Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Повесть о петре и февронии» ермолая (еразма) в переводе Б. А. ЛаринаЕсть в Русской земле город, называемый Муром. Рассказали мне, что правил им когда-то добрый князь по имени Павел. Ненавидя всякое добро в роде человеческом, дьявол наслал в терем княгини Павловой летучего змея – обольщать ее на блуд. Когда находило на нее это наваждение, она видела его таким, каков он есть, а всем, кто входил в это время к княгине, представлялось, что это князь сидит со своею женою. Прошло немало времени, и жена князя Павла не утаила, рассказала мужу все, что было с нею, потому что змей тот уже насиловал ее. Князь задумался, что сделать со змеем, и не мог придумать. Потом сказал жене: - Сколько ни думаю, не могу придумать, как мне справиться с этим нечистым духом. Я той смерти не знаю, какую ему можно учинить. Вот как мы сделаем. Когда будет он с тобою говорить, спроси-ка ты хитро и лукаво его самого об этом: не знает ли этот оборотень-змей, от чего ему смерть суждена. <…> Княгиня обрадовалась словам своего мужа и подумала: «Хорошо, когда б это сбылось». Вот прилетел к ней оборотень-змей, она заговорила с ним о том, о другом льстиво и лукаво… и, когда он расхвастался, спросила смиренно и почтительно, восхваляя его: - Ты ведь все знаешь, наверное, и то знаешь, какова и от чего суждена тебе кончина? И тут великий обманщик сам был обманут лестью красивой женщины, - и сам не заметил, как выдал свою тайну: - Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова* меча. ------ * Агрик (Агрика) – сказочный богатырь, владевший магическим мечом-кладенцом. ------ Княгиня, услышав эту загадку, твердо запомнила ее; когда змей улетел, пересказала мужу, как он ей ответил. Князь выслушал и задумался… Был у него родной брат, князь по имени Петр. Призвал он его в ближайшие дни и рассказал о змее и его загадке. Князь Петр, услышав, что змей назвал его именем того, кто с ним покончит, мужественно решился одолеть его. Но смущала его мысль, что ничего не знает об Агрикове мече. Он любил молиться в малолюдных церквах. Пришел он как-то один в загородную церковь Воздвижения, что в женском монастыре. Тут подошел к нему подросток, служка церковный, и сказал: - Князь! Хочешь покажу тебе Агриков меч? Тотчас вспомнил князь о своем решении и поспешил за служкой: - Где он, дай взгляну! Служка повел его в алтарь и показал щель в алтарной стене между кирпичами: в глубине щели лежал меч. Доблестный князь достал этот меч и вернулся в княжий двор. Рассказал он брату, что теперь уже готов, и с того дня ждал удобного времени – убить летучего змея. Он каждый день приходил спросить о здравии брата своего и заходил потом к снохе по тому же чину. Раз побывал он у брата и сразу же пошел от него на княгинину половину. Вошел и видит: сидит с княгинею брат, князь Павел. Вышел он от нее и повстречал одного из свиты князя: - Скажи мне, что за чудо такое: вышел я от брата к снохе моей, оставил его в своей светлице и нигде не задержался, а вхожу к княгине – он там сидит; изумился я, как же он раньше меня успел туда? Приближенный князя отвечает: - Не может этого быть, господин мой! Никуда не отлучался князь Павел из покоев своих, когда ты ушел от него. Тогда князь Петр понял, что это колдовство лукавого змея. Пошел опять к старшему брату и спрашивает: - Когда ты вернулся сюда? Я от тебя вот только что ходил в покой княгини твоей… увидел тебя рядом с нею… Тот же говорит: - Никуда я из горницы своей не выходил, когда ты ушел к княгине, и сам у нее не был. Тогда князь Петр объяснил: - Это чары лукавого змея: он передо мною принимает твой образ… Теперь уж ты отсюда никуда не выходи, а я пойду туда биться со змеем… Взял он заветный Агриков меч и пошел в покои своей снохи, опять увидел возле нее змея в образе брата… и поразил его мечом. В тот же миг змей принял свой настоящий вид… и издох. Но струи крови чудовища обрызгали тело князя Петра, и … он покрылся струпьями, потом язвами и тяжело заболел. Он призывал всех врачей своего княжества, чтобы исцелили его, но ни один не мог его вылечить. Прослышал он, что в Рязанской земле много лекарей, и велел отвези себя туда, потому что болезнь его очень усилилась и он не мог уже сидеть на коне. Привезли его в Рязанскую землю, и разослал он свою дружину во все концы искать лекарей. Один из его дружинников завернул в деревню Ласково. Подъехал он к воротам какого-то дома – никого не видно… открыл дверь и глазам не верит: сидит за ткацким станом девушка, одна в доме, а перед нею скачет-играет заяц. И молвит девушка: - Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз. Молодой дружинник не понял ее слов и говорит: - Где же хозяин этого дома? Девушка отвечает: - Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть. Юноша опять не понял, о чем она говорит… Улыбнулась девушка и сказала: - Ну чего уж тут не понять? Подъехал ты ко двору и в дом вошел, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. Был бы пес во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши. А кабы в доме моем было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шел, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами. Отец и мать пошли на похороны и там плачут, а когда они помрут, другие над ними плакать будут: значит, сейчас они свои слезы взаймы проливают. Сказала я, что брат мой (как и отец) – бортник*, в лесу они собирают по деревьям мед диких пчел. Вот и сейчас брат ушел бортничать, залезет на дерево как можно повыше и вниз поглядывает, как бы не сорваться, ведь кто сорвался, тому конец! Потому я и сказал: «Сквозь ноги смерти в глаза глядеть». -------- *бортник – человек, собиравший в лесу дикий мед -------- - Вижу, мудрая ты девица, - говорит юноша, - а как же звать тебя? - Зовут меня Феврония. - А я из дружины муромского князя Петра. Тяжело болеет наш князь – весь в язвах. Он своей рукой убил оборотня… Приказал сюда себя привезти: говорят, здесь много искусных целителей… Феврония подумала и говорит: - Только тот может князя твоего вылечить, кто себе его потребует… Приведи князя твоего сюда. Если он добросердечен и не высокомерен, то будет здоров… Вернулся дружинник к князю и все ему подробно рассказал… Князь Петр приказал отвезти его к этой мудрой девушке. Привезли его к дому Февронии. Князь послал к ней слугу своего спросить: - Скажи, девушка, кто это хочет меня вылечить? Пусть исцелит меня от язв – и получит богатую мзду. А она прямо и говорит: - Я сама буду лечить князя, но богатств от него никаких не требую. Скажи ему от меня так: если не буду его супругой, не надо мне и лечить его. <…> Князь Петр не принял всерьез ее слов, он подумал: «Как это мне, князю, жениться на дочери бортника?» И послал к ней сказать: - В чем же тайна врачевства твоего, начинай лечить. А если вылечишь, возьму тебя в жены. Посланный передал ей слова князя; она взяла небольшую плошку, зачерпнула из дежи* хлебной закваски, дунула на нее и говорит: - Истопите вашему князю баню, а после бани пусть мажет по всему телу свои язвы и струпья, но один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров! * дежа – кадка, в которой квасят и месят тесто <…> И велел он истопить баню, но, прежде чем довериться ее снадобью, решил князь испытать ее мудрость… Послал ей малый пучок льну и велел передать: «Коли хочет эта девушка супругой моей стать, пусть покажет нам мудрость свою… пусть из этого льна сделает мне рубаху, портки, полотенце за то время, пока я буду в бане париться». Слуга… передал княжий наказ. Она велела слуге: - Заберись-ка на эту печь, сними… сухое поленце, принеси сюда. <…> Отсеки этот кусок от поленца. <…> Возьми эту чурочку, отнеси князю своему и скажи от меня: «За то время, пока я пучок льну очешу, пусть князь из этой чурочки сделает мне ткацкий стан и все снаряды, чтобы выткать полотно ему на белье». <…> После этого… помылся в бане и помазал все язвы и струпья ее мазью, а один струп оставил непомазанным. Вышел из бани – и болезни не чувствует, а наутро глядит – все тело чисто и здорово, только один струп остался, что он не помазал… Изумился он быстрому исцелению. Однако не захотел взять ее в жены из-за низкого ее рода и послал ей богатые дары. Она даров не приняла. Уехал князь Петр в свою вотчину, в город Муром… Но остался на теле у него один струп… Вот от этого-то струпа и пошли по всему телу новые струпья и язвы… И опять тяжело заболел князь… Пришлось вернуться к девушке за испытанным лечением. <…> Она, нимало не гневаясь, говорит: - Если станет князь моим супругом, то будет совсем исцелкен. Тут уж он твердое слово дал, что возьмет ее в жены. Она, как и прежде, дала ему закваски и велела выполнить то же самое лечение. Князь совсем вылечился и женился на ней. Таким-то чином стала Феврония княгиней. Приехали они в отчину князя, в город Муром, и жили благочестиво, блюдя Божии заповеди. <…> Правили они в городе своем по законам Божьим и были милостивы к своим людям, как чадолюбивые отец и мать. Со всеми были равно сердечны, не любили только спесивых и грабительствующих… Истинными пастырями города они были, не яростью и страхом правили, а истиной и справедливостью… Когда приблизилась их кончина, они молили Бога, чтобы в один час переселиться в лучший мир. И завещали, чтобы похоронили их в одной большой каменной гробнице с перегородкой посредине. В одно время облачились они в иноческие одежды и приняли монашество. Князя Петра назвали в иночестве Давидом, а Февронию – Ефросиньей. Перед самой кончиной княгиня Феврония вышивала покров с диками святых на престольную чашу для собора. …Князь Петр… послал сказать ей: «О сестра Ефросинья! Близка моя кончина, но жду тебя, чтобы вместе покинуть этот мир». Она ответила: «Подожди, господин мой, сейчас дошью покров для святой церкви». И во второй раз прислал князь сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз послал: «Отхожу из этого мира, не могу больше ждать!» Княгиня-инокиня в это время вышивала последний покров, уже вышила лик святого и руку, а одежды его еще не вышила и, услышав зов супруга своего, воткнула иглу, замотала вокруг нее нитку и послала сказать князю Петру… что и она готова. В пятницу, 20 июня, отдали они оба душу Богу. После их кончины церковнослужители решили… нельзя, дескать, мужа и жену положить в одном гробе, раз они стали иноками… Сделали для них отдельные гробницы…<…> Но на другой день утром увидали, что… святые тела князя и княгини покоятся в той общей гробнице, которую они велели сделать для себя перед смертью… И на третье утро увидели опять тела князя и княгини в общей гробнице. После этого больше уже не смели трогать их святые тела, и так и остались они в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы… Мощи их даровал Бог городу Мурому во спасение: всякий, кто с верою приходит к гробнице с их мощами, получает исцеление.
|