Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Методика криминологического исследования





1. Общая характеристика методик, применяемых в криминологических исследованиях.

2. Выборочное исследование.

3. Статистические методы в криминологических исследованиях.

4. Опрос и его виды в криминологическом исследовании.

5. Социометрия и ее использование в криминологии.

6. Организация и этапы криминологического исследования.

Одним из необходимых условий проведения криминологического исследования является использование определенных методов или совокупности методов, с помощью которых изучаются разнообразные конкретные проблемы преступности.

Методика – это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, ее причинах и личностях преступников, а также о мерах борьбы с преступностью. Результатом криминологических исследований должны быть практические выводы с рекомендациями, предложениями по повышению эффективности борьбы с преступностью, по составлению программ предупреждения преступности и совершенствованию законодательства и т. п.

Криминология использует для исследования проблем преступности разнообразные частнонаучные методы. Эти методы довольно многочисленны и в большинстве случаев отнюдь не криминологические. Многие конкретные методы заимствуются из таких наук, как социология, психология, юридические науки, статистика, демография, экономика.

Применительно к современной криминологии все методы условно можно классифицировать на три группы: 1) методы, используемые в юридических науках (исторический, сравнительный, логический, системный, статистический); 2) методы, используемые в социологии (наблюдение, опрос, эксперимент, экспертные оценки, контрольная группа, документальный метод); 3) методы, используемые в психологии (социометрия, тестирование).

Применение тех или иных методов в любом криминологическом исследовании на различных объектах (социальная группа, район, город и т. д.) обусловливается предметом, целями и задачами изучения.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в науке нет универсальных методов; каждый метод имеет как положительные стороны, так и недостатки. Поэтому необходимо сочетать методы по принципу подкрепления, дополнения и взаимоконтроля.

Сущность выборочного исследования состоит в том, что целое описывается на основе ее части; изучается только часть всей совокупности, а полученная информация используется для характеристики всей совокупности.

Теория статистики утверждает, что при достаточно большом числе наблюдений могут быть установлены и измерены закономерности, которые характерны для всей изучаемой совокупности (генеральной совокупности). Конечно, между результатами сплошного и выборочного изучения будут определенные расхождения, называемые ошибкой репрезентативности. Пределы допустимой ошибки обусловлены целями исследования. Практика криминологических исследований показывает, что в тех случаях, когда требуется повышенная точность результатов исследования, допускается ошибка выборки от 2 до 3%, обычная точность допускает 3-10%.

Вместе с тем, опираясь на установленные теорией статистики формулы и разработанные специальные таблицы, можно всегда рассчитать величину этой ошибки и определить число единиц, включенных в выборку, с тем чтобы ошибка не превышала пределов, допустимых при оценке ситуации. Кроме того, чем больше выборка (в % отношении ко всей совокупности), тем точнее результаты, меньше ошибка репрезентативности и, с другой стороны, чем более однородная совокупность, тем меньше может быть выборка.

При выборочном методе важно, чтобы единицы, составляющие эту часть, были отобраны в случайном порядке, т. е. независимо от воли или склонности исследователя. Для этого каждая единица отобранной части от всей совокупности должна иметь одинаковую возможность быть отобранной. Математическая статистика рекомендует ряд методов, среди которых наиболее часто в криминологических исследованиях применяются такие способы выборки, как случайная и по принципу квот. Так, сущность случайной выборки состоит в том, что заранее не определяется единица наблюдения, а обеспечивается равновероятное попадание в выборочную совокупность любой и каждой единицы наблюдения (например, из общего количества дел о кражах отбирается каждое 10-е).

Значение выборочного метода (выборки) обусловливается тем, что исследователям нередко затруднительно проводить сплошное обследование всей совокупности, требующее много времени, сил и средств. Выборочный метод фактически всегда используется при опросах граждан, работников правоохранительных органов, заключенных, преступников, а также при изучении уголовных дел в целях получения интересующей нас информации по проблемам преступности, ибо невозможно опросить или изучить столь многочисленные группы указанных лиц и значительное количество уголовных дел.

Преступность – это массовое социальное явление. Поэтому именно с помощью статистического метода можно собрать и обобщить информацию о количественных характеристиках преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника. Эта информация позволит обнаружить закономерности, типические черты изучаемых явлений, зависимости между изменениями одних и других. В результате можно получить необходимые данные для разработки различных мер предупреждения преступности, для оценки эффективности действующей системы мер борьбы с ней.

Статистический метод в криминологических исследованиях включает в себя, как правило, три этапа.

1. Первый этап – сбор необходимой первичной массовой информации. Исследователь может получить ее из статистических карточек и статистических отчетов, имеющихся в органах МВД, прокуратуры, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, уголовных дел, эксперимента и т. д.

2. Второй этап заключается в сводке и группировке (классификации) всей массы собранных данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитывается их количество и затем группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрастным группам), проводится подсчет по этим признакам, что сводится воедино в статистическом отчете, таблицах, схемах, диаграммах.

Различают три вида группировок:

1) типологические,

2) вариационные,

3) аналитические.

Типологические группировки – это группировки, распределяющие изучаемую совокупность на однородные в качественном отношении типы (например, группировки по видам преступлений, по месту совершения преступлений). Вариационные группировки распределяют исследуемые явления по количественному (варьирующему) признаку. Этот вид группировок применяется при изучении возрастного состава преступников, сроков лишения свободы, рецидива и т. д. Аналитические группировки ставят перед собой цель установить взаимосвязь между изучаемыми явлениями, например между преступностью и пьянством, преступностью и семейным положением, преступностью и образованием и т. д.

3. На третьей стадии статистической работы анализируются собранные и сгруппированные данные о преступности при помощи обобщающих показателей. Это процесс и результат сравнения, изучения полученных первичных и сгруппированных цифровых данных, их обобщения для установления взаимосвязей и закономерностей криминологически значимых явлений и процессов. Абсолютные величины, даже будучи сгруппированными, часто не позволяют выявить реально существующие взаимосвязи. Поэтому, прежде чем приступить к логическому и качественному анализу разгруппированных абсолютных данных (величин), необходимо привести их в сравнимый вид, т. е. преобразовать в обобщающие показатели.

Выполнение описательной задачи криминологического исследования завершается вычислением комплекса показателей, характеризующих состояние преступности, ее структуру, характер и динамику за ряд лет; дается ее количественно-качественная характеристика. После этого переходят к выполнению аналитической задачи, собственно анализу. Он состоит в интерпретации полученной цифровой информации, в ходе которой формулируются выводы о существующих связях и зависимостях между теми и другими явлениями и процессами; соотносятся полученные данные с уже имеющимися и доказанными и т. д. На этой основе вырабатываются рекомендации и предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью.

Опрос является одним из распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни. Его цель состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов). В криминологических исследованиях при помощи опроса изучаются, как правило, конкретные причины и условия преступности, личности преступника и потерпевшего, эффективность применяемых мер предупреждения преступности, престиж правоохранительных органов, уровень правосознания различных социальных групп населения, их отношение к проблемам борьбы с преступностью и др.

Все разнообразие методов опроса, применяемых в криминологии, можно свести к двум основным видам:

1) анкетирование;

2) интервьюирование.

При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанный вопросник (анкету). Интервью – это беседа, в процессе которой опрашиваемый (респондент) отвечает на поставленные исследователем вопросы.

Качество получаемой информации при анкетировании и интервьюировании во многом зависит от правильно сформулированных вопросов, организации и техники опроса. Вопросы в анкете или при интервью – это инструмент регистрации первичных фактов. Характер вопросов определяется целями и задачами исследования. Вопросы могут быть открытыми (свободное изложение ответа) и закрытыми, должны быть предусмотрены определенные варианты ответов по типу: «да», «нет», «не знаю» и т. д.

Как правило, анкета должна состоять из трех частей: вступление, где в общей форме изложены цели и задачи данного исследования, название организации, его проводящей; основная часть, в которой содержаться сами вопросы; заключение, где отражаются общие сведения о респонденте.

Различают два вида интервью: формализованное и свободное. При формализованном интервью вопросы заранее подготавливаются исследователем по типу анкет, ставятся перед опрашиваемым и ответы записываются не обследуемыми лицами, а исследователями. Свободное интервью не требует предварительной разработки вопросника (анкеты) беседы. Исследователю необходимо лишь понимание того, какую информацию он должен получить, насколько она нужна для решения задач криминологического исследования.

Метод экспертных оценок заключается в получении мнений, излагаемых по определенным вопросам группой специально отобранных экспертов из числа научных и практических работников, хорошо знающих проблемы борьбы с преступностью. Он достаточно широко используется для оценки уровня латентной преступности, прогнозирования преступности, изучения эффективности норм уголовного права, причин изменений в динамике преступности и др.

Основная задача при использовании данного метода состоит в том, чтобы сформулировать вопросы, правильно отобрать экспертов и организовать с ними работу. Число экспертов определяется задачами исследования, сложностью изучаемой проблемы и др.

Существуют две основные формы опроса экспертов: 1) индивидуальные и 2) групповые. Опросы могут быть очные и заочные, письменные и устные, по общим и частным вопросам. Опросы позволяют получить серию отдельных и коллективных мнений по конкретным вопросам изучаемой криминологической проблемы. Ответы экспертов обобщаются, анализируются; подсчитываются количественные оценки факторов (если они были указаны); определяются средние значения.

При исследовании отдельных криминологических проблем может применяться метод контрольной группы. Главное в этом методе заключается в том, что отбираются две или более группы, одна из которых является основной (экспериментальной), а другая – контрольной. Причем группы должны быть тщательно уравнены по всем признакам, кроме изучаемого. Сравнение результатов исследования основной и контрольной группы показывает, типичны ли установленные закономерности для основной группы.

Контрольная группа (или группы) является тем необходимым фоном, на котором выявляются и анализируются количественные и качественные признаки изучаемого явления. Например, исследование группы несовершеннолетних преступников показало, что 78% из них проживали в семьях, имевшие отдельные квартиры. Большой это процент или нет, влияют ли жилищные условия на совершение преступлений несовершеннолетними? Обратимся к контрольной группе – к такому же числу подростков, не совершивших преступлений. Проверка показала, что 75% этих несовершеннолетних проживает в семьях, также имеющих отдельные квартиры. Отсюда можно сделать вывод, что жилищные условия как таковые не играют большой роли в преступности несовершеннолетних.

Важную роль в методе контрольной группы играет соблюдение строгости в выравнивании групп по определенным признакам. Пренебрежение к выравниванию групп может привести к смещению и недостоверности результатов по всем исследуемым параметрам.

Социометрическое исследование есть метрическое изучение эмоционально-психологических связей между людьми. Социометрический метод – это система технических средств и процедур, применяемых для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей данного индивидуума с членами той группы, в которой человек работает и живет. С помощью социометрического метода возможно получить «снимок» динамики внутренних взаимоотношений в группе, дать количественную и качественную оценки внутригрупповых и межгрупповых процессов общения, выявить характер психологических взаимоотношений, определить симпатии и антипатии людей внутри группы, наличие лидерства, группировок, конфликтных ситуаций.

В основе социометрии лежит социометрический опрос – необходимый набор вопросов, которые задаются опрашиваемым (испытуемым) с целью выявления взаимоотношений с другими членами группы. Опрос в социометрическом исследовании должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе.

В криминологии социометрия как метод познания применяется весьма редко, лишь при исследовании криминологических проблем семейных отношений. Вместе с тем социометрический метод может быть успешно использован при исследовании отдельных проблем криминологии, в частности при изучении эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и др.), института соучастия. С его помощью могут производиться изменения в составе группы отбывающих наказание в исправительных учреждениях, ликвидироваться конфликтные ситуации, оздоровляться психологическая атмосфера, отношения к нормам уголовного и уголовно-исполнительного права.

Одной из разновидностей социометрического метода является тестирование. Тест – это задача, вопросы, ситуации, которые разрабатываются исследователем и ставятся перед обследуемыми, на которые они должны дать ответы. Целью тестирования является выяснение психологических характеристик личности преступника: его интеллектуальные возможности как индивида, творческие способности, склонность к риску, самоконтролю, жестокости, способность к быстрому реагированию в чрезвычайной ситуации и т. д. Тестовые обследования дают возможность глубже изучить особенности личности таких отдельных категорий преступников, как хулиганы, убийцы, расхитители и контрабандисты.

Любое исследование представляет собой упорядоченную последовательность (организацию) определенных действий, направленных на решение конкретных задач. Не является исключением и криминологическое исследование. Таким образом, организация криминологического исследования — это последовательность действий исследования, определенные этапы процесса криминологического изучения проблем преступности, которые необходимо соблюдать, чтобы с наибольшей эффективностью добиться ответа на поставленные задачи и цели исследования. Ее соблюдение обеспечивает целенаправленность и оптимальность всей исследовательской работы.

В целом процедура криминологического исследования состоит из следующих этапов (стадий):

1) подготовительный этап;

2) разработка программы (проекта) исследования;

3) определение эмпирических объектов исследования;

4) разработка методики данного конкретного исследования;

5) проба (пилотаж) методик, их доработка;

6) сбор первичной информации;

7) количественная и логическая обработка собранных данных;

8) интерпретация результатов, выводы, рекомендации и предложения.

Подготовительный этап должен занимать в исследованиях проблем криминологии особое место. Выбор проблемы исследования, ее целей и задач предполагает необходимость предварительного ознакомления с объектом, известной социальной практикой; работами, проделанными другими исследователями, и специальной литературой. В подготовительной стадии решаются многие организационно-технические вопросы, осуществляется подбор исследовательской группы и распределяются обязанности, происходит составление и размножение документов, анкет, схем и диаграмм.

После подготовительного этапа, выбора объекта и предмета исследования необходимо составить программу исследования. Без программы нельзя проводить сколько-нибудь серьезное криминологическое исследование, ибо только она обеспечивает организованность, целенаправленность, надежность и систематичность исследования. Программа представляет собой научную основу, остов исследования, в рамках которого осуществляются сбор, анализ и интерпретация фактического материала с целью получения в итоге теоретических и практических реализуемых выводов. Она включает в себя методологический и процедурный разделы.

Методологический раздел программы содержит в себе описание самой проблемы на основе анализа уже имеющегося комплекса научных знаний, теорий, обобщения результатов ранее проведенных исследований. В нем особое место принадлежит выдвижению рабочих гипотез, т.е. научно обоснованных предположений и о характере изучаемого предмета (явления), его структуре и связях. Также здесь определены цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточняются основные понятия, которыми будут оперировать исследователи, а также источники информации по изучаемой проблеме.

Процедурный раздел программы содержит описание конкретных методов (методики), которые будут использованы для сбора и анализа полученной информации, возможных выводов и рекомендаций, поэтапный план и сроки исследования.

Разрабатывая конкретную методику, нельзя обойтись без предварительной проверки ее эффективности (пилотажа). На стадии пилотажа следует проиграть, прорепетировать процесс сбора и обработки информации. Результатом пилотажного исследования является уточнение используемых методов, корректировка выборочной совокупности и т. п. Особенно это важно производить тогда, когда в исследовании используется метод опроса граждан, практических работников, заключенных, экспертов и т. д.

 

Date: 2016-07-18; view: 444; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию