Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор производится по следующей схеме: 1. Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив). 2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы. 3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом. 4. Указать способ словообразования. 5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть: — чередование гласных и согласных, — усечение производящей основы, — интерфиксация, При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал, читающий, читая от читать). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму. Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ← окно, а не * под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ← с ума сшедший) и субстантивации (учащийся сущ. ← учащийся прич.). Во-вторых, при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу — ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования слова пароходный — суффикс - н-, способ — суффиксация. В-третьих, не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании. В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело ← весело / невесёлый. В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невесёлый. Приведём несколько примеров словообразовательного разбора: 1) излишество излишество ← излишний; излишество — «что-то излишнее»; способ словообразования — суффиксация, процесс, сопровождающий словообразование, — усечение ПЩ основы. 2) заметались — форма глагола заметаться заметаться ← метаться; заметаться — «начать метаться», способ словообразования — приставочный. 3) ухода ухода — форма существительного уход уход-Ø ← уходить; уход — «когда уходят, то же, что уходить», способ словообразования — суффиксация, процессы, сопровождающие словообразование: — усечение ПЩ основы, — чередование д’/д. 4) снегокаты — форма существительного снегокат снег(о)катØ ← снег + кататься, снегокат — «то, на чём катаются по снегу», способ словообразования — сложение с суффиксацией, процессы, сопровождающие словообразование: — интерфиксация — усечение ПЩ основы глагола. Date: 2016-07-18; view: 688; Нарушение авторских прав |