Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






фундаментальные проблемы античной философии. (более подробно учебник стр 84)

Античная философия – 6-7вв до н.э. – 3в н.э. (529г н.э.)

Первая фундаментальная проблема заключается в объяснении мира, каким он представляется в качестве природы созерцающему духу. Отсюда вытекают первые предельные метафизеческие вопросы:

· Из чего состоит мир?

· Каково основное вещество, материя, создающая его и лежащая в его основе?

· В чем заключается основная форма, какова причина порядка?

Если объединить вопросы вещества, материи (разрешает ионийская натурфилософия) и основной формы (разрешает пифагорейская философия), то можно представить основную проблему всей древней философии:

· Как соединяются материя и форма? Как материя становится формой и как форма воздействует на материю? Как создается мир? Как возникают вещи?

Вопрос, связанный с образованием мира и возникновением вещей, приводит к понятию становления, изменения, перехода от одного качества к другому – от духа к материи и от матери к духу, от одного количества к другому, от единого к многому и от многого к единому и т.д. Так рождается еще одна фундаментальная проблема: проблема мирового процесса.

Наряду с данными метафизическими проблемами возникают проблемы иного рода. Софисты и Сокрыт концентрируют свое внимание на человеке, его этических и политических качествах. Возникает новый ряд вопросов:

· Что такое человек?

· В чем его благо?

· Какова природа добра и зла? Может ли человек стать добрым или злым по своей воле?

· Как воспитать в себе добродетели и избавиться от пороков?

· Какое государственное устройство наилучшее?

В учениях Платона и Аристотеля мы находим еще круг фундаментальных проблем. Это проблемы происхождения и природы познания: гносеологии (учения о познании), логики и философии языка.

· Каким путем следовать, чтобы достичь истины? Каков вклад чувств и разума в познание?

· Каковы логические формы, посредствам которых человек думает, судит, рассуждает? Каковы правила достоверного мышления? Каков критерий истинного осуждения в его отличии от ложного?

Все проблемы античной философии были сгруппированы в три главных раздела:

1. Физика, включающая в себя онтологию (учение о бытие), космологию(учение о гармонии и порядке мира), теологию (учение о божественном, духовном начале мира)

2. Этика, включающая в себя антропологию (учение о человеке), нравственную философию (учение о благе человека, добродетелях, пороках) и философия государственного права (учение о наилучшем государственном устройстве устройстве и естественном праве)

3. Логика, включающая в себя гносеологию (учение о природе знания), аналитику(учение о правилах доказательности суждений) и философию языка и диалектику (искусство понятий, словесного выражения мыслей)


 

17. Проблема универсалий (общих понятий) как главная тема средневековой философии (схоластики) (учебник стр 87\лк от 29.03.16)

основной проблемой средневековой философии является проблема общих понятий – универсалий: существуют ли они самостоятельно, «до вещей» и независимо от них, или они существуют как понятия и слова в рамках мышления и языка?

Проблема универсалий уходит своими корнями в платоновскую теорию идей и аристотельское учение о форме и материи. Согласно Платону, общим понятиям присуще истинное бытие, которое он определил как «мир идей» - совершенных образов и форм. Единичные вещи чувственного мира – это только бледные копии и тени идей, результат дробления и ограничения общего при взаимодействии с материей.

Аристотель полагал, что общее не существует в отрыве от единичного и может проявляться только в единстве с ним.

В средневековую философию проблема универсалий вошла через неоплатоника Порфирия и «первого схоласта» Боэция. Порфирий во «Введении» к аристотельским «Категориям» поставил предельные вопросы, а Боэций, пытаясь ответить на них, инициировал тем самым средневековый спор об универсалиях.

В схоластике сложилось два основных способа решения проблемы универсалий.

· Первый исходил из того из того, что общие понятия существуют реально. Философы, придерживающиеся этого тезиса, вошли в историю под именем реалистов, а само направление получило название реализм.
Реалисты разделились на крайних и умеренных.

· Крайние считали, что общие понятия предшествуют вещам, существуют «до вещей». Следовали Платону. (относят схоластов: Иоанн Скот Эриуген, учивший о реальном существовании в Логосе, Гильом из Шампо, утверждавший, что единый, вечный человек реальнее, чем отдельный, случайный индивид)

· Умеренные считали, что универсалии существуют в самих вещах в качестве их сущности (эссенции) и субстанциальной формы, проявляясь в единстве с ними. Следовали Аристотелю. (относятся «классики»-схоластики – Альберт Великий и Фома Аквинский)

· Второй способ сводился к тому, что общие понятия существуют только «после вещей», в рамках мышления и языка, и поэтому являются лишь именами вещей. Отсюда общее название данного направления номинализм.
В свою очередь разделились на крайних и умеренных:

· Умеренные отрицая существование общего «до вещей» и «в вещах», допускали его наличие в качестве понятия о вещах в рамках мышления. Отсюда название умеренного номинализма – концептуализм (относится Боэций, полагавший, что не существует человека вообще, а есть лишь отдельные индивиды. Пьер Абеляр считал, что универсалий существует «в вещах», но не актуально, а лишь потенциально; реально же они могут проявляться лишь в качестве понятий благодаря абстрагирующей силе мышления.

· Крайние считают что универсалии существуют «после вещей» в качестве их наименования. (Относятся Иоанн Росцелин, утверждавший, что общие понятия лишь наименования вещей и Уильям Оккам, рассматривавший универсалии как некие аббревиатуры, облегчающие логические операции мышления.)

Спор об универсалиях имел актуальное теологическое значение и находился под контролем западной церкви. Все дело было в соотношении общего и единичного, которое имело прямое отношение к христианскому догмату Троицы, согласно которому Бог и един, и троичен.

Реалисты признают наличие некой реальности, в которой существуют общие понятия. Номиналисты считают, что общие понятия существуют после вещей.
крайние (Платоновского типа) универсалий существует до вещей, предшествует им в качестве идеальных прообразов, универсалии вечны и неизменны, а вещи случайны и временны. умеренные (аристотельского типа) универсалии существуют в вещах в качестве их сущности умеренные. Универсалии существуют после вещей в качестве понятий о вещах крайние Считают что универсалии существуют после вещей в качестве их наименований.
Влияние представления на догмат о Троице
Три лица Бога представляют нечто второстепенное и случайное признавали единосущность и его трех лиц отрицали реальность единого (общего)

 

18. Основные направления развития философии Нового времени (стр 90 \лк 29.03.16 \ также смотреть стр71 учебника)

К философии нового времени относится период XVII-XIXвв. и современная философия XXв

Основная черта – антропоцентризм – человек встает в центр философского интереса. Все предельные вопросы рассматриваются в непосредственном отношении к самому человеку, что определило неразрывную связь основных разделов философского знания с антропологией.

Ранняя эпоха нового времени представлена научным спором эмпиристов и рационалистов, который вращался вокруг вопроса: что является первичным опыт или доопытное знание?

Эмпиризм произошел от лат. опыт. Представители считают, что знания о мире можно получить только через собственный опыт – использование пяти чувств для получения знания о мире.

Рационализм от лат. разум. Представители считают, что знания даются человеку до опыта (априори). Все знания, получаемые человеком не более чем припоминание. (Обосновал французский философ Рене Декарт. Он задает новой философии образец рациональной метафизики, разрабатываемой во Франции. Антиномичен Бэкону.)

Френсис Бэкон англичанин основатель эмпирической философии обосновал метод индукции в работе «Новый Органон». Представление о методе индукции основывалось на философии эмпиризма и стал основным методом научных исследований.

Декарт, усомнившись во всех догматических предпосылках познания, использовал это сомнение всего лишь как методологический прием, расчищающий поле для рационализма.

Иммануил Кант попытался разрешить данный спор в работе «Критика чистого разума», его учение свелось в тому, что всякое знание содержит в себе две стороны: чувственный материал, заимствованный из опыта, и рациональную форму, имеющую доопытную природу, коренящуюся в структуре самого разума.

 

 

19.Немецкая классическая философия: общая характеристика, представители.

Понятие классической немецкой философии было введено Ф. Энгельсом вработе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» для обозначения той линии в развитии новоевропейской мысли, которая была представлена учениями И. Канта, ИХ. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л.Фейербаха.

Немецкая классическая философия охватыва­ет период с 70-х гг. XVIII в. (с начала критического периода в творчестве И.Канта) и примерно до середины XIX в. — времени смерти Шеллинга и окончания активной философской деятельнос­ти Фейербаха.

Привсем различии в концепциях указанных мыслителей их творчество объединяется общими чертами и особенностями:

- в содержании классической немецкой философии доминировала гносеологическая проблематика, исследовались возможности и границы человеческого познания; структура познавательного процесса и история становления познавательной деятельности; специфика познающего субъекта и природа его активности; понятие истины и ее критерии. Помимо гносео­логии важное место занимала методология, что реализовалось в теорети­ческом обосновании диалектического метода. Эти традиционные для новоевропейской философии проблемы были дополнены новыми подходами в области философской антропологии. В частности, отдавая пальму первенства человеческому разуму, философы предприняли попытку обна­ружить те области человеческого бытия, которые не всегда поддаются рациональному объяснению, но могут играть существенную роль в структуре человеческого опыта; иными словами, такие аспекты жизни человека, которые подтверждают тезис о том, что сумма нашего существования, делен­ная на разум, никогда не разделится без остатка. Особое место отводилось этическим проблемам - поведению человека в культуре, обществе, личной жизни;

- по форме философские системы данного направления представлены в виде классических, образцовых философских сочинений, написанных для весьма ограниченного круга читателей, профессионалов, компетентных специалистов и студентов философских факультетов. Они изобилуют малопо­нятными для непосвященных людей терминами, понятиями, абстракциями; их язык сух и тяжеловесен. В отличие от философов эпохи Просвещения, с которой классическая немецкая философия была тесно связана преемственностью проблематики, мыслители данной школы никогда не стремились популяризировать свои идеи и учения, сделать их достоянием широкой общественности.

- по влиянию на дальнейшее развитие философской рефлексии классическая немецкая философия занимает уникальное место. С одной стороны, она аккумулировала, синтезировала и углубила те проблемы, которые наметились в философии Нового времени, обеспечила преемствен­ность философской традиции. Сдругой стороны, из классической немецкой философии в той или иной степени берут начало практически все современные направления философской мысли.

 

20. Западноевропейская философия XXв.: основные направления и представители.

Философия второй половины 19 и начала 20 века представляет из себя совокупность разнообразных школ, направлений, которые по разному ставят и рассматривают философскую проблематику, однако проблема человека, его духовно-интеллектуальное содержание остается в центре философский изысканий. Такими основными направлениями были:

1. Философия диалектического материализма, которая представляет из себя развитие, приминение к особенностям общественной жизни 20 столетия. Здесь проблема человека рассматривается через единство разумного и деятельного начала.

2. Философия позитивизма и неопозитивизма. Одно из весьма широких философских направлений 20 века, берущее свое начало со 2-й половины 19 века. Родоначальником позитивизма был французский философ Огюст Конт. Перерабатывая философию Гегеля, он выдвигает в качестве предмета философии позитивистское знание, т.е знание, которое дается положительными науками, особенно естественными. Позитивистские идеи были развиты в работах Спенсера. В 19-20 веке позитивистская философия переходит в философию критического опыта. В рамках этого направления исследуется опыт, прежде всего физический. Это было вызвано глубоким кризисом в естествознании. В это время, в частности в физике, вплотную подошли к изучению микромира. Физические объекты утратили наглядность и самоочевидность.

Начиная с 20-х годов возникает неопозитивизм, который ставит перед собой задачи исследование языка науки, характера соотнесенности понятия и слова, а так же ряд других задач, обусловленных особенностями научного знания. В франкопозитивистской философии проблема человека по существу сводится к его научно-теоретическому содержанию, иначе человек это разум + научное знание.

Философия экзистенциализма - также одно из весьма широких направлений 20-го века. Эта философия берет начало с середины 19 века в философии жизни Ницше и А. Шопенгауэра. В отличие от немецкой классической философии они обратили внимание на внутренний мир человека, считая, что он и должен быть предметом философии. В частности Шопенгауэр подчеркивал определяющую роль воли, а Ницше – стремление к власти. В становлении этой философии большую роль сыграло творчество русских писателей Достоевского и Толстого. Философия экзистенциализма сформировалась в 20-х годах. Наиболее яркие ее представители – Сартр, Ясперс. Они уделяли большое внимание экстремальным условиям, "пограничной ситуации”, в рамках которой наиболее полно раскрывается экзистенция индивида. Философия экзистенциализма оказала большое влияние на искусство.

Т.о в экзистенционисской теории человек рассматривается в единстве разума и чувства.

Философия неотомизма стремилась соединить научное и религиозное знание. Она возникает в 1879 году, когда по указанию Римского Папы Льва 13 изучение трудов Фомы Аквинского становится обязательным во всех католических университетах. С точки зрения этой философии подлинное величие бога раскрывается только перед человеком, который овладел научным знанием и размышлениями о мире способен придти к богу. Наука – это низшая ступень знания, далее идет философия, а затем религия. Человек обретает знания через единство разума и веры.

Постмодернизм - это фаза старения и умирания культуры, это переход от живой "культуры" к мертвой "цивилизации". Для того, чтобы понять сущность постмодерна, нужно просто четко осознать, что постмодерн - целиком западное явление, что это фаза развития именно западной культуры, начало процесса ее саморазрушения. Философы постмодерна (Бодрийар, Делез, Деррида, Лиотар, Фуко, Хайдеггер) доказывают искусственный "насильственный" характер основных категорий западной рациональности.

Т.о. философия 20-го столетия показывает поливариантный характер личностного начала человека. Каждый из указанных содержательных аспектов определяет сущность человека в тех или иных социальных условиях.

59. В.С. Соловьев о первичных данных нравственности (по работе В.С. Соловьева «Нравственная философия»).

Чувство стыда не есть только отличительный признак, выделяющий чело­века (для внешнего наблюдения) из прочего животного мира: здесь сам человек действительно выделяет себя изо всей материальной природы, и не только внешней, но и своей собственной.

Рядом с этим основным нравственным чувством нахо­дится в природе человеческой другое, составляющее корень этического отношения уже не к низшему, материальному началу жизни в каждом человеке, а к другим человеческим и вообще живым существам, ему подобным,– именно чувство жалости *. Оно состоит вообще в том, что данный субъект соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, т. е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя, таким образом, в большей или меньшей степени свою солидарность с другими.

В присущих нам чувствах стыда и жалости основным образом определяется наше нравственное отношение, во-первых, к собственной нашей материальной природе и, во-вторых, ко всем другим живым существам.

Кроме этих двух основных чувств есть в нас еще одно, третье, несводи­мое на них, столь же первичное, как они, и определяющее нравственное отношение человека не к низшей стороне его собственной природы, а также не к миру подобных ему существ, а к чему-то особому, что признается им как высшее, чего он ни стыдиться, ни жалеть не может, а перед чем он должен преклоняться. Это чувство благоговения (благочестия, pielas) пли преклонения перед высшим (reverentia) составляет у человека нравственную основу религии и религиозного порядка жизни; будучи отвлечено фило­софским мышлением от своих исторических проявлений, оно образует так называемую «естественную религию».


<== предыдущая | следующая ==>
 | Производная сложной и обратной функций. Вывод формул.

Date: 2016-07-18; view: 555; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию