Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Сущность и виды управленческих решений и их роль в процессе управления.





1. Понятие управленческих решений.

2. Классификация управленческих решений.

 

1. Понятие управленческих решений.

 

В процессе управления производством руководители различных уровней в соответствии со своими функциями, обязанностями и правами сталкиваются с необходимостью выбора из большого числа возможных вариантов действий наилучшего. Выработка и принятие решения – узловая процедура деятельности руководителя.

Отличительная черта управления производственным процессом – до начала производственного процесса у руководителя или в соответствующих органах управления должны быть создана его модель, т.е. определены цели, формы деятельности, ресурсы, возможности, трудности и пути их преодоления. Перечисленные моменты формируются в виде управленческого решения, организующего и стимулирующего трудовую деятельность коллектива.

Управленческое решение – основа процесса управления. Управлять – значит решать.

Управленческое решение является творческой операцией, т.к. включает элементы неопределенности и риска и потому в значительной мере обусловлено психофизиологическими чертами личности руководителя.

Принятие управленческого решения базируется на знании объективных закономерностей функционирования управляемого объекта менеджмента и управляющей подсистемы.

Под управленческим решением понимают такое, которое обеспечивает наилучший вариант функционирования рассматриваемой системы.

Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта менеджмента на основе знания объективных законов функционирования управляемой подсистемы и анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.

Управленческое решение – это выбор из множества альтернатив вариантов действия наилучшего, это решение конкретной проблемы, получение нового качества и достижение конкретной цели.

Процесс управления начинается с сообщения об изменении состояния системы: вышел из строя станок, рабочий подал заявление об уходе. Все операции, предшествующие принятию управленческого решения, направлены на обеспечение эффективной деятельности предприятия.



Различают ситуационное и опережающее управление. Эффективный менеджер должен предвидеть развитие ситуации и принять оптимальное управленческое решение.

Оптимальное управленческое решение – выбор наиболее рационального варианта развития производства, использования ресурсов, удовлетворения потребностей. Вот почему решение тесно связано с анализом хозяйственной деятельности.

 

2. Классификация управленческих решений

 

Возможность систематизации производственных ситуаций, информации, процедур ее обработки дает классификация управленческих решений:

 

Решения

 

По масштабам Общие Частные

Воздействия

 

По времени Стратегические Оперативные

Действия

 

По прогнозируемым С определенным С вероятностным

Свойствам результатом исходом

 

По методам переработки Алгоритмические Эвристические

Информации

 

По числу критериев Однокритери- Многокритери-

териальные альные

 

По направлению Внутренние Внешние

Воздействия

 

По глубине воздействия Одноуровневые Многоуровневые

 

По способу принятия Индивидуальные Коллективные

 

По способу фиксации Письменные Устные

 

Все решения, принимаемые в процессе управления производством, могут быть отнесены по масштабам воздействия либо к общим, либо к частным. Общие решения затрагивают всю систему в целом. Они принимаются в отношении всего предприятия (например, перспективы развития предприятия, переход на новую систему хозяйствования). Общие решения определяют качественные изменения на предприятии. Принятие их требует системного подхода и специальной подготовительной работы. Частные решения касаются текущих, локальных вопросов работы предприятия. Ситуации, требующие такого рода решений, возникают на предприятиях часто. Частные решения принимаются на всех уровнях и ступенях систем управления. К ним относят, например, решения о нарушении производственной или технологической дисциплины в цехах, об изменении порядка работы, об устранении отдельных недостатков.

По времени действия различают стратегические и оперативные решения. Стратегические решения обычно касаются коренных, генеральных проблем предприятия. Они рассчитаны на длительный срок, обычно на несколько лет, и принимаются для решения перспективных затрат. Оперативные решения связаны с осуществлением текущих задач на любом уровне управления. По времени они редко превышают границы одного года.

По прогнозируемым свойствам принимаемые решения характеризуются возможностью прогнозирования их результатов или последствий, что в свою очередь требует или не требует предварительного анализа, исследований, расчетов и экспериментов. По этому признаку различают решения с определенным результатом, характерные для ситуации, которые не дают повода сомневаться в правильности принятого руководителем решения. При принятии решения с вероятностным исходом приходится иметь дело с множеством независимых переменных. Последствия этих решений носит неоднозначный характер, и могут быть оценены с достаточной степенью надежностью при помощи метода прогнозирования, с использованием теории вероятности и на основе опыта интуиции.



По методам переработки информации решения могут быть алгоритмическими и эвристическими. В основе первых лежит использование аналогии с ситуациями, имевшими место в прошлом. Такие решения принимаются по заранее разработанным процедурам. Эвристические решения принимаются на основе использования логических методов при возникновении сложных, нетипичных задач. При принятии таких решений приходится иметь дело с множеством независимых переменных, поэтому заранее не возможно предусмотреть и оценить последствия каждого варианта решения без специальных, предварительных исследований.






Date: 2016-07-18; view: 62; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию