Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Сущность и виды управленческих решений и их роль в процессе управления.

1. Понятие управленческих решений.

2. Классификация управленческих решений.

 

1. Понятие управленческих решений.

 

В процессе управления производством руководители различных уровней в соответствии со своими функциями, обязанностями и правами сталкиваются с необходимостью выбора из большого числа возможных вариантов действий наилучшего. Выработка и принятие решения – узловая процедура деятельности руководителя.

Отличительная черта управления производственным процессом – до начала производственного процесса у руководителя или в соответствующих органах управления должны быть создана его модель, т.е. определены цели, формы деятельности, ресурсы, возможности, трудности и пути их преодоления. Перечисленные моменты формируются в виде управленческого решения, организующего и стимулирующего трудовую деятельность коллектива.

Управленческое решение – основа процесса управления. Управлять – значит решать.

Управленческое решение является творческой операцией, т.к. включает элементы неопределенности и риска и потому в значительной мере обусловлено психофизиологическими чертами личности руководителя.

Принятие управленческого решения базируется на знании объективных закономерностей функционирования управляемого объекта менеджмента и управляющей подсистемы.

Под управленческим решением понимают такое, которое обеспечивает наилучший вариант функционирования рассматриваемой системы.

Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта менеджмента на основе знания объективных законов функционирования управляемой подсистемы и анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.

Управленческое решение – это выбор из множества альтернатив вариантов действия наилучшего, это решение конкретной проблемы, получение нового качества и достижение конкретной цели.

Процесс управления начинается с сообщения об изменении состояния системы: вышел из строя станок, рабочий подал заявление об уходе. Все операции, предшествующие принятию управленческого решения, направлены на обеспечение эффективной деятельности предприятия.



Различают ситуационное и опережающее управление. Эффективный менеджер должен предвидеть развитие ситуации и принять оптимальное управленческое решение.

Оптимальное управленческое решение – выбор наиболее рационального варианта развития производства, использования ресурсов, удовлетворения потребностей. Вот почему решение тесно связано с анализом хозяйственной деятельности.

 

2. Классификация управленческих решений

 

Возможность систематизации производственных ситуаций, информации, процедур ее обработки дает классификация управленческих решений:

 

Решения

 

По масштабам Общие Частные

Воздействия

 

По времени Стратегические Оперативные

Действия

 

По прогнозируемым С определенным С вероятностным

Свойствам результатом исходом

 

По методам переработки Алгоритмические Эвристические

Информации

 

По числу критериев Однокритери- Многокритери-

териальные альные

 

По направлению Внутренние Внешние

Воздействия

 

По глубине воздействия Одноуровневые Многоуровневые

 

По способу принятия Индивидуальные Коллективные

 

По способу фиксации Письменные Устные

 

Все решения, принимаемые в процессе управления производством, могут быть отнесены по масштабам воздействия либо к общим, либо к частным. Общие решения затрагивают всю систему в целом. Они принимаются в отношении всего предприятия (например, перспективы развития предприятия, переход на новую систему хозяйствования). Общие решения определяют качественные изменения на предприятии. Принятие их требует системного подхода и специальной подготовительной работы. Частные решения касаются текущих, локальных вопросов работы предприятия. Ситуации, требующие такого рода решений, возникают на предприятиях часто. Частные решения принимаются на всех уровнях и ступенях систем управления. К ним относят, например, решения о нарушении производственной или технологической дисциплины в цехах, об изменении порядка работы, об устранении отдельных недостатков.

По времени действия различают стратегические и оперативные решения. Стратегические решения обычно касаются коренных, генеральных проблем предприятия. Они рассчитаны на длительный срок, обычно на несколько лет, и принимаются для решения перспективных затрат. Оперативные решения связаны с осуществлением текущих задач на любом уровне управления. По времени они редко превышают границы одного года.

По прогнозируемым свойствам принимаемые решения характеризуются возможностью прогнозирования их результатов или последствий, что в свою очередь требует или не требует предварительного анализа, исследований, расчетов и экспериментов. По этому признаку различают решения с определенным результатом, характерные для ситуации, которые не дают повода сомневаться в правильности принятого руководителем решения. При принятии решения с вероятностным исходом приходится иметь дело с множеством независимых переменных. Последствия этих решений носит неоднозначный характер, и могут быть оценены с достаточной степенью надежностью при помощи метода прогнозирования, с использованием теории вероятности и на основе опыта интуиции.



По методам переработки информации решения могут быть алгоритмическими и эвристическими. В основе первых лежит использование аналогии с ситуациями, имевшими место в прошлом. Такие решения принимаются по заранее разработанным процедурам. Эвристические решения принимаются на основе использования логических методов при возникновении сложных, нетипичных задач. При принятии таких решений приходится иметь дело с множеством независимых переменных, поэтому заранее не возможно предусмотреть и оценить последствия каждого варианта решения без специальных, предварительных исследований.








Date: 2016-07-18; view: 25; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию