Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности обучения и организация занятий





Наиболее характерными и общими требованиями для большин­ства упражнений на бревне являются рациональное взаимораспо­ложение звеньев тела и прямолинейность перемещений, зависящая от точности действий, определяющих направление движений.

Формирование рациональной осанки происходит при непосред­ственном участии преподавателя в установке и фиксации позы g применением различных приемов, помогающих прочувствовать нужное положение тела. К ним относятся: сравнение мышечных и тактильных ощущений в правильной и неправильной позах; внеш­нее изменение рациональной осанки при активном сопротивлении занимающегося; концентрация двигательных ощущений с закры­тыми глазами и другие приемы.


           
   
 
     
 


Параллельно с освоением позы вырабатывается умение сохра­нять в ней равновесие с помощью управляющих движений длитель­ное время.

Совершенствование навыка рациональной осанки происходит при повышении трудности ее удержания за счет дополнительных движений звеньями тела, изменения способа исполнения (после прыжка, поворота), сохранения равновесия на фоне раздражения вестибулярного аппарата путем многократного вращения тела во­круг различных осей.

При обучении поворотам кроме удержания позы на время нуж­но учить занимающихся принимать ее в начале вращения и сохра­нять в конце поворота, используя для этого дополнительную опору у гимнастической стенки.

С целью совершенствования мастерства требуется усложнять позы и увеличивать угол поворота тела.

Серьезное внимание при обучении передвижениям нужно уде­лять положению головы, поскольку опускание ее на грудь, как говорилось выше, приводит к ухудшению осанки и нарушению равновесия.

Так как при выполнении акробатических элементов межсустав­ные углы непрерывно меняются, нужно при изучении, например, переворотов выделять не одно, а несколько положений тела (в вер­тикальной и наклонных плоскостях), а также проделывать элемен­ты по частям — от одной позы к другой, вырабатывая соответст­вующие двигательные представления (рис. 123).

Воспитание точности движений, лежащей в основе прямолиней­ности перемещений тела, происходит путем совершенствования про­странственных и силовых дифференцировок движений. С этой целью в занятия (прежде всего для начинающих) желательно вклю­чать упражнения, развивающие способность оценивать положения звеньев тела, направление движений, высоту и дальность прыжка, сравнительную величину мышечных усилий. Например: поднять руки в стороны и закрыть глаза, пытаясь разобраться в мышечных ощущениях. Затем выполнить то же задание, закрывая глаза за­ранее — до начала движений, а открывая их, проверить правиль­но


ность принятого положения. При наличии отклонений исправить ошибку и повторить все вновь.

Подобные задания следует проделывать в разных направлениях и плоскостях, и не только руками, но и ногами, используя для этого разнообразные исходные положения тела.

Целесообразно также выполнять с закрытыми глазами по на­черченной линии упражнения в ходьбе и беге, танцевальные движе­ния, прыжки, контролируя обязательно прямолинейность переме­щений (открывая глаза по окончании задания, с помощью, по раз­меткам и т. д.).

Для совершенствования пространственной точности движений гимнасткам старших разрядов рекомендуется кроме указанных упражнений выполнять с закрытыми глазами акробатические эле­менты (кувырки, перевороты и другие — без фазы полета) на полу, гимнастической скамейке и низком бревне.

Выполнение упражнений на бревне органически связано с воз­можностью нарушения равновесия и риском падения. Это обстоя­тельство приводит к излишней осторожности и скованности дейст­вий занимающихся. Поэтому психологическая трудность упражне­ний должна возрастать постепенно, а обучение новым упражнениям отличаться особой последовательностью. Новые элементы следует изучать на полу на линиях, формируя в этих условиях рациональ­ную осанку и отрабатывая точность перемещений. Далее нужно переходить на гимнастические скамейки, низкие бревна и лишь потом на обычное бревно.

Разучивать новые трудные вскоки удобнее на коне без ручек, а затем на бревне подкладывать вначале тонкий мат или войлок.

Для привыкания к высоте целесообразно применять на бревне групповые упражнения общеразвивающего типа: приседания, на­клоны, махи ногами, повороты туловища и др.

Страховка на бревне должна исключать возможность падений и ушибов. Поддержка в акробатических элементах производится обыч­но в области поясницы или за бедра, а при передвижениях — за руки.


С целью повышения плотности занятий на бревне кроме исполь­зования дополнительных снарядов (низкие бревна, гимнастиче­ские скамейки и т. п.) нужно применять на начальных этапах под­готовки групповой и поточный методы выполнения упражнений.

Поточный метод можно проводить и по принципу круговой тре­нировки, последовательно выполняя упражнения на полу, гимнас­тической скамейке, низком или обычном бревне.

Для более широкого и разностороннего воздействия на функ­цию равновесия занимающихся с целью повышения их возможнос­тей осваивать новые трудные элементы целесообразно дополнитель­но заниматься на снарядах более узких, чем обычное бревно: на туго натянутом тросе, низком бревне с шириной опорной поверх­ности 3—5 см и на других подходящих для этого предметах (гимнас­тические стоялки, рейки от гимнастической стенки и т. д.).

Трос диаметром до 2,5—3 см натягивается с помощью цепей и талрепов между двумя опорными площадками на высоте 40—50 см


       
   
 
 

от пола. Длина его достигает 3—5 м. Те же длину и высоту может иметь специальное бревно (рис. 124).

Выполнение упражнений на предельно ограниченной плоскости снаряда является на первых порах весьма затруднительным. Попытки удержаться на тросе или узком бревне за счет балансирующих дви­жений руками и туловищем не да-

ют, как правило, положительного эффекта. Поэтому вначале необ­ходимо выработать навык сохранения равновесия, исключающий использование дополнительных движений звеньями тела. Для об­легчения этой задачи рекомендуется на первых порах обучения каждому новому элементу на узких снарядах применять веер, изготовленный из проволоки, затянутой плотной тканью или бу­магой.

Последовательность упражнений должна быть примерно сле­дующей: стойка на одной ноге продольно и поперек с различными положениями рук, то же на двух ногах; движения звеньями тела в этих стойках, приседания, различные передвижения и повороты, элементы соревновательной программы.

Упражнения на тросе и узком бревне оказывают благотворное влияние не только на формирование навыка рациональной осанки, позволяющей уверенно сохранять равновесие в малоустойчивых положениях на снарядах, но и на психику занимающихся, устра­няя «боязнь бревна», которое после троса представляется широким и удобным.

Основные упражнения

Вскоки.

Вскок в упор (ставя согнутую или прямую ногу сбоку на бревно).

Вскоки в сед на бедре и в упор на колене, исполняемые с места или с разбега толчком обеих ног. В основе их исполнения лежит уверен­ная опора руками и мягкая постановка (опускание) ног, исключаю­щая возможность ушиба. Страховка производится со стороны мос­тика; поддерживают за руку и неопорную ногу (в последнем вско-ке) (рис. 125).

Вскоки в упор присев (продольно и поперек) выполняются соот­ветственно с прямого и косого разбега. Во втором случае большие пальцы рук при опоре должны соприкасаться. Техника исполне­ния и страховка аналогичны описанным выше Те же вскоки на одну ногу с последующими поворотами могут выполняться после освоения поворотов в упоре присев на одной ноге.


Вскок в упор стоя согнувшись ноги врозь не отличается по испол­нению от предыдущих, но требует применения больших усилий. Страховать следует за плечи с противоположной вскоку стороны бревна.


Вскок в упор сзади с перемахом согнув ноги разучивается после аналогичных вскоков с перемахом одной ногой. Обучение следует начинать на коне с ручками, затем без них. Страховать — сбоку со стороны мостика.

Вскоки в сед на бедре с поочередным перемахом и в присед на одну ногу, другую вперед. Выполняются с косого разбега с опорой рукой, толчком дальней от бревна ноги и предполагают наличие активного маха вперед-кверху свободной ногой при удержании таза внизу. Ставя ногу на бревно, для перехода в присед нужно оттолкнуться рукой и подать плечи вперед. Страховать — с противоположной стороны бревна (рис. 126).

Вскок в присед на одну ногу без опоры руками. Выполняется за счет энергичного разбега, отталкивания и взмаха ногой с по­мощью движения рук снизу вверх. Для вскока на прямую ногу все движения производятся мощнее. Эти вскоки выполняются и в кон­це, и в середине бревна.

Повороты. Позволяя периодически менять направление движе­ния, т. е. играя служебную роль, повороты являются обязательной и неотъемлемой частью любого упражнения на бревне. Однако, представляя определенную трудность в качестве элементов с вра­щением на узкой опоре, они имеют и самостоятельное значение. Выполняются повороты в стойках на одной и двух ногах (прямых или согнутых), в стойке на руках, в смешанных или простых упорах.

