Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Младшая династия Хань⇐ ПредыдущаяСтр 66 из 66
Гуан У-ди начал свое правление подавлением движения повстанцев, что удалось ему сделать к 29 г. Но все же мощнейшее в истории Китая движение «Краснобровых» привело к некоторому облегчению положения простого люда. Это выразилось и в конкретных действиях Гуан У-ди, который: - освободил всех государственных рабов и часть частных; - принял меры по смягчению положения оставшихся рабов (отменил клеймение, право хозяина на убийство раба и др.); - активно восстанавливал систему дамб и ирригационных сооружений; - упорядочил денежное обращение, пытаясь ликвидировать последствия предыдущих денежных реформ; - уменьшил налоги; - поощрял земледелие и шелководство; - бедноте выделял на льготных условиях государственные поля, в том числе и земли опальных «сильных домов». Все эти меры дали результаты и экономика страны стала постепенно восстанавливаться. Вслед за ней стабилизировалась внутренняя и внешняя политика, что проявилось, в частности, в отражении набегов сюнну и открытии вновь в 73 г. Великого шелкового пути.[6] Столицей империи стал Лоян.[7] Проведенная перепись населения показала прирост – с 21 млн.человек в начале правления Младшей Хань до 53 млн. человек через 80 лет. Однако эта стабилизация продолжалась недолго и с начала II в. положение в стране стало заметно ухудшаться. В руках немногих крупнейших землевладельцев вновь стали скапливаться несметные богатства, а масса мелких и средних собственников нищала. В политическом отношении упадок династии, как и в эпоху Ранней Хань, выразился в возвышении императорских фаворитов из числа родственников императриц и дворцовых евнухов, что привело к обострению борьбы между этими «временщиками» и регулярным чиновничеством. Социальная база власти неуклонно снижалась, а вместе с тем сокращались и налоговые поступления в казну. Создавшееся положение многие политические деятели рассматривали как катастрофу для государства и связывали ее с распространением товарно-денежных отношений. В докладах на высочайшее имя появились советы запретить деньги и изъять металлическую монету из обращения. Число налогоплательщиков сокращалось, казна теряла доходы, на оставшихся выпадали более тяжелые налоги и повинности. Сокращение налогоплательщиков не означало их физической гибели, это была гибель «гражданская», так как они отдавали себя под покровительство покровительство «сильных домов», то есть частных лиц. Из подданных государства, его свободных граждан, попавшие в зависимость (из-за долгов) люди превращались в лично- и поземельно-зависимых, выпавших из налогообложения. Поместья «сильных домов» все в большей мере становились экономически замкнутыми, товарно-денежные отношения пришли в упадок, городская жизнь замирала. В начале 20-х гг. III в. во многих местах монета была отменена, и средством обмена стал шелк или зерно. Из-за дезорганизации центрального аппарата прекратились регулярный ремонт плотин и уход за ирригационными сооружениями. Бюрократический аппарат, выросший до колоссальных размеров разъедался коррупцией и стал самодовлеющей силой, поглощающей все доходы государства.
В этой обстановке затяжного политического и глубокого социально-экономического кризиса в стране разразилось мощное общественное движение, известное как восстание «желтых повязок». Это движение готовилось планомерно в течение 10 лет религиозной сектой даосского толка «Путь Великого благоденствия». Руководил сектой, а затем восстанием Чжан Цзюэ. В своих проповедях он назвал точную дату – 4 апреля 184 г., когда на земле наступит эра благоденствия. В этот день, по его предсказанию, погибнет «Синее Небо», то есть династия Хань, и воцарится «Желтое Небо» (то есть царство справедливости). В качестве символа восставшие носили желтые повязки. Проповедники Чжан Цзюэ действовали по всей территории страны, создали 36 религиозных центров. Проповеди-воззвания обещали всем избавление от страданий и счастье в самом ближайшем будущем. Это, конечно, привлекало толпы восставших. Велась организованная военная подготовка и количество бойцов доходило до 360 тысяч. Есть данные, что 2/3 страны находились под влиянием учения Чжан Цзюэ, поэтому власти опасались арестовывать проповедника, хотя и знали о его роли. Это движение было отлично подготовлено и организовано, в отличие от предыдущих, а также имело свою идеологию. Действия восставших были типичными – они громили правительственные учреждения, уничтожали представителей власти как представителей вселенского зла. Это восстание является своеобразным рубежом в истории Китая, так как уже к 192 г. можно говорить о фактическом исчезновении единства империи. В течение последующих 30 лет ханьский император находился в ставке полководца Цао Цао, который ловко воспользовался воспользовался авторитетом ханьского дома, чтобы укрепиться в центральных областях бывшей империи. Формальным завершением Ханьской династии принято считать 220 г., когда Цао Пи, старший сын Цао Цао, заставил ханьского императора отречься от своего титула и провозгласил воцарение династии Вэй. 51 Вопрос.Могольская Индия (Конец XVI-XVII) Основателем правящей в Индии династии Великих Моголов был Захир-ад-дин Мухаммед Бабур (1483—1630) — узбек, потомок Тимура и Чингисхана. В 1494 году он наследовал своему отцу правителю Ферганы Омар-шейху. В результате междоусобных войн Бабур был изгнан из своих владений. В 1504 году обосновался в Кабуле. В 1525 году с не-большой армией вторгся в Индию, ему удалось привлечь на свою сторону индийских феодалов. В битве при Панипате в 1526 году он разбил армию делийского султана Ибрахима Лоди (1517-1526) и вскоре захватил Дели и Агру. Он поставил себе цель — создать собственное государство.
Его сын Хумаюн (1508-1566) в результате междоусобной борьбы в 1540 году был вынужден уступить власть правителю Бихара и Бенга-лии Шер-хану(1472-1545). Он попросил помощи у сефевидского прави-теля шаха Тахмаспа. Тот согласился с условием, что к нему отойдет Кандагар. Хумаюн захватил Кабул и Кандагар, но обещания своего не выполнил. После смерти Шер-хана Хумаюн в 1555 году захватил Дели.
Наследовавший Хумаюну его сын Акбар (1556—1605) продолжил завоевательную политику и присоединил к Могольскому государству Мальву, Раджпутану, Гуджарат, Ауд, Бихар, Синд. Он попытался со-здать централизованное государство, и был веротерпим. Золотой век моголов приходится на правление мудрого деспота Акбара, вступившего на престол в 13-летнем возрасте (1556-1605 гг.) и поставившего общегосударственные интересы выше религиозно-мусульманских (индийские авторы считают, что Акбар сделал династию Моголов "индийской по облику
Реформы Акбара Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему рангов (мансабов), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме). Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джизью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии. Религия В первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали Родольфо Аквавива, Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры. Акбар выделял земли и средства для строительства не только мечетей, но и индуистских храмов в Северной и Центральной Индии, а также христианских церквей в Гоа. С 1582 года он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («божественная вера»), разработанное вместе с Абу-аль-Фазилем и представлявшее собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Господствующей формой феодального землевладения был джагир — условное пожалование с обязательством содержать определенный контингент наемных войск. Другой формой было земиндарство — наследственное землевла-дение вассальных индусских князей. Третьей формой был союргал — мусульманское мелкое церковное землевладение Преемником Акбара стал Джахангир (1605—1627), в его правле-ние усилилось проникновение европейцев в Индию. После его смерти к власти пришел один из его сыновей Шах-Джехан (1627—1658). Взяв власть, он перебил всех своих братьев, родных и двоюродных, а также племянников. В 1632 году он приказал разрушить все вновь построенные индусские храмы, началось массовое преследование христиан. В Индии сложилась кастовая система, которая формировалась не-сколькими путями: эндогамные группы, общность профессии, религиоз-ные представления. Кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социаль-ную систему. Иерархия каст строилась таким образом: — высшие касты брахманов, кшатрии-династии индийских кня-жеств; — раджпуты и джаты, полноправные общинники; — земледельцы, неравноправные общинники; — должностные лица и слуги общины; — земледельцы и слуги общины, лишенные прав владения и поль-зования землей, выполнявшие нечистые работы, — неприкасаемые. Касты функционировали в определенных территориальных грани-цах, имели четкую внутреннюю организацию. Деловые связи между ка-стами многие века определялись нормами взаимного обслуживания. Со второй половины ХVII века держава Великих Моголов вступи-ла в полосу экономического упадка, который был обусловлен внутрен-ними причинами и привел к массовым разорениям крестьян, упадку го-родов, экономическому обособлению различных частей страны, кре-стьянским восстаниям и народным движениям, росту сепаратизма.
Свою роль в нарастании негативных явлений сыграли и внешние причины, связанные с проникновением в Индию западных держав. Установив свое господство в Индийском океане, Голландская, Англий-ская, Французская Ост-индские компании лишили индийских купцов прибыли от морской торговли. Открытие морской торговли привело к упадку караванной торгов-ли Индии. К концу ХVII века иностранцы обладали развитой сетью тор-говых факторий на побережье Индии. Базами англичан были Бомбей, Мадрас и Калькутта, французов — Пондишери и Чандернагор, голланд-цев — Чинсура и Негапатам.
При жизни Шах-Джехана началась междоусобная борьба его сыновей за престол. Победителем в этой борьбе вышел Аурангзеб. Он арестовал отца и заточил его в Красном форте. Отец умер в 1666 году и был похоронен рядом с любимой женой Мумтаз в Тадж-Махале.
В период царствования Аурангзеба (1659—1707) шла борьба за сохранение Могольского государства как орудия господства мусульман-ских феодалов. С этой целью Аурангзеб освободил мусульман от долгов индусам, ввел отмененный Акбаром подушный налог — джизию на немусульман. Тем самым он превратил в своих врагов не только верхушку индусского общества, но и крестьян-индусов. Против политики Аурангзеба были направлены восстания маратхов и афганцев в 1666—1678 годах. Афганцы, восстаниями которых руково-дила племенная знать, были разгромлены, а маратхи одержали победу.
Их вождь Шиваджи (1630-1680) объявил себя в 1674 году независимым государем Махаратрашты. Марахтские отряды вторгались далеко в Гуджарат, Мальву и Бихар. От взимания дани в размере четвертой ча-сти поземельного налога (чаут) марахтские феодалы начали переходить к прямому захвату территорий. Освободительная борьба превращалась в завоевательную войну. Восстания также происходили в районе Агра-Дели и Пенджабе, где выступали сикхи и джаты. Сикхи — секта, возникшая как оппозиция могольскому режиму представителей торговых и ростовщических кругов североиндийских городов. Основателем секты был Нанак (1469-1539), ставший первым гуру (учитель). Члены секты осуждали кастовую систему и провозгла-шали равенство всех перед богом, проповедовали отказ от насилия и подчинения могольским падишахам. У сикхов существовал кодекс 5-к: — кирпан (носить кинжал) — символ доблести; — кара (стальной браслет) — символ чистоты помыслов; — качха (короткие шаровары) — целомудрие; — кеш — не брить бороду, не стричь волосы; — канчха — гребень. Падишахи, в частности Акбар, даже наделяли гуру сикхов обшир-ными земельными наделами. Наследственные гуру сикхов превратились в духовных феодалов. В ХVII веке гуру стали претендовать не только на духовную, но и светскую власть, что вызвало трения между ними и мо-гольскими падишахами. Изменился классовый состав сикхской общины. В результате сикхи стали на путь антифеодальной борьбы. При гуру Говинд Сингхе (1675—1708) власть перешла к хальсе (общине), были ликвидированы кастовые различия, произошел отказ от ортодоксального индуизма и сикхи перешли к вооруженной борьбе за истинное царство, где они станут хозяевами земли. Сикхизм из секты стал новой религией. К имени сикха обязательно добавляется слово «синг», что означает лев. На секту начались гонения. В 1705 году соеди-ненные силы моголов и индусских раджей разгромили сикхов и взяли их главную крепость Анандапур. Говинд Синг бежал, и в изгнании назна-чил своим преемником крестьянина по имени Банда, завещав ему про-должить борьбу. В 1710 году вспыхнуло новое мощное восстание сикхов во главе с Бандой, с трудом подавленное моголами в 1715 году. Банда был казнен. Движение сикхов стихло, но не прекратилось. Восстание джатов продолжалось с небольшими перерывами всю вторую половину ХVII века. В результате 50-летней борьбы джатам удалось выгнать могольских ленников — джагирдаров и сборщиков налогов.
Аурангзеб искал выход из внутренних проблем в завоеваниях. Ос-новным объектом нападения стал Декан и южная Индия. В 1686 году был завоеван Биджапур, через год — Голконда. Держава моголов рас-пространилась теперь на всю Индию, кроме крайней южной оконечно-сти полуострова. Все эти походы привели к дальнейшему ослаблению могольского государства.
После смерти Аурангзеба идет дальнейший рост процесса ослабления центральной власти. Фактическими правителями становились мо-гольские правители (субадары) и сильные местные феодалы, подчиняв-шие себе целые области. Единый налоговый аппарат развалился. В Бен-галии откупщики захватывали землю и превращались в феодалов. В других случаях феодалами становились главари разбойничьих шаек, иногда это были руководители крестьянских выступлений.
В начале ХVIII века у маратхов наметился процесс политической консолидации на основе крупного феодального землевладения. Крупный феодал, брахман Баладжи Вишванатх Бхат (1714-1720) стал в 1714 году правителем — пешвой. В дальнейшем он сосредоточил власть в своих руках и стал основателем новой династии наследственных пешв. При пешве Баджи Рао (1720—1740) завоевания маратхов распространились на значительную часть Индии.
Могольская держава разваливалась. Маратхи овладели Гуджара-том, предпринимали набеги на Ауд и в 1737 году под предводитель-ством пешвы Рао дошли до Дели. Марахтские завоевания не привели к изменению социального строя, просто вместо мусульманских правите-лей появились индусские. За пределами Махараштры крупные военона-чальники основывали новые княжества, находившиеся в слабой зависи-мости от пешвы, резиденция которого располагалась в городе Пуна. В 30-х годах ХVIII века возникли четыре маратских княжества — Нагпур, Гвалиодор, Индур и Барода. Эти княжества и Махарашта были связаны союзными отношениями и признавали пешву своим главой. Могольский наместник в Декане Чин-Клич-хан провозгласил себя в 1724 году князем Хайдарабада. Субардар Ауда Саадат-хан стал основателем династии наслед-ственных навабов Ауда. Субардар Бенгалии Муршид Кули-хан превратил в свое наслед-ственное владение Бенгалию, Бихар и Ориссу.
Власть Великих Моголов распространялась к 1738 году лишь на Дели, Агру, Стрхинд, Кашмир, Пенджаб, Синд, Пешавар и Кабул. Эти области в 1738—1739 году подверглись нападению персидского влады-ки Надир-шаха (1688-1747), мечтавшего создать свою империю. Разбив в 1739 году под Корналом силы могольского правителя Мухаммед-шаха, он захватил Дели и разграбил город. Земли к западу от реки Инд (Синд, Пешевар, Кабул) вошли в состав державы Надир-шаха.
[3] Возведена при Цинь Шихуанди в 221 – 210 гг. до н.э. [4] При этом государственное рабство ограничениям не подвергалось. [5] Принцип цзинтянь предполагал, что 1 семья не могла иметь более 100 му (ок. 2 га) земли для собственного пользования, причем 8 дворов обрабатывали девятое поле в пользу правителя. [6] В период смуты путь был закрыт в течение 65 лет. [7] Чанань был сильно разрушен в период восстания «Краснобровых». Date: 2016-07-05; view: 421; Нарушение авторских прав |