Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






медицинских учреждений в профилактике перечисленных проблем.





Профилактика заключается в воздействии на основные факторы (биологические, психологические, социальные).

Комплексность профилактики проявляется в согласованной работе различных ведомств, министерств и специалистов. Должна проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, родителей и учащихся.

Должна быть поэтапной: первичный – профилактика в общепринятом значении этого слова; вторичный – активное выявление и лечение; третичный – мероприятия, ориентированные на период после проведенного лечения. Первичная профилактика:

- проведение широкой воспитательной работы с населением, направленной на повышение его культурного уровня и формирование антиалкогольного общественного мнения;

- санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание;

- формирование трезвеннических установок.

Алкого лизм – один из наиболее грозных факторов риска развития различных заболеваний. Алкоголизм рассматривается


 


как медико-социальная проблема, влияющая на показатели состояния здоровья, заболеваемости и смертности. Уровень общей заболеваемости среди злоупотребляющих алкоголем в 1,5 раза выше, преимущественно за счет болезней органов кровообращения, пищеварения, отравлений и травм. В структуре общей заболеваемости после болезней органов дыхания у пьющих занимают травмы. Уровень смертности среди систематически пьющих в 3 раза выше, чем среди непьющих. В структуре смертности первое место занимают травмы и отравления, второе - болезни системы кровообращения, третье - онкологические заболевания. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни на 20 лет.

Нар комания и т о ксико ма ния являются медико-социальной проблемой, они оказывают влияние на уровень заболеваемости и смертности. Высок риск заражения ВИЧ- инфекцией у этой группы населения.

В России существует наркологическая служба – это сеть специальных учреждений, оказывающих медико- профилактическую и медико-социальную помощь больным алкоголизмом и наркоманией. Звенья: 1) стационарные; 2) полустационарные (дневного пребывания); 3) амбулаторные (внебольничные) - кабинеты в пол-х + анонимные кабинеты.

Курение – один из факторов риска развития тяжелых заболеваний. Медико-социальная значимость курения проявляется в показателях общественного здоровья. Оно является причиной возникновения злокачественных новообразований трахеи, бронхов, легких, гортани, пищевода, полости рта. С курением связано 90% заболеваний легких. У курящих чаще развиваются СС заболевания, обструктивный бронхит и эмфизема легких. Эта вредная привычка служит причиной многих функциональных нарушений - расстройство памяти, внимания, задержки роста и полового развития у подростков, бесплодия, снижение работоспособности.

Среди курящих уровень смертности на 70% выше, чем среди некурящих.

Курение приводит к преждевременной смерти, сокращает продолжительность жизни на 8-15 лет.

 

25.. Система первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) населению Российской Федерации, основные учреждения. Пути реформирования амбулаторно-поликлинической помощи в городе и сельской местности. Роль учреждений ПМСП в совершенствование первичной и вторичной профилактики.

Первичную медико -са нит а рную по мо щь городскому населению оказывают амбулаторно-поликлиническиеучреждения (городские поликлиники, обслуживающие взрослое население) и учреждения по охране материнства и детства (детские поликлиники и женские консультации).

Все перечисленные учреждения оказывают населению бесплатную квалифицированную врачебную помощь на амбулаторном приеме и на дому.

Основными о р га ни за ци о нными п р и нц ип а ми р а бо ты учр еждений

ПМСП яв ляются:

• участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного числа жителей);

• использование диспансерного метода (систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов);

• общедоступность.

Основные напр а вления деятельности учр еждений ПМСП:

- лечебно-диагностическая работа (включая экспертизу временной нетрудоспособности);

- профилактическая работа, диспансеризация;

- санитарно-гигиеническое воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни;

- организационно-методическая работа (управление, планирование, статистический учет и отчетность, анализ деятельности, взаимодействие с другими учреждениями здравоохранения, повышение квалификации и пр.);


- организационно-массовая работа.

?Пут и р ефор мир ования а мбулат ор но -по ликлинической

по мо щи:

1) В зависимости от местных условий главный врач поликлиники имеет право изменять планово-нормативные показатели, регламентирующие работу поликлиник:

а) норматив участковости (1700 человек на 1 должность участкового терапевта);

б) норма нагрузки (5 посещений в час на приеме в поликлинике и 2 – при обслуживании пациентов на дому терапевтом);

в) штатный норматив участковых терапевтов (5,9 на 10000 жителей старше 14 лет).

2) В ряде округов созданы условия для семейного медицинского обслуживания, например совместная работа на участке терапевта, педиатра и гинеколога (акушерско-педиатрическо- терапевтический комплекс – АПТК). При этом показателем работы является не динамика посещаемости, а изменения в состоянии здоровья населения (снижение заболеваемости, инвалидности, младенческой смертности, числа запущенных онкологических заболеваний, состояние здоровья пациентов из диспансерных групп и др.).

3) В структуре учреждений первичной медицинской помощи в последние годы появились новые подразделения: дневной стационар, хирургический стационар одного дня, стационар на дому и др. Их появление связано с увеличением доли населения, не способного самостоятельно обращаться в учреждения ПМСП.