Повороты кругом на двух ногах в стойке и приседе, приседая и вставая имеют силовую основу, т. е. производятся медленно за счет активных мышечных усилий, связанных с вращением стоп в противоположном повороту направлении, при фиксированном от­носительно ног положении туловища. Предварительно нужно встать на носки, а заканчивая поворот — опуститься на полную стопу.

Повороты кругом махом одной ноги (одноименный и разноимен­ный). Опорная конечность выполняет действия, аналогичные выше­описанным, в то время как маховая, облегчая эту задачу, закручи­вает тело в сторону поворота, не выходя за плоскость бревна.

При обучении целесообразно, как говорилось ранее, пользо­ваться дополнительной опорой у гимнастической етенки или ска-


           
   
 
   
 
 

мейки, ставя на них при повороте маховую ногу на носок (рис. 127).

Поворот на 360° на одной ноге. Из стойки продольно нужно сде­лать шаг правой в сторону и, слегка приседая на ней, встать на носок, отталкиваясь одновременно другой ногой. Помогая руками вращению, сохранять прямое вертикальное положение тела За­канчивая поворот, встать на всю стопу, левую в сторону.

Повороты в приседе на одной ноге, другая в сторону. Вращение начинается с принятия позы за счет толчка ногой, закручивающего движения туловищем и руками, и последующего маха ногой в сто­рону вращения.


При обучении угол поворота следует увеличивать постепенно.

Повороты в смешанных упорах — большей частью вспомога­тельные элементы, служащие для изменения положения на брев­не и для переходов из седов в стойку на ногах: из упора и упора сзади одноименные перемахи с поворотом в сед ноги врозь или на бедре; из седа ноги врозь скрещение махом назад с поворотом кру­гом; из упора сзади поворот на 270° в упор присев на одну ногу (рис. 128), поворот кругом и более в упоре углом ноги врозь вне (простой упор) и др.

К передвижениям относятся различные виды ходьбы, бега, прыж­ков, танцевальных движений.

Ходьба включает обычный шаг, с носка и на носках, с высоким подниманием согнутых и прямых ног вперед, может выполняться спиной и боком вперед, приседая и вставая, с поворотами и т. д.

Бег, за некоторым исключением, состоит из сходных по форме с ходьбой вариантов движений. Критерием, определяющим содержа­ние упражнений в беге, служит относительная их безопасность.

Танцевальные движения. К ним принадлежат приставные и пе­ременные шаги (вперед, назад, в стороны), шаги польки, вальса, мазурки, русский шаг и др.

Прыжки могут выполняться на месте и с продвижением в раз­личных направлениях на одной и двух ногах, толчком одной и двумя ногами с приземлением на одну и обе ноги. Наиболее труд­ными считаются прыжки с поворотами в фазе полета. Прыжки бы­вают одиночными или выполняются слитно друг за другом. Руки при этом могут занимать различные положения и совершать дви­жения.


Для устойчивости призем­ления (в прыжках на бревне и соскоках) следует своевре­менно начинать торможение, включая в действие мышцы не только ног, но и тулови­ща. Опора при прыжках должна носить стопорящий характер и начинаться до то­го, как линия тяжести приб­лизится к площади опоры (рис. 129).

Для отработки отдельных

фаз прыжка можно при обучении пользоваться опорой руками у гимнастической стенки.

В программу для школ входят наиболее простые виды прыжков: подскок на одной ноге с шага, другую назад или вперед, на месте со сменой положения ног, прыжки с одной ноги на другую на месте и с продвижением вперед, прыжки шагом, прыжки на месте, сги­бая ноги и т. п.

Рассмотрим некоторые из прыжков начальной подготовки.

Прыжок толчком со сменой положения ног выполняется из стой­ки на носках. Слегка приседая, подпрыгнуть вверх, разгибая ноги и оттягивая носки. В прыжке сменить положение ног и приземлить­ся на напряженные, чуть согнутые ноги.

Прыжок толчком двумя с разведением ног. Техника прыжка и приземления аналогична предыдущему прыжку, но в полете ши­роко развести ноги, одну вперед. Тот же прыжок можно делать меняя положение ног к моменту приземления.

Прыжок с обеих ног на одну исполняется как и предыдущие, но с приземлением на одну ногу (с носка на всю стопу), а также с про­движением вперед.

Прыжок шагом (с одной ноги на другую). Сделать шаг левой и махом правой вперед — прыжок на нее, слегка приседая, левую назад. Тот же прыжок выполняется в равновесие. Для этого нужно, приземляясь на согнутую больше обычного ногу, наклониться вперед прогнувшись и, разгибая ее, отвести другую максимально назад.

Прыжок со сменой положения ног впереди. После шага левой, делая мах правой вперед, прыгнуть повыше, меняя в воздухе поло­жение прямых ног. Приземлиться на правую, левую вперед. Тот же прыжок можно делать со сменой согнутых ног.

Прыжок с правой на левуюи, приставляя акцентирование правую сзади, толчком (отбивом) двумя прыжок с обеих ног на левую. Предварительно надо освоить прыжки шагом и с обеих ног на одну, а затем соединить их в данную связку.

Равновесия могут выполняться медленно (с места), прыжком и поворотом. Они делятся на горизонтальные и вертикальные, в за­висимости от положения туловища в пространстве.

Возможность выполнения многих из них связана с уровнем

6—1760 Ш





развития гибкости и подвижности в суставах и зависит от силы мышц туловища и ног. Техника их выполнения на бревне не отли­чается принципиально от обычной (на полу), не считая в отдельных случаях постановки стопы.

К наиболее простым вариантам равновесий относятся равнове­сие на одной ноге е различным положением рук, в полушпагате, в упоре и в стойке на колене, лежа на груди (рис. 130), в седе углом, руки в стороны и др.

Более трудными будут етойки на лопатках и груди, на плече, равновесие на одной ноге с захватом за колено или носок, коль­цом (рис. 131) и др.

Кувырки на бревне представляют первый шаг к изучению слож­ных акробатических элементов. Наиболее легкими из них можно считать кувырок вперед из положения выпада и кувырок назад из седа.

Кувырок вперед из выпада следует вначале изучить на полу. Глубоко приседая в выпаде, поставить руки с сомкнутыми большими пальцами дальше вперед и, поднимая таз вперед-кверху, опус­тить голову затылком на мат. Соединяя прямые ноги, мягко пере­катиться в сед ноги врозь. То же научиться делать на гимнастиче-


ской скамейке. Отдельно на бревне освоить перехват руками свер­ху вниз скользящим движением в момент касания головой снаряда.

Кувырок можно заканчивать в разные положения: в сед ноги врозь или на бедре, в присед на одной или двух ногах, в стойку на колене.

Страховать нужно при захвате бревна снизу двумя руками сбоку за поясницу и бедра, а без перехвата — одной рукой за плечо, дру­гой под бедро (рис. 132).

Соскоки в период начального обучения служат для воспитания у занимающихся ориентировки в пространстве, умения управлять движениями звеньев тела, совершенствования навыков приземле­ния. Последовательность разучивания соскоков примерно сле­дующая.

Соскоки из седа на бедре с опорой рукой спереди, сзади, с поворота­ми кругом; соскоки из упора ноги врозь одной ногой с перемахом ноги вперед или назад; то же из упора ноги врозь поперек в сторону (ма­хом назад или вперед); соскок из упора на колене махом другой но­гой назад; то же из упора присев на одной — прогнувшись; соскок из седа углом опорой одной ногой (рис. 133). Соскок махом ноги (про­гибаясь) выполняется с шага или разбега, с конца бревна или с середины — в сторону; соскок прогнувшись толчком ног из стойки поперек (с конца бревна или в стороны) и из стойки продольно; то же с поворотами, ноги врозь, группируясь, согнувшись, сог-гнув ноги назад.

Далее трудность соскоков возрастает: соскоки переворотом в сторону, то же после поворота в стойке на руках (в конца бревна); соскок переворотом вперед (медленный и в темпе); соскок переворотом в сторону с конца бревна (выполняется соединяя ноги в етойке на руках. Продолжая движение ногами и передавая тяжесть на вто­рую руку, оттолкнуться ею в момент потери равновесия и, сохра­няя вытянутое положение тела в полете, мягко приземлиться. Этот же соскок можно выполнять и в середине бревна. Страховать под­держивая гимнастку за плечо и поясницу рис. 134).

Обучение этим соскокам следует начинать на гимнастической скамейке и низком бревне, переходя затем на коня без ручек и обычное бревно. Высоту снаряда при обучении повышать посте­пенно.

Глава 10 ПРЫЖКИ







Date: 2016-07-05; view: 290; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию