Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика социологии как науки.Стр 1 из 25Следующая ⇒
Уважаемые студенты! Сегодня трудно себе представить высококвалифицированного специалиста, не обладающего знаниями и навыками социального управления. Умение управлять собой и людьми, добиваться успеха во взаимодействии с другими является важнейшим условием успешной работы руководителя любого ранга. Во многом этому способствует изучение социологии как науки об обществе и механизмах социального управления. К такому выводу пришли в высокоразвитых странах, где при подготовке специалистов, особенно руководителей и современных менеджеров, социология занимает ведущее место. В последние годы резко возрос интерес к социологии как науке и учебной дисциплине в Республике Беларусь, Российской Федерации и других странах СНГ. Данные социологических исследований широко используются государственными деятелями, лидерами политических партий, руководителями субъектов хозяйствования для обоснования и принятия важнейших решений на различных уровнях управления. Изучением общественного мнения занимаются государственные институты, научно-исследовательские центры, лаборатории, кафедры высших учебных заведений. Результаты социологических исследований публикуются в печати, комментируются по радио и телевидению, создавая порой мнение о том, что социология сводится к опросам, итоги которых отражают весьма изменчивые взгляды различных групп населения. Однако при таком представлении исчезает из поля зрения самое главное, а именно то, что и делает социологию наукой, причем наукой самостоятельной и важной. Нельзя судить о социологии только по проводимым социологами опросам. Опросы имеют важное значение, но они являются лишь малой частью того, что действительно изучает социология. Отношение к социологии противоречиво. К ней весьма критически относятся те, кто боится предания гласности объективной, независимой оценки социальных процессов и явлений, мнений рядовых граждан. Из истории известны факты, когда социология запрещалась, а социологи преследовались. С другой стороны, имеет место тенденциозная, ненаучная интерпретация данных социологических исследований теми, кто использует любые средства для выражения своих амбициозных устремлений. К сожалению, иногда появляются псевдонаучные результаты сомнительных исследователей, претендующих на объективную оценку общественного мнения. Но, как правило, этих исследователей больше интересует материальное вознаграждение, а не реальное отражение действительности. При всем разнообразии подходов к социологическим исследованиям, важно отметить тот факт, что социология как наука стала важнейшим инструментом общественного управления. Социология является одним из основных способов изучения закономерностей, особенностей и форм поведения людей в определенных условиях жизни в содружестве или соперничестве с другими людьми. Она стремится выяснить реальные интересы и потребности, мотивы поведения людей, почему люди ведут себя определенным образом, а не иначе, объединяются в те или иные группы – семейные, религиозные, политические и другие, почему они воспринимают свой этнос, язык культуру или религию в качестве именно своих, а не чужих. Социологи способны достоверно выявлять ценностные ориентации различных категорий людей, прогнозировать их поступки, моделировать социальные процессы и явления, разрабатывать научные рекомендации по их оптимизации, устойчивому социальному развитию общества. Социология дает ответы на актуальные проблемы взаимоотношения людей в различных областях жизнедеятельности: семейно-бытовой, культурно-познавательной, производственно-трудовой, общественно-политической. Она исследует причины возникновения различных конфликтов и предлагает пути их предотвращения и разрешения. Особое внимание социология уделяет социальным технологиям и формированию имиджа личности. Она дает ответ на вопросы, почему люди создают себе кумиров и поклоняются им, будь это образ в религии – Христос, Магомет, Будда, или политические идолы – Наполеон, Гитлер, Сталин, или поп-звезды, актеры – Майкл Джексон, Мадонна, Шварцнеггер, или кто-либо еще. Социологи объясняют, почему одни люди занимаются бизнесом, а другие политикой, одни развивают национальную культуру, а другие вступают в деструктивные секты, почему одни проявляют высокую активность, а другие – инфантильность, пассивность, почему дни склонны к девиантному (отклоняющемуся) поведению, а другие проявляют высокие нравственные качества. Социологию также интересует, какие необходимо создать реальные условия для стабильного развития различных социальных организаций – семьи, трудового коллектива, общественных формирований и других образований. Большое внимание социология уделяет факторному анализу социальных процессов и явлений в трансформационном обществе, где обостряются противоречия и создаются предпосылки для поэтапного поступательного развития. Новой областью исследования в социологии является создание многофункциональных экосистем, обеспечивающих гармоничное развитие всех сфер жизнедеятельности общества и продолжение человеческого рода. Социологи доказали, что жизнь человека можно значительно продлить при условии создания благоприятной среды обитания и формирования нового образа жизни. Уже из этого перечня, а его свободно и без труда можно продолжить, становится ясно, как обширен тот объект, который стремится исследовать социология. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, оно простирается от анализа случайных столкновений интересов индивидов до исследований глобальных социальных процессов и основных тенденций их развития. Относительно недавно социология стала изучаться во всех высших учебных заведениях Беларуси, России, Других странах СНГ, хотя опыт преподавания этой учебной дисциплины в США, Германии и других западных странах насчитывает несколько десятилетий. В последние годы в России, Украине, Беларуси появились учебные пособия по социологии, написанные под руководством академика РАН Г.В. Осипова, профессоров В.А. Ядова, С.С. Фролова, А.И. Кравввчченко, А.Н. Елсукова, В.П. Андрущенко, а также ряд пособий, базовых конспектов лекций, разработанных Э.А.Капитоновым, Д.И. Платоновым и другими авторами.
Характеристика социологии как науки. Прежде всего, следует определить место социологии в системе научного знания., т. е. ответить на вопрос, к каким наукам следует относить социологию. Социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к нему группа других, родственных ему дисциплин: философия, история, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. И это правильно. Социальные науки оперируют количественными (математико-статическими) методами, а гуманитарные, за редким исключениями, – качественными (описательно-оценочными). Гуманитарные дисциплины нельзя относить к поведенческим наукам, изучающим взаимодействие людей в группах, институтах, на рынке или в политических ситуациях, а социальные можно. Поэтому их называют еще бихевиориальными науками (найдите в словаре английского языка значение слова behaviour). Кроме социальных и гуманитарных дисциплин существуют еще естественные и технические. Физика, химия и биология относятся к разряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектроника, биотехнология и химия полимеров представляют собой технические дисциплины, лил прикладное знание. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям. В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающих общество в целом, подобно тому, как физика – единственная наука, описывающая природу в целом. Обе они составляют фундамент человеческого знания. И хотя физике более двух тысяч лет, а социологии не исполнилось и двухсот, она успела приобрести вид логически стройной и обоснованной системы достоверного знания. Опрашивая немногих (выборочную совокупность), социолог выводит знание обо всех (генеральная совокупность), поскольку индивидуальные мнения он обязательно обобщает, группирует, строит типологии и классификации, применяя для усреднения данных методы математической статистики. Опрашивая людей (респондентов) по тщательно составленной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, структурах поведения, расслоении населения, мотивах и образе жизни. Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т.е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, ее интересует не внутренний мир индивида, как психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей. Социология выделяет в личности социально-типическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем ее многообразии, а изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукта общества. Это предполагает, с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны – самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа. Все это означает, что присущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентаций и потребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми, имеют по сути один источник – общественную жизнь человека. Поэтому человек с социологической точки зрения является и субъектом, и объектом общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество. Но не менее верно и то, что каково общество – таковы и люди, составляющие это общество. Проще говоря, человек таков, какова окружающая его социальная среда. Это не мешает проявляться каждой личности конкретно и неповторимо. Однако для социологии такие «одиночные» проявления социальных качеств значительного интереса не представляют. Личность с точки зрения этого подхода рассматривается как целостность социальных качеств человека, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, способного изменять среду своего обитания. Таким образом, своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду. Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают влияние биологических, психологических и других свойств. Социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в социальных организациях и социальных институтах общества. Социологи сконцентрированы на людях в группах и на них отношениях друг с другом, также на отношениях одной группы с другой, включая большие, особенно группу, называемую обществом. Социологи спрашивает, откуда происходят эти отношения, почему они укрепляются или разрушаются и как они изменяются. Он спрашивает также, к каким последствиям ведет включение индивидов в группы и групп в общество. Он пытается найти ответ на вопросы в терминах того, что уже известно в его области, т.е. в терминах совокупности понятий и теорий, а также совокупности знаний, которые получены благодаря исследованию. Он обучен таким методам, которые помогают ему уточнить эти понятия и теории и дополнить ими существующие знания. Его подход является научным. Но, кроме того, это философский и гуманистический подход. Почему социологи сосредоточиваются на группах и отношениях скорее, нежели на отдельных индивидах? Потому, что мы не можем понять человеческие отношения, изучая индивидов. Как не можем понять, что такое вода, исследуя кислород и водород. Группы обладают характеристиками, которые представляют собой нечто большее, нежели характеристики, составляющих их членов. Они имеют собственную природу и должны изучаться в собственных терминах. Ведь когда соединяется кислород и водород, получается нечто новое. Точно также получается нечто новое,когда люди собираются вместе. Их поведение не является суммой действия А и действия Б, которые трудно или невозможно предсказать, имея сведения лишь об изолированных индивидах. Она представляет собой единство теоретического и эмпирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, наблюдения или анализа документов. Полученные таким образом данные социология группирует, классифицирует и обрабатывает на основе приемов математической статистики. В результате получается социально-типическая картина поведения, ценностных ориентаций и мнений людей. Социология – логически стройная система достоверного знания – позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессов, прогнозировать будущие события. Она опирается на изучение не индивидуального поведения и внутреннего мира человека, а на знание о взаимодействии социальных общностей, классов и институтов, имеющих исторически устойчивый, инерционный характер. Поэтому социологии удается делать глобальные обобщения, выводить макросоциальные закономерности, опираясь на информацию, собранную на микросоциальном уровне. Изучение основ социологических знаний призвано сформировать социологическое видение мира, умение критически смотреть на обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании. Целостное системное социологическое мышление поможет занять в обществе активную социальную позицию. Таким образом, можно выделить следующие свойства, достоинства и особенности социологии как науки: 1) Социология – это наука, обобщающая и координирующая, вмещающая в себя всю совокупность областей, рассматриваемых специальными социальными науками (политологией, экономической теорией, этнографией и т.п.). Для социологии характерно осмысление обществ как целостности. Это проявляется: - в изучении обществ как системы; - в анализе всех частных социальных явлений и процессов с точки зрения включенности их в общественное целое; - в изучении и выявлении всеобщих социальных свойств, связей, институтов, общностей. Социология как бы содержит в себе определенную всеобщность, что и отличает ее от других социальных наук. 2) В том, что социология стремится к постижению общественных явлений как реальности, т.е. изучает конкретные связи, взаимодействия, институты, интересы людей, вовлеченных в социальные процессы. 3) В том, что достижение конкретного знания о социальных явлениях стало возможным благодаря широким использованием социологией, наряду с теоретическими методами, и так называемых социологических (практических) методов, применяемых в конкретно-социологичесикх исследованиях: опрос, наблюдение, свободное интервью, контент-анализ и др. По мнению русских социологов (М. Ковалев, П. Сорокин, П. Лавров), вопрос об общественно-историческом прогрессе для социологов является основным. Социология может способствовать также и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства солидарности, что, в конце концов, обуславливает совершенствование общественных интересов, – это гуманистическая функция социологии. В завершение можно сделать следующие выводы: Элементами структуры социологии обычно считают уровни, направления социологического знания (теоретическая, эмпирическая социология, теории среднего уровня). Общественные отношения развиваются по неким правилам, специфичным для той или иной ситуации, но достаточно строго предопределенным и доступным для изучения. Эти устойчивые, систематически воспроизводимые отношения, правила называются социальными законами (закономерностями). Социология как общественная наука выполняет целый ряд функций, которые могут формулироваться и рассматриваться в зависимости от выполняемых ею ролей (теоретико-познавательная, регулирующая, прогностическая, профилактическая и т. д.). Таким образом, социология – это наука о социальном мире, социальных взаимоотношениях личностей и организаций. Она изучает структуру общества, его элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах на микро- и макроуровнях, и их закономерности. Знание социологии помогает понять и оценить социальный мир с научных позиций и получить объективную информацию о нем. Умение выявлять и анализировать закономерности социального развития различных элементов обществ помогант специалисту прогнозировать социальные процессы, протекающие как в обществе, так и в трудовых коллективах, влиять на тенденции и результаты развития.
Date: 2016-07-18; view: 428; Нарушение авторских прав |