 

26. Роль диспансерного метода в профилактике. Основные элементы. Активный патронаж как элемент диспансерного метода. Организация диспансеризации отдельных групп населения. Анализ качества и эффективности диспансеризации.

Диспа нсер ный мет о д на блюдения – систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения.

Диспансерный метод является функцией лечащих врачей общей сети внебольничных учреждений (поликлиник, амбулаторий, ЖК), обслуживающих население по месту жительства и по месту работы, а также врачей специализированных учреждений

– диспансеров и центров ГСЭН.

В настоящее время существуют различные ди сп а нсер ы (врачебно-физкультурные, кожно-венерологические, противотуберкулезные, наркологические, кардиологические, онкологические, психоневрологические и др.).

Задачи диспансеров:

- проведение современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний своего профиля;

организационно-методическое руководство работой врачей общей сети по борьбе с соответствующими заболеваниями;

- учет заболеваемости и смертности от патологии по своему профилю;

- пропаганда здорового образа жизни.

Диспа нсер изация – активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших.

Проведение мероприятий по оздоровлению условий их труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

Диспансеризация предусматривает прежде всего сохранение здоровья у здоровых, активное выявление больных с ранними стадиями заболеваний и предупреждение случаев нетрудоспособности; конечной ее целью является сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности диспансеризуемого контингента. Этим определяется социально-гигиеническая сущность (значимость) диспансеризации.

Основными до кументами, которые оформляются на больных, состоящих на диспансерном учете, являются - медицинская


 


карта амбулаторного больного, - контрольная карта диспансерного наблюдения.

Анали з п о ка за телей ди сп а нсери за ци и:

1) Качество диспансеризации (охват диспансерным наблюдением в течение года, охват различными социально- оздоровительными и лечебно-профилактическими мероприятиями – санаторно-курортное лечение, диетпитание, рациональное трудоустройство и др.).

2) Эффективность диспансеризации (динамика заболеваемости и болезненности по данным ЗВУТ – для работающих; общей заболеваемости – по основной и сопутствующей патологии; госпитализированной заболеваемости; инвалидизация, в том числе первичная; летальность; исходы диспансеризации по данным годовых эпикризов – выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение).

 

27. Организация профилактической работы в стационарах городских больниц. Типы городских больниц, их структура, задачи, штаты, учетно-отчетная документация. Оценка качества и эффективности профилактической работы.

Гор о дская бо льница – главное учреждение по оказанию стационарной помощи взрослому городскому населению.

Орга низац ио нные п ри нци п ы деятельно сти стац ио нар ных

учр еждений:

• организация бесплатной мед. помощи в условиях стационара

• предоставление госпитализированным пациентам бесплатных лекарственных средств

• обеспечение сервисных услуг (предоставление койко-мест, питания, уборки)

• обеспечение лечебно-охранительного режима в стационаре

Ти п ы бо льни ц:

• по профилю: 1. многопрофильные 2. специализированные

• по системе организации: 1. объединенные (с поликлиникой, с роддомом) 2. не объединенные

Структур а го ро дской бо льницы:

• приемное отделение,

• отделение дифференциальной диагностики,

• лечебно-диагностические отделения (терапевтические, хирургические, неврологические, физиотерапевтические, лабораторно-диагностические и др.).

• специализированные отделения и палаты.

Зада чи стаци о на ра:

• оказание специализированной лечебно-профилактической помощи

• использование в работе методов и средств, недоступных в условиях поликлиники

• развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания мед. помощи

• осуществление санитарно-гигиенического воспитания

• привлечение общественных организаций по проведению мероприятий лечебно-профилактического обслуживания населения

• обеспечение преемственности в обслуживании и лечении больных между амбулаторно-поликлиническими учреждениями и стационаром

До кументац и я:

- Медицинская карта стационарного больного

- Выписка из медицинской карты стационарного больного

- Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром, профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку.

- Листок нетрудоспособности

- Статистическая карта выбывшего из стационара

- Листок ежедневного учета движения больных

- Врачебное свидетельство о смерти

Основные п о ка за тели деятельно сти стаци о на ра:

1) Среднегодовая занятость койки (330-340 дней) = число койко- дней / общее количество коек в год

2) Оборот койки (20 дней) = [(поступившие + выписанные + умершие)/2] / общее количество коек в год


3) Средняя длительность пребывания больного в стационаре (17- 19 дней) = число койко-дней / число выписанных больных

4) Летальность по стационару (~1,5%) = 100 x число умерших / число выписанных

5) Послеоперационная летальность (~3,0%) = 100 x число умерших после операции / число всех прооперированных

 

28. Организация профилактической работы в амбулаторно- поликлинических учреждениях. Задачи, структура, содержание работы, учетно-отчетная документация. Оценка качества и эффективности профилактической работы.

Амбулаторно -по ликлинические учр еждения – ведущие учреждение по оказанию медицинской помощи населению, т.к. в них начинают и заканчивают лечение 80-90% населения, обратившегося за медицинской помощью.

Орга низац ио нны е п ри нци п ы деятельно сти:

• бесплатность и общедоступность

• участковый принцип:

1.по видам – административные и приписные 2.по возрасту - взрослые и дети

3.по полу – все население и женщины

4.по месту жительства – городское население и т.д. 5.по отношению к работе – МСЧ и т.д.

• диспансерный метод работы:

1.оказание бесплатной медицинской помощи в поликлинике и на дому

2.направление на консультацию к врачам узкой специализации 3.оказание платной лекарственной помощи прикрепленному контингенту

4.предоставление льгот отдельным категориям граждан

Гор о дская по ликлиника – ведущее учреждение по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению.

Кл а сси фи ка ци я по ли кли ни к:

• по профилю для оказания услуг (взрослому населению, детскому, работникам промышленных предприятий, женщинам)

• по системе организации: 1. самостоятельные, 2. объединенные со стационаром

• по мощности (критерий – число посещений в смену)

Структур а по ли кли ники:

• регистратура (регулирование потока больных, хранение мед. документации, журнал вызовов врача на дом)

• лечебно-профилактическое подразделение, включающее кабинеты: терапевтические, хирургический, травматологический, офтальмологический, отоларингологический, неврологический, стоматологический

• лабораторно-диагностическое подразделение, включающее кабинеты: эндоскопический, рентгеновский, функциональной диагностики, лабораторию

• подразделение восстановительного лечения, включающее кабинеты: физиотерапевтический, реабилитации, ЛФК

• отделение скорой и неотложной помощи

• кабинет мед.статистики (на правах структурного подразделения)

Зада чи по ли кли ни ки:

• оказание квалифицированной медицинской помощи населению участка в поликлинике и на дому

• экстренная медицинская помощь больным независимо от их места жительства, в случае их непосредственного обращения

• своевременную госпитализацию больных с обязательным предварительным обследованием при плановой госпитализации

• раннее выявление, диагностику и лечение инфекционных заболеваний

• экспертиза временной нетрудоспособности

• организация комплексных мероприятий по диспансеризации населения

• организация и проведение профилактических прививок

• внедрение методов профилактики, диагностики и лечения больных

• провидение санитарно-просветительских работ среди населения


 


До кумента ция:

- Медицинская карта амбулаторного больного

- Выписка из медицинской карты амбулаторного больного

- Талон амбулаторного пациента

- Листок нетрудоспособности

- Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром, профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку

- Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования

- Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов

- Контрольная карта диспансерного наблюдения

- Направление на госпитализацию / консультацию

- Журнал записи вызова на дом

- Дневник работы врача поликлиники

Основные п о ка за тели деятельно сти по ли кли ни ки:

1. Показатель укомплектованности медицинскими штатами = (число занятых должностей участковыми терапевтами / число штатных должностей участкового терапевта) х 100

2. Показатель полноты охвата населения проф. медицинскими осмотрами = (всего осмотрено проф. осмотрами / число населения, подлежащее осмотрам) х 100

3. Показатель эффективности профилактических осмотров = (число выявленных заболеваний / общее число осмотренных профилактически) х 1000

4. Показатели диспансеризации (охват диспансеризацией больных по заболеванию, своевременность взятия на диспансерный учет, удельный вес вновь взятых под наблюдение, среднее число диспансеризуемых на одном участке).

5. Показатель участковости = (число посещений участковых врачей поликлиники жителями района / общее число посещений врачей поликлиники) х 100

6. Распределение посещений по поводу проф. осмотров или по поводу заболеваний = (число посещений по поводу заболеваний (или проф. осмотров) / общее число посещений поликлиники) х 100

 

29. Организация профилактической работы женской консультации. Задачи женской консультации, структура, штаты, содержание и оценка деятельности. Особенности организации профилактической помощи различным группам женского населения.

Женская консульт а ция – это амбулаторно-поликлиническое учреждение, обеспечивающее лечебно-профилактическое обслуживание женщин во все периоды жизни (а не только беременных).

Орга низац и я деятельно сти женской консульта ци и:

• участковый принцип (2000 – 2500)

• диспансерный метод

• выделение среди женщин контингентов, подлежащих особому наблюдению:

1.беременные 2.гинекологические больные

3.все прикрепленные женщины с хроническими заболеваниями

Зада чи ЖК:

• проведение профилактических осмотров всех женщин

• диспансерный учет беременных, а также больных с хроническими гинекологическими заболеваниями

• проведение профилактических мероприятий с целью снижения осложнений в беременности

• организационно-методическая работа

• санитарно-гигиеническое воспитание, пропаганда здорового образа жизни.

Про фила кт ическая р а бот а – основная роль ЖК в сохранении здоровья женщин и их детей, реализуется через диспансерноенаблюдение: проводится среди здоровых женщин, прикрепленных к данной ЖК, среди беременных и женщин, страдающих гин. заболеваниями, требующими взятия под динамическое наблюдение.


- Социальная профилактика: охрана труда женщин, оказание правовой помощи, оздоровление условий быта, усиление сан- гиг. воспитания девочек и женщин, пропаганда здорового образа жизни.

- Медицинская профилактика: лечебно-диагностическая помощь, реабилитация и профилактические мероприятия (выявление и предупреждение отклонений состояния здоровья матери и ребенка), сохранение трудоспособности, снижение частоты гинекологических заболеваний, уменьшение частоты осложнений беременности и родов, мероприятия по

предупреждению послеродовых осложнений и по перинатальной охране плода.

- Первичная профилактика: наблюдение за женщинами не только в период беременности, но и в течение всей жизни. Выявление гин. заболеваний – профосмотры в ЖК и поликлиниках.

- Вторичная профилактика: соответствующее лечение, реабилитация с целью предотвращений осложнений и переход заболевания в хроническое течение.

Роль участкового акушер-гинеколога: профилактическое наблюдение за женщинами в период беременности и в течение 1,5-2-х лет после родов. Важная роль по гигиеническому воспитанию и санитарному просвещению – обращение в ЖК на ранних сроках беременности (до 12нед), что позволяет улучшить показатели здоровья, снизить перинатальную смертность и частоту рождения недоношенных детей и детей с низкой массой тела. Так же большую роль имеет профилактика абортов, различных гин. заболеваний, пропаганда о предупреждении нежелательной беременности, контрацепции, последствии абортов.

Структур а женской ко нсульта ц ии:

• регистратура

• лечебно-профилактическое отделение (акушер-гинекорог, терапевт ЖК, окулист, ЛОР, стоматолог, эндокринолог)

• лабораторно-диагностическое отделение (ЭКГ, УЗИ, лаборатория)

• отделение восстановительного лечения (ЛФК, физиотерапия, рефлексотерапия)

• кабинет контрацепции

• консульт-правовой кабинет

• школа матерей и отцов

Основна я до кументац и я:

- мед. карта амбулаторного больного

- обменная карта ЖК

- индивидуальная карта беременной и роженицы

- лист нетрудоспособности

- контрольная карта диспансерных наблюдений

- дневник врача поликлиники

В первую половину бер-ти женщина посещает ЖК 1 раз в месяц. Во вторую половину – 2 раза в месяц. с 36 недели – каждую неделю. в среднем при беременности 12-14 посещений.

Оценка деятельно сти женской консульта ц ии:

- удельные вес ранней / поздней постановки беременных на учет

- удельный вес патологии беременных

- удельный вес недоношенных детей

- показатели обследования на Rh-фактор

- заболеваемость гинекологическими заболеваниями (общая и с ВУТ)

 

30. Организация профилактики в стационаре родильного дома. Структура родильного дома, содержание и организация деятельности. Учетно-отчетная документация, показатели эффективности деятельности родильного дома.

Ро дильный дом – учреждение стационарного типа, оказывающее медицинскую помощь роженицами. Может быть самостоятельным или объединенным с женской консультацией.

Структур а ро дильно го до ма:

• Приемно-пропускной блок (работающий по типу санпропускника), смотровая, санобработка.

• Приемное отделение (всегда боксированное).


 


• Физиологическое отделение

• Обсервационное отделение (имеет свой оперблок)

• Отделение патологии беременности

• Родовой блок

• Отделение новорожденных

До кументац и я:

• обменная карта женской консультации и родильного дома

• история родов

• история развития новорожденного

• листок нетрудоспособности

• карта выбывшего из стационара

• карта прерывания беременности

• врачебное свидетельство перинатальной смертности

Оценка эффекти вности деятельно сти ро дильно го до ма:

- Оборот койки - число больных, пролеченных на одной койке за 1 год

Основным измерителем деятельности родильного дома является койко-день - 1 день, проведенный одним больным на одной койке, это и отчетный, и плановый показатель.

- Средняя занятность койки – среднее число дней, которое койка была занята (отношение общего количества койко-дней к общему количеству коек. Для роддома эта цифра составляет 310 дней.

- Средняя продолжительность пребывания больного на койке (6 дней в физ. отделении)

- Исходы родов (частота своевременных и преждевременных родов)

- Перинатальная смертность

- Частота случаев кесарева сечения

 

31. Особенности организации профилактического медицинского наблюдения населения в сельской местности. Роль и функции областной, центральной районной, участковой больницы и фельдшерско-акушерских пунктов. Организация медицинской помощи на селе, ее объем и качество зависят от удаленности медицинских учреждений от места жительства пациентов, укомплектованности квалифицированными кадрами и оборудованием, возможности получения специализированной медицинской помощи, возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения.

Условно выделяют 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям.

1) Пер вый эт а псельский врачебный уча сток или

тер р и тор иа льные медиц и нские о бъеди нения (участковая больница, фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты, родильные дома, ясли-сады и др.). Является звеном первого контакта сельских пациентов в системе медицинского обслуживания. Его основная задача – оказать населению участка доступную квалифицированную (терапевтическую, хирургическую, акушерскую и гинекологическую, стоматологическую и др.) врачебную помощь и провести санитарно-противоэпидемические мероприятия.

• Ближайшим медицинским учреждением, куда обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), основными задачами которого являются оказание доврачебной помощи и проведение санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, снижение заболеваемости и травматизма, повышение санитарно-гигиенической культуры населения. Фельдшер ФАП оказывает первую медицинскую помощь при острых заболеваниях и травмах, проводит прививки, физиотерапевтические мероприятия и др.

• Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является участковая больница или самостоятельная врачебная амбулатория (поликлиника).

Ее задачи: оказание амбулаторной и стационарной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическая помощь детям, неотложная хирургическая и травматологическая помощь. В штате сельской


участковой больницы могут быть врачи по основным специальностям (терапия, педиатрия, стоматология, акушерство, гинекология и хирургия).

2) Вт о ро й эт апра йо нные медици нские учр еждения, где ведущим учреждением является центральная районнаябольница.

• ЦРБ осуществляет специализированную медицинскую помощь по основным ее видам и организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района. В своем составе ЦРБ имеет следующие структурные подразделения: стационар с основными специализированными отделениями, поликлинику с консультативными приемами врачей-специалистов, лечебно-диагностические отделения, организационно-методический кабинет, отделение скорой и неотложной медицинской помощи и прочие структурные подразделения (морг, пищеблок, аптека и др.).

• Могут быть межрайонные специализированные центры, диспансеры, центры здоровья и др. Руководителем службы здравоохранения является главный врач района (или районного медицинского объединения), который возглавляет и центральную районную больницу.

Санитарно-противоэпидемической службой района руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом центра ГСЭН. На уровне района определяются районные специалисты, в обязанность которых входит лечебно- консультативная и организационная работа по специальности.

3) Тр ет ий эт а побла стные медиц и нские учр еждения (областная больница, диспансеры, стоматологическая поликлиника, областной центр ГСЭН и др).

• Областная больница оказывает высококвалифицированную и специализированную лечебную помощь, является научно- организационным, методическим и учебным центром здравоохранения.

Основными ее задачами являются:

- обеспечение населения консультативной и стационарной медицинской помощью;

- оказание организационно-методической помощи ЛПУ области;

- контроль и анализ показателей деятельности ЛПУ области;

- изучение и анализ показателей заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности;

- разработка мероприятий, направленных на их снижение;

- проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей, среднего медицинского персонала.

 

32.. Виды социального страхования. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Отражение вопросов профилактики в программах обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС).

Медицинское страхование является частью системы социального страхования, которое рассматривается как гарантированная государством система мер материального обеспечения трудящихся в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а также охраны здоровья населения.

Страхование – это способ возмещения убытков, понесенных физическим или юридическим лицом, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью).

Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, находящегося в ведении страховой компании (страховщика).

Ви ды соц иа льно го стра хо ва ни я:

- страхование на случай безработицы (осуществляемое Государственным фондом занятости);

- страхование на случай старости (осуществляемое Пенсионным фондом России);

- страхование на случай заболевания, несчастного случая, состояния организма, повлекшего за собой необходимость оказания медицинской, лекарственной помощи и иных услуг,


 


предусмотренных программой страхования (обязательное медицинское страхование, осуществляемое Федеральным и Территориальными фондами обязательного медицинского страхования);

- страхование на случаи полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, родов, беременности (осуществляемое Государственным фондом социального страхования).

Страхование существует в 2-х формах – обязательное и добровольно.

I. Обязательное страхование устанавливает государство, обязывая в форме закона юридических и физических лиц вносить средства для обеспечения общественных, государственных интересов.

Обяза тельно е медиц и нское стра хо ва ние (ОМС) обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении бесплатной медицинской и лекарственной помощи, является частью обязательного социального страхования.

II. Добровольное страхование осуществляется на основе свободного волеизъявления страхователя и страховщика, которые заключают договор, исходя из оценки рисков и своих возможностей.

До бр о во льно е медици нское стра хова ние (ДМС) является дополнительным страхованием, которое дает возможность части граждан получать некоторые дополнительные медицинские услуги, которые не оказываются по обязательному медицинскому страхованию. Добровольное медицинское страхование относится к системе личного страхования и осуществляется на основе договорных отношений между страховой организацией и страхователем.

Обязательное и добровольное медицинское страхование преследуют одну и ту же цель – предоставление гражданам гарантии получения медицинской помощи на основе страхового механизма финансирования, который различен по содержанию и характеру страховых отношений, формам страхового покрытия

и ценообразованию.

Фи нанси р ова ни е обязательного медицинского страхования осуществляется из фондов социального страхования. Средства фондов ОМС формируются за счет обязательных ежемесячных страховых взносов, уплачиваемых работодателями за работающее население по тарифу, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и местными органами власти за неработающее население.

Система медицинского страхования представляет собой функциональное объединение четырех самостоятельных

субъект ов:

1) страхователь (работодатели и органы исполнительной власти или отдельные граждане при ДМС),

2) страховщик (страховая медицинская организация ОМС и фонды ОМС),

3) застрахованный (гражданин),

4) исполнитель медицинских услуг (медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на определенный вид деятельности).

Ба зо вая пр о гр а мма ОМС содержит перечень основных видов помощи (первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь), заболеваний и объемы предоставления услуг.

 

33. Роль врачебно-трудовой экспертизы в профилактике. Виды нетрудоспособности. Организация врачебно-трудовой экспертизы в акушерско-гинекологических и педиатрических учреждениях.

Вра чебно -т р удова я эксперт иза – вид медицинской экспертизы, заключающийся в определении степени и длительности нетрудоспособности в связи с заболеванием или увечьем, выявление причин утраты трудоспособности, установление групп инвалидности.

Зада чи:


1. оценка трудоспособности при различных заб-х, травмах, анатомич. дефектах,

2. констатация нетрудоспособности и освобождение от работы с наличием соц. и мед показаний, предусмотренных законом,

3. определение вида нетрудоспособности,

4. установление причины временной и стойкой нетрудоспособности для определения размера пособий, пенсий и т.д.

5. рациональное трудоустройство лиц, нуждающихся в облегчении условий труда,

6. определение трудовых рекомендаций инвалидам, что позволяет использовать их остаточную трудоспособность.

7. изучение уровней, стр-ры и причин заб-сти с ВУТ и инвалидности.

8. определение видов соц. помощи инвалидам и лицам с временной утратой трудоспособности

9. проведение проф. и соц. реабилитаций.

Ор га ны эксп ер тизы:

1.ЛПУ независимо от их уровня, профиля, ведомственной принадлежности и формы собст-сти при наличии лицензии на данный вид мед. дея-сти.

2. органы соц. защиты населения территориального уровня.

3. профсоюзные органы.

Нетр удоспо со бно ст ь – невозможность вследствие медицинских или социальных противопоказаний продолжать привычную профессиональную деятельность. Установление нетрудоспособности имеет юридическое значение, так как оно гарантирует работнику право на освобождение от работы, бесплатное лечение по программе обязательного медицинского страхования, выплату пособий за счет средств социального страхования.

Ви ды нетрудо спо со бно сти:

По характеру различают:

Полная нетрудоспособность – такое состояние человека, когда он вследствие заболевания или увечья не может выполнять работу и нуждается в специальном режиме.

Частичная нетрудоспособность – человек может выполнять прежнюю работу, но не в полном объеме или в облегченных условиях, без нарушения процесса лечения, без ущерба для своего здоровья и для производства.

По степени различают стойкую (постоянную или длительную) и временную утрату трудоспособности.

Временная нетрудоспособности – невозможность работника выполнять свои профессиональные обязанности на определенный срок;

Стойкая нетрудоспособности (инвалидность) - это длительная или постоянная потеря трудоспособности вследствие значительных нарушений функций организма, вызванного хроническим заболеванием или травмой.

Организация ВТЭ в акушерско-гинекологических ипедиатрических учреждениях:

Беременность и роды

- с 30 недели на 140 дней (70 дней до и 70 дней после родов) – в женской консультации;

- сразу после родов – на 70 дней;

- осложненные роды (ЭКО, преждевременные роды, кесарево сечение): +16 дней (всего 156 дней);

- многоплодная беременность: с 28 недели на 194 дня;

- усыновление из роддома: со дня усыновления до 70 дней;

- смерть ребенка на 1 неделе (мертворождение, аборт): БЛ на общих основаниях, но не менее 3х дней;

- смерть ребенка после 6 дней (ребенок прожил более 6 дн.): БЛ на 156 дней.

По уходу за больным ребенком

- до 7 лет: в детской поликлинике на весь период болезни

- 7-15 лет: до 15 дней, если необходимо дольше - КЭК

- НЕ выдается: а) при лечении в стационаре, б) если у родителя отпуск.


 


34. Профилактическое значение своевременного страхования на случай временной нетрудоспособности. Страхование различных групп населения.

Страхование на случаи полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, родов, беременности является одним из видов социального страхования.

Осуществляется Государственным фондом социального страхования.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

Добровольное медицинское страхование "Осложнение беременности"

 

35.. Управление в органах и учреждениях здравоохранения. Менеджмент, основные категории, их характеристики. Роль управления в эффективности профилактической работы.

Упр авление – совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятием (учреждением, организацией),

ориентированная на повышение эффективности их деятельности и способствующая удовлетворению общественных потребностей. Цель управления состоит в достижении высокого уровня эффективности производства и качества произведенной продукции (услуг). Управление это процесс, обеспечивающий эффективное функционирование системы и ее развитие в определенных условиях при имеющихся ресурсах, направленное на достижение поставленной цели. Своей непосредственной задачей управление чаще всего ставит внесение определенной упорядоченности в процесс производства, умение организовать совместные усилия персонала для достижения согласованности

в работе, поскольку перечисленные действия являются необходимыми условиями эффективной деятельности любого производства (учреждения, организации).

Объектом управления в здравоохранении является система здравоохранения (или ее подсистемы, отдельные подразделения. Для лечебно-профилактического учреждения генеральная цель состоит в улучшении состояния здоровья пациентов, получивших лечение в данном стационаре, что определяется снижением летальности, сокращением средней длительности пребывания больного на койке, числа больных, выписанных с ухудшением, и др. в целом по больнице, для отделения – это те же показатели, но относящиеся только к данному отделению, а для врача — те же показатели, но касающиеся только тех пациентов, которых наблюдает данный врач.

Основные функции управления связывают с тремя уровнями системы управления: стратегическим, тактическим и оперативным.

1) Стратегический уровень характеризуется функцией прогноза и планирования, что позволяет обеспечить формирование целей и определить мероприятия с учетом ресурсов учреждения по срокам исполнения и ответственным за выполнение каждого пункта.

2) Тактический уровень состоит из разработки программы действия для достижения поставленной цели, из оптимального распределения ресурсов, что можно сформулировать в виде проектирования и организации управления.

3) Оперативный уровень позволяет обеспечить эффективное достижение поставленных целей и включает регулирование (корректировка ситуации в случае сбоя), учет (регистрация текущих показателей), контроль (сравнение с плановыми показателями).

В здравоохранении России, где вопросы охраны здоровья относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, можно считать, что стратегический уровень управления соответствует управлению здравоохранением Российской Федерации и субъектов РФ, тактический — управлению здравоохранением на отдельных территориях, в городах и сельской местности, оперативный – управлению здравоохранением в учреждениях здравоохранения и их подразделений, у отдельных специалистов.


 

 

36. Планирование в органах и учреждениях здравоохранения. Программно-целевое планирование. Виды планов, методика их составления. Роль планирования в эффективности профилактической работы.

Планирование можно считать одним из принципов организации медицинской помощи. Оно является важнейшей функцией управления здравоохранением. В условиях перехода на новые экономические принципы хозяйствования планирование приобретает рекомендательный характер, сводится к прогнозированию, составлению различного рода программ по охране здоровья населения и окружающей среды.

Планирование должно быть сосредоточено на рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это означает, что следует учитывать объем, характер и потребности населения в медицинской помощи, возможности их удовлетворения, использовать рациональные экономические формы медицинской помощи.

Пла ниро ва ние включа ет: составление плана, организацию его исполнения и контроль, проверку исполнения.

Любой план должен показывать не только то, что должно быть достигнуто, но и способы достижения. План – это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности. В здравоохранении планируются: потребность в кадрах, развитие материально-технической деятельности, перспективы финансирования.

Ви ды п ла но в: планы бывают перспективные (на длительный период) и текущие (оперативные, месячные и годовые). Кроме того, составляются планы деятельности учреждений и планыразвития (строительство, ремонт, реконструкция). Наиболее действенными являются комплексные планы, планы-задания на объект и др. Рациональное планирование отвечает таким требованиям, как четкое определение целей и задач, реальность и конкретность планируемых мероприятий, выделение ведущих задач, сравнимость и сопоставимость показателей, конкретизация сроков исполнения и исполнителей.

Методы п ла ни ро ва ния:

1) аналитический (анализ исходных планов),

2) нормативный (для определения потребности в нормативных показателях),

3) экспериментальный (расчет показателей на основе предыдущего эксперимента)

4) другие специальные методы (балансовый, соотношений, пропорций и др.).

При планировании необходимо руководствоваться программно- целевым методом, который обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет выделить цели и задачи и направить каждое планируемое мероприятие на выполнение определенной цели.

Пла ниро ва ние деятельно сти спец и а ли стов медицинских учреждений предусматривает определение функции врачебной должности (в соответствии с конкретными показателями и измерителями). При планировании амбулаторной помощи сначала формируют кадры врачей, а затем – сеть амбулаторных учреждений.

План работы поликлиники должен содержать следующие данные: мощность поликлиники; объем деятельности поликлиники; кадровый состав и показатели деятельности врачебной должности; объем необходимых для содержания поликлиники финансовых средств.

При планировании стационарной помощи сначала формируется сеть больничных учреждений, а затем определяется потребность в кадрах. При определении потребности населения в койках принято считать число коек, необходимое на 10000 жителей.

 

37. Основные направления реформирования деятельности медицинских учреждений и роль указанных преобразований в


 


эффективности профилактической работы лечебно- профилактических учреждений.

 

38. Маркетинг в учреждениях здравоохранения. Маркетинг профилактических программ и услуг. Рынок медицинских товаров и услуг. Роль маркетинга в эффективности профилактической работы.

Маркетинг-система принципов, методов и мер базирующаяся на комплексном изучении спроса потребителей и целенаправленного формирования предложения медицинских услуг производителем.

Элементы ма р кетинга:

1-нужда (ощущаемая человеком нехватка чего-либо),

2-мотив (нужда столь настоятельная что заставляет искать пути и способы ее удовлетворения),

3-потребность (нужда которая принимает специфическую форму в соотв с культурным обликом и личностью человека)

4-запрос (потребность подкрепленная материальной способностью),

5-товар(предмет или деятельность, кот может удовлетворить ту или иную потребность и предлогается рынку с целью привлеч внимание, использования и потребления.)

Мед услуга - совокупность необходимых, доброкачественных, профессиональных, достаточных, целесообразных действий мед работников, направленных на удовлетворение потребностей пациента.

Осо бенно сти услуги: не осязаема, не отделима от своего источника, не сохраняема, обладает не постоянным качеством, носит индивидуальный характер, имеет сложную структуру, величина ресурсов заранее не определяется, рез-т труда на прямую не связан с вел-ной ресурсов, рез-т труда разнообразен по сроку проявления, хар-р расчетов за достигнутый результат может быть различен.

Осо бенно сти п ро ц есса о каза ния мед услуги: бол кол-во участников и многообразие хозяйственных связей, процесс оказ мед усл зависит от природно-эконом соц-эконом условий местности, возможно территориальное перемещение, возможны различные методы работы с пациентом, возм достиж промежуточного рез-та и на новом уровне мед леч, процесс оказ мед усл может выходить за рамки челов жизни.

Товары в здравохр:предметы медицинского назначения(оборуд, лек-ва, перевязочные мат-лы), мед информация, услуги.

Разработка комплекса маркетинга:разр. Различных товаров и услуг, определение цены на них, выбор метода распр. Товара и услуг, определение методов стимулирования реализации товаров и услуг.

Осн виды деятельности в маркетинге: изучение нужд и потребностей в мед услугах обслуживаемого контингента, разработка различных видов мед услуг, совершенствование ценообразования, проведение рекламы, регулирование спроса, организация сбыта мед услуг.

 

39. Ценообразование в учреждениях здравоохранения, принципы ценообразования в условиях бюджетно-страховой модели здравоохранения. Роль ценообразования в эффективности профилактической работы.

Принципы нормального ценообразования: цена должна соотв трудозатратам, должна полностью компенсировать производство товаров, должна обеспечить получение прибыли

нормально работающему производителю, должна соотв качеству товара, должна способствовать увеличению качества и снижению себестоимости.

Виды цен: бюджетные расценки, тарифы в обязат мед страховании, тарифы на платные мед услуги в госуд-х и муниципальных учрежд здрвхр, договорные цены и свободные. Источники финансирования 10 статьи:

1)средства бюджетов всех уровней

2)ср, направленные на ОМС и ДМС мед стахования

3)ср целевых фондовпредназначенные для охраны Здор граждан.


4)ср. гос и муниципальных предприятий, организаций и др хозяйствующих субъектов.

5)доходы от ценных бумаг. 6)кридиты банков и др кредиторов.

7)бнезвоздмезные и благотворит взносы и пожертвования.8)иные исочники не запрещ законом.

Цена = себестоимость + прибыль С=З+ О+Од + И+М+Б+П(+Пи+Ле)

О- годовой износ осн. Оборудывания с учетом срока службы З- годовая зарплата фонд с начислениями всоц страх

ОД- годовой износ добавочного оборудывания И- годовой износ инструментария

М- стоим медикаментов и реактивов исп за год Б- стоимость белья

П- почие расходы(в стационаре-ПИ-стоимость питания+ Ле- стоимость лечения)

Себестоимость снижается: при сокращении сроков пребывания в стац и увеличивается при внедрении новой мед техники, исп дорогостоящих медикаментов, привлеч высококвалифец спец, рост зароб плат медицинских работников, увелич затрат на питание, улучшении комфортности прибывания больного в

ЛПУ.

 

40. Контроль качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. Стандарты оценки качества отрасли и учреждений здравоохранения, медицинского персонала. Виды контроля качества деятельности практического врача. Роль контроля качества профилактической работы.

Качество- это свойство товара(услуги), необходимое для успешного маркетинга, а значит для успешной работы учреждений сист здрвхр в условиях рыночных отношений. Необходимо контролировать качество всех видов мед товаров: предметы медицинского назначения(оборуд, лек-ва, перевязочные мат-лы), мед информация, услуги., мед учреждения, специалисты.

Контроль качества информации:оценка мед информации с

целью исключения информации низкого качества которая может повредить здоровью и жизни граждан.

Контроль качества мед учреждений: аккредитация (стандарты качества), лицензирование(анализ состояния учреждения, кадров, оснащения, работы) выдача разрешения на выполнение опред деятельности.

Контроль качества специалистов: определяется система мед образования, аттестации, сертификации специалистов, созданием экономических стимулов высококвал качественного труда.

Контроль качества мед помощи: оценка качества-определение фактического уровня качества оказания мед помощи, обеспечение качества- исходя из оценки принятие мер по изменению мед помощи, контроль качества, система управления качеством.

Три подхода к контролю качества в здрвхр: Структурный, процессуальный,по конечному результату Оценка: своевременности, экономичности, адекватности, доступности, достаточности, эффективности.

КМЭ(мед эффективность)= число достигнутых мед результатов

: общее число оцениваемых случаев оказ мп *100% КСЭ(социальная эффективность)=число случ удовлетворенности потребителей: общее число оцениваемых случаев оказ мп *100%

КЭЭ(экономич эффективность)=нормативные затраты: фактические затраты *100%

 

Date: 2016-07-18; view: 203; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию