Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественнонаучная и гуманитарная культура





Культура, будучи результатом человеческой деятельности, неразрывно связана с природой и существует внутри нее. Но имея природную основу, она в то же время, сохраняет свое социальное содержание. Такая двойственность привела к формированию двух типов, способов отношения к миру и его познанию: естественнонаучной и гуманитарной культуры. На начальной стадии человеческой истории оба типа существовали как единое целое, поскольку человеческое познание в одинаковой степени было направлено как на изучение природы, так и на познание самого себя. Однако постепенно у каждого из них выработались свои принципы, и подходы определились цели: естественнонаучная культура стремилась изучить природу и покорить ее, а гуманитарная природа ставила своей целью изучение человека и его внутреннего мира. Впервые идея о различии естественнонаучной и гуманитарного знания была выдвинута в конце 19 века философами В. Дильтеем, В. Виндельбандом и Г. Риккертом. Предложенные ими термины «науки о природе» и «науки о духе» достаточно быстро стали общепринятыми, а сама идея прочно утвердилась в философии. Принципиальной особенностью естественнонаучной культуры является то, что она «открывает» естественный мир, природу, акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, ими управляющих. Она стремится к тому, чтобы как можно точнее прочитать бесконечную «книгу природы», овладеть ее силами, познать ее как объективную реальность, существующую независимо от человека.

В то же время история человеческой культуры свидетельствует и о том, что любая духовная деятельность людей протекает не только в форме естественнонаучного познания, но и в форме философии, религии, искусства, социальных и гуманитарных наук. Все эти виды деятельности и составляют содержание гуманитарной культуры. Основным предметом гуманитарной культуры является внутренний мир человека, его личностные качества, человеческие взаимоотношения. Иными словами, важнейшей ее особенностью является то, что главной проблемой для человека оказываются его собственное бытие, смысл, нормы и назначение этого бытия. Таким образом, между естественнонаучным и гуманитарным знанием существует множество различий. Они вызваны не только разными целями, предметами и объектами данных направлений познавательной деятельности, но и обусловлены двумя основными способами процесса мышления, имеющими физиологическую природу. Сегодня достоверно известно, что мозг человека функционально асимметричен: правое его полушарие связано с образными, интуитивным типом мышления, а левое - с логическим. Преобладание того или иного типа мышления определяет склонность человека к рациональному или к художественному способу восприятия мира. Рациональное знание служит основой естественнонаучной культуры, поскольку ориентировано на разделение, сравнение, измерение и распределение по категориям знаний об окружающем мире. В совокупности различных Факторов, событий и проявлений окружающего мира оно раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное, придает им системный характер. Естественнонаучному знанию свойственно стремление к истине, выработка специального языка для максимально точного и однозначного выражения полученных знаний. Интуитивное мышление выступает основой гуманитарного знания, поскольку отличается индивидуальным характером и не может быть подвержено строгой классификации или формализации. Оно основывается на внутренних переживаниях человека и не имеет строгих объективных критериев истинности. Однако такое мышление обладает огромной познавательной силой, так как ассоциативно и метафорично по характеру. Используя метод аналогии, оно способно выходить за рамками логических конструкций и рождать новые явления материальной и духовной культуры. В последние годы под влиянием достижений технического прогресса и таких новых общенаучных методов исследований, как системный подход, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли влажность и необходимость использования в своих знаниях не только технических и информационных средств естествознания и точных наук, но и эффективных научных методов исследования, которые первоначально возникли в рамках естествознания. Например, экспериментальный метод исследования из естественных наук проникает в гуманитарные. В свою очередь естествоиспытатели все чаще обращаются к опыту гуманитарного познания. Таким образом, можно говорить о гуманитаризации естествознания, активно происходящей в наши дни, стирающих границы между двумя типами культуры.

Date: 2016-07-18; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию