50 см от пола. Длина его достигает 3—5 м. Те же длину и высоту может иметь специальное бревно (рис. 124). Выполнение упражнений на предельно ограниченной плоскости снаряда является на первых порах весьма затруднительным. Попытки удержаться на тросе или узком бревне за счет балансирующих движений руками и туловищем не да- ют, как правило, положительного эффекта. Поэтому вначале необходимо выработать навык сохранения равновесия, исключающий использование дополнительных движений звеньями тела. Для облегчения этой задачи рекомендуется на первых порах обучения каждому новому элементу на узких снарядах применять веер, изготовленный из проволоки, затянутой плотной тканью или бумагой. Последовательность упражнений должна быть примерно следующей: стойка на одной ноге продольно и поперек с различными положениями рук, то же на двух ногах; движения звеньями тела в этих стойках, приседания, различные передвижения и повороты, элементы соревновательной программы. Упражнения на тросе и узком бревне оказывают благотворное влияние не только на формирование навыка рациональной осанки, позволяющей уверенно сохранять равновесие в малоустойчивых положениях на снарядах, но и на психику занимающихся, устраняя «боязнь бревна», которое после троса представляется широким и удобным. Основные упражнения Вскоки. Вскок в упор (ставя согнутую или прямую ногу сбоку на бревно). Вскоки в сед на бедре и в упор на колене, исполняемые с места или с разбега толчком обеих ног. В основе их исполнения лежит уверенная опора руками и мягкая постановка (опускание) ног, исключающая возможность ушиба. Страховка производится со стороны мостика; поддерживают за руку и неопорную ногу (в последнем вско-ке) (рис. 125). Вскоки в упор присев (продольно и поперек) выполняются соответственно с прямого и косого разбега. Во втором случае большие пальцы рук при опоре должны соприкасаться. Техника исполнения и страховка аналогичны описанным выше Те же вскоки на одну ногу с последующими поворотами могут выполняться после освоения поворотов в упоре присев на одной ноге. Вскок в упор стоя согнувшись ноги врозь не отличается по исполнению от предыдущих, но требует применения больших усилий. Страховать следует за плечи с противоположной вскоку стороны бревна. Вскок в упор сзади с перемахом согнув ноги разучивается после аналогичных вскоков с перемахом одной ногой. Обучение следует начинать на коне с ручками, затем без них. Страховать — сбоку со стороны мостика. Вскоки в сед на бедре с поочередным перемахом и в присед на одну ногу, другую вперед. Выполняются с косого разбега с опорой рукой, толчком дальней от бревна ноги и предполагают наличие активного маха вперед-кверху свободной ногой при удержании таза внизу. Ставя ногу на бревно, для перехода в присед нужно оттолкнуться рукой и подать плечи вперед. Страховать — с противоположной стороны бревна (рис. 126). Вскок в присед на одну ногу без опоры руками. Выполняется за счет энергичного разбега, отталкивания и взмаха ногой с помощью движения рук снизу вверх. Для вскока на прямую ногу все движения производятся мощнее. Эти вскоки выполняются и в конце, и в середине бревна. Повороты. Позволяя периодически менять направление движения, т. е. играя служебную роль, повороты являются обязательной и неотъемлемой частью любого упражнения на бревне. Однако, представляя определенную трудность в качестве элементов с вращением на узкой опоре, они имеют и самостоятельное значение. Выполняются повороты в стойках на одной и двух ногах (прямых или согнутых), в стойке на руках, в смешанных или простых упорах. Повороты кругом на двух ногах в стойке и приседе, приседая и вставая имеют силовую основу, т. е. производятся медленно за счет активных мышечных усилий, связанных с вращением стоп в противоположном повороту направлении, при фиксированном относительно ног положении туловища. Предварительно нужно встать на носки, а заканчивая поворот — опуститься на полную стопу. Повороты кругом махом одной ноги (одноименный и разноименный). Опорная конечность выполняет действия, аналогичные вышеописанным, в то время как маховая, облегчая эту задачу, закручивает тело в сторону поворота, не выходя за плоскость бревна. При обучении целесообразно, как говорилось ранее, пользоваться дополнительной опорой у гимнастической етенки или ска- мейки, ставя на них при повороте маховую ногу на носок (рис. 127). Поворот на 360° на одной ноге. Из стойки продольно нужно сделать шаг правой в сторону и, слегка приседая на ней, встать на носок, отталкиваясь одновременно другой ногой. Помогая руками вращению, сохранять прямое вертикальное положение тела Заканчивая поворот, встать на всю стопу, левую в сторону. Повороты в приседе на одной ноге, другая в сторону. Вращение начинается с принятия позы за счет толчка ногой, закручивающего движения туловищем и руками, и последующего маха ногой в сторону вращения. При обучении угол поворота следует увеличивать постепенно. Повороты в смешанных упорах — большей частью вспомогательные элементы, служащие для изменения положения на бревне и для переходов из седов в стойку на ногах: из упора и упора сзади одноименные перемахи с поворотом в сед ноги врозь или на бедре; из седа ноги врозь скрещение махом назад с поворотом кругом; из упора сзади поворот на 270° в упор присев на одну ногу (рис. 128), поворот кругом и более в упоре углом ноги врозь вне (простой упор) и др. К передвижениям относятся различные виды ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Ходьба включает обычный шаг, с носка и на носках, с высоким подниманием согнутых и прямых ног вперед, может выполняться спиной и боком вперед, приседая и вставая, с поворотами и т. д. Бег, за некоторым исключением, состоит из сходных по форме с ходьбой вариантов движений. Критерием, определяющим содержание упражнений в беге, служит относительная их безопасность. Танцевальные движения. К ним принадлежат приставные и переменные шаги (вперед, назад, в стороны), шаги польки, вальса, мазурки, русский шаг и др. Прыжки могут выполняться на месте и с продвижением в различных направлениях на одной и двух ногах, толчком одной и двумя ногами с приземлением на одну и обе ноги. Наиболее трудными считаются прыжки с поворотами в фазе полета. Прыжки бывают одиночными или выполняются слитно друг за другом. Руки при этом могут занимать различные положения и совершать движения. Для устойчивости приземления (в прыжках на бревне и соскоках) следует своевременно начинать торможение, включая в действие мышцы не только ног, но и туловища. Опора при прыжках должна носить стопорящий характер и начинаться до того, как линия тяжести приблизится к площади опоры (рис. 129). Для отработки отдельных фаз прыжка можно при обучении пользоваться опорой руками у гимнастической стенки. В программу для школ входят наиболее простые виды прыжков: подскок на одной ноге с шага, другую назад или вперед, на месте со сменой положения ног, прыжки с одной ноги на другую на месте и с продвижением вперед, прыжки шагом, прыжки на месте, сгибая ноги и т. п. Рассмотрим некоторые из прыжков начальной подготовки. Прыжок толчком со сменой положения ног выполняется из стойки на носках. Слегка приседая, подпрыгнуть вверх, разгибая ноги и оттягивая носки. В прыжке сменить положение ног и приземлиться на напряженные, чуть согнутые ноги. Прыжок толчком двумя с разведением ног. Техника прыжка и приземления аналогична предыдущему прыжку, но в полете широко развести ноги, одну вперед. Тот же прыжок можно делать меняя положение ног к моменту приземления. Прыжок с обеих ног на одну исполняется как и предыдущие, но с приземлением на одну ногу (с носка на всю стопу), а также с продвижением вперед. Прыжок шагом (с одной ноги на другую). Сделать шаг левой и махом правой вперед — прыжок на нее, слегка приседая, левую назад. Тот же прыжок выполняется в равновесие. Для этого нужно, приземляясь на согнутую больше обычного ногу, наклониться вперед прогнувшись и, разгибая ее, отвести другую максимально назад. Прыжок со сменой положения ног впереди. После шага левой, делая мах правой вперед, прыгнуть повыше, меняя в воздухе положение прямых ног. Приземлиться на правую, левую вперед. Тот же прыжок можно делать со сменой согнутых ног. Прыжок с правой на левуюи, приставляя акцентирование правую сзади, толчком (отбивом) двумя прыжок с обеих ног на левую. Предварительно надо освоить прыжки шагом и с обеих ног на одну, а затем соединить их в данную связку. Равновесия могут выполняться медленно (с места), прыжком и поворотом. Они делятся на горизонтальные и вертикальные, в зависимости от положения туловища в пространстве. Возможность выполнения многих из них связана с уровнем 6—1760 Ш развития гибкости и подвижности в суставах и зависит от силы мышц туловища и ног. Техника их выполнения на бревне не отличается принципиально от обычной (на полу), не считая в отдельных случаях постановки стопы. К наиболее простым вариантам равновесий относятся равновесие на одной ноге е различным положением рук, в полушпагате, в упоре и в стойке на колене, лежа на груди (рис. 130), в седе углом, руки в стороны и др. Более трудными будут етойки на лопатках и груди, на плече, равновесие на одной ноге с захватом за колено или носок, кольцом (рис. 131) и др. Кувырки на бревне представляют первый шаг к изучению сложных акробатических элементов. Наиболее легкими из них можно считать кувырок вперед из положения выпада и кувырок назад из седа. Кувырок вперед из выпада следует вначале изучить на полу. Глубоко приседая в выпаде, поставить руки с сомкнутыми большими пальцами дальше вперед и, поднимая таз вперед-кверху, опустить голову затылком на мат. Соединяя прямые ноги, мягко перекатиться в сед ноги врозь. То же научиться делать на гимнастиче- ской скамейке. Отдельно на бревне освоить перехват руками сверху вниз скользящим движением в момент касания головой снаряда. Кувырок можно заканчивать в разные положения: в сед ноги врозь или на бедре, в присед на одной или двух ногах, в стойку на колене. Страховать нужно при захвате бревна снизу двумя руками сбоку за поясницу и бедра, а без перехвата — одной рукой за плечо, другой под бедро (рис. 132). Соскоки в период начального обучения служат для воспитания у занимающихся ориентировки в пространстве, умения управлять движениями звеньев тела, совершенствования навыков приземления. Последовательность разучивания соскоков примерно следующая. Соскоки из седа на бедре с опорой рукой спереди, сзади, с поворотами кругом; соскоки из упора ноги врозь одной ногой с перемахом ноги вперед или назад; то же из упора ноги врозь поперек в сторону (махом назад или вперед); соскок из упора на колене махом другой ногой назад; то же из упора присев на одной — прогнувшись; соскок из седа углом опорой одной ногой (рис. 133). Соскок махом ноги (прогибаясь) выполняется с шага или разбега, с конца бревна или с середины — в сторону; соскок прогнувшись толчком ног из стойки поперек (с конца бревна или в стороны) и из стойки продольно; то же с поворотами, ноги врозь, группируясь, согнувшись, сог-гнув ноги назад. Далее трудность соскоков возрастает: соскоки переворотом в сторону, то же после поворота в стойке на руках (в конца бревна); соскок переворотом вперед (медленный и в темпе); соскок переворотом в сторону с конца бревна (выполняется соединяя ноги в етойке на руках. Продолжая движение ногами и передавая тяжесть на вторую руку, оттолкнуться ею в момент потери равновесия и, сохраняя вытянутое положение тела в полете, мягко приземлиться. Этот же соскок можно выполнять и в середине бревна. Страховать поддерживая гимнастку за плечо и поясницу рис. 134). Обучение этим соскокам следует начинать на гимнастической скамейке и низком бревне, переходя затем на коня без ручек и обычное бревно. Высоту снаряда при обучении повышать постепенно. Глава 10 ПРЫЖКИ Date: 2016-07-05; view: 290; Нарушение авторских прав |