Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.
Подобно тому, как математика – наука во многом построенная на абстракциях, - начиналась с геометрии, измерения реальных объектов, так и социология начиналась с рассуждений философов, которые давали советы по различным житейским вопросам. Пример таких рассуждений – книги философов даосской школы Лао-цзы, в которых делалась попытка на основе наблюдений и размышлений определить пути оптимального управления обществом, воспитания молодежи, а также условия для наиболее эффективной деятельности человека и т.д. а индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья всех живущих на земле людей. Начало современного эмпирического обществоведения связывают с выходом в 1662 г. в Лондоне работы Джона Граунта «Естественные и политические наблюдения». Эта работа положила начало направлению, получившему название «политическая арифметика» и ставшему основой демографии, экономической географии, отчасти – истории, этнографии, политэкономии, экономической социологии и многих отраслей статистики. Во второй половине XVII века в Германии монографические исследования о различных странах (о государственном строе, системе права, конституции, населении, территории, материальных ресурсах, обычаях и т.д.) благодаря своему развитию обретают статус университетской дисциплины – «государствоведение». Особенно активно эмпирические и теоретические исследования в Европе начали развиваться в начале XIX в. в социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество. На какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Практически все мыслители формирующегося капиталистического общества (конец XVII – начало XVIII в.) критиковали нарождающийся строй, предпринимали попытки как-то объяснить появляющиеся в связи с ним катаклизмы и на этой основе предвосхитить характер будущего общества. Но методы постижения истины и средства движения к справедливости виделись им порой кардинально противоположными. Одни – французские утопические социалисты Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) и Франсуа Мари Шарль Фурье (1774-1827), английский социалист-утопист Роберт Оуэн (1771-1858) – стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие делали ставку на научное исследование тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они демали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод». Этими различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-40 годах XIX века. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике – «алгебра революции», как ее назвал В.И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейм эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, - «органической теории развития общества». Пока шла речь в основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывалась главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII-XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 году к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX в. под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов – урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные проблемы общества», а с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней». Особенно интенсивно развитие капитализма происходило в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. Среди этих работ особо следует отметить «Статистическое описание Шотландии» Джона Сиклера (21 том), «Положение рабочего класса в Англии» Фридриха Энгельса, «Жизнь и труд людей в Лондоне» Чарлза Бута, «Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах» Луи Виллерме, «Очерки моральной статистики» Андре Герри, «Европейские рабочие» Фредерика Ле Пле. (6 томов). Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур. Некоторые специалисты считают, что именно она положила начало существованию прикладной социологии. Одним из первых решился поставить философские суждения на твердый фундаент эмпирических фактов французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX века. Он предложил метод, с помощью которого можно соединить абстрактную теорию общества и данные о поведении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родоначальником социологии.[6] История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах IXI в. после опубликования О. Контом (1798-1857) третьего тома (всего 6 томов 1830-1842гг.) его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия – поставить учение об обществе на научную основу – и явилось тем отправным фактом. Который привел к формированию и развитию социологии. Термин «социология» (от латинского societas – общество и греческого logos - учение), т.е. наука об обществе. Как же обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки, которую он в своей схеме-пирамиде научного знания расположил на вершине (математика – астрономия – физика – химия – биология - социология). Не только Конт, но и многие другие мыслители числили социологию царицей социальных наук: она возвышается над всеми ними и, опираясь на знания, добытые другими науками, охватывает общество во всех его проявлениях. Она как бы подытоживает развитие социального знания, изучая самый сложный из когда-либо существовавших объектов. Быть может, именно этим объясняется позднее рождение социологии. Она как бы поджидала, пока научное знание достигнет достаточной зрелости, чтобы воспользоваться его плодами и его помощью. Молодым наукам свойственно постоянно обновляться и обогащаться за счет тех дисциплин, которые сформировались раньше. Так происходило раньше и происходит сейчас. Философия древнее физики, и последняя позаимствовала у нее многие фундаментальные понятия: материя, вещество, атом, причина, сила и др. химия и биология возникли в то время, когда физика отмечала свой двухтысячелетний юбилей. Заимствование – это еще и показатель преемственности развития научного знания. Понятия, перенесенные в иную сферу, обогащаются новым содержанием. Для классификации наук О. Конт использовал критерий догматизма (одна наука вытекает из другой) и историзма (переход от одного этапа развития к другому). По мнению О. Конта, позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же – это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных – надежных, проверенных, не вызывающих сомнения. Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с законом разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутри-корпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология. Итак, социологию О. Конт ставил выше всех других общественных наук. Тем не менее он относился к общественным наукам с недоверием, требовал ставить под контроль их выводы, подвергать верификации. Все проблемы общественной жизни, не выдерживающие верификации, он объявлял метафизическими. О. Конт поставил социологию в один ряд с фундаментальными науками, создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему законов и принципов социологии. Эволюционная теория О. Конта сняла противоречие между «социальным прогрессом» и «социальным порядком»: отказ О. Конта от революционной теории, постановка на ее место эволюционного принципа в социальном развитии давали возможность не уничтожать, а реформировать, эволюционно изменять существующий в обществе порядок. Эволюционная теория О. Конта опиралась на выработанные им четыре основных социологических принципа: 1) Принцип условий существования, требовавший отдавать предпочтение социальной среде, выделять внешнюю и внутреннюю (духовную) среды, учитывать взаимодействие между организмом и средой (причина и следствие), между человеком и обществом, выделять проблему влияния сознания на среду; 2) Принцип единообразия человеческой природы, требовавший учета соответствия интересов и чувств, учета их единообразия на биологической основе в обход психологии; 3) Принцип консенсуса, обязывавший учитывать цельную совокупность частей, их взаимосогласованность при взаимодействии как частей, так и целого с частями; 4) Принцип эволюции, опирающийся на признание социального прогресса, движения к определенной цели на основе интеллектуального развития, морального совершенства. Социология, по О. Конту, должна опираться на следующие важнейшие принципы: эмпиризм, позитивизм и физикализм. По О. Конту, эмпиризм означает, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм – что предметом его являются только факты, а не бытие или мнимая сущность вещи. Физикализм – что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное значение. В качестве предмета социологии О. Конт определял законы наблюдаемых явлений. Ставил задачу основывать достоверность социологических выводов на фактах и их связях, а не философских интерпретациях смысла истории. Уделил особое внимание разработке законов развития семьи: поскольку социальные связи вытекают и концентрируются прежде всего в ней, О. Конт считал, что именно семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. По мнению О. Конта, именно через семью личность связывается с производством, социальными группами, организациями. Изучение всех этих связей дает возможность познать сущность общества, его структуру и функции. Социология О. Конта состояла из двух разделов: социальной статики и социальной динамики. Под социальной статикой О. Конт понимал исследование ограниченного во времени ряда социальных явлений (семьи, касты, классов, социальных групп, организаций, государства, нации) в их взаимосвязи, обусловленности. Он подходил ко всем социальным явлениям с точки зрения общего понятия «общества», в котором видел функциональную систему, основанную на разделении труда. В структуре общества он выделял прежде всего семейную ассоциацию и политическое общество. В первом устойчивые системы связей опираются прежде всего на чувства солидарности и согласия, во втором – на классовые интересы, идеологические догмы, правовые нормы, юридические законы, доминирующие в данном обществе. Социальная динамика, по Конту, должна изучать, что является движущей силой в развитии общества. Он считал, что такими силами являются экономические условия, географическая среда, природные условия, климат. Главной же силой развития общества являются взгляды, идей, мышление, сознание людей. Одним словом, социальная динамика изучает законы последовательности, а социальная статика – законы существования. Первая должна доставить практической политике теорию прогресса, а вторая – теорию порядка. Выделяя взгляды, идеи, мышление, сознание людей как главные силы развития общества, О. Конт делит историю общества на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Критерий такого деления – характер господствующих идей. 1. Теологическая стадия в развитии общества, вплоть до XVII – XVIII веков, когда в нем господствовала религия. 2. Метафизическая. В обществе господствуют олицетворенные абстракции, метафизические концепции – революционные теории, материалистическая философия. 3. Позитивная стадия. Обществу нужен такой этап, когда развивалась бы только позитивная наука. Должны господствовать естественные науки, социология. Благодаря социальной динамике Конт пытался раскрыть закономерности социальной эволюции. Исторический закон в истолковании Конта – это закон развития человеческого сознания, а не общественных отношений. В целом учение Конта о социальной динамике является идеалистическим, считающим определяющим фактором в развитии обществ идеи, а не материальные условия. Изменение структуры общества происходит в Контовском изображении исключительно эволюционно, подчинено закону «социальной гармонии». Все, что противоречит социальной гармонии (в том числе классовая борьба), противозаконно, неразумно. Он отрицал скачки в развитии общества. Задачу социологии видел в «умерении» классовых противоречий, в укреплении порядка. Оценка общественных явлений у него базировалась на следующих принципах: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель».[7]
Date: 2016-07-18; view: 660; Нарушение авторских прав |