Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и задачи курсаСтр 1 из 12Следующая ⇒
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Таганрог 2003
ББК 65.050.9(2)2 Я 73 Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
Учебное пособие содержит изложение основных положений теории управления, обобщение практики такого управления, а также методов управления фирмой как субъектом рынка. Основное внимание уделено методам принятия управленческих решений и интегральному характеру деятельности современного менеджера. Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 061100 «Менеджмент», может быть использовано при изучении дисциплин цикла менеджмент по специальностям 060800, 061000, 061200, 061500 и другим, а также в заочном и дистанционном обучении. Адрес электронной версии пособия: http://www.aup.ru/books/m77/
Табл. 40. Ил. 62. Библиогр.: 34 назв.
Печатается по решению ред.-изд. совета Таганрогского государственного радиотехнического университета.
Рецензенты: 1. Центр конверсии и маркетинга Таганрогского научно-исследовательского института. 2. В. М. Белоусов, доктор экономических наук, профессор Ростовского государственного университета.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1 ОСНОВЫ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ 8 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 9 1.1. Предмет курса 10 1.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы 11 1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка 12 1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера 14 1.5. Менеджмент: наука или искусство 16 2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА 17 2.1. Сущность менеджмента 18 2.2. Основное содержание общих целей и ограничений 19 2.3. Миссия организации: сущность, содержание 21 2.4. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы 22 2.5. Этика и культура фирмы 23 2.6. Задачи и этика поведения профессиональных менеджеров 24 2.7. Иерархия управления 25 2.8. Профессионалы советуют 26 2.9. Контрольные вопросы по разделу 2 30 3. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 32 3.1. Понятие и классификация функций управления 33 3.2. Основное содержание конкретных функций управления фирмой 35 3.3. Контрольные вопросы по разделу 3 36 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 37 4.1. Понятие организации и организационной структуры 38 4.2. Типы организационных структур управления 39 4.3. Сравнение структур управления 42 4.4. Положения о подразделениях управления и должностные инструкции 44 4.5. Совет директоров как орган управления акционерной компанией 45 4.6. Практика управления крупной зарубежной фирмой 47 4.7. Профессионалы советуют 52 4.8. Контрольные вопросы по разделу 4 54 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 56 5.1. Экономические методы управления 57 5.2. Организационно-распорядительные методы управления 57 5.3. Социально-психологические методы управления 58 5.4. Мотивация исполнителя 58 5.5. Профессионалы советуют 60 5.6. Контрольные вопросы по разделу 5 61 6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 63 6.1. Содержание процесса управления 64 6.2. Место решения в процессе управления 64 6.3. Структура и процесс принятия решения 65 6.4. Распределение полномочий на принятие решений 68 6.5. Риск при принятии решений 70 6.6. Математический инструментарий принятия решения 71 6.7. Профессионалы советуют 75 6.8. Контрольные вопросы по разделу 6 80 7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ 81 7.1. Понятие и значение информации и коммуникации 82 7.2. Критерии проектирования информационных и коммуникационных систем 82 7.3. Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений 83 7.4. Основные тенденции информатизации и коммуникаций в бизнесе 87 7.5. Профессионалы советуют 88 8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 93 8.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте 94 8.2. Обзор техники и видов планирования 95 8.3. Система прогнозов и планов фирмы 96 8.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы) 97 8.5. Экстраполяционное прогнозирование 98 8.6. Роль нормативов в планировании 100 8.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия 101 8.8. Практика планирования и прогнозирования в зарубежных фирмах 104 8.9. Профессионалы советуют 110 8.10. Контрольные вопросы по разделу 8 111 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КАК СТАДИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 113 9.1. Стратегия и практическая деятельность фирмы 114 9.2. Выделение ключевых результатов деятельности отдельных менеджеров 115 9.3. Роль ответственности в процессе управления 116 9.4. Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям 117 9.5. Контрольные вопросы и задания по разделу 9 119 10. КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, И АНАЛИЗ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ 123 10.1. Понятие и виды контроля 124 10.2. Процесс контроля и выбор варианта форм контроля 124 10.3. Типы систем контроля 126 10.4. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле 128 10.5. Понятие и задачи учета на предприятии 130 10.6. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия 130 10.7. Профессионалы советуют 132 10.8. Контрольные вопросы по разделу 10 139 11. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА 141 11.1. Содержание работы руководителя 142 11.2. Стиль управления 143 11.3. Эффективность стиля управления 145 11.4. Профессионалы советуют 148 11.5. Контрольные вопросы по разделу 11 156 Часть II УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ КАК СУБЪЕКТОМ РЫНКА 158 12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 159 12.1. Основные тенденции развития мирового рынка 160 12.2. Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы 161 12.3. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка 162 12.4. Контрольные вопросы по разделу 12 164 13. ВЫБОР И ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ФИРМЫ НА РЫНКЕ 166 13.1. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) 167 13.2. Жизненный цикл товара 167 13.3. Матричная техника оценки портфеля диверсифицированной фирмы. Матрица БКГ 168 13.4. Оценка привлекательности СЗХ 170 13.5. Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ) 171 13.6. Матрица фирмы «Дженерал электрик» 174 13.7. Контрольные вопросы по разделу 13 176 14. УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ СЗХ ФИРМЫ 179 14.1. Балансировка набора СЗХ 180 14.2. Стратегическая гибкость фирмы 181 14.3. Оценка синергизма набора СЗХ 182 14.4. Комплексная оценка набора СЗХ 183 14.4. Контрольные вопросы по разделу 14 183 15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА 185 15.1. Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов 186 15.2. Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы 186 15.3. Оценка КСФ в области НИОКР 188 15.4. Общее влияние технологии на стратегию фирмы и ее конкурентный успех 189 15.5. Современный стратегический инновационный менеджмент 190 15.6. Контрольные вопросы по разделу 15 192 16. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ БИЗНЕСА 194 16.1. Основные этапы интернационализации бизнеса 195 16.2. Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса 198 16.3. Особенности международной деятельности фирм в современных условиях 198 16.4. Глобализация мировой экономики как этап интернационализации бизнеса 200 16.5. Профессионалы советуют 202 16.6. Контрольные вопросы по разделу 16 203 17. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 204 17.1. Анализ и синтез организационных структур управления 205 17.2. Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения 205 17.3. Анализ структуры управления фирмы 208 17.4. Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмы 210 17.5. Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления 211 17.6. Контрольные вопросы по разделу 17 218 18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО 220 18.1. Роль фирмы в современном обществе 221 18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом 222 18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 224 18.4. Ограничительная деловая практика и ее правовое регулирование 227 ПОСЛЕСЛОВИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (И НЕ ТОЛЬКО…) 231 ОБЩЕУЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 237 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 238 ПРИЛОЖЕНИЕ: В.М. Белоусов ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 239
Часть 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
Логическая структура раздела
Предмет курса
Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать его общие законы, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента). Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), как показано на рис. 1.
Рис. 1. Кольцо управления
Американское определение менеджмента – «делать что-либо руками других». Наш предмет должен дать общую концепцию управления, точно определить место и взаимосвязь его отдельных фаз, а также способствовать развитию практических навыков управления. Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды. Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: «Кто производит - не управляет, кто управляет - не производит». Если у Вас нет подчиненных и Вы организуете свою работу сами, то Вы производственник. Если Вы управляете подчиненными, то Вы ставите им задачи, проводите инструктаж, передаете опыт, предоставляете средства, информацию, делегируете полномочия и контролируете (подводите итоги процесса). Таким образом, Вы не только управляете людьми, но и должны мотивировать их действия. Каждая ошибка - это не только потери в деньгах, но и разочарование, потеря потенциала Ваших сотрудников. Управление - это наука и искусство одновременно, и прежде всего потому, что Вы управляете людьми с их субъективными особенностями.
Date: 2016-07-18; view: 237; Нарушение авторских прав |