Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общество и его структура.
Чтобы представить, что такое общество, недостаточно ограничиться определением, что общество - это совокупность людей. Такое определение не позволяет увидеть в обществе самого главного - процессов изменения общества. Поэтому, когда говорят об обществе, то имеют в виду отношения между людьми. Общество не есть сумма людей, а есть совокупность общественных отношений, т.е. это некая система, существующая независимо от воли и желания лиц, находящихся в ней. Общественные отношения, образующие эту систему, не зависят от отдельных людей, но определяются их совместной деятельностью. Общественные отношения - это, в сущности, не что иное, как исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей. Общество, т.о., - есть исторически сложившаяся система форм совместной деятельности, в качестве которых выступают связи, отношения, различные другие стороны жизни людей. Социальная философия отличается от социологии как науке об обществе. Социология изучает, главным образом, социальную структуру, социальные отношения и действия. Философия же ставит своей целью решение таких проблем: 1) что есть общество, его происхождение и сущность? 2) как общество связано с природой? 3) как в обществе взаимосвязаны между собой материальная и духовная стороны, объективные условия и субъективный факторы? 4) причины и движущие силы развития общества. 5) характер и направленность общественного развития. 6) Цель и смысл истории. Что же такое общество? На этот вопрос по-разному отвечали на различных этапах его познания. Разнообразие точек зрения на природу общества можно свести к трем основным подходам (моделям): натурализм, идеализм и материализм. Натуралистические концепции рассматривают общество, как обособившуюся часть природы. В обществе нет ничего, сверх того, что есть в природе. Высшие формы социального бытия натурализм сводит к низшим, а человека растворяет в природе, лишая его свободной воли. Социальные явления в натуралистических концепциях объясняются исключительно действием природных сил: физических, биологических, психических, географических, космических. Общий принцип этих концепций таков: «Какова природа, таково и общество». То есть природа правит обществом. Идеалистические концепции, в отличие от натурализма, отрывают общество от природы, чрезмерно его одухотворяя. Абсолютизация духовного фактора означает, что влиянии природных факторов в обществе не существенно. Обществом правит либо мировой дух (объективный идеализм), либо духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм). Материалистические концепции пытаются преодолеть ограниченность, как натурализма, так и идеализма, Они рассматривают общество как СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ, в котором материальное (природное) и духовное (сверхприродное) тесно взаимосвязаны, однако материальное, в конечном счете, выступает как первичное, определяющее, по отношению к духовному. В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой общество рассматривается как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития. 1. ОБЩЕСТВО – это выделившееся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), в которой происходит жизнедеятельность, вышедших из природы и неотделимых от нее, людей. 2. Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать ее законы, Но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственно основе и согласно собственной логике. 3. В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные связи с другими людьми – социальные отношения. 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри их. Все социальные отношения можно разделить на материальные и духовные. Материальные – это те отношения, которые складываются между людьми независимо от их желания и воли, например, производственные, экономические отношения. Духовные отношения возникают и существуют на основе сознания и личного выбора людей. Люди могут отказаться от одних отношений и установить другие. Это моральные, правовые, политические и др. отношения. Природа и сущность общества может быть представлена в виде системы. ОБШЕСТВО КАК СИСТЕМА – упорядоченная, самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носителями которых являются люди и социальные группы. Основные особенности социальной системы. Общество обладает: 1) сложной иерархической структурой; 2) интегративным, объединительным качеством; 3) свойством самоуправляемости; 4) свойством приспособления. И, наконец, общество – это открытая система, то есть испытывает на себе влияние внешнего мира. В обществе, как системе можно, в свою очередь выделить подсистемы или сферы. Основные сферы общественной жизни. Экономическая сфера – система экономических отношений; социальная сфера – отношения между группами людей; политическая сфера (политико-правовая) – отношения в обществе по поводу власти и права; духовная сфера (духовно-нравственная) – система отношений в области морали, религии, искусства, науки, идеологии и т.д. Структура общества — это совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в обществе. Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни —экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества —экономической структуры, социально-политической структуры, структуры духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности. Структура общественной системы выступает, но только как отношения людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни — экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения других общественных сфер — это тоже элементы структуры. Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например,такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь, порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических процессов и т. д. Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к средствам, производства, то ость в формах собственности, которые представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия, распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.— находятся в определенной связи, отношениях. Структура есть и отношение людей к процессам—экономическим, политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.д. Говоря о том, что структура общественной системы многообразна, проявляется в различных связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускать из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете проявляется через людей. Основные элементы структуры общества. Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса: 1. Вещи, "орудия" с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования. 2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую "телесную оболочку" становясь материальными проводниками, "перевозчиками смысла". Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности. Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование-общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов. Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения, между владельцами земли, станков и пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл производственно - экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей. Всякая система, целое представляет собой органическое единство и взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайно сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня, различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая система является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или иную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить часть(компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему, выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т.д.). Э. С. Маркарян всю совокупность компонентов социальной системы подразделяет на человеческие и внечеловеческие, причем на первое место ставит именно человеческие. «Как нам кажется,— пишет Э. С. Маркарян,— для понимания человеческого общества (и вообще любой живой системы) в качестве целостного образования его нужно рассмотреть прежде всего с трех качественно различных точек зрения: 1) с точки зрения субъектов деятельности, отвечающей на вопрос, кто действует; 2) с точки зрения участков приложения деятельности, позволяющей установить, на что направлена деятельность, где она осуществляется; 3) с точки зрения способа деятельности, призванной ответить на вопрос, как, каким образом осуществляется человеческая деятельность». Что касается внечеловеческих компонентов, то они членятся Э. С. Маркаряном опять-таки на два класса. Один класс охватывает «различные сферы и виды деятельности» (экономика, политика, наука, воспитание и т. д.), другой класс — различного рода проявления культуры как «специфического способа человеческого существования» (орудия труда, обычаи, социальные институты и т. д.). Это деление не лишено смысла, поскольку па самом деле кроме людей в социальных системах имеют место и компоненты иного рода. Что касается экономики, политики, науки и воспитания, то, на наш взгляд, их никак нельзя отнести к «внечеловеческим компонентам». Это сферы общественной жизни, проявления именно человеческой деятельности. Весьма интересной нам представляется концепция В. М. Краснова, который дает следующий «набор» компонентов общества как социальной системы: - социальные субъекты — общественные индивиды и их общности и объединения (классы, нации, партии, государства и т. п.); - общественные потребности; - человеческая деятельность — общественно детерминированная активность социальных субъектов в целях удовлетворения этих потребностей; - общественные отношения — реальные взаимозависимости, которые складываются между людьми в процессе их деятельности; - культура — создаваемые людьми разнообразные материальные, духовные и организационные способы и средства, при помощи которых социальные объекты опосредуют свои общественные отношения, осуществляют деятельность и удовлетворяют потребности. Следующий, более высокий уровень представлен, по мнению В. М. Краснова, более конкретными категориями социальных «процессов и явлений», а еще более высокий — сферами общественной жизни, и так до общества в целом. Концепция В. М. Краснова довольно легко «накладывается» на любые социальные системы, поскольку охватывает самые общие их особенности. Вместе с тем нам представляется, что эта концепция слишком абстрактна, поскольку сводит все многообразие конкретных систем к одним и тем же исходным компонентам. Универсальным компонентом любой социальной системы всегда выступает человек как социальное существо. Человек есть последний, в известном смысле слова элементарный носитель социального системного качества. В обществе далеко не всегда возможно отчетливо провести грань между вещественными, процессуальными, духовными и людскими компонентами, поскольку любой компонент общественной системы выступает всегда и как отношение. Товар, к примеру, сам по себе вещь, по как компонент общественной системы выступает как общественное отношение. Человек занимает центральное место и в структуре, внутренней организации системы, ведь структура — совокупность общественные отношений, за которыми всегда стоит личность, коллектив, социальная группа, класс. Личность, как компонент системы, сложна и многообразна, обладает множеством черт, особенностей, качеств. Отсюда и многообразие отношений людей, из которого, по существу, вытекает и многообразие социальных систем. Производственный коллектив, к примеру, система, совокупность людей, интегрированных прежде всего производственными, экономическими связями. Но члены того же коллектива могут вступать в отношения иного, внеэкономического плана, скажем, создать коллектив спортивный. Это тоже система, но уже иного качества. Человеческие компоненты и в производственном, и в спортивном коллективе одни и те же, но в силу того, что они взаимодействуют различными сторонами, различны и социальные системы, которые они образуют. И здесь, в отношениях компонентов, в структуре, являющейся одним из важных интегративных факторов системы, человек играет центральную роль. Человеком и коллективами людей выполняются и основные функции общественной системы, поскольку функции эти суть, деятельность. Активность все тех же личностей, коллектива и т. д. Человек в процессе труда и жизни осуществляет взаимодействие системы со средой природной и социальной. Человек является главным субъектом и объектом управления, которое, как мы отмечали, является важным средством интеграции системы, сохранения ее качественной определенности, ее совершенствования и развития. Человек — носитель, преобразователь и пользователь социальной информации, выполняющей в обществе коммуникативную, управленческую, познавательную и пропагандистскую роль. Человек не просто элементарный, далее неразложимый компонент социальной системы, но и ее центр, ее фокус, в котором концентрируются се связи и отношения и взаимодействия. Не случайно К. Маркс определял сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Каждый человек — носитель качественных: характеристик системы, к которой он принадлежит, и не только носитель, но и выразитель, поскольку эти характеристики выражаются в деятельности человека, его активности. Будучи компонентом любой социальной системы, воплощением ее сущности, человек лишь часть социальной системы. Он не есть некий абсолютный социальный атом, вечный и неделимый, пустотой окруженный. Только через систему человек обретает свою социальную сущность. Итак, везде и всегда, в любой социальной системе человек выступает как главный компонент. Системы общественного порядка по набору своих компонентов весьма многообразны. Есть системы, например общество в целом, где имеется набор всех классов компонентов: людей, вещей (предметов), процессов и идей. Другая группа систем включает в себя - только людей, связанных определенными отношениями. Таковы класс, нация, производственные коллективы. Вещи играют здесь роль опосредствующего звена, но сами непосредственно не входят в состав этого типа систем, хотя отношения к вещам, к средствам производства и определяют место человека в той или иной системе. Третья группа систем имеет в своем составе и людские, и вещественные компоненты. Например, производительные силы есть система как вещественных элементов — средств производства, так и людских элементов—людей, овладевших и управляющих средствами производства. И т. д. и т. п.
Социальные системы — это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Структуру социальных систем можно анализировать, применяя четыре типа независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли. Ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами функции по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств. Нормы, основная функция которых - интегрировать социальные системы, конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной системы, конкретизированные применительно к соответствующим уровням в структуре социальной системы, но и содержат конкретные способы ориентации для действия в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для определенных коллективов и ролей. Коллективы принадлежат ук числу тех структурных компонентов, для которых наиболее важна целедостиженческая функция. To, что социальные системы представляют собой реальность sui generis, в частности, означает, что все перечисленные типы их структурных компонентов являются по отношению друг к другу независимыми переменными. Социальные системы состоят из комбинаций этих структурных компонентов. Чтобы достичь стабильной институционализации, коллективы и роли должны «руководствоваться» конкретными ценностями и нормами, а сами ценности и нормы инсти-туционализируются только постольку, поскольку они «воплощаются в жизнь» конкретными коллективами и ролями. Date: 2016-07-18; view: 290; Нарушение авторских прав |