Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закон спроса. Спрос и величина спроса. Эластичность спроса
Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя. Кривая спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q), и наоборот. Свойства кривой D: Спрос испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде где Pa – цена данного товара; Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижение цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D) (рис. 4.1). Рис. 4.1. Изменение объема спроса и функции спроса Изменение неценовых факторов (Pn, Pm, I, M), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции спроса), что графически выражается смещением кривой D (рис. 4.1). Т.е. при той же цене P1, но с возросшими доходами покупатели могут приобрести большее количество товара Q2 > Q1 (кривая D1), или меньше при снижении цены товара – заменителя Q1 < Q2 (кривая D2). Спрос на товары по разному реагирует на изменение факторов, его определяющих. Степень чувствительности спроса к изменению различных факторов (цена товара, доход потребителя, цены товаров-заменителей и дополняющих товаров) называется эластичностью спроса. I. Коэффициент эластичности спроса по цене (прямая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении цены (DP) на 1% . Коэффициент EP(D) всегда отрицательный, т.к. по закону спроса P и Q изменяются в противоположном направлении. Эластичность спроса по цене зависит: В зависимости от этих показателей различают: 1. Неэластичный спрос (EP(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1% вызывает незначительное изменение объема (QD) (рис. 4.2,а). 2. Эластичный спрос (EP(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1% (DP=1%) вызывает значительное изменение QD (рис. 4.2,б). Рис. 4.2. Графики спроса с различной эластичностью по цене 3. Спрос единичной эластичности (EP(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1% вызывает 1-процентное изменение QD (рис. 4.2,в). 4. Абсолютно неэластичный спрос означает абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены EP(D) = 0) – изменение P на 1% и более не влияет на изменение QD (кривая D0 на рис. 4.2, в). 5. Абсолютно эластичный спрос означает абсолютную чувствительность QD к малейшему изменению P (EP(D) = ¥): незначительный рост P приводит к падению QD до нуля, а незначительное снижение P – к увеличению QD до бесконечности (кривая D¥ на рис. 4.2,в). II. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении доходов потребителей (DI) на 1 % . В зависимости от связи между QD и I (прямая и обратная) коэффициент EI(D) может быть положительным и отрицательным. 1) EI(D) > 0 означает, что рост I вызывает рост QD (качественный товар: мясо, молоко) (кривая I1 на рис.4.3). 2) EI(D) < 0 означает, что рост I вызывает сокращение QD (товары низшей категории: заменители масла) (кривая I2 на рис.4.3). 3) EI(D) > 1 означает, что рост QD превышает рост I на 1% (кривая I3) (товары роскоши, спрос на которые формируется при определенном уровне дохода). Рис. 4.3. Варианты зависимости спроса от дохода III. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на-сколько изменится объем спроса на товар А (QDA) при изменении цены другого товара (PB) . Знак коэффициента EPB (DA) зависит от связи между товарами: – если товары взаимозаменяемы (масло/маргарин), то EPB (DA) (+) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А увеличится (кривая D1 на рис. 4.4); – если товары взаимодополняемые (фотоаппарат/ф.пленка), то EPB (DA) (-) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А сокращается (кривая D2 на рис. 4.4). Рис. 4.4. Кривые спроса на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары Date: 2016-07-18; view: 293; Нарушение авторских прав |