Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Права и обязанности сторон в договоре перевозки груза. Ответственность сторон. Общая и частная авария в морских и речных перевозках.





Грузополучатель обязан принять груз в установленный срок, при нарушении которого он должен внести плату за хранение груза. По истечении установленных сроков хране­ния груз как невостребованный подлежит реализации.

Перевозчик обязан:

· произвести погрузку или выгрузку груза;

· доставить груз в пункт назначения в указанные сроки

· обеспечить сохранность перевозимого груза и пере­дать его грузополучателю;

· выдать груз управомоченному лицу в месте назна­чения;

· иные обязанности, предусмотренные договором.

Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до момента выда­чи получателю.

Перевозчик вправе:

ü задержать перевозку груза в связи с ее неуплатой;

ü взыскать штраф за простой вагонов, связанный с задержкой погрузочных работ

Грузоотправитель обязан:

· предъявить своевременно к перевозке груз с необхо­димыми документами;

· поместить груз в требуемую тару, замаркировать,

· объявить его цену;

· уплатить провозную плату (устанавливается соглаше­нием сторон

· оплатить различные услуги дополнительного харак­тера (хранение, погрузо-разгрузочные работы).

Грузоотправитель вправе:

ü изменить указанного в накладной грузополучателя без изменения пункта назначения;

ü пункт назначения груза (переадресовка допускается только с согласия перевозчика).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки его участники несут имущественную ответственность. Ответственность перевозчика наступает за:

а) несохранность перевозимого груза;

б) просрочку в доставке груза.

Ответственность перевозчика за несохранность груза. Перевозчик обязан доставить вверенный ему груз в сохранности и целостности. Нарушение этой обязанности перевозчика по сохранности груза может быть в виде утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза (ст. 796 ГК). Утрата груза подразумевает невыдачу груза получателю в течение установленных сроков (например, 30 дней по истечении срока доставки) (ст. 112 ТУЖД, ст. 190 УВВТ).

Недостача или частичная утрата означает разницу в весе или количестве груза, который был принят и сдан по одной накладной (коносаменту). Порча груза - ухудшение его качества по сравнению с качеством, указанным в транспортных документах. Перевозчик отвечает за несохранность груза с момента его принятия и до выдачи грузополучателю.

Ответственность перевозчика имеет две особенности: во-первых, она основана на принципе вины перевозчика, которая презюмируется (предполагается) (п. 1 ст. 796 ГК); во-вторых, ограничена пределами стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК), а не взыскивается в полном размере понесенных грузовладельцем убытков (ст. 15 ГК) или исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Транспортные уставы и кодексы в нормах о распределении обязанностей по доказыванию несохранности груза исходят из общего правила, установленного ст. 796 ГК: перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что его утрата, недостача или повреждение (порча) произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 108 ТУЖД, ст. 166 КТМ, п. 132 УАТ, п. 191 УВВТ, ст. 118 ВК).

Вместе с тем в транспортных уставах и кодексах, кроме ВК, установлены исключения из поддержанного ими общего правила ст. 796 ГК. Во всех трех уставах и КТМ бремя доказывания вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. Например, в ст. 109 ТУЖД, ст. 168 КТМ, п. 133 УАТ, п. 192 УВВТ предусмотрено возложение на грузовладельца обязанности по доказыванию вины перевозчика в несохранности груза при доставке груза в исправных транспортных средствах, за исправными пломбами отправителя и получателя.

На практике в соответствии с вышеназванными нормами грузовладельцам весьма затруднительно доказывать вину перевозчика в несохранности груза.

Как справедливо отмечено в юридической литературе, нужно признать, что после введения в действие части второй ГК названные нормы транспортных уставов и КТМ утратили силу (ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"). В ст. 796 ГК установлено общее правило о презумпции вины перевозчика без каких-либо изъятий1. Это правило подтверждается и в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" от 12 ноября 1998 г. № 18. В нем указано, что в предусмотренных в ст. 109 ТУЖД случаях железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза при перевозке, если они произошли, как предусмотрено ст. 796 ГК, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело2.

В транспортном законодательстве содержится примерный перечень обстоятельств, когда перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет причинную связь между этими обстоятельствами и несохранностью груза. Кроме вины отправителя и получателя к таким обстоятельствам относятся: а) особые естественные свойства перевозимого груза; б) недостатки тары и упаковки, которые перевозчик не мог заметить при наружном осмотре груза при его приемке; в) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленные нормы (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ, ст. 166 КТМ, ст. 132 УАТ).

Из общего правила об ответственности перевозчика за несохранность груза при наличии его вины в КТМ установлено исключение, когда вина морского перевозчика не во всех случаях влечет его ответственность. Так, в соответствии со ст. 167 КТМ перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение груза, если докажет, что несохранность груза произошла вследствие навигационной ошибки. Под навигационной ошибкой понимаются действия или бездействие в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна или лоцмана, вследствие которых произошли утрата, повреждение груза.

Перевозчик несет ограниченную ответственность за несохранность принятого к перевозке груза, т.е. возмещает только часть ущерба, но не все понесенные грузовладельцем убытки. Причиненный при перевозке груза ущерб перевозчик возмещает в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза; в случае повреждения (порчи) груза в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, в размере его ценности (п. 2 ст. 796 ГК).

Стоимость груза устанавливается исходя из цены, указанной в счете продавца или в договоре купли-продажи, поставки товара с учетом налога и инфляции (п. 3 ст. 20 Закона РФ "О федеральном железнодорожном транспорте"). Наряду с возмещением ущерба, причиненного необеспечением сохранности груза, перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку груза, если плата не входит в стоимость груза.

Ответственность перевозчика за просрочку в доставке грузов. За нарушение сроков доставки груза перевозчик уплачивает штраф, размер которого зависит от длительности просрочки в доставке груза и исчисляется в процентах от провозной платы - от 10 до 50% от провозной платы на внутренневодном, от 9 до 100% за каждый день просрочки на железнодорожном транспорте (ст. 188 УВВТ, ст. 111 ТУЖД),

Сам штраф является исключительной неустойкой, и перевозчик не обязан возмещать грузополучателю убытки за исключением тех убытков, которые причинены порчей груза по причине просрочки. Другие убытки не возмещаются.

Перевозчик несет ответственность за просрочку при наличии своей вины, которая предполагается (ст. 111 ТУЖД). Примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о невиновности перевозчика в просрочке, содержится в транспортных уставах и кодексах. Если перевозчик докажет, что эти обстоятельства имели место и вызвали просрочку доставки груза, он освобождается от ответственности. Например, устранение угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств (ст. 111 ТУЖД), меры по спасанию людей или разумные меры по спасанию имущества на море (ст. 166 КТМ).

От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке следует отличать распределение между участниками морской перевозки убытков, связанных с транспортировкой груза при аварии. Авария представляет собой убытки, причиненные во время морской перевозки судну или грузу вследствие наступления каких-либо событий или происшествий (посадка судна на мель, столкновение и т. п.).

Авария подразделяется на общую и частную. Общая авария представляет собой убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения от общей опасности судна, фрахта и перевозимого судном груза (ст. 284 КТМ).

Для общей аварии характерны:

а) общая опасность для судна и груза (они могут утонуть);

б) убытки должны быть следствием разумных и намеренных действий капитана и экипажа судна (например, сжигается или выбрасывается за борт часть груза или имущества судна, чтобы снять судно с мели или увеличить его скорость в случае его повреждения).

Перечень убытков (расходов), относящихся к общей аварии, предусмотрен ст. 291 - 296 КТМ. При общей аварии убытки распределяются между судном, грузом и фрахтом (т.е. между перевозчиком и грузовладельцем) соразмерно их стоимости. Расчет распределения убытков по общей аварии (диспаша) составляется специалистами-диспашерами, состоящими при Торгово-промышленной палате РФ.

Частной аварией являются все другие убытки, не признаваемые общей аварией. Это убытки, причиненные судну или грузу под действием морских случайностей или других событий, когда не существует для них общей опасности. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел или ответственный за их причинение (ст. 297 КТМ). Например, к частной аварии могут быть отнесены убытки от выбрасывания за борт части самовозгоревшегося груза, перевозившегося с нарушением правил, и другие убытки, перечисленные в п. 2 ст. 297 КТМ.

Ответственность грузоотправителя за несвоевременный расчет с перевозчиком настает в виде пени (ст. 36 ТУЖД, ст. 87 УВВТ, ст. 103 УАТ).

Перевозчиком могут применяться также оперативные санкции к недобросовестному плательщику: задержка отправления груза железной дорогой (ст. 36 ТУЖД), расторжение договора (ст. 154 КТМ).

Ответственность грузополучателя за несвоевременную выгрузку и вывоз грузов с железнодорожных станций, портов и аэропортов наступает, например, на железной дороге в виде увеличения сбора за хранение выгруженных грузов и контейнеров до его пятикратного размера: платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными свыше 24 часов, - до ее двукратного размера (ст. 47 ТУЖД).

Особенностью морской перевозки грузов является возможность возникновения различного рода убытков и расходов, относящихся к категории общей или частной аварии в зависимости от обстоятельств, при которых они возникли. Институт общей и частной аварии в морском праве традиционно отражал экономические интересы грузохозяина и судохозяина по правилу: "Никто не должен обогащаться за чужой счет"*(83).
К категории общей аварии относятся убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасания судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Наличие признаков общей аварии устанавливается по заявлению заинтересованных лиц диспашером*(84), состоящим при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и назначаемым президиумом Палаты из числа лиц, хорошо знающих теорию и практику морского судоходства, законодательство и обычаи морского права.
Убытки, относящиеся к общей аварии, подлежат распределению между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Примером общей аварии является намеренное выбрасывание за борт груза или его принадлежностей с целью облегчения судна и тем самым спасения его, а равно спасения оставшегося на судне груза. В данном случае пожертвования делаются в общих интересах.
Частной аварией признаются убытки по судну, грузу и фрахту, не подпадающие под признаки общей аварии. Убытки, признанные частной аварией, не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет потерпевший или тот, на кого падает ответственность за их причинение.

Date: 2016-07-05; view: 978; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию