Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь основных терминов

Абсолютное правоотношение — правовая общественная связь, в которой определена лишь управомоченная сторона, а обязан­ная сторона — каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (пра­воотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Акты применения права — правовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании уста­новленных фактов и норм права, определяющие права, обязан­ности или меру юридической ответственности конкретных лиц. К актам применения права предъявляются требования законно­сти, обоснованности, целесообразности. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

Акты официального толкования — документы, издаваемые специально уполномоченными органами (например, Пленумом Верховного Суда РФ), направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Акты реализации права — это действия субъектов права, уча­стников правовых отношений по воплощению в жизнь предпи­саний норм права. В этих действиях (в ряде случаев закреплен­ных в юридических документах, например, договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры воз­можного или должного поведения.

Аналогия — сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.

Аналогия закона — способ преодоления пробела в законода­тельстве путем применения к неурегулированному в конкрет­ной норме спорному отношению нормы права, регулирующей сходные отношения.

Аналогия права — способ преодоления пробела в законода­тельстве путем применения к неурегулированному в конкрет­ной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регу­лирующей сходные отношения, общих начал и смысла законо­дательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые).

Бюрократизм — характеристика деятельности государствен­ных (муниципальных) служащих, выражающая злоупотребление государственной властью в личных интересах и во вред обще­ству, но в рамках закона. Формы проявления бюрократизма — формализм, волокита и др.

Гарантии законности — объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие ре­жим законности. К объективным гарантиям (условиям) отно­сятся экономические, политические, идеологические, социальные и правовые. К субъективным факторам относятся состояние правовой науки, эффективность деятельности политического руко­водства и др. Специальные средства обеспечения законности — это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Они делятся на орга­низационные и юридические.

Гарантии прав человека и гражданина — система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реали­зации своих прав и свобод. По сфере действия различают меж­дународно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Гипотеза — структурный элемент нормы права, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. В за­висимости от количества и содержания обстоятельств, изложен­ных в норме, гипотезы бывают простые, сложные и альтерна­тивные.

Государственная власть — система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы до­минирующего социального, национального слоя (класса, на­ции) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обще­стве, защищает его граждан от внешних и внутренних посяга­тельств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Государственное принуждение (как метод осуществления госу­дарственной власти) — психологическое, материальное или фи­зическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства. Государственное принужде­ние бывает правовым и неправовым.

Государственный орган — первичная структурная часть меха­низма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. Государственный орган имеет внутреннее строение. Полномо­чия государственного органа осуществляют государственные служащие (чиновники). В государстве все органы взаимосвяза­ны между собой, но их можно классифицировать. По принци­пу разделения властей они подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные; по способу возникновения — на первичные и производные; по объему властных полномочий — на высшие и местные; по широте компетенции — на органы общей и специальной компетенции; по способу формирования — на вы­борные и назначаемые; по порядку принятия решения — на кол­легиальные и единоличные.

Государственный суверенитет — политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независи­мость государственной власти.

Государство — политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. К основным признакам государства относятся: неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодей­ствие государства и права; наличие у государства публичной (по­литической) власти; государственный суверенитет; территориаль­ная организация населения; система налогов, сборов, займов.

Гражданское общество — свободное демократическое право­вое общество, ориентированное на конкретного человека, со­здающее атмосферу уважения к правовым традициям и зако­нам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав че­ловека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Дееспособность — предусмотренная нормами права способ­ность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновид­ностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. спо­собность (возможность) лично, самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предус­мотренная нормами права способность нести юридическую от­ветственность за совершенное правонарушение.

Декларативные нормы включают в себя положения программ­ного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат норма­тивные объявления.

Демократический режим — вид политического режима, при котором высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и право­выми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий.

Деяние — действие (бездействие), поступок, свершение.

Диспозитивный метод правового регулирования — метод, при котором субъектам предоставляется свобода выбора вариантов поведения.

Диспозиция — структурный элемент нормы права, который содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной.

Документ — письменный акт, имеющий юридическое значе­ние.

Естественное право (естественные права) — система социаль­но-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества.

Закон — обладающий высшей юридической силой норматив­ный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законность — общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукосни­тельном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятель­ности должностных лиц. Принципами законности являются единство, всеобщность, целесообразность.

Законодательная инициатива — принадлежащее уполномо­ченным государственным органам право внесения законопро­екта в законодательный орган.

Законодательный процесс — урегулированный нормами пра­ва порядок разработки, обсуждения и принятия проектов нор­мативно-правовых актов (законов) высшим органом государ­ственной власти.

Закономерности развития государства — устойчивые, повто­ряющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития. Основной закономерностью развития государства считается постепенное историческое превращение из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в поли­тическую организацию всего общества.

Запрещение — способ правового регулирования, который выражается в возложении обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено при­влекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Злоупотребление правом — деяние, при котором субъект не нарушает правовые предписания, однако при этом своими дей­ствиями он наносит ущерб окружающим, т. е. реализует свое субъективное право во вред другим субъектам.

Идеология — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действи­тельности. Система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, обще­ство.

Императивный метод правового регулирования — метод, пред­писывающий субъектам определенный вариант поведения в категоричной, властной форме.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой дей­ствующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.

Институт — в широком смысле — элемент социальной струк­туры, исторической формы организации и регулирования об­щественной жизни, совокупность учреждений, норм, ценнос­тей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. Суще­ствуют экономические институты (например, собственность, заработная плата), политические институты (государство, ар­мия, партия) и др.

Институт права — обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (ин­ститут права собственности в гражданском праве, институт от­ветственности должностных лиц в административном праве). В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.

Интерпретационные акты — правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Источник (форма) права — форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами госу­дарства в целях регламентации общественного порядка. Совре­менные источники права — это официальные документы, со­держащие правовую (общеобязательную) информацию, говоря­щую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Кодификация — вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизирован­ное, научно обоснованное изложение в новом законе (напри­мер, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).

Коллизионные нормы — призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

Конфедерация — союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).

Координация — взаимосвязь, согласование, приведение в со­ответствие.

Корпоративные нормы — правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его чле­нов и направленные на обеспечение организации и функцио­нирования данного сообщества.

Коррупция — подкуп, продажность государственных и муни­ципальных чиновников, использование ими властных полно­мочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы корруп­ции — взяточничество, подкуп, протекционизм и др.

Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выражен­ный в типах и формах организации жизни и деятельности лю­дей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими мате­риальных и духовных ценностях.

Легальность государственной власти — юридическая характе­ристика государственной власти, означающая ее официальное провозглашение, правомерное установление, функционирова­ние в режиме законности.

Легитимность государственной власти — степень доверия и поддержки государственной власти широкими массами населе­ния, признание ее способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимная власть отвечает представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражает его основные интересы. Легитим­ность повышает авторитет и эффективность государственной власти.

Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами посредством согласования своих интересов и формирующих самостоятельную правовую систему, которая функционирует во взаимодействии с право­выми системами государств. Предмет регулирования международного права — отношения между государствами (межгосудар­ственные отношения) и отношения с участием различных уча­стников международного общения (иные международные отно­шения). Наряду с этим нормы международного права в опреде­ленной мере предназначены для регулирования отношений в пределах юрисдикции государств (внутригосударственных отно­шений).

Метод — способ достижения какой-либо цели, решения кон­кретной задачи; совокупность приемов или операций практи­ческого или теоретического освоения (познания) действитель­ности.

Метод правового регулирования — совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Методология юридической науки — относительно самостоя­тельная область юриспруденции, в которой рассматриваются условия и формы научного познания государства и права, ос­нования, принципы и методы юридических исследований.

Методы юридической науки — применяемые в исследователь­ской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о государстве и праве. К методам юридической науки относят­ся философские, общенаучные, частнонаучные.

Механизм — система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности.

Механизм (аппарат) государства — специально созданная постоянно действующая иерархическая система государствен­ных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляю­щих государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм правового регулирования — система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регули­рование. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, акты реализации права, пра­воприменительные акты, правосознание, режим законности.

Мировой правопорядок — система общественных планетар­ных отношений, формирующихся на основе общегуманистичес­ких и естественно-правовых начал и функционирующих в со­ответствии с общепризнанными принципами и нормами меж­дународного и внутригосударственного права.

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед насе­лением. Монархия бывает неограниченная и ограниченная (сословно-представительская, конституционная).

Мораль — исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, осно­ванная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

Недемократический режим — вид политического режима, при котором на первый план выходят методы насилия, осуществля­ется неправовое государственное принуждение, права и свобо­ды человека и гражданина не защищены. Крайне недемократи­ческим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил.

Норма — установление, порядок, признанный обязательным. Норма права — общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормативность — признак права, означающий, что право регулирует общественные отношения посредством конкретных, формально определенных правил поведения — норм.

Нормативный акт — официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативный договор как источник права — соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нор­мы, определяющие права и обязанности сторон (междугосудар­ственный договор, федеративный договор и др.).

Обеспечительные нормы — содержат предписания, гаранти­рующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

Общедозволительный тип правового регулирования — тип пра­вового регулирования, по которому в регулируемых правом от­ношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено.

Общественные отношения — многообразные связи между со­циальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри их в процессе экономической, социальной, поли­тической, культурной и другой деятельности.

Общественный порядок — состояние урегулированное™ об­щественных отношений, основанное на реализации всех соци­альных норм и принципов. В отличие от правопорядка обще­ственный порядок образуется под воздействием не только пра­вовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д.

Общество — исторически сложившаяся в результате совмес­тной деятельности совокупность людей на определенной тер­ритории, характеризующаяся многообразием (экономических, политических, этических, религиозных и др.) отношений и це­лостностью организации жизни.

Объект правонарушения — то, чему правонарушением нане­сен вред. Таковым является жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность и т. д.

Объект правоотношения — то реальное благо, на использова­ние или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объективная сторона правонарушения — внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности.

Объективно противоправное деяние — деяние, при котором лицо, нарушая нормы права, наносит ущерб. Однако иные эле­менты состава правонарушения — субъект или субъективная сторона — отсутствуют. К таким деяниям можно отнести нару­шение норм уголовного права недееспособным лицом, причи­нение вреда в состоянии необходимой обороны или при край­ней необходимости и другие подобные деяния.

Обычаи — общие правила, возникающие в результате посто­янного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшие в привыч­ку людей.

Обязывание — способ правового регулирования, который выражается в предписании совершить какие-то действия (напри­мер, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Оперативные нормы (нормы-инструменты) — устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

Организация1) внутренняя упорядоченность, согласован­ность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленное его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образова­нию и совершенствованию взаимосвязей между частями цело­го; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и про­цедур.

Относительное правоотношение — такая правовая обществен­ная связь, в которой конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, ис­тец и ответчик).

Отрасль права — обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автоном­ностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессу­альные. В основе деления системы права на отрасли и институ­ты лежат предмет и метод правового регулирования.

Охранительные нормы — фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобож­дения от наказания.

Позитивное право — система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантируемых государ­ством, содержащихся в законодательстве и других источниках юридических норм. Позитивное право — право, «исходящее от государства», закрепленное в официальных источниках.

Познание — процесс отражения и воспроизведения действи­тельности в мышлении субъекта, результатом которого являет­ся новое знание о мире.

Политическая система общества — система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, ба­зирующихся на разнообразных формах собственности, отража­ющих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Политический режим — методы осуществления политичес­кой власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противобор­ства различных политических сил, функционирования всех по­литических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды политического режима — демократический и недемократический.

Порядок1) правильное, налаженное состояние, располо­жение чего-либо; 2) последовательный ход чего-либо; 3) прави­ла, по которым совершается что-либо; 4) существующее уст­ройство, режим.

Права гражданина — совокупность естественных правомо­чий, получивших отражение в нормативно-правовых актах го­сударства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.

Права личности — правомочия, принадлежащие конкретно­му индивиду в конкретной ситуации.

Права человека — естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свобо­ду деятельности во всех сферах общественной жизни. Основ­ные права и свободы человека и гражданина можно классифи­цировать по сферам жизнедеятельности общества (личные пра­ва, экономические, политические, социальные, культурные, экологические, информационные).

Право — система общеобязательных формально определен­ных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от наруше­ний. Главными признаками права выступают сознательно-во­левой характер, нормативность, формальная определенность, обеспеченность государством, системность.

Правовая культура — обусловленное всем социальным, ду­ховным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достиг­нутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским об­ществом прав и свобод человека.

Правовая семья — совокупность правовых систем, выделен­ная на основе общности генезиса; общности источников форм закрепления и выражения норм права; структурного единства, сходства; общности принципов регулирования общественных от­ношений; единства терминологии, юридических категорий и по­нятий, а также техники изложения и систематизации норм права. В науке выделяют следующие правовые системы (правовые се­мьи): англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а так­же Турция); религиозно-правовую (ее разновидности представле­ны в странах, исповедующих в качестве государственной рели­гии ислам, индуизм, иудаизм); социалистическую (Китай, Вьет­нам, КНДР, Куба); обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Правовая система — целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития об­щества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государствами) и используемый ими для достижения своих целей.

Правовое воспитание — целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в об­ществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Правовое государственное принуждение — такое принудитель­ное государственное воздействие, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в про­цессуальных формах (четких процедурах).

Правовое государство — такое государство, построение и де­ятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, един­ства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Правовое регулирование — целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Правовой нигилизм — отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отно­шений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновид­ностях, или формах, — теоретической (идеологической) и прак­тической.

Правовой обычай — правило поведения, вошедшее в при­вычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени, признанное государством как общеобязательная нор­ма поведения, соблюдение которой обеспечивается государ­ственным принуждением.

Правовой режим — специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, раз­личные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каж­дой отрасли, так и в правовой системе в целом.

Правовой статус личности — положение человека, отражаю­щее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Различают общий (международный), кон­ституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Правомерное поведение — общественно необходимое, жела­тельное или социально допустимое, волевое действие дееспо­собного субъекта, соответствующее требованиям норм права. По субъективной стороне правомерное поведение подразделяется на социально активное, законопослушное, конформистское и мар­гинальное.

Правонарушение — общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юриди­ческую ответственность. По степени общественной опасности и юридическому оформлению правонарушения подразделяют­ся на преступления и проступки (административные, гражданс­ко-правовые и дисциплинарные).

Правоотношение — возникающая на основе норм права об­щественная связь, участники которой имеют субъективные пра­ва и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правоотношение состоит из трех элементов: субъекты, объект и содержание. Правоотношения можно разделить по отраслево­му признаку на конституционные, гражданско-правовые, адми­нистративно-правовые и т. д.; по характеру содержания — на общерегулятивные, регулятивные и охранительные; в зависимос­ти от степени определенности сторон правоотношения могут быть относительными и абсолютными.

Правопонимание — научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности че­ловека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Правопорядок — состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реали­зации правовых норм. Принципами правопорядка являются: определенность, системность, организованность, государственная гарантированность, устойчивость, единство.

Правосознание — совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлени­ям в общественной жизни, осознание правовой действитель­ности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах. В структуру правосознания входят рациональный компонент — правовая идеология и эмоциональный компонент — правовая психология.

Правоспособность — предусмотренная нормами права спо­собность (возможность) лица иметь субъективные права и юри­дические обязанности.

Правосубъектность — предусмотренная нормами права спо­собность (возможность) лица быть участником правоотноше­ний.

Правотворчество — деятельность компетентных органов го­сударства по принятию, изменению и отмене нормативно-пра­вовых актов и юридических норм.

Предмет правового регулирования — фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Это трудовые, управленческие, имущественные, земельные, се­мейные и другие отношения. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отно­шения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отноше­ния; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отноше­ния; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осу­ществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Предмет теории государства и права — явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия государства и права. К ним относятся: государство и право как явления цивилиза­ции и культуры; основные понятия государства и права; основ­ные правовые принципы; основные ценности государства и права; основные закономерности развития государства и права.

Презумпция — предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.

Признак — своеобразная особенность человека, вещи, явле­ния.

Применение права — властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию инди­видуального решения по юридическому делу. Стадии приме-, нения права: установление круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактических обстоятельств, т. е. их юри­дическая квалификация; вынесение решения по юридическо­му делу.

Принуждение — привлечение субъекта помимо его воли к совершению каких-либо действий либо к претерпеванию каких-либо действий в отношении его со стороны других субъектов.

Принцип1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности; нормы поведения и деятельно­сти.

Принцип разделения властей — рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодей­ствие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Принципы права — руководящие идеи, характеризующие со­держание права, его сущность и назначение в обществе. Право­вые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Основными общеправовыми принципа­ми являются: демократизм, федерализм, приоритет прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, законность, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие, добросовестность, разум­ность, справедливость.

Принципы правотворчества — основные начала осуществле­ния правотворческой деятельности. К наиболее важным прин­ципам относятся: принцип законности, принцип научности, принцип использования правового опыта, принцип демокра­тизма и связи с практикой.

Принципы юридической ответственности — основные начала, в соответствии с которыми применяется юридическая ответ­ственность. Это принципы законности, гуманизма, ответствен­ности за вину, справедливости, равенства перед законом, целесо­образности, недопустимости удвоения наказания, неотвратимос­ти наказания, индивидуализации наказания, оперативности.

Пробел в законодательстве — отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Способами преодоления пробелов в законодательстве выступают аналогия закона и аналогия права.

Процедура — установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела (например, судебная процедура).

Процесс — 1) ход, развитие какого-нибудь явления, после­довательная смена состояний в развитии чего-нибудь; 2) поря­док разбирательства судебных и административных дел, а так­же само такое дело.

Разрешительный тип правового регулирования — участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные дей­ствия запрещены.

Реализация — осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т. п.

Реализация права — осуществление требований юридических норм в поведении людей. Основными формами реализации права являются: использование субъективного права, исполне­ние обязанности, соблюдение запрета.

Регулирование — воздействие на что-либо с целью организа­ции, упорядочивания.

Регулятивные нормы — непосредственно направлены на ре­гулирование фактических отношений, возникающих между раз­личными субъектами, путем предоставления им прав и возло­жения на них обязанностей. В зависимости от характера субъек­тивных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие сво­им адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определен­ных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые опреде­лены законом как правонарушения).

Результаты толкования — итог уяснения подлинного смыс­ла, закрепленного в письменных правовых актах. Результатами толкования в зависимости от соотношения смысла нормы и ее текстуального выражения являются: буквальное толкование, рас­пространительное толкование и ограничительное толкование.

Республика — форма правления, в которой высшая государ­ственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед изби­рателями. Современные республики подразделяются на парла­ментарные и президентские.

Санкция — структурный элемент нормы права, который ука­зывает на неблагоприятные последствия, возникающие в ре­зультате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно опреде­ленные (точно указанный размер штрафа), относительно опреде­ленные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), аль­тернативные.

Свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность выбора санкционируемых нор­мами и ценностями данного общества целей или средств их достижения. Историческое развитие общества в целом сопро­вождается расширением рамок свободы личности.

Свойство — философская категория, выражающая отноше­ние данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие. Свойство нередко рассматривается как внеш­нее выражение качества.

Система — множество элементов, находящихся в отношени­ях и связях друг с другом, образующих определенную целост­ность, единство. Выделяют материальные и абстрактные систе­мы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые систе­мы (простейшие биологические системы, организмы, популя­ции, виды, экосистемы); особый класс материальных живых систем — социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры обще­ства). Абстрактные системы: понятия, гипотезы, теории, науч­ные знания о системах, лингвистические (языковые), формали­зованные, логические системы и др. В современной науке ис­следование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, различных специальных теорий систем, в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т. д.

Система законодательства — совокупность нормативно-пра­вовых актов, в которых объективируются внутренние и содер­жательные характеристики права. Она выступает внешним вы­ражением, формой системы права.

Система права — внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.

Систематизация законодательства — целенаправленная рабо­та законодателя по упорядочению и приведению в единую си­стему действующих законодательных актов с целью их доступ­ности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Содержание правоотношения — субъективные права и юри­дические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Сознание — одно из основных понятий философии, социо­логии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Это высшая форма психического отражения, свойственная об­щественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух фор­мах: индивидуальной (личной) и общественной.

Сознательно-волевой характер права — признак права, озна­чающий, что право есть проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Право регулирует общественные отношения, взаимодействуя с волей индивидуумов и социальных групп.

Состав правонарушения — совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для ха­рактеристики деяния как правонарушения. Состав правонару­шения включает в себя объект правонарушения, субъект право­нарушения, объективную и субъективную стороны.правонаруше­ния.

Социальная власть — система отношений подчинения одних людей воле и действиям других. Структура любого властного отношения (властеотношения) состоит из властвующего субъек­та (народ, класс, община, род, совет старейшин, вождь) и под­властного объекта (индивид, коллектив, организация).

Социальное управление в обществе — целенаправленное воз­действие на людей и их объединения для достижения опреде­ленных результатов. Предполагает наличие особых органов уп­равления.

Социальные нормы — связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений.

Способы (приемы) толкования — совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов. К способам толкования относятся: грамматический, ло­гический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический, функциональный.

Структура — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внут­ренних изменениях.

Структура общества — внутреннее строение общества, отра­жающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. В структу­ру общества входят социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Структура правовой нормы — логически согласованное внут­реннее строение, обусловленное фактическими общественны­ми отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нор­мативно-правовых актах. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санк­ции.

Субординация — система подчинения нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим, исполнение правил служеб­ной дисциплины.

Субъект правонарушения — лицо, совершившее правонару­шение, правонарушитель. Им может быть только дееспособное (деликтоспособное) лицо, как индивид, так и организация.

Субъективная сторона правонарушения — характеризует от­ношение нарушителя к деянию и его последствиям, т. е. вину.

Субъективное право — предусмотренная в норме права мера возможного поведения управомоченного лица, предоставленная управомоченному лицу для удовлетворения его интересов, обес­печенная действиями (бездействием) обязанного лица. Субъек­тивное право включает в себя право на собственные фактичес­кие действия, право на юридические действия, право требования и право притязания.

Субъекты правоотношений — участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Субъектами правоотноше­ний могут быть индивиды, их организации и, как исключение, социальные общности.

Судебный прецедент — решение суда высокой инстанции по конкретному делу, которому придан нормативный характер. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все ре­шение или приговор целиком, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи (ratio decidendi).

Сущность — внутреннее содержание предмета, явления, об­наруживающееся во внешних формах его существования.

Сущность государства — легитимная и обеспеченная соответ­ствующими средствами власть.

Теория — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представ­ление о закономерностях и существенных связях действитель­ности.

Теория государства и права (как наука) — обобщающая поли­тико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явле­ний цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, за­кономерности развития, взаимодействия и назначение в обще­стве.

Теория государства и права (как учебная дисциплина) — учеб­ная методологическая дисциплина, призванная на основе науч­ных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде те­оретические понятия, принципы и ценности юриспруденции. Структура теории государства и права как учебной дисциплины включает в себя разделы, главы, пункты научно-учебного мате­риала, выражающие его единство и дифференциацию.

Техника — совокупная характеристика навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В тех­нике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества.

Тип государства и права — модель, или идеальный, выражен­ный в понятии, образ государства и права, в котором объеди­няются общие и существенные черты определенной группы государственно-правовых явлений и которому соответствует определенный класс конкретных государств и конкретных пра­вовых систем.

Типология — учение о классификации, т. е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным при­знакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов. В дан­ном случае таким сложным объектом выступает государство и право.

Толкование права — интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания право­вых актов в целях их реализации и совершенствования. По субъектам толкования оно подразделяется на официальное-(аутентическое, легальное, правоприменительное) и неофициаль­ное (обыденное, профессиональное, доктриналъное).

Убеждение (как метод осуществления государственной влас­ти) — метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей.

Унитарное государство — целостное централизованное госу­дарство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государ­ственных образований, не обладают суверенными правами.

Управомочивание — способ правового регулирования, кото­рый выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, соб­ственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Учредительные нормы — отражают исходные начала право­вого регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепля­ют устои социально-экономического и общественно-политичес­кого строя, права, свободы и обязанности граждан, основопо­лагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных право­вых предписаний объективным закономерностям общественно­го развития. Это конституционные нормы и нормы, закреплен­ные в основах законодательства, кодексах.

Факт — 1) в логике и методологии науки предложения, фиксирующие эмпирическое знание; 2) знание, достоверность которого доказана; 3) в обычном смысле синоним понятий «ис­тина», «событие», «результат».

Фактический состав — совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий.

Федеративное государство (федерация) — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, канто­ны и т. д.) являются государствами или государственными об­разованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строит­ся на началах децентрализации.

Форма — способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением.

Форма государства — организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Форма государственного устройства — территориальная орга­низация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Основные формы государ­ственного устройства — унитарная и федеративная, редко встре­чающаяся форма — конфедерация.

Форма правления — способ организации верховной государ­ственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населе­ния в их формировании. Основные формы правления — монар­хия и республика.

Формальная определенность права — признак права, означа­ющий, что нормы права закреплены в официальных письмен­ных источниках, изданных государством.

Функции государства — основные направления его деятель­ности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами. Функции государства можно подразделить: по причинам возникновения на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротив­ления эксплуатируемых классов и др.), и функции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел») (эко­номическая, экологическая и др.); по направленности на внут­ренние (экономическая, социальная, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, экологическая, стимулирования научно-технического прогресса и ограничения его вредных последствий, информационная) и внешние (оборо­ны, интеграции в мировую экономику, обеспечения мира, со­трудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка).

Функции права — основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Право имеет общесоциальные функции (экономическую, политическую, вос­питательную) и конкретные функции (регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную, оценочную).

Функции теории государства и права — направления теорети­ческой деятельности, отражающие общее и специфическое зна­чение данной науки. Функциями теории государства и права являются: теоретико-познавательная (гносеологическая), методо­логическая, политико-управленческая, идеологическая, прогности­ческая.

Функция — 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе от­ношений; 2) роль, которую выполняет определенный соци­альный институт или процесс по отношению к целому.

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятель­ности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости выражены в нрав­ственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Раз­личают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Эмоции — реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выражен­ную субъективную окраску и охватывающие все виды чувстви­тельности и переживаний. Связаны с удовлетворением (поло­жительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференциро­ванные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чув­ствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Юридическая обязанность — предусмотренная в норме пра­ва мера необходимого поведения обязанного лица в интересах управомоченной стороны, обеспеченная возможностью государ­ственного принуждения. Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пас­сивное поведение), совершение конкретных действий (активное поведение), претерпевание обязанным лицом применяемых к нему мер государственно-принудительного воздействия.

Юридическая ответственность — применение к правонаруши­телю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм. Основаниями юридической ответственности являются норма права, правонарушение и правоприменительный акт.

Юридическая техника — совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации норматив­ных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Юридические гарантии законности — совокупность закреп­ленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод. Это прежде всего юридически опосре­дованная деятельность специальных правоохранительных орга­нов и органов правосудия. Среди юридических гарантий разли­чают средства выявления (обнаружения) правонарушений; сред­ства предупреждения правонарушений; меры пресечения правонарушений; меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений; юридическую ответственность; процессуальные юридические гарантии. К организационным средствам относятся различные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению законности. Это кад­ровые, организационные меры по созданию условий для нор­мальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образование в их структуре спе­циальных подразделений (для борьбы с организованной пре­ступностью, коррупцией, распространением наркотиков) и др.

Юридические факты — конкретные жизненные обстоятель­ства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридический процесс— урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуаль­ного характера.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Хвилі прибій – шелест піщинок. | Истоки космоэнергетики

Date: 2016-07-18; view: 159; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию