Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отклоняющееся поведение и его типы





 

Девиантное (отклоняющееся) поведение: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам; 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Критерием девиантности поведения являются моральные и правовые нормы.

Делинквентное (преступное) поведение – состоит в нарушении норм; подпадающее под категорию противоправного действия.

 

Виды девиантного поведения

 

1) Первичная девиация (индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы и не считает себя девиантом) и вторичная девиация (на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми).

2) Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска.

 

Типы отклоняющегося поведения

 

* Социально одобряемые – позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы (гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности)

* Нейтральные – чудачество, эксцентричность, стремление выделиться среди окружающих манерой одеваться, манерой поведения и т. п.

* Социально неодобряемые – негативные, дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению поступки, которые наносят ущерб обществу (отклонения, направленные на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия) – делинквентное поведение; отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).

 

Функции девиантов в обществе

 

1. способствует сплочению социальных групп и помогает людям более глубоко осознать себя как личность и понять свои собственные ценности (например, в рамках молодежных неформальных организаций подросток адаптируется к внешним условиям существования, обучается поведению в группе, выявляет свои личностные особенности);

2. определяет границы допустимости некоторых форм поведения (определяется, до какой степени общество может терпеть поведение некоторых людей);

3. определенные виды девиантов являются предохранительным клапаном в обществе, который может снять социальную напряженность в определенные кризисные моменты (например, спекулянты в СССР снимали проблему снабжения общества дефицитными и пользующимися спросом товарами, а торговцы наркотиками зачастую помогают снять психологический кризис);

4. наличие большого количества девиантов указывает на то, что в обществе есть какой-то дефект, с которым необходимо бороться (например, увеличение масштабов взяточничества в среде государственных чиновников способствует принятию закона по борьбе с коррупцией).

Типология девиантного поведения Р. Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации: инновация (предполагает согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения); ритуализм (связан с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, при этом забывается главное – цель); ретретизм (бегство от действительности); бунт (стремится к коренной ломке всех общественных отношений).

 

Теории происхождения девиантного и делинквентного поведения

 

1) Теория физических типов утверждает, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Итальянский врач Ч. Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. В. Шелдон выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). Шелдон описал определенные виды поведения, присущего каждому типу: например, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфным типам. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов.


2) В основе психоаналитической теории отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3. Фрейда психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п.

3) Сторонники теории наклеивания ярлыков (стигматизации) (Э. Лемерт, Г. Беккер) определяют появление девиации групповой оценкой, «навешиванием» на человека ярлыка «нарушителя» установленных норм и применением против него санкций.

4) Теория культурного переноса девиации: а) теория подражания (Г. Тарда). Люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она для них является референтной группой; б) теория дифференциальной ассоциации (Э. Сазерленда). Многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т. е., чем дольше индивид пребывает в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом.

 

Причины девиантного поведения

 

1) Биологические особенности нарушителей норм.

2) Аддикция, т. е. со стремление избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта.

3) Концепция дезориентации (Э. Дюркгейм) утверждает, что питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии – отсутствия норм.

4) Р. Мертон считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать.

5) Маргинализация. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей.

6) Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев. «Инфицирование» происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств.

7) Распространение различного рода социальных патологий (рост психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшение генетического фонда населения).

8) Бродяжничество и попрошайничество (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы).

9) Социальное неравенство. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества. Данная теория, в частности, легла в идеологический фундамент революционной девиации большевиков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты имущих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации налицо расхождение между праведными целями (полное социальное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие).

10) Связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации.


11) Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества. Субкультура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средствами их реализации, с другой стороны.

12) Социальные (в том числе войны), техногенные и природные катаклизмы нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей.

Девиантному поведению в обществе противостоит социальный контроль – средство, имеющееся у общества, при помощи которого заставляют людей вести себя соответственно с общепринятыми нормами и правилами поведения. Социальный контроль – усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление. Социальный контроль можно определить и как механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря нормативному (правовому, моральному и т. д.) регулированию поведения индивидов.

Социальные санкции – это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением его членов, цель которых обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Негативные неформальные санкции: выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т. п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т. д.).

Негативные формальные санкции: всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т. п.), – выступают в качестве угрозы, устрашения и предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции: реакция непосредственного окружения на позитивное поведение, которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы, лестные отзывы в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т. п.).

Формальные позитивные санкции – это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами, медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т. п.).

По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции: правовые санкции (система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом); этические санкции (система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы); сатирические санкции (система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято); религиозные санкции (наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенных религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии).


Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции – через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

Девиация и конформизм – два противоположных типа поведения.

Конформное поведение – ситуативное поведение индивида в условиях конкретного группового давления (влияния). Эта уступчивость находит свое выражение в изменении его взглядов и поведения согласно точке зрения большинства. Есть два типа конформного поведения: внутреннее и внешнее подчинение индивида группе. Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Когда субъект подчиняет свое поведение правовым предписаниям лишь по той причине, что «так делают все», и он считает, поступает правомерно.

Между конформной и девиантной мотивацией действий людей находится индифферентная (состоит в отсутствии интереса к окружающему, равнодушии, безразличии, пассивности).

 

Социальная роль

 

Социальный статус – положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Основные группы статусов:

1. Предписанные (врожденные) статусы человек получает от рождения независимо от своей воли: пол, возраст, национальность.

– Достигаемые (приобретенные) статусы приобретаются личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий: врач, инженер, бизнесмен, спортсмен.

– Смешанные – предписанными и достигаемыми одновременно.

2. Временные и постоянные.

В любом обществе существует иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Авторитет – степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. С понятием социальный статус тесно связано другое понятие – социальная роль: 1) фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; 2) совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

 

При различных подходах к интерпретации социальные роли определяются также, как:

1) функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

2) общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

3) поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия в зависимости от их статуса в обществе и системе межличностных отношений;

4) существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами;

5) система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

6) открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

7) представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

8) предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

9) набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Линтоном, Дж. Мидом. Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом.

1. По масштабу. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и достигаемые.

3. По степени формализации. Формализация определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д. Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами.

Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Совокупность ролей, выполняемых индивидом, называется ролевым набором, или ролевым репертуаром.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени; латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли.

По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.

Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. Роль может быть использована как средство достижения определенной цели, также она может и сама стать целью.

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

 

Типы ролевых конфликтов

 

Межролевые – конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования.

Внутриролевые – конфликты, вызываемые противоречивыми требованиями, предъявляемыми к носителям одной роли разными социальными группами. Каждый человек обладает целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

 

Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и др.).

 

3.13. Социализация индивида

Социализация индивида – процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

 

Типы социализации:

 

А) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

Б) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

 

Уровни социализации

 

* Первичная (до 6 лет), происходящая преимущественно в семье, основана на предсознательных программах, которые у талантливого новорожденного более совершенны, чем у обычного человека. Восприятие предметного мира, языка и речи, участие в ролевой деятельности являются сигналами, развивающими механизмы предсознания в сознание, в способности к музыке, математике, физическому труду и соответствующим моделям ролей.

* Вторичная социализация (до 23–25 лет), происходящая в системе образования, направлена на совершенствование возникшего сознания, ценностных ориентаций, ролевых моделей в более сложные, профессиональные, взаимосвязанные ориентации действий, а также роли и действия: юноши и девушки, студента и спортсмена, любящего и любимого и т. п.

* Третичная социализация – это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируются ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа или жены, отца и матери, работника и гражданина, патриота и интернационалиста и т. п.

 

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Агенты первичной социализации (непосредственное и ближайшее окружение человека) – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Первичными институтами социализации являются семья, школа, группы сверстников и т. д.

Семья – важнейший агент социализации. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи.

Спорт оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно здоровой личности, дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность, а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности.

– Школа как агент социализации отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер – не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников между собой и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т. е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние. Интернет, усиливая процесс опосредованного общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Вторичными институтами – государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

 

Стадии (этапы) процесса социализации

 

* Стадия адаптации (рождение – подростковый период): происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

* Идентификация: появление желания выделить себя среди других.

* Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества.

* Трудовая стадия: происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

* Послетрудовая стадия (пожилой возраст) характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации, возраст, пол, степень родства; биологическая наследственность; физическое окружение; культура, социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения – десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией. Американский социолог И. Гоффман (1922–1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях: изоляция от внешнего мира; постоянное общение с одними и теми же людьми; утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания; отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.

Обучение – процесс целенаправленного формирования в человеке определенных умений: практических (одеваться, здороваться и т. п.) и мыслительных (думать, анализировать и т. п.). В нем формируется разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может и не осознавать. Обучение происходит преимущественно в семье.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования в человеке мотивов, а также нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений, верований, определяющих его жизнедеятельность. Оно осуществляется в семье, школе, через телевидение, прессу и т. п.

Образование – процесс целенаправленного формирования в человеке знаний о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т. п., который может носить бытовой, технический, исторический и т. п. характер и происходит в школе и вузе.

Защита – психические и практические процессы, посредством которых люди преодолевают внутренние конфликты: между различными потребностями, интересами и ценностями и внутри их (по вертикали) в процессе социализации. Защита опирается на волю человека.

Адаптация – психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряженностью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются и другие люди. В рамках этого механизма человек преодолевает угрозу потерять предмет потребности, интереса, ориентации. Адаптация опирается на познание, память, волю человека.

Средствами социализации родившегося человека становятся:

1) подражание поведению взрослых; основано на генетически присущей человеку способности запоминать и воспроизводить различные типы поведения;

2) ролевые пробы и ошибки в процессе собственной деятельности; связано с обобщением полученного навыка и переносом его в новую ситуацию;

3) язык, речь, познание (чувственное и мыслительное); связано с развитием эмпирического, теоретического, философского познания.

Сторонники поведенческой психологии (бихевиоризма) считают, что процесс становления личности происходит на основе случайности, под влиянием тех или иных обстоятельств, целиком от них зависим и поэтому плохо управляем.

В рамках теории структурного функционализма социализация раскрывается через понятие «адаптация», так как американскими социологами (Т. Парсонс, Р. Мертон) социализация понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление.

И. П. Павлов и другие психологи признают упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею.

 

Процесс социализации включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:

 

пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:

 

активную форму, проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.

Одна из существенных проблем социализации – совместимость разных ценностей культуры, предлагаемых разными факторами – системами социализации (семьей, улицей, школой, тюрьмой и т. п.). Для социализации характерен компромисс между разными традициями, нормами, ценностями, идеалами и т. п. Подобный компромисс предполагает также компромисс индивида с другими людьми. В результате многообразия факторов социализации в рамках одного и того же типа общества возникают разные типы личностей: по мировоззрению, ментальности, характеру, образу жизни: конформисты (консерваторы); реформаторы; революционеры. Реформаторы и революционеры вступают в социальный и межличностный конфликты, которые служат источником развития обществ.

 

Осуществление процесса социализации происходит на основе четырех иерархически расположенных структур:

 

микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, детский сад, школа, круг друзей. В качестве микрофакторов влияния на социализацию молодежи следует отнести факторы социально-психологического характера – физиологические, генетические и психологические особенности молодого человека, а также особенности той микросреды, в которой формируется личность.

мезосистема – это отношения между элементами микросистемы, например, между семьей и школой, предполагают учет внешних характеристик субкультуры конкретной социальной общности (этнической, возрастной, половой, профессиональной, территориальной и др.), таких, как ценности, нормы, социальные практики, институциональные образцы, символы, языковая среда, утвердившиеся в пространстве данной субкультуры.

экзосистема состоит из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но тем не менее участвуют в его социализации, иногда оказывая на него очень сильное влияние (работа родителей, их деловое окружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании у ребенка представлений о мире взрослых).

макросистема, культурное окружение – социальные ценности и идеологии, не только прямо внушаемые ребенку, но и косвенно влияющие на функционирование первых трех структур.

 

Семья и брак

 

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт, семья взаимодействует с государством и другими социальными институтами. Социология рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу; как социальный институт.

1. Как малая социальная группа – предметом исследования являются внутрисемейные отношения (отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи).

2. Как социальный институт – акцент делается на взаимоотношения семьи и государства (общества), а также социальные функции семьи.

Семья, более широкое понятие и социальное явление, включает в себя, как правило, и институт брака. Однако возможны случаи, когда брак и семья существуют как бы сами по себе. Такие внебрачные отношения в семье принято называть гражданским браком.

Семья – единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей.

Семейный социальный статус – один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Семейные статусы подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дед, бабушка, внук, внучка и т. д.).

Семейная социальная роль – предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом.

 

Социальные функции семьи

 

* Репродуктивная – рождение детей, воспроизводство биологического вида. Благодаря этой функции семья не только воспроизводит самое себя, но и обеспечивает замещение уходящих поколений новыми членами общества.

* Социализация личности.

* Экзистенциональная – функция заботы и защиты своих членов, обеспечение их социальной и психологической безопасности.

* Экономическая и хозяйственно-бытовая – совместное производство материальных благ и их распределение, организация совместного проживания членов семьи и поддержание их физического здоровья и благополучия.

* Функция первичного социального контроля – моральная и социальная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

* Рекреативная – функция восстановления и укрепления физических, моральных и духовных сил человека.

* Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры общества. Путем приобретения новых социальных статусов в семье («мужа», «жены», «отца», «матери» и др.) индивид замещает в социальной структуре статусы своих предшественников (родителей) и тем самым воспроизводит социальную структуру.

* Досуговая – организация рационального досуга для всех членов семьи.

* Гедонистическая (от греч. – удовольствие) – функция взаимного удовольствия, наслаждения, любви, счастья и т. п.

Брак – 1) исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации; 2) нормативно-правовой институт, регулирующий отношения между всеми членами семьи, между семьей и государством.

 

Типы брака

 

* групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (наиболее характерен для ранних стадий развития первобытного общества);

* полигамный брак – брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (Юго-Восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова);

* моногамный брак – брак одного мужчины с одной женщиной. Такие браки являются наиболее характерными для христианского мира и для демократических стран, в которых существует правовое равенство полов. Но такие браки встречаются в 5 раз реже, чем полигамные;

* парный брак – равноправный брачный союз мужчины и женщины, имевший место в период перехода от матриархата к патриархату (период варварства);

* экзогамные браки – основаны на обычаях, запрещающих браки внутри определенной социальной общности, например, внутри рода, фратрии, общины. Такие браки предполагают создание супружеских отношений вне данной родственной группы;

* эндогамные браки – основаны на обычаях заключения браков внутри определенной социальной общности – племени, касты, нации, конфессии и т. д.

Существуют также такие разновидности брачных отношений, как: брак по любви, брак по расчету, священный брак, династический брак, гражданский брак, покупной брак, брак с похищением, неравный брак, повторный брак и другие.

 

Социальные функции, свойственные браку

 

– социальное одобрение и юридическое оформление прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям, а также детей к их родителям;

– регулирование сексуальных отношений между мужчинами и женщинами в обществе;

– регулирование экономических и хозяйственно-бытовых отношений между супругами, а также между всеми членами семьи;

– регулирование отношений между семьей и государством;

– правовое оформление социального статуса каждого члена семьи. Например, зарегистрировав брак, человек в тот же миг приобретает статус «жены» или «мужа», «совладельца» и/или «наследника» определенных материальных ценностей (состояния).

 

Типологизация семьи

 

1. По критериям доминирования в семейной организации:

Матриархальная семья – женщины занимают доминирующее положение в семье. Родословная идет по женской линии.

Патриархальная семья – главенствующую роль в семье играет мужчина-собственник. Женщина в такой семье, как правило, также является собственностью мужа. Родословная идет по мужской линии.

Эгалитарная семья – равные властные отношения супругов со взаимозаменяемыми социальными ролями.

2. В зависимости от сложности семейной структуры:

Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.).

Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей.

3. В зависимости от количества детей в семье: малодетные (1–2 ребенка); среднедетные (3–4 ребенка); многодетные (5 и более детей); бездетные (супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности обзавестись детьми); неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей).

Наиболее характерными для современного состояния общества являются два основных типа семьи: патриархальная и эгалитарная.

 

Признаки патриархальной семьи

 

• Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными.

• Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и другие интересы патриархальной семьи.

• Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с женами, детьми и другими родственниками.

• Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства выгодно с экономической точки зрения.

• Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности).

• Слабая социальная и географическая мобильность. Дети усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье.

• Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии.

В традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев и традиций, не учитывающих индивидуальные особенности и предпочтения супругов и других членов семьи.

 

Признаки эгалитарной семьи

 

• Приоритет индивидуальных интересов над общесемейными (родовыми).

• Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих брачующихся.

• Простая двухпоколенная социальная структура, состоящая, как правило, из родителей и детей.

• Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации.

• Индивидуальное планирование рождаемости.

• Интенсивная социальная и географическая мобильность. Каждый член семьи (как и семья в целом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства.

• Правовое равенство во владении и наследовании семейного имущества.

 

Основные признаки кризиса современной семьи

 

– Поздние браки.

– Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода.

– Снижение брачности. Увеличение общего количества людей, которые никогда не вступали в брак.

– Увеличение числа разводов. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы.

– Рост числа неполных семей. Увеличение числа разводов и внебрачных рождений приводит к росту неполных семей.

– Увеличение числа детей-сирот, а также беспризорных и безнадзорных детей. Кризис семьи, внебрачные роды приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей; другие родители лишаются родительских прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности.

– Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью.

– Снижение отцовской воспитательной роли. Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. О кризисе современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых демократических странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей.

Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в Конституции Российской Федерации. Основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство. Разработаны и осуществляются следующие федеральные программы:

1. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 гг., включающая подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

2. Национальная программа демографического развития России на период 2006–2015 гг.

3. С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. оказывается форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей – материнский (семейный) капитал.

4. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008–2015 гг.

5. Национальная благотворительная программа «Поддержка семьи и ребенка на 2012–2017 гг.».

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.».

7. 24 мая 2013 г. в г. Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».

 

 

Политика

 

Понятие власти

 

Власть – 1) есть господство одного над другим или другими; право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства; 2) способность и возможность влиять на характер, направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, принуждения, насилия и убеждения. Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма и др.

 

Трактовки и подходы к определению природы власти

 

1) социологический подход: телеологический (характеризует власть как способность реализовать намеченные цели – Б. Рассел); системный (рассматривает власть как способность системы обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств); структурно-функциональный (рассматривает власть как способ социальной самоорганизации общества, основанный на целесообразности функций управления и исполнения – Т. Парсонс); теория социальной конфликтологии (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин утверждают, что природа господства и подчинения одного класса другим обусловлена обладанием собственностью и экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества); дуалистическая концепция (М. Дюверже; выделяет внутри власти два элемента: материальное принуждение и убеждение в том, что такое подчинение справедливо и законно).

2) поведенческий подход: теологическая концепция (божественное происхождение власти); биологическая концепция (власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа – Ф. Ницше); бихевиористская («воля к власти», «психологическая энергия» – Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин); психоаналитические концепции (З. Фрейд, К. Г. Юнг, К. Хорни – стремление к власти и особенно обладание ею компенсирует физическую или духовную неполноценность личности); мифологическая концепция (Л. Дюги).

 

Структура власти: субъект власти (отдельный человек, организация, общность людей, народ или мировое сообщество); приказ субъекта власти (выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения); объект власти (человек, общность людей, организация и др.); подчинение объекта власти приказу; ресурсы власти; общественные нормы.

 

Ресурсы власти – совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта (в примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя, затем на богатство и силу; в индустриальных обществах преобладающим ресурсом власти становится организация: бюрократия, партии, движения; в современных обществах властные отношения в большой мере зависят от обладания информацией):

1) экономические (материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и пр.);

2) социальные (способность повышения или понижения социального статуса или ранга);

3) культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т. д.):

4) силовые (оружие, аппарат физического принуждения, в государтве это: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура);

5) демографические (люди как универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы).

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, информационную, политическую. Экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами, обладание собственностью. Социальная власть – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Информационная власть – власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Политическая власть выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это массе людей.

Отличительные признаки политической власти: верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; всеобщность, т. е. публичность; легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны («монополия на законное насилие» по М. Веберу); моноцентричность, т. е. существование общегосударственного центра принятия решений; многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).

 

Функции политической власти: а) управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.); б) формирование и оптимизация политической системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти; в) организация политической жизни и политических отношений, создание определенного типа правления; г) обеспечение стабильности в стране.

 

Типологии политической власти

 

• Государственная (публичная, суверенная, на определенной территории) – осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение.

• Общественная (партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.

• По функциям органов: законодательная, исполнительная, судебная.

• По широте распространения: международные организации (мегауровень), центральные органы государства (макроуровень), региональные организации (мезоуровень), власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

• По способам взаимодействия субъекта и объекта (по режиму правления): демократическая, авторитарная, тоталитарная.

• По типам социального господства (М. Вебер): традиционная, легальная, харизматическая.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Принцип легитимности (М. Вебер) связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.

Основные источники (основания) законности, правомерности политической власти:

– традиционная легитимность формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам.

– рациональная (демократическая) легитимность возникает в результате признания людьми справедливости процедур, на основе которых формируется система власти.

– харизматическая легитимность складывается в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Люди некритически воспринимают стиль и методы правления, безоговорочная поддержка властителя нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

 







Date: 2016-07-05; view: 339; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.107 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию