Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия в XVII – XVIII ВВ.

Чернова Е.Н.

Цели:

- образовательная: проверить усвоение основных исторических фактов, овладение ключевыми понятиям, закрепить и обобщить знания учащихся по истории России в XVII – XVIII вв.

- развивающая: способствовать развитию логического мышления, продолжить развитие навыков работы с текстом, монологической речи, умения работать в коллективе.

- воспитательная: продолжить формирование интереса к истории; формировать уважительное отношение к друг другу в условиях соревнования.

Тип урока: контрольный.

Вид урока: историческая викторина.

Оборудование: карточки-домино, портреты исторических деятелей, тексты с вопросами к ним, кроссворды, аппликации (3 кареты – по одной для каждой команды – на доску, 24 фигурки коня, 12 бумажных рыбок, 3 удочки с магнитами), медали для награждения.

 

Ход урока:

Вводное слово учителя: на протяжении 10 уроков мы обсуждали проблемы истории России в XVII – XVIII вв. Семнадцатый век начался для нашей страны очень тревожно: Смутное время, смена царской династии, крестьянские восстания и нападения врагов. Но в дальнейшем в истории нашей Родины было немало светлых и радостных моментов.

Сегодня на уроке мы вспомним многие исторические события изученного периода и закрепим знания этого материала. Почти все получат отметки. Класс разделим на три команды. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России XVII – XVIII вв. Наша конечная цель – молодая столица. Скажите, как чаще всего путешествовали в это время по России? (на лошадях). Сегодня мы поедем в каретах (учитель прикрепляет аппликации карет на доску и под каждой каретой – бумажный конверт для «лошадей» - баллов). А первым до Санкт-Петербурга доберется тот, у кого будет больше лошадей в запасе.

Прежде чем отправиться в путешествие, нужно проложить маршрут по карте.

Команды получают кроссворды (Прил. 1).

Вопросы к кроссворду:

1. Человек, получавший за службу землю.

2. Крестьянин, лично зависимый от помещика.

3. Место, где строят корабли.

4. Осанка, умение красиво стоять, двигаться.

5. Один из символов царской власти.

6. Знак монетного двора.

7. Один из символов царской власти.

8. Бродячие артисты.

9. Дом, где жили монахи.

10. Имя первого царя из династии Романовых.

11. Высшее ученое звание.

12. Обучение с помощью окриков и наказаний.

13. Первый музей в России.

Пока команды заняты разгадыванием кроссворда, учитель вывешивает на доску портреты известных на рубеже веков исторических личностей.

После подведения итогов первого конкурса учитель вместо баллов кладет фигурки лошадей в конверты под каретами команд: победителю – 3; за второе место – 2; за третье место – 1 (так в каждом конкурсе).

Учитель: Сейчас мы находимся в портретной галерее. Ваша задача – внимательно слушая меня, определить, о каком историческом деятеле пойдет речь, и указать на портрет:

1. Кому принадлежат слова: «Ученье – свет, неученье – тьма. За одного ученого трех неученых дают»? (А.В. Суворов).

2. О ком писал А.С. Пушкин: «Историк, …, механик, химик, …, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…»? (М.В. Ломоносов).

3. Принцесса захудалого немецкого княжества по имени София-Шарлота-Августа–Фредерика вынуждена была уехать из родного дома, чтобы стать великой правительницей России. О ком идет речь? Чем прославила себя эта императрица? (Екатерина II).

4. «Матушка-государыня! Благослови сынишку твоего в работе прибывающего. Озеро вскрылось; все суда, кроме большого корабля, в отделке. Только за канатом станет. Вели прислать … семьсот сажень, не мешкав. Иначе житье мое здесь продолжится». Кто написал это письмо? Кому оно было адресовано? (Петр I).

5. Любимцами этого государя были Адар, Мурат, Булат, Стреляй и Лихач. Кто они такие, эти бравые ребята? Как звали царя, так любившего их? (соколы; Алексей Михайлович).

6. Перед избранием его на престол некоторые из бояр хитро рассуждали: что он молод, разумом еще не дошел, а, следовательно, будет им, боярам, послушен. (Михаил Романов).

Подведение итогов.

Учитель: Сейчас мы находимся в неизвестной местности – на карте этой дороги нет. Пассажиры карет, кроме вас, некому разобраться!

Конкурс «Незнакомый текст» (Прил. 1). Команды получают карточки с текстом и вопросом к нему: «О каком событии идет речь?» На выполнение этого задания отводится не более пяти минут. По истечении времени, представители от команд выходят к доске, зачитывают свои тексты и дают ответ. Вместе с учащимися учитель подводит итоги этого конкурса.

Учитель: Наверное, все устали и проголодались. Давайте отдохнем, сварим уху. Но для этого нужно сначала наловить рыбы на этом пруду.

Конкурс «Рыбалка». По очереди участники каждой из команд выходят к парте и удочками с магнитами вместо крючка «ловят» бумажных рыбок, на которых написаны вопросы. За каждый правильный ответ команда получает дополнительные баллы

Учитель: Мы подъехали к столице и перед нами последнее препятствие – река Нева. Чтобы въехать в столицу, нужен мост, и вы сами должны соорудить его.

Конкурс «Историческое домино». На одной половине карточки пишется дата, на другой любое историческое событие изученного периода (Прил. 2). Задача ребят – сопоставить события и даты. Подведение итогов по этому конкурсу.

Заключительное слово учителя: несмотря на все трудности, которые выпали русскому народу в начале XVII века, наша Родина сумела выстоять и укрепить свое могущество. И к концу XVIII века стала уже довольно сильной, мощной и развитой страной на горе врагам и к гордости потомков. Величайшие правители Петр I и Екатерина II приложили немало усилий к тому, чтобы империя была могущественной. Большую роль в развитии государства играли деятели культуры, науки, искусства, великие полководцы и флотоводцы. Мы должны помнить о них и гордиться ими!

Подведение итогов. Награждение победителей. Выставление оценок по итогам работы каждого учащегося.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Текст № 1

Уже многие годы не было покоя в России. Иноземные завоеватели жгли деревни, разоряли города. Даже столица России оказалась в руках захватчиков. Не было единства народа, а без него нельзя победить врагов. В Нижнем Новгороде нашлись патриоты, которые собрали большое ополчение, чтобы освободить родину. В августе месяце подошли ополченцы к Москве, но до них долетела тревожная весть, что на помощь врагам движется с армией военачальник Ходкевич.

Было решено опередить врагов, чтобы не дать им объединиться. Русские встали на пути Ходкевича. Долго длился бой, но все же неприятель был обращен в бегство. Через два месяца штурмом была взята Москва… Навеки остался в памяти народа подвиг ополченцев и их руководителей.

Вопросы:

1. О каком событии идет речь? Под каким названием вошел этот период в историю русского государства?

2. Кто стоял во главе ополчения? Что означает это слово?

3. Против каких захватчиков боролись ополченцы?

4. Чем закончилось смутное время в России?

5. Как потомки сохранили в памяти подвиг Минина и Пожарского?

 

Текст № 2

Неприступная крепость остановила продвижение русских войск к берегам Черного моря. Когда прославленный генерал получил приказ взять эту твердыню, наша армия уже несколько месяцев стояла у ее стен. В первую очередь было решено подготовить солдат к штурму. Для этого соорудили подобие крепостного вала со рвом. Здесь русские воины учились преодолевать препятствия.

И, наконец, наступил решающий час. На рассвете, под прикрытием тумана, русские полки подошли к стенам крепости. Солдаты действовали умело и слаженно. Но враг был начеку и встретил штурмующих ураганным огнем; несмотря на это, все-таки город пал.

Эта блестящая победа прославила имя полководца, русскую армию и дала возможность России спокойно чувствовать себя на черноморском побережье.

Вопросы:

1. О каком событии говорится в тексте?

2. Кто командовал русскими войсками? Чем знаменит этот полководец?

3. Что ответил начальник крепости на предложение русских сдаться без боя?

4. Кто был правителем России во время штурма крепости?

5. Для чего России нужен был выход в Черное море?

 

Текст № 3

Ранним утром, 27 июня, началась знаменитая битва, в которой Российская армия разгромила противника. Но победа досталась нашим войскам неслучайно. В начале сражения пехота неприятеля двинулась на редуты. Гремели залпы, над полем стелился пороховой дым, свистели пули, рвалась картечь. Враги не смогли прорвать оборону русских и тогда решили обойти редуты с севера. Но войска храброго военачальника Меншикова преградили им путь. После четырех часов ожесточенной борьбы сам русский царь повел полки в атаку на неприятеля.

Через несколько часов противник бежал с поля битвы вслед за своим королем. Несмотря на победу русских, это сражение не было заключительным в затянувшейся войне.

Вопросы:

1. О какой битве говорится в тексте? В каком году она произошла?

2. В состоянии какой войны находилась Россия? Укажите годы, причины войны, назовите противника.

3. Кто командовал армиями?

4. Каково значение слов «редут», «картечь»?

5. Что вы знаете о Меншикове?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Историческое домино»

 

  Ледовое побоище
  Куликовская битва
  Стояние на Угре
  Избрание Михаила Романова
  Невская битва
1581 – 1585 Правление Екатерины II
  Провозглашение первого русского царя
  Начало Северной войны
1762 – 1796 Поход Ермака
  Основание Санкт-Петербурга
  Первое упоминание о Москве

 


<== предыдущая | следующая ==>
Значения коэффициента К | Задание №2. Назовите основные типы религий. Дайте характеристику каждой из них.

Date: 2016-07-18; view: 196; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию