Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выразительные возможности электр. СМИРадиожурналистика
На первый взгляд может показаться, что в радиожурналистике не так уж много выразительных средств. Но даже с помощью базовых приемов можно создать неповторимое своеобразие той или иной передачи. «Основным средством реализации акустической природы радиовещания явилось звучащее слово. Устное слово в электронных СМИ и на радио – особая репрезентативная роль». [1] В радиовещании основная нагрузка приходится на слово, а именно на его подачу. Например, с помощью голоса можно придать звучащей информации тот или иной оттенок. · Дикторское слово – информация индифферентная по отношению к автору. Как правило носит официальный характер. · Актерское слово – впитав традиции театра и кино, оно в эфире служит созданию образа, усилению внутренней драматургии действия (радио- аудиокниги, в рекламных блоках). · Слово журналиста – по принципу «сам написал, сам рассказал», либо используется как элемент экспромта, провоцируемый необходимостью немедленного описания и оценки ситуации (прямые включения и т.д.). Как выразительное средство – оно наиболее репрезентативно в информационно-аналитических программах – подчеркивает личную позицию автора. [1] Также, управляя диапазоном тона, мы можем выделять нужные участки речи диктора. Низкий голос звучит предпочтительнее, мы легче воспринимаем более низкий тембр, однако повышение тона может привлечь внимание. Особенно восприимчивы к этому женщины. Паузы также сильно влияют на восприятие слушателем информации. Хорошая дикторская речь интонационно выразительна: варьируется громкость голоса, речь звучит то быстрее, то медленнее, меняется высота голоса, говорящий управляет тембром голоса. На противоположном полюсе находится монотонная речь, которая усыпляет слушателя и отвращает его от эфира. Вместе с тем, речь в информационном эфире принципиально отличается от актерского словесного действия. Она сдержанна, эмоционально отстранена. Диктор не увлекает и не развлекает слушателя, а информирует его. Диктор не автор и не персонаж, а посредник между источником информации (на который он всегда ссылается) и слушателем. Интонация способна: · Выделять главное. Устранять помехи, вызванные восприятием побочной, сопутствующей информации, увеличивая количество семантически значимой информации. · Убеждать. Через эмоциональность и экспрессивность речи усиливать пропагандистский эффект общения. · Оптимизировать общение, участвуя в создании его психологического фона (психологического контакта с собеседником, слушателем).
Кроме интонации существуют и другие выразительные приемы, помогающие удерживать внимание слушателя. Например, положительным моментом будет использование вопросительных конструкций. Таким образом, мы создаем иллюзию общения, слушатель чувствует себя вовлеченным в беседу. Однако, использовать их постоянно не стоит, так как этот прием является достаточно сильном в акцентном плане. Конечно, идеальным вариантом будет прямое обращение к аудитории. Если такая возможность имеется, ей ни в коем случае нельзя пренебрегать – это оживляет контакт со слушателями, помогает удержать его внимание при достаточно продолжительном времени вещания.
Важную роль в радиопередаче всегда играют диалоги. Они позволяют не только разнообразить эфир, но и правильно донести до слушателя имеющуюся информацию, расставив акценты и выбрав наиболее подходящий тип диалога: · Замкнутый (собеседники ведут беседу между собой, а зритель только наблюдает). · Разомкнутый (откровенно направлен на зрителя). · Комментарий – выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу факта или события. [2]
Несомненно, ингредиент, без которого крайне сложно приготовить вкусное радиожурналистское блюдо – это музыка. Чтобы правильно подобрать музыку в эфир, нужно, прежде всего, определить какую функцию в передаче она будет выполнять. · Информативную – иллюстрировать, например, творчество певца. · Психологическую – подсознательно влиять на восприятие сюжета. · Эстетическую – создавать определенное настроение сюжету.
Фоновую роль играет случайная музыка, содержательную – если она является компонентом действия, движущей силой структуры произведения. Кроме этого, музыка может оформлять начало и конец передачи, сюжета или формировать зрительское восприятие времени.
И, последнее, – шумы. На первый взгляд, может показаться, что шумы – вещь второстепенная, но ими не стоит пренебрегать. Шумы могут создавать фон сюжета или создавать эффект стороннего наблюдателя. Тишина также является мощным выразительным средством. Существует несколько основных принципов использования шумовых эффектов:
Тележурналистика
Поскольку некоторые выразительные приемы в радио- и тележурналистике совпадают, то в этом разделе будут рассмотрена только специфическая составляющая телевидения – визуальная.
Нельзя отрицать тесную связь вербального и невербального каналов восприятия в тележурналистике. Если эта связь прочна, то программа выглядит целостно. Есть несколько общих правил, которые помогают решить эти словестно-изобразительные задачи:
Не менее важной частью невербального арсенала выразительных средств тележурналистики является композиция кадра. Под композицией кадра обычно понимают расположение видимых в кадре элементов, придающих изображению убедительность и целостность. Единство изображения достигается особым соотношением линии горизонта, предметов, цвета и света.
Композиция кадра – эстетическое осмысление объемных и линейных элементов, их подбор, группировка, последовательность.
Чтобы правильно построить кадр, нужно, прежде всего, знать основные элементы композиции: · Граница кадра. · Сюжетно-композиционный центр. · Перспектива изображения. · Масштаб. · Ракурс. · Движение. Кадры можно накладывать друг на друга, кэшировать – обрезать. Мозаика позволяет разложить изображение на множество цветных квадратов.
Не менее важно знать какой план лучше выбрать в тот или иной момент. Может быть, нужно показать героя во весь рост, его осанку, а может, стоит привлечь внимание к его идеально начищенным ботинкам.
Существует несколько видов планов: · Портретный план – деталь, лицо, голова. · Крупный план – голова и плечи. · Среднекрупный – фигура до верхней половины груди. · Первый план – до пояса. · Средний план – ¾, фигура до колен. · Среднеобщий – фигура целиком с небольшим пространством вверху и внизу. · Общий – фигура занимает от ¾ до ½ высоты экрана. Ориентация в пространстве – самая очевидная роль ракурсной съемки. [3]
|