Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи курса





ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

  Учебное пособие  

 

 

Таганрог 2003


 

ББК 65.050.9(2)2 Я 73

Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

 

Учебное пособие содержит изложение основных положений теории управления, обобщение практики такого управления, а также методов управления фирмой как субъектом рынка. Основное внимание уделено методам принятия управленческих решений и интегральному характеру деятельности современного менеджера.

Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 061100 «Менеджмент», может быть использовано при изучении дисциплин цикла менеджмент по специальностям 060800, 061000, 061200, 061500 и другим, а также в заочном и дистанционном обучении.

Адрес электронной версии пособия: http://www.aup.ru/books/m77/

 

Табл. 40. Ил. 62. Библиогр.: 34 назв.

 

Печатается по решению ред.-изд. совета Таганрогского государственного радиотехнического университета.

 

Рецензенты:

1. Центр конверсии и маркетинга Таганрогского научно-исследовательского института.

2. В. М. Белоусов, доктор экономических наук, профессор Ростовского государственного университета.

 

    Ó Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2003 Ó Гольдштейн Г. Я., 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Часть 1 ОСНОВЫ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ 8

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 9

1.1. Предмет курса 10

1.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы 11

1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка 12

1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера 14

1.5. Менеджмент: наука или искусство 16

2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА 17

2.1. Сущность менеджмента 18

2.2. Основное содержание общих целей и ограничений 19

2.3. Миссия организации: сущность, содержание 21

2.4. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы 22

2.5. Этика и культура фирмы 23

2.6. Задачи и этика поведения профессиональных менеджеров 24

2.7. Иерархия управления 25

2.8. Профессионалы советуют 26

2.9. Контрольные вопросы по разделу 2 30

3. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 32

3.1. Понятие и классификация функций управления 33

3.2. Основное содержание конкретных функций управления фирмой 35

3.3. Контрольные вопросы по разделу 3 36

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 37

4.1. Понятие организации и организационной структуры 38

4.2. Типы организационных структур управления 39

4.3. Сравнение структур управления 42

4.4. Положения о подразделениях управления и должностные инструкции 44

4.5. Совет директоров как орган управления акционерной компанией 45

4.6. Практика управления крупной зарубежной фирмой 47

4.7. Профессионалы советуют 52

4.8. Контрольные вопросы по разделу 4 54

5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 56

5.1. Экономические методы управления 57

5.2. Организационно-распорядительные методы управления 57

5.3. Социально-психологические методы управления 58

5.4. Мотивация исполнителя 58

5.5. Профессионалы советуют 60

5.6. Контрольные вопросы по разделу 5 61

6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 63

6.1. Содержание процесса управления 64

6.2. Место решения в процессе управления 64

6.3. Структура и процесс принятия решения 65

6.4. Распределение полномочий на принятие решений 68

6.5. Риск при принятии решений 70

6.6. Математический инструментарий принятия решения 71

6.7. Профессионалы советуют 75

6.8. Контрольные вопросы по разделу 6 80

7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ 81

7.1. Понятие и значение информации и коммуникации 82

7.2. Критерии проектирования информационных и коммуникационных систем 82

7.3. Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений 83

7.4. Основные тенденции информатизации и коммуникаций в бизнесе 87

7.5. Профессионалы советуют 88

8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 93

8.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте 94

8.2. Обзор техники и видов планирования 95

8.3. Система прогнозов и планов фирмы 96

8.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы) 97

8.5. Экстраполяционное прогнозирование 98

8.6. Роль нормативов в планировании 100


8.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия 101

8.8. Практика планирования и прогнозирования в зарубежных фирмах 104

8.9. Профессионалы советуют 110

8.10. Контрольные вопросы по разделу 8 111

9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КАК СТАДИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 113

9.1. Стратегия и практическая деятельность фирмы 114

9.2. Выделение ключевых результатов деятельности отдельных менеджеров 115

9.3. Роль ответственности в процессе управления 116

9.4. Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям 117

9.5. Контрольные вопросы и задания по разделу 9 119

10. КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, И АНАЛИЗ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ 123

10.1. Понятие и виды контроля 124

10.2. Процесс контроля и выбор варианта форм контроля 124

10.3. Типы систем контроля 126

10.4. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле 128

10.5. Понятие и задачи учета на предприятии 130

10.6. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия 130

10.7. Профессионалы советуют 132

10.8. Контрольные вопросы по разделу 10 139

11. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА 141

11.1. Содержание работы руководителя 142

11.2. Стиль управления 143

11.3. Эффективность стиля управления 145

11.4. Профессионалы советуют 148

11.5. Контрольные вопросы по разделу 11 156

Часть II УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ КАК СУБЪЕКТОМ РЫНКА 158

12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 159

12.1. Основные тенденции развития мирового рынка 160

12.2. Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы 161

12.3. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка 162

12.4. Контрольные вопросы по разделу 12 164

13. ВЫБОР И ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ФИРМЫ НА РЫНКЕ 166

13.1. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) 167

13.2. Жизненный цикл товара 167

13.3. Матричная техника оценки портфеля диверсифицированной фирмы. Матрица БКГ 168

13.4. Оценка привлекательности СЗХ 170

13.5. Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ) 171

13.6. Матрица фирмы «Дженерал электрик» 174

13.7. Контрольные вопросы по разделу 13 176

14. УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ СЗХ ФИРМЫ 179

14.1. Балансировка набора СЗХ 180

14.2. Стратегическая гибкость фирмы 181

14.3. Оценка синергизма набора СЗХ 182

14.4. Комплексная оценка набора СЗХ 183

14.4. Контрольные вопросы по разделу 14 183

15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА 185

15.1. Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов 186

15.2. Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы 186

15.3. Оценка КСФ в области НИОКР 188

15.4. Общее влияние технологии на стратегию фирмы и ее конкурентный успех 189

15.5. Современный стратегический инновационный менеджмент 190

15.6. Контрольные вопросы по разделу 15 192

16. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ БИЗНЕСА 194

16.1. Основные этапы интернационализации бизнеса 195

16.2. Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса 198

16.3. Особенности международной деятельности фирм в современных условиях 198

16.4. Глобализация мировой экономики как этап интернационализации бизнеса 200


16.5. Профессионалы советуют 202

16.6. Контрольные вопросы по разделу 16 203

17. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 204

17.1. Анализ и синтез организационных структур управления 205

17.2. Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения 205

17.3. Анализ структуры управления фирмы 208

17.4. Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмы 210

17.5. Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления 211

17.6. Контрольные вопросы по разделу 17 218

18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО 220

18.1. Роль фирмы в современном обществе 221

18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом 222

18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 224

18.4. Ограничительная деловая практика и ее правовое регулирование 227

ПОСЛЕСЛОВИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (И НЕ ТОЛЬКО…) 231

ОБЩЕУЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 237

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 238

ПРИЛОЖЕНИЕ: В.М. Белоусов ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 239

 


 

 

  I keep six honest serving men (They taught me all I knew); Their name are What and Why and When, And How and Where and Who. R. Kipling   Есть у меня шесть верных слуг, Они всему меня учили; Их имена: Что, Где, Когда, И Как, и Кто, и Почему.   A student of business with tact Absorbed many answers he lacked. But acquiring a job He said with a sob: "How does one fit answer to fact?"   Gragg C.J. "Becaus Wisdom Can't Be Told" in "Case Method at the Harvard Business School". N.Y.: McGraw-Hill, 1954, p.11.   Business student со тщанием Поглощает вопросов множество, Но в начале работы конкретной Вопрошает с рыданием: "Как сделать, чтобы Хотя бы один вопрос Соответствовал факту реальному?"  

 

Часть 1
ОСНОВЫ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ


ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

 

Логическая структура раздела

 


Предмет курса

 

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать его общие законы, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), как показано на рис. 1.

 


 

Рис. 1. Кольцо управления

 

Американское определение менеджмента – «делать что-либо руками других». Наш предмет должен дать общую концепцию управления, точно определить место и взаимосвязь его отдельных фаз, а также способствовать развитию практических навыков управления.

Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды.

Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: «Кто производит - не управляет, кто управляет - не производит».

Если у Вас нет подчиненных и Вы организуете свою работу сами, то Вы производственник. Если Вы управляете подчиненными, то Вы ставите им задачи, проводите инструктаж, передаете опыт, предоставляете средства, информацию, делегируете полномочия и контролируете (подводите итоги процесса). Таким образом, Вы не только управляете людьми, но и должны мотивировать их действия. Каждая ошибка - это не только потери в деньгах, но и разочарование, потеря потенциала Ваших сотрудников. Управление - это наука и искусство одновременно, и прежде всего потому, что Вы управляете людьми с их субъективными особенностями.

 







Date: 2016-07-18; view: 237; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию