Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обыкновенная женщина
Звали эту женщину — Зоя, имя легкое, не имеющее веса, золотистое, все насквозь пронизанное желтыми лучами солнца, вызывающее мысль о светлых, коротко подстриженных кудрях и тонкой атласной коже с голубыми жилками; губки розовые, ножки маленькие, голосок, как серебряная ниточка. Вот какое представление вызывает у меня имя — Зоя. А может быть, все это потому, что носительница имени Зоя — была действительно такова по внешности. Мы с ней жили вместе, и не могу сказать, чтобы жили плохо… Но я никак не мог отделаться от мысли, что она не настоящий человек, втайне смотрел на нее, как на забавную игрушку, и однажды, когда она, наморщив лоб, спросила меня в упор: «Скажи, ты уважаешь меня?» — я упал с оттоманки на диван и стал корчиться от невыносимого смеха, отчасти утрированного, отчасти — настоящего. — Чудак ты, человечина, — отвечал я ей, успокаиваясь. — На что тебе мое уважение? Ты бы ревела от муки и тоски, если бы я тебя уважал. Ну за что тебя уважать, скажи на милость? — За что? — Она немного растерялась. — Как за что? Ну за то, что я… гм! Порядочный человек. За то, что я к тебе хорошо отношусь… Ну за то, что я… тебе нравлюсь. — Замечательный ты человечина! Разве за это уважают? За это любят. — Так ты меня любишь? — Ну конечно. — Значит, я лучше всех? — Помилуй, как так ты лучше всех? Не дай бог, если бы ты была лучше всех… Тогда все мужчины повлюблялись бы в тебя, и я уж никак не мог бы протолпиться к твоему сердцу… Нет, конечно, есть на свете женщины лучше тебя. Она опечалилась… Опустила голову и сказала, растерянно разглаживая пальчиком шов диванной подушки: — Вот тебе и раз… я этого от тебя не ожидала… А я рассматривал ее близко-близко, как естествоиспытатель — редкого зверька, и мне было смешно-смешно. — Ну посуди сама, голубь мой золотой: не может же быть, чтобы ты была лучше всех… Есть женщины лучше тебя? Есть. Красивее? Есть. Обаятельнее? Есть. Она криво усмехнулась: — Ну, в таком случае я счастливее тебя: ты, по-моему, самый умный, самый красивый, самый обаятельный… — Ты так думаешь? А по-моему, я вот что: я человек 35 лет, шатен, лицо приятное, особых примет нет, ум не государственный, а так, для домашнего обихода, а что касается обаяния, то почему же, черт возьми, меня окружают десятки женщин, которым даже в голову не придет обратить на меня благосклонное внимание? — Господи ты мой, господи, какой вздор несет этот человек! Знаешь, какой ты? Я тебя опишу: у тебя глаза горят, как две звездочки, улыбка твоя туманит голову, а голос твой проникает в самое сердце и прямо переворачивает его. Знаешь, на кого ты похож? На серебряного тигра, вот на кого. — Не видал таких. Они что ж, эти серебряные тигры, также носят визитку, темный галстук и по будним дням ходят на службу? — Ты — глупый. — Не скажу. Недалекий — пожалуй, но глупый — это уже крайность. — Слушай, — прошелестела она мне на ухо, прижимаясь ко мне. — Я сказала тебе, какой ты… — Ну? — Теперь же скажи мне, какая я? — Ты? Зовут тебя Зоя, ты ниже среднего женского роста, волосы у тебя очень хорошие, грудь немного полнее, чем бы следовало, а ноги немного короче, чем это требуется правилами женского сложения. Но и то и другое — следствие твоего роста. Таковы уж все маленькие женщины. Глаза красивые, но поставлены друг к другу ближе, чем следует. Ручка малюсенькая, но ногти, хотелось бы, чтобы были поуже. Она встала и отшатнулась от меня, бледная, с широко раскрытыми, остановившимися глазами. — Постой! И ты осмеливаешься говорить, что любишь меня?! Меня, с большой грудью, с короткими ногами, с широкими ногтями, — ты говоришь, что любишь меня?!! Она упала на диван, и слезы, как вешние воды с гор, хлынули из глаз ее. А я сидел, задумчиво опершись подбородком о свою спокойную холодную руку, и внимательно рассматривал плачущую женщину. И думал: «Понять женщину легко, но объяснить ее трудно. Какое это нечеловеческое, выдуманное чьей-то разгоряченной фантазией существо! Что может быть общего между мной и ею, кроме физической близости и примитивных домашних интересов?» А она рыдала, исходила слезами, изредка ударяясь головой о собственные, сложенные на спинке дивана руки: — А я-то, глупая, думала все время, что мы созданы друг для друга!! Еще давеча, когда к чаю подали печенье и ты выбирал только соленое, то я подумала: господи, как много между нами общего… хым… хым… — Между нами — общее?! Что за ересь говоришь ты? С какой стороны мы похожи друг на друга? Я — большой, толстый, сильный, ты — маленькая, хрупкая, закутанная в кружевные тряпки и ленты. Я дымлю папиросами, как фабричная труба. Ты задыхаешься от этого дыма, как моль от нафталина. Попробуй надеть на меня то, что носите вы: туфли на высоченных каблуках, паутинные панталоны, кофточку из кисеи, корсет. Я сделаю несколько шагов и последовательно: упаду, простужусь насмерть и задохнусь от корсета, одним словом — погибну. Ну что же общего между нами? А попробуй надеть мужской костюм на хорошо сложенную женщину — и спереди и сзади это будет так нехудожественно, так неэстетично… Правда, худые женщины могут надевать мужской костюм, но это только тогда, когда у них нет ни груди, ни бедер, то есть когда они похожи на мужчину. Она подняла на меня страдающие, заплаканные глаза… — Это все пустяки, все внешние различия, а я говорю о духовном сродстве. — Увы, где оно?.. Мужчина почти всегда духовно и умственно превосходит женщину… Ее глаза засверкали. — Да?!! Ты так думаешь? А что, если я тебе скажу, что у нас в Киеве были муж и жена Тиняковы, и — знаешь ли ты это? — она окончила университет, была адвокатом, а он имел рыбную торговлю!! Вот тебе! — Дитя ты мое неразумное, — засмеялся я, ласково, как ребенка, усаживая ее на колени. — Да ведь ты сама сейчас подчеркнула разницу между нами. Заметь, что я, мужчина, всегда говорю о правиле, а ты — бедная логикой, обыкновенная женщина — сейчас же подносишь мне исключение. Бедная головушка! Все люди имеют на руках десять пальцев — и я говорю об этом… А ты видела в паноптикуме мальчишку с двенадцатью пальцами — и думаешь, что в этом мальчишке заключено опровержение всех моих теорий о десяти пальцах. — Ну конечно, — удивилась она. — Как же можно говорить о том, что правило — десять пальцев, когда (ты же сам говоришь!) существуют люди с двенадцатью пальцами. Говоря это, она деловито бегала по комнате, уже забыв о своих горьких слезах, и деловито переставляла какие-то фарфоровые фигурки и какие-то цветы в вазочках. И вся она в своих туфельках на высоких каблуках, в нечеловеческом пеньюаре из кружев и ленточек, с золотистой подстриженной кудрявой головкой и еще не высохшими от слез глазами, с ее покровительственным тоном, которым она произнесла последние слова, — вся она, эта спокойно чирикающая птица, не ведающая надвигающейся грозы моего к ней равнодушия, — вся она, как вихрем, неожиданно закружила мое сердце. Лопнула какая-то плотина, и жалость к ней, острая и неизбывная жалость, которая сильнее любви, — затопила меня всего. «Вот я сейчас только решил в душе своей, что не люблю ее и прогоню от себя… А куда пойдет она, эта глупая, жалкая, нелепая пичуга, которая видит в моих глазах звезды, а в манере держаться — какого-то не существующего в природе серебристого тигра? Что она знает? Каким богам, кроме меня, она может молиться? Она, назвавшая меня вчера своим голубым сияющим принцем (и чина такого нет, прости ее, господи!)». А она, постукивая каблучками, подошла ко мне, толкнула розовой ладонью в лоб и торжествующе сказала: — Ага, задумался! Убедила я тебя? Такой большой — и так легко тебя переспорить… Жалость, жалость, огромная жалость к ней огненными языками лизала мое черствое, одеревеневшее сердце. Я привлек ее к себе и стал целовать. Никогда не целовал я ее более нежно и пламенно. — Ой, оставь, — вдруг тихонько застонала она. — Больно. — Что такое?! — Вот видишь, какой ты большой и глупый… я хотела тебе сделать сюрприз, а ты… Ну да! Что ты так смотришь? Через семь месяцев нас будет уже трое… Ты доволен?
* * *
Я долго не мог опомниться. Потом нежно посадил ее к себе на колени и, разглядывая ее лицо с тем же напряженным любопытством, с каким вивисектор разглядывает кролика, спросил недоверчиво: — Слушай, и ты не боишься? — Чего?.. — Да вот этого… ребенка… Ведь роды вообще опасная штука. — Бояться твоего ребенка? — мягко, непривычно мягко усмехнулась она. — Что ты, опомнись… Ведь это же твой ребенок. — Послушай… Можно еще устроить все это… — Нет! Это прозвучало как выстрел. Последующее было мягче, шутливее: — А ты прав: между мужчиной и женщиной большая разница… — Почему? — Да я думаю так: если бы детей должны были рожать не женщины, а мужчины, — они бежали бы от женщин, как от чумы… — Нет, — серьезно возразил я. — Мы бы от женщин, конечно, не бегали. Но детей бы у нас не было — это факт. — О, я знаю. Мы, женщины, гораздо храбрее, мужественнее вас. И знаешь — это будет превесело: нас было двое — станет трое. Потом она долго, испытующе поглядела на меня: — Скажи, ты меня не прогонишь? Я смутился: — С чего ты это взяла? Разве я говорил тебе о чем-нибудь подобном? — Ты не говорил, а подумал. Я это почувствовала. — Когда? — Когда переставляла цветы, а ты сидел тут на оттоманке и думал. Думал ты: на что она мне — прогоню-ка я ее. Я промолчал, а про себя подумал другое: «Черт знает кто их сочинил, таких… Умом уверена, что люди о двенадцати пальцах, а чутьем знает то, что на секунду мелькнуло в темных глубинах моего мозга…» — Ты опять задумался, но на этот раз хорошо. Вот теперь ты миляга. Разгладила мои усы, поцеловала их кончики и в раздумье сказала: — Пожалуй, что ты больше всего похож на зайца: у тебя такие же усики… — Нет, уж извини: мне серебристый тигр больше по душе!.. — Ну не надо плакать, — покровительственно хлопнула она меня по плечу. — Конечно, ты тигр серебряный, а усики из золота с бриллиантами. Я глядел на нее и думал: «Ну кому она нужна такая? Нет, нельзя ее прогнать. Пусть живет со мной». — Ну послушай… Ну посуди сам: разве это не весело? Нас сейчас двое, а через семь месяцев будет трое.
* * *
И тут она ошиблась, как ошибалась во многом: через семь месяцев нас было по-прежнему двое — я и сын. Она умерла от родов.
* * *
Мне очень жалко ее.
Резная работа
Недавно один петроградский профессор забыл после операции в прямой кишке больного В. трубку (дренаж) в пол-аршина длиной. В операционной кипит работа. — Зашивайте, — командует профессор. — А где ланцет? Только сейчас тут был. — Не знаю. Нет ли под столом? — Нет. Послушайте, не остался ли он там?.. — Где? — Да там же. Где всегда. — Ну где же?!! — Да в полости желудка. — Здравствуйте! Больного уже зашили, так он тогда только вспомнил. О чем вы раньше думали?! — Придется расшить. — Только нам и дела, что зашивать да расшивать. Впереди еще шесть операций. Несите его. — А ланцет-то? — Бог с ним, новый купим. Он недорогой. — Я не к тому. Я к тому, что в желудке остался. — Рассосется. Следующего! Первый раз оперируетесь, больная? — Нет, господин профессор, я раньше у Дубинина оперировалась. — Ага!.. Ложитесь. Накладывайте ей маску. Считайте! Ну? Держите тут, растягивайте. Что за странность! Прощупайте-ка, коллега… Странное затвердение. А ну-ка… Ну вот! Так я и думал… Пенсне! Оригинал этот Дубинин. Отошлите ему, скажите — нашлось. — А жаль, что не ланцет. Мы бы им вместо пропавшего воспользовались… Зашивайте! — А где марля? Я катушки что-то не вижу. Куда она закатилась? — Куда, куда! Старая история. И что это у вас за мания — оставлять у больных внутри всякую дрянь. — Хорошая дрянь! Марля, батенька, денег стоит. — Расшивать? — Ну из-за катушки… стоит ли? — Я к тому, что марля… в животе… — Рассосется. Я один раз губку в желудок зашил, и то ничего. — Рассосалась? — Нет, но оперированный горчайшим пьяницей сделался. — Да что вы! — Натурально! Выпивал он потом, представьте, целую бутылку водки — и ничего. Все губка впитывала. Но как только живот поясом потуже стянет — так сразу как сапожник пьян. — Чудеса! — Чудесного ничего. Научный факт. В гостях, где выпивка была бесплатная, он выпивал невероятное количество водки и вина и уходил домой совершенно трезвый. Потом дома уже — потрет руки, крякнет: «Ну-ка, рюмочку выпить, что ли!» И даванет себя кулаком в живот. Рюмку из губки выдавит, закусит огурцом, походит — опять: «Ну-ка, — говорит, — давнем еще рюмочку!..» Через час — лыка не вяжет. Так пил по мере надобности… Совсем как верблюд в пустыне. — Любопытная исто… Что вы делаете? Что вы только делаете, поглядите!!! Ведь ему гланды нужно вырезать, а вы живот разрезали!! — Гм… да… Заговорился. Ну все равно, раз разрезал — поглядим: нет ли там чего?.. — Нет? — Ничего нет. Странно. — Рассосалось. — Зашивайте. Ффу! Устал. Закурить, что ли… Где мой портсигар? — Да тут он был; недавно только держали. Куда он закатился? — Неужто портсигар зашили? — Оказия. Что же теперь делать? — Что, что! Курить — смерть как хочется. И потом вещь серебряная. Расшивайте скорее, пока не рассосался! — Есть? — Нет. Пусто, как в кармане банкрота. — Значит, у кого-нибудь другого зашили. Все оперированные здесь? — Неужели всех и распарывать? — Много ли их там — шесть человек! Порите.
— Всех перепороли? — Всех. — Странно. А вот тот молодой человек, что в двери выглядывает. Этого, кажется, пропустили. Эй, вы — как вас? — ложитесь! — Да я… — Нечего там, не «да я»… Ложитесь. Маску ему. Считайте. — Да я… — Нажимайте маску крепче. Так. Где нож? Спасибо. — Ну? Есть? — Нет. Ума не приложу, куда портсигар закатился. Ну очнулись, молодой человек? — Да я… — Что «вы», что «вы»?! Говорите скорей, некогда… — Да я не за операцией пришел, а от вашей супруги… Со счетом из башмачного магазина. — Что же вы лезете сюда? Только время отнимаете! Где же счет? Ложитесь, мы его сейчас извлечем. — Что вы! Он у меня в кармане… — Разрезывайте карман! Накладывайте на брюки маску… — Господин профессор, опомнитесь!.. У меня счет и так вынимается из кармана. Вот извольте. — Ага! Извлекли? Зашивайте ему карман. — Да я… — Следующий! — бодро кричит профессор. — Очистите стол. Это что тут такое валяется? — Где? — Да вот тут на столе. — Гм! Чей-то сальник. Откуда он? — Не знаю. — Сергей Викторович, не ваш? — Да почему ж мой?! — огрызается ассистент. — Не меня же вы оперировали. Наверное, того больного, у которого камни извлекали. — Ах ты ж господи, — вот наказание! Верните его, скажите, пусть захватит. — Молодой человек! Сальничек обронили… — Это разве мой? — Больше ничей, как ваш. — Так что же я с ним буду делать? Не в руках же его носить… Вы вставьте его обратно! — Эх, вот возня с этим народом! Ну ложитесь. Вы уже поролись? — Нет, я только зашивался. — Я у вас не забыл своего портсигара? — Ей-богу, в глаза не видал… Зачем мне… — Ну, что-то у вас глаза подозрительно бегают. Ложитесь! Маску! Считайте! Нажимайте! Растягивайте! — Есть? — Что-то такое нащупывается… Какое-то инородное тело. Дайте нож! — Ну? — Постойте… Что это? Нет, это не портсигар. — Бумажка какая-то… Странно… Э, черт! Видите? — Ломбардная квитанция! — Ну конечно: «Подержанный серебряный портсигар с золотыми инициалами М.К.». Мой! Вот он куда закатился! Вот тебе и закатился… Хе-хе, вот тебе и рассосался. — Оборотистый молодой человек! — Одессит, не иначе! — Вставьте ему его паршивый сальник и гоните вон. Больных больше нет? — Нет. — Сюртук мне! Ж-живо! Подайте сюртук. — Ваш подать? — А то чей же? — Тут нет никакого сюртука. — Чепуха! Тут же был. — Нет!.. Неужели?.. — Черт возьми, какой неудачный день! Опять сызнова всех больных пороть придется. Скорее, пока не рассосался! Где фельдшерица? — Нет ее… — Только что была тут! — Не зашили ли давеча ее в одессита?! — Неужели рассосалась?.. — Ну и денек!..
Семь часов вечера
Иногда мы, большие взрослые люди, бородатые, усатые, суровые, с печатью важности на лице, вдруг ни с того ни с сего становимся жалкими, беспомощными, готовыми расплакаться оттого, что мама уехала в гости, а нянька ушла со двора, оставив нас в одиночестве в большой полутемной комнате. Жалко нам себя, тоскливо до слез, и кажется нам, что мы одиноки и заброшены в этом странно молчащем мире, ограниченном четырьмя сумрачными стенами. Почему-то это бывает в сумерки праздничного дня, когда все домашние разбредаются в гости или на прогулку, а вы остались один и долго сидите так, без всякого дела. Забившись в темный угол комнаты и остановив пристальный взгляд на двух светло-серых четырехугольниках окон, сидите вы с застывшими, как холодная лава, мыслями — тихий, покорный и бесконечно одинокий. Заметьте: в это время непременно где-то этажом выше робкие женские руки трогают клавиши рояля, и вы вливаете свою застывшую грусть в эти неуверенные звуки, и эти неуверенные звуки крепко сплетаются с вашей грустью. Мелодия почти не слышна. До вас доносится только отчетливый аккомпанемент, и от этого одиночество еще больше. Оно, впрочем, от всего больше — и оттого, что улица за серыми окнами дремлет, молчаливая, и оттого, что улица вдруг оглашается недоступной вашему сердцу речью двух неведомых вам пешеходов, отчетливо стучащих четырьмя ногами и двумя палками по заснувшим тротуарным плитам. — …А что же Спирька на это сказал? — Вот еще, стану я считаться с мнением Спирьки, этого дурака, который… И снова вы застываете, одинокий, так и не узнав, что сказал Спирька и почему с мнением Спирьки не следует считаться. И никогда вы ничего больше не узнаете о Спирьке… Кто он? Чиновник, клубный шулер или просто веснушчатый краснорукий гимназист выпускного класса? Никому до вас нет дела. Интересы пешеходов поглощены Спирькой, все домашние ушли, а любимая женщина, наверное, забыла и думать о вас. Сидите вы, согнувшись калачиком в углу дивана, сбоку или сверху у квартирантов робкие руки отбивают мерный, хватающий за сердце своей определенностью такт, а где-то внизу проходит еще одна пара, и оставляет в ваших мыслях она расплывающийся след, как от брошенного в мертвую воду камня. — Нет, этого никогда не будет, Анисим Иваныч… — Почему же не будет, Катенька? Очень даже обидно это от вас слышать… — Если бы я еще не знала, что вас… И прошли. Роман, драма, фарс проплыл мимо вас, а вы в стороне, вы никому не нужны, о вас все забыли… Жизнь идет стороной, вы почти как в могиле. Конечно, можно встать, встряхнуться, надеть пальто, пойти к приятелю, вытащить его и побродить по улицам, оставляя, в свою очередь, в чужих открытых окнах обрывки волнующих вас слов: — Ты слишком мрачно глядишь на вещи. — Это я-то?! Ну знаешь ли… Ведь она его не любит, ее просто забавляет то, что… Конечно, можно самому превратиться в такого пешехода, вырваться из оцепенелых лап тихой печали и одиночества, но не хочется пошевелить рукой, не то что сдвинуться с места. И сидишь, сидишь, а сердце обливается жалостью к самому себе. — Забыли!.. Оставили!.. Никому нет до меня дела.
* * *
Я ли один переживаю это, или бывает такое же настроение у банкиров, железнодорожных бухгалтеров, цирковых артистов и магазинных продавщиц, оставшихся по случаю праздничных сумерек дома? О чем же вам-то грустить, далекие неизвестные товарищи по временному одиночеству? Или никакой тут причины и не нужно, а все дело в сумерках, звуках рояля и голосах пешеходов под окнами? Вот и сегодня: сижу я в сладком оцепенении печали и жалости к самому себе, и рояль рокочет басовыми нотами у верхних квартирантов, и неизвестные мне люди за окном переговариваются о далеких мне делах и интересах… Все бросили меня, бедного, никому я не нужен, всеми забыт… Плакать хочется. Даже горничная ушла куда-то. Наверное, подумала: брошу-ка я своего барина; на что он мне, у меня есть свои интересы, а мне до барина нет никакого дела. Пусть себе сидит на диване, как сыч. Боже ж ты мой, как тоскливо, как обидно! В передней звонок. О счастье! Неужели обо мне кто-нибудь вспомнил? Неужели я еще не старая кляча, всеми позабытая и оставленная? Незнакомая барыня в лиловой шляпке входит в мой кабинет, садится на стул, долго осматривает меня при свете зажженных мною ламп. — Вот вы какой! — говорит она, внимательно меня оглядывая. — Как странно: читаю вас несколько лет, а вижу в первый раз. Бодрое настроение возвращается ко мне (я не забыт!). — Читаете несколько лет, а видите в первый раз? Печально, если бы было наоборот, — усмехаюсь я. — Вы и в жизни такой же веселый, как в ваших рассказах? — А разве мои рассказы веселые? — Помилуйте! Иногда, читая их, просто как сумасшедшая смеешься. — Вот не думал. Когда я пишу свои рассказы, я не подозреваю, что они могут рассмешить. — Еще как! Вы знаете, почему я пришла к вам? Я пришла поблагодарить вас за хорошие минуты, которые вы доставили мне своими рассказами. Ах, вы так чудно, так чудно пишете… Почему-то делается жаль уплывших сумерек, гулких шагов, и голосов неведомых пешеходов, и рояля, который тоже притих, будто сообразил, что он уже не в тоне сумерек и голосов за окном. — Некоторые ваши рассказы я прямо наизусть знаю… — Вы, право, избалуете меня… Ну, какой же рассказ запомнился вам? — Я как-то не запомнила заглавий. Одним словом, о чиновнике, который хотел учиться кататься на лошади, а потом упал с нее, и его родственники смеялись над ним, и невеста тоже… отказалась выйти за него замуж. — Позвольте, сударыня… Да у меня нет такого рассказа. — Быть не может! — Уверяю вас. — Значит, я что-нибудь спутала. Ах, я, знаете, такая рассеянная! Совсем как та старушка в вашем рассказе, которая забыла надеть юбку да так и пошла по улице без юбки. Я страшно смеялась, когда читала этот рассказ. — Сударыня! У меня и такого рассказа нет! — Вы меня прямо удивляете! Какие же у вас рассказы есть, если того нет, этого нет!.. Ну, есть у вас такой рассказ, как еврейка выколола в шутку сыну глаз, а потом повезла его к зубному доктору? — Вроде этого: она не выколола сыну глаз, а просто у него заболел глаз; бедная мать в суматохе схватила не того ребенка, завернула его в платок и повезла на последние деньги в другой город к доктору, у которого эта роковая для матери ошибка и обнаружилась. — Ну да, что-то вроде этого. Мы с сестрой так смеялись… — Простите, но этот рассказ не смешной; это очень печальная история. — Да? А мы с сестрой смеялись… — Напрасно. Мы молчим. — Я вам сейчас не помешала? — Нет. — Вам, наверное, надоели всякие поклонницы!.. — Нет, что вы! Ничего. — И вы на меня не смотрите, как на сумасшедшую?.. — Почему же?.. — Вам нравится моя наружность? — Хорошая наружность. — Нет, серьезно? Или вы просто из вежливости говорите? — Зачем же из вежливости? — Ну вот, вы писатель… Скажите: можно было бы мною серьезно увлечься? — Отчего же. — А вдруг вы всем женщинам говорите одно и то же? — Зачем же всем. — Я вас видала недавно в театре, и вы мне безумно понравились. Я тогда же решила с вами познакомиться. — Спасибо. — В вас есть что-то притягательное. Садитесь сюда. — Сейчас. В каком театре вы меня видели? — Это неважно. Вы, наверное, очень избалованы женщинами? — Нет. — Вы меня не прогоните, если я еще раз приду? С вами так хорошо… Вы какой-то… особенный. — Да, на это меня взять, — уныло соглашаюсь я. — Я знакома еще и с другими писателями… С Белясовым. — Не знаю Белясова. — Серьезно? Странно. А он вас знает. Он вам страшно завидует. Говорил даже, что вы все ваши рассказы берете из какого-то английского журнала, но я не верю. Врет, я думаю. — Белясов-то? Конечно, врет. — Ну вот видите. Просто завидует. А я вас люблю. Вас можно любить? — Можно. — Спасибо. Вы такой чуткий. Я пойду… Ах, как не хочется от вас уходить. Век бы сидела…
* * *
Ушла. И сказал я сам себе: будь же счастлив, не тоскуй. Ты не одинок. Сейчас ты вкусил славу, любовь женщин и зависть коллег. Тобой зачитываются, в тебя влюбляются, тебе завидуют. Будь же счастлив!! Ну? Чего же ты стонешь? Я погасил огни, упал ничком на диван, закусил зубами угол подушки — и одиночество, уже грозное и суровое, — как рыхлая могильная земля, осыпаясь, покрывает гроб, — осыпалось и покрыло меня. Сумерки сгустились в ночь, рояль глухо забарабанил сухими аккордами, а с улицы донеслись два голоса: — Эх, напьюсь же я нынче! — С чего это такое? — Манька опять к своему слесарю побежала. Прошли. Тишина. Вечер. Рояль. Опасно, если в такой вечер близко бритва лежит. Зарезаться можно.
Date: 2016-07-18; view: 322; Нарушение авторских прав |