Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ибн Каййим аль-Джаузийя 6 page
23То есть сколько людей умирает, не дожив до старости, так что говорить о пожилых? Им ещё уместнее чаще вспоминать о смерти и готовиться к ней.
88 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Если нечто стоит не больше крыла комариного У того, Чьим рабом ты являешься, И если часть этого владеет тобой целиком, Какой будет ценность твоя у Него, как ты думаешь? И если продашь ты свою душу за это, хотя Он тебе Цену Свою предлагает, лишишься любви Его...
О теряющий решимость свою! Где же ты? Ведь этот путь утомил даже Адама и плакал на нём Нух и был брошен в огонь Ибрахим и уложен на бок для заклания Исма'иль, Юсуф был продан за ничтожную цену и провёл в темнице несколько лет, распиливали пилами Закарию, зарезали смиренного господина Яхью, боролся с тяжкой болезнью Айюб, неутешно плакал Дауд, ходил вместе со зверями 'Иса и терпел бедность и обиды Мухаммад... Так неужели ты собираешься забавляться и играть?
О обитель в грубой земле — скоро её посетишь ты, Но прежде столько ужасов тебе пережить придётся...
Война идёт, а ты стоишь, безучастно наблюдая за происходящим, а если и двинешься, то для того чтобы побежать с поля боя...
Кто не терпел палящий зной в поисках славы, тот никогда не отдыхал в тени почёта.
Говорит Суляйма: «Ты бы остался на нашей земле». Неведомо ей, что я в пути для того, чтоб найти пристанище...
Одному из усердно поклоняющихся Всевышнему сказали: «До каких пор ты будешь утомлять душу свою?!» Он ответил: «Как раз отдыха для неё и хочу я».
Следование прямым путём и заблуждение — от Аллаха 89
Невесты мира этого украсили себя для смотрящих, дабы испытать их: кто из них предпочтёт их невестам мира вечного. И тот, кто понимает разницу, предпочтёт то, что заслуживает предпочтения.
Прекрасные девы этого мира ко мне устремились И мне сказали: «Ну же! Иди же к нам!» Но я как будто не заметил их, когда узрел То, что на самом деле было моей целью.
Звёзды стремлений знающих в созвездиях их решительности движутся быстро, и среди них нет [отстающего] Сатурна.
О тот, кто отклонился от истинного пути! Будь одним из тех, кто движется в конце каравана, и спи в пути, поскольку предводитель всегда заботится об идущих в конце.
Аль-Хасану сказали: «Нас опередили люди на тёмных лошадях, когда мы были на ослах со скверными сёдлами, от которых болит спина». Он сказал: «Если ты следуешь их путём, то ты очень быстро догонишь их».
Польза Полезные выводы и наставления
то теряет ощущение близости к Аллаху, оказываясь среди людей, и обретает его, оставаясь в одиночестве, тот — слабый правдивый. Кто испытывает это ощущение, оказываясь среди людей, и не испытывает его, пребывая в одиночестве, тот болен. Кто не испытывает этого ощущения ни оказываясь среди людей, ни оставаясь в одиночестве, тот мёртв и изгнан [от милости Господа]. А тот, кто сохраняет это ощущение и пребывая в одиночестве и находясь среди людей, — любящий правдивый и сильный. Тот, кому приносит просветление одиночество, нуждается для его усиления именно в одиночестве. А тот, на кого такое же влияние оказывает пребывание среди людей, их советы и наставления, нуждается для его усиления именно в пребывании среди людей. А тот, кто успешно делает то, чего требует от него Аллах, в любом месте и состоянии, добивается развития и в одиночестве и среди людей. Самое почётное положение — когда ты не выбираешь для себя состояние помимо того, которое Он выбирает для тебя и в которое Он тебя вводит. Так что ориентируйся на то, чего Он требует от тебя, а не на то, чего ты желаешь от Него.
Полезные выводы и наставления 91
Лампы чистых сердец в лоне естественной природы человека светят и до того, как их коснутся законы Всевышнего: «Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём» (сура 24 «Свет», аят 35).
Кусе24 был приверженцем единобожия, хотя никогда не видел Посланника
Ящерица не страдает от жажды, хотя у неё нет воды, а сколько страдающих от жажды в море!
Мы знаем историю пророческой миссии Мусы и Асии, которая уверовала в него. Корзину, в которой он находился, принесли к ней, и ребёнок, оставшийся без матери, попал к женщине, у которой не было детей. Пре-славен Аллах, сколько уроков можно извлечь из этой истории! Сколько детей истребил фараон, желая уничтожить Мусу, но предопределение как будто сказало: «Мы воспитаем его не иначе как под твоей опекой!»
Зу-ль-Биджадейн остался сиротой в детстве, и его вырастил его дядя со стороны отца. Душа его возжелала последовать за Посланником
24 Кусе ибн Са'ида был одним из приверженцев единобожия, живших до начала пророческой миссии Мухаммеда 25 Речь идёт об' Абдуллахе ибн Убайе, главе лицемеров во времена Пророка
92 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Сколько можно удерживать её — жалуется она на неволю, Отпусти её — может быть, она отыщет дорогу...
Он сказал: «О дядя! Долго я ждал от тебя, что ты примешь ислам, но я не вижу в тебе стремленья к этому!» Тот ответил: «Если ты принял ислам, я лишу тебя всего, что дал тебе!» Он же сказал: «Один взгляд на Мухаммада дороже для меня этого мира со всем, что в нём!»
Если бы спросили Меджнуна; чего ты хочешь — С Лейлой свидания иль все сокровища мира? Он бы ответил: пыль под её сандалиями Для меня приятнее и для болезни моей целительнее...
И когда он собрался отправиться к Посланнику И когда глашатай призвал к сражению на пути Аллаха, он решил присоединиться к каравану любящих. А для любящего не имеет значения длина пути, потому что цель его помогает ему преодолевать этот путь:
Аллах помогает стремящемуся достичь заветных пределов И приблизиться к этим пределам ему помогает Он...
И когда он покинул этот мир, Посланник
Полезные выводы и наставления 93
О тот, чья решимость ослабла! Самая незначительная фигура на шахматной доске — пешка. Но стоит ей взбодриться, как она превращается в ферзя26.
Один мудрец, увидев вьючную лошадь, которую использовали для орошения, сказал: «Если бы она бегала быстро и хорошо, то на ней бы ездили верхом».
Когда стопы решимости готовы устремиться вперёд, перед ними появляются препятствия.
Под препятствиями подразумеваются такого рода испытания, которые помогают отличить правдивого от лжеца, и когда ты преодолеваешь их, они становятся твоими помощниками в достижении цели.
26 Имеется в виду, что прикладывающий усилия достигнет цели
Польза Истинная сущность мира этого
ир этот подобен блудливой женщине, которая не может жить с одним мужем — она завлекает многих мужчин. Не соглашайся же на разврат!
Отделил я её красоту от её деяний И обнаружил, что красоту затмевают мерзости, Поклялась она нам, что никогда не предаст нас. Оказалось, клялась, что верна никогда нам не будет...
Идти ради того, чтобы снискать мир этот, — значит идти по земле, в которой множество диких зверей, а плавать в нём — то же самое, что плавать в пруду с крокодилами. То, что приносит радость в ней, вызывает и печаль, и боль в ней рождается от наслаждений, а горести — от радостей.
То, что в юности было приятным и сладким, В преклонные годы мучениями обернулось.
Птица человеческой природы27 видит зерно, а око разума видит силок, тогда как око страстей слепо.
27 Речь идёт о легкомысленном и порывистом человеке, который устремляется к любым приманкам, не задумываясь о послед-
Полезные выводы и наставления 95
Довольства глаз не замечает недостатков, А недовольства глаз их выставляет напоказ.
Страсти украшают себя для взоров человеческой природы, и те, кто верует в сокровенное, отводят взгляд от них, а те, кто следует за ними, блуждают в пустыне скорби. О первых сказано: «Они следуют руководству от их Господа, и они — преуспевшие» (сура 2 «Корова», аят 5). А вторым будет сказано: «Вкушайте и наслаждайтесь недолго, ведь вы являетесь грешниками» (сура 77 «Посылаемые», аят 46).
Когда те, кому помог Всевышний, осознали истинную цену миру этому и недолговечность своего пребывания в нём. Они умертвили в нём страсти ради того, чтобы снискать жизнь вечную. Пробудившись от сна беспечности, они всерьёз взялись за возвращение того, что враг успел украсть у них в период их бездеятельности. Поняв, что дорога длинная, они устремили взоры на маячащую вдали цель, и далёкое стало казаться им близким. И каждый раз, когда жизнь становится горькой для них, воспоминание о словах Всевышнего «Это — ваш День, который был обещан вам» (сура 21 «Пророки», аят 103) делает её слаще.
ствиях своих действий, подобно тому как птица устремляется к зерну, насыпанному в силок, и оказывается в ловушке.
Удивительно: как человек может не любить Господа и не стремиться к Его поминанию
дна из самых удивительных вещей на свете: знать Его и не любить при этом, слышать Его глашатая и медлить с ответом, знать об огромной прибыли, которую приносят сделки, заключаемые с Ним, и при этом заключать их с кем-то другим, знать о том, насколько страшен Его гнев, и при этом навлекать на себя этот гнев, вкушать одиночество и отдалённость от Него по причине ослушания и не стремиться приблизиться к Нему посредством покорности Ему, ощущать стеснённость в сердце из-за погружения не в Его повествование и не в беседы о Нём и при этом не стремиться расширить грудь свою посредством поминания Его и тайной беседы с Ним, вкушать мучения, которые причиняет привязанность сердцем не к Нему, и не бежать от этих мучений к блаженству устремления к Нему и смирения пред Ним. Но ещё более удивительно, когда ты знаешь, что не можешь обойтись без Него и крайне нуждаешься в Нём, и при этом отворачиваешься от Него и стремишься к тому, что отдаляет тебя от Него.
Польза
Совершение запретного по причине скверного представления об Аллахе или одолевающих страстей
овершать запретное раб Аллаха может по двум причинам. Первая: человек скверно думает о Господе своём. Он считает, что даже если бы он был покорен Господу и предпочёл Его, то Он не дал бы ему ничего лучшего из дозволенного. Вторая: он знает, что это не так и что тому, кто отказался от чего-либо ради Аллаха, Он даст взамен нечто лучшее, но страсти в нём побеждают терпение и разум. Первый случай обусловлен слабостью знания, а второй — слабостью разума и сознательности.
Яхья ибн Му'аз сказал: «Мольбу того, кому Аллах помог собрать сердце своё во время обращения к Нему с мольбой, Он не отвергнет». Когда человек сосредотачивается, он остро ощущает свою потребность в Господе и неспособность обходиться без Него, надежда его усиливается, и редко мольба его остаётся без ответа.
Мудрые изречения и полезные наставления
огда бдительные видят, как мир этот одолевает своих обитателей, и как надежды обманывают своих обладателей, и как шайтан ведёт души в поводу, и когда они видят, что душа, побуждающая к скверному, берёт верх, то устремляются к крепости смиренной мольбы и испрашивания защиты, подобно тому, как испуганный раб спешит укрыться во владениях своего господина.
Страсти мира этого подобны игре воображения, и невежественный способен видеть лишь явное, тогда как разумный видит то, что за завесой.
Увидели они зёрнышко желаемого, но когда протянули руки к нему, чтобы взять его, взоры их увидели нить силка и они взлетели на крыльях осторожности и снова пустились в путь: «Если бы только мой народ знал, что мой Господь простил меня и что Он сделал меня одним из почитаемых!» (сура 36 «Йа Син», аяты 26-27).
Некоторые люди увидели всё сущее и поняли цель свою в этом мире и приготовились к отъезду, прежде чем настало время отправляться в путь, приложив усилия для следования прямым путём. А другие заняты чем-то не-
Мудрые изречения и полезные наставления 99
значительным, тогда как они преодолевают огромные расстояния, а птицы страстей в силках ждут заклания.
Две лисы попали в капкан, и одна из них сказала другой: «Где мы теперь встретимся?» А вторая ответила ей: «Через два дня в месте для дубления шкур».
Клянусь Аллахом, дни были всего лишь сном, а потом они [искренние верующие] проснулись одержавшими победу.
Прошлое мира этого — сон, будущее его — бесплотные мечтания. А между ними — время, которое тратится напрасно.
Как обретёт благополучие тот, у кого есть жена, которая не проявляет милосердия к нему, отпрыск, который не принимает его оправданий, сосед, от которого можно ожидать зла, друг, который не относится к нему чистосердечно и не даёт ему благих советов, компаньон, который не относится к нему справедливо, враг, который враждует с ним постоянно, не смыкая глаз, душа, которая побуждает к дурному, мир этот, приукрасивший себя, влечения, восстающие против него, страсть, которая одолевает его, гнев, с которым он не может справиться, шайтан, приукрашивающий для него [скверное], и слабость, которая подчиняет его себе?.. Если Аллах помогает ему и приближает его к Себе, то всё это не выдерживает противостояния с ним, а если Аллах оставляет его без помощи и предоставляет его душе его, то она набрасывается на него и губит его.
Когда люди отвернулись от обращения за решениями к Корану и Сунне, и перестали судить в соответствии с ними, и стали считать, что их недостаточно, и обрати-
100 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
лись к мнениям, аналогиям, тому, что им казалось благим, и словам шейхов, то их естественная природа начала портиться. Б сердца их вошёл мрак, понимание их исказилось, разум пришёл в негодность, и всё это ослепило и одолело их, и в соответствии с этим воспитывался малый и доживал до дряхлости пожилой, и им не казалось это порицаемым! И тогда к ним пришло другое государство, в котором нововведения заняли место Сунны, душа — место разума, страсть — место благоразумия, заблуждение — место прямого пути, порицаемое — место одобряемого, невежество — место знания, совершение дел напоказ — место искренности, ложное — место истины, лесть — место чистосердечия и благого совета, притеснение — место справедливости. И всё перечисленное взяло верх и обрело силу, а приверженцы этого стали важными и влиятельными людьми, хотя прежде вес имели противоположности этих вещей и авторитетом пользовались приверженцы этих противоположностей.
И когда ты увидишь, что эти вещи берут верх и их знамёна зареяли высоко, а войска устремились вперёд, и под землёй, клянусь Аллахом, находиться стало лучше, чем на её поверхности, то у вершин гор находиться станет лучше, чем на равнинах, и находиться в обществе зверей будет лучше, чем находиться в обществе людей. Земля вздыбилась, небеса потемнели и явилось нечестие и порча на суше и в море из-за несправедливости грешников, исчезла благодать, блага стало очень мало, звери сделались истощёнными и жизнь стала скверной из-за нечестия нечестивцев, и дневной свет и ночная мгла плачут из-за скверных деяний и отвратительных поступков, и благородные писцы и ангелы, которые, сменяя друг друга, приходят к Господу, жалуются Господу
Мудрые изречения и полезные наставления 101
своему на множество мерзостей и на то, что порицаемоеи отвратительное берёт верх. Это, клянусь Аллахом, предостережение от грядущего потока наказания, тучи которого уже сгустились, и ночь обещает принести с собой беду, такую чёрную! Отойдите же с пути этого потока с помощью искреннего покаяния, пока ещё есть возможность покаяться и врата покаяния открыты... Как будто вы уже стоите перед дверью, которая закрылась, и перед залогом, который уже недоступен28, и перед грехом, который уже записан: «А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся» (сура 26 «Поэты», аят 227).
Выкупи душу свою сегодня, ибо рынок открыт, цена имеется и товар дёшев, но придёт день, в который у тебя уже не будет доступа к этому рынку и этому товару — ни '. к малому его количеству, ни к большому: «Это — День..взаимного обделения» (сура 64 «Взаимный обман», аят 9); «В тот день несправедливый станет кусать свои руки» (сура 25 «Различение», аят 27).
Если ты не взял с собой запас — богобоязненность, И встретил в День сбора тех, кто запасался, Ты пожалеешь, что не сделал то же самое, И не обрёл того, что обрели они...
Деяния, совершаемые без искренности и следования [Корану и Сунне], подобны путнику, наполняющему сосуд свой песком, который только обременяет его и не приносит ему никакой пользы.
28 То есть стал собственностью того, кому он был оставлен.
102 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Когда обременяешь сердце тревогами и тяготами мира этого и перестаёшь уделять внимание тому, что связано с религией, хотя это — твоё пропитание и жизнь твоя, то ты уподобляешься путнику, который нагружает своё верховое животное сверх его сил и при этом не кормит его должным образом — очень скоро оно остановится под ним.
Распыляющий силы свои жизнь проживает Растерянным, — не победа и не поражение...
Спешащий погонщик, увы, ни над чем не властен, Ведь не все животные достаточно быстры, Осторожнее пусть ступают копыта животных, Ибо они попирают лбы и щёки под ними...
Для того, кто видит вдали блеск благополучия, нетрудно перенести горечь терпения.
Цель — первое в расчётах и последнее в существовании, начало с точки зрения разума и конечная остановка на пути.
Слабость — твоё привычное состояние, а если бы пыл твой поднялся до дел великих, то тебе бы светили лучи решимости.
Поистине, люди превосходят друг друга своими стремлениями, а не внешним видом.
Поистине, из-за низости своих стремлений чистильщик колодцев оказывается в колодце с нечистотами.
Тебя отделяет от преуспевших гора страстей; они остановились перед ней, а ты — позади неё.
Мудрые изречения и полезные наставления 103
Преодолей же оставшееся расстояние, и ты присоединишься к ним.
Мир этот — место состязания. Пыль поднялась, и не видно победителя, и в этом месте есть и всадники на лошадях, и двигающиеся пешком и едущие на ослах с плохими сёдлами.
Ты увидишь, когда пыль рассеется, Кто под тобой — скакун или осёл...
Человеку свойственна неумеренность в еде, но лучше следить за своим питанием.
Разбойник алчного стремления выходит только во мраке страстей.
Зёрнышки желаемого — под сеткой силка, и если чувствуешь, что больше нет сил терпеть, то подумай о заклании [которое ждёт тебя, если ты попадёшь в силок].
Сила стремления обрести желаемое порождает усердие в трудах ради достижения цели и опасение лишиться предмета своих желаний.
Скупец — бедняк, который не получит награды за свою бедность.
Проявляй терпение, воздерживаясь от того, в чём заключён вред, и не пей из источника попрёков.
Достойная женщина будет голодать, но не станет добывать пропитание с помощью груди своей.
104 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Не проси ни о чём никого, кроме Господа, ибо для раба просить о чём-то кого-то, кроме своего господина, — значит оскорблять его.
Когда ты сажаешь семена уединения, они приносят плод — близость к Всевышнему.
Не привыкай и не привязывайся к тому, с чем вскоре расстанешься, и привыкай и привязывайся к Тому, Кто всегда с тобой.
Уединение невежественного — порча, а уединение учёного — как в случае с верблюдом, при котором его копыта и который всегда найдёт воду. Date: 2016-07-18; view: 470; Нарушение авторских прав |