Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Турция в период реформ 1920–1930-х годов





Провозглашение республики стало лишь предзнаменованием радикальных преобразований, охвативших Турцию в последующие годы. Уже в марте 1924 г. Мустафа Кемаль окончательно закрывает османскую эпоху в истории Турции. По его инициативе парламент принимает решение о ликвидации института халифата. Все недвижимое имущество османской династии было конфисковано, а все члены этого рода высланы из страны. Последствия этого шага имели широкий резонанс в то время и продолжают сказываться и сейчас. Миллионы мусульман-суннитов по всему миру лишились пусть и номинального, но общепризнанного духовного лидера – халифа,что вызвало протесты во всем исламском мире. Почти сразу же свои претензии на халифат обозначил правитель Хиджаза Хусейн ибн Али.

 

Одновременно с ликвидацией халифата было упразднено Министерство шариата и вакфов, а все научно-образовательные учреждения переведены в ведение Министерства образования.

В ноябре 1924 г. парламентом была принята первая республиканская конституция, которая провозгласила Турцию светским республиканским государством. Конституция декларировала общедемократические права – свободу совести, свободу слова, печати, собраний и т.д. Но пройдут десятилетия, прежде чем декларируемые свободы станут нормой жизни.

 

Еще в ходе провозглашения республики обозначился раскол среди соратников Мустафы Кемаля. После отмены халифата этот раскол усилился и принял организованные формы: из своих последовательных сторонников Мустафа Кемаль создал народно-республиканскую партию, а его бывшие соратники объединились в Прогрессивно-республиканскую партию. В оппозиции оказались видные политики и военачальники, сыгравшие ключевую роль в национально-освободительной войне.

 

В 1925 г. в районах, населенных курдами, вспыхнуло мощное восстание под исламскими лозунгами, которое удалось подавить лишь используя лучшие дивизии регулярной армии. После расправы над руководителями восстания репрессии обрушились и на оппозиционную Прогрессивно-республиканскую

партию, лидеры которой предстали перед судом, а сама партия была запрещена. Таким образом, в Турции сформировалась однопартийная система, просуществовавшая фактически вплоть до 1945 г.

 

Вслед за разгромом оппозиции давление на религию усилилось. В ноябре 1925 г. были закрыты обители дервишей (текке) и усыпальницы суфийских святых (тюрбе). Как говорил сам Кемаль, «республика не должна быть страной шейхов, дервишей, мюридов и блаженных».

 

Также было запрещено носить фески и папахи предписывалось ходить в европейской одежде. В декабре того же года было введено европейское летоисчисление.

 

В 1926 г. были приняты Гражданский и Уголовный кодексы, полностью заменившие нормы шариата. В 1928г. из конституции республики было исключено положение о том, что ислам является государственной религией. Наряду с такими принципами новой идеологии как «революционность», «республиканизм», «народность» и «национализм», секуляризм или «лаицизм» стал одни из столпов конституции.

 

Также, безусловно, антиисламский характер носил переход от арабской письменности к латинице в том же 1928 г., означавший разрыв с прежней арабо-мусульманской культурной традицией.

 

Также важнейшим последствием проводимой политики реформ стало уравнивание женщин в правах с мужчинами. По новым законам в стране было запрещено многоженство. Турецкие женщинам были предоставлены права избирать и быть избранными: в 1930 г. – в муниципальные советы, а в 1934 г – в парламент.

 

В годы реформ большое значение уделялось духовной жизни общества и гуманитарным наукам. Мустафа Кемаль стал инициатором создания Турецкого исторического и Турецкого лингвистического обществ. Лингвисты подготовили реформу языка, очистив турецкий язык от множества заимствований из арабского и персидского языков. Перед историками ставилась задача обосновать историческое право турок на Анатолию и Восточную Фракию – они должны были доказать, что турки здесь не пришлые чужаки, а наследники местных древних цивилизаций.

 

Новые власти Турции хорошо осознавали, что без сильной экономики нельзя построить независимое государство. В 1923 г. на Измирском экономическом конгрессе был принят Экономический обет, в котором был указан курс на ликвидацию полуколониальной зависимости страны и развитие национального капитала.

 

В 1920-е гг. шел поиск путей развития национальной экономики. В это время еще сохранялся льготный режим для иностранного капитала, поскольку это было в интересах самой Турции. Делались попытки развивать национальный частный капитал. Шло становление правовой базы развития национальной экономики. В 1926 г. был принят Торговый кодекс, в 1927 г. – Закон о поощрении промышленности. В 1925 г., опасаясь расширения территории восстания шейха Саида на земли, заселенные турками, власти вынуждены были отменить ашар – натуральный налог от доли урожая, заменив его фиксированным по-

земельным налогом.

Поворот к государственному регулированию в экономике был связан с мировым кризисом 1929 г. и последовавшей за ним великой депрессией. Хотя по основным статьям турецкого экспорта кризис со-крушительного удара и не нанес, власти поняли, что неразумно делать основную ставку на развитие частного капитала.

 

В 1931 г. на съезде правящей Народно-республиканской партии этатизм (огосударствление) был объявлен одним из основополагающих принципов программы партии. С этого времени государство начинает последовательно проводить политику государственного капитализма. Поэтапно путем национализации из страны выдавливался иностранный капитал. На государственные средства строятся объекты инфраструктуры, крупные промышленные предприятия. Большую помощь в становлении турецкой индустрии оказал Советский Союз.

 

В 1934 г. был принят первый пятилетний план развития (1934–1938 гг.). В рамках плана были построены металлургический и текстильный комбинаты и другие важные для экономики страны промышленные предприятия.Основная суть политики этатизма заключалась в том, что главным игроком на рынке, крупнейшим предпринимателем становилось само государство. Государство само возводило и эксплуатировало важнейшие объекты (например, электростанции), которые были непосильны частному турецкому капиталу, либо государство строило объекты и привлекало в качестве соакционеров частные структуры, или же через банки власти финансировали частный бизнес при строительстве сравнительно небольших промышленных предприятий (например пищевой промышленности).

 

К концу 1930- х. Турция преобразилась, экономика развивалась, у турецкий лиры был стабильный курс, а экспорт превышал импорт. На фоне депрессии в Европе и Америке Турция выглядела очень даже неплохо. Но до достижения уровня ведущих европейских стран, о чем мечтал Ататюрк, Турции было еще далеко.

 

Date: 2016-07-05; view: 6892; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию