Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение в дисциплину. Исторические корни использования камня в качестве материала для художественных изделийСтр 1 из 8Следующая ⇒ Лекция 1. Использование в дизайне такого материала как камень является одним из наиболее ранних направлений прикладной творческой деятельности. Желание «украсить» себя, предметы охоты, рыболовства, быта, появилось у человека, по-видимому, одновременно с осознанием некой собственной исключительности в окружающем пространстве. Уже с палеолита — неолита, наиболее древних этапов становления культуры человечества, до нас дошли образцы камнерезного искусства, датирующиеся рубежом от 800 до 5 тыс. лет до н.э. Камень использовался для создания декорированных орудий труда: ножей, скребков, предметов охоты и рыболовства. Из туфа, кварцита, известняка, песчаника, окаменелой мамонтовой, слоновой кости резались многочисленные пышнотелые «Венеры» - символы плодородия.
а. б. Рис. 1. Камнерезные изделия раннего палеолита: а. «Венера» из Берехат-Рама, Израиль: туф, высота 3 см, возраст 800-230 тыс. лет; б. «Венера» из Тан-Тана, Марокко: кварцит, высота 58 см, возраст 500-300 тыс. лет
Наиболее древние изделия из камня найдены на территории Израиля — Венера из Берехат-Рама (рис. 1.а) и Марокко — Венера из Тан-Тана (рис. 1.б). Учитывая, что прямым предком современного человека является неоантроп, самое раннее появление которого возможно лишь около 70-60 тыс. лет назад, то следует признать, что технология художественной обработки камня, судя по датировке приведенных выше артефактов из Израиля и Марокко, зародилась уже у неандертальцев. Камнерезные изделия, в том числе и ювелирные, с возрастом моложе 26 тыс. лет более многочисленны. Они были обнаружены на территории ряда стран Европы, а также на территории России. К ним относится серия европейских «венер», таких как Виллендофская (рис.2.а), Леспюгская (рис.2.б), а также предметы знаменитых стоянок возле поселков Мальта и Буреть в Иркутской области, где найдено самое большое в мире количество палеолитических «венер» (рис. 2.в), предметы рыболовства и охоты, ювелирные украшения (рис.3.б). а. б. в. Рис.2. Камнерезные изделия позднего палеолита: а. «Вилендорфская Венера», Австрия, известняк, высота 11 см, возраст 26-24 тыс.лет; б.«Леспюгская Венера», Франция, ископаемая кость, высота 15 см, возраст 26-24 тыс. лет; в.«Мальтинская Венера», Россия, Иркутская область, ископаемая мамонтовая кость, высота 15 см, возраст 24-22 тыс.лет.
Рис. 3. Браслет, Мальта, Иркутская область, ископаемая мамонтовая кость, длина 12 см, возраст 22 тыс. лет
В неолите появляются изделия из камня, которые восхищают уже не столько красотой и изысканностью форм, сколько, в первую очередь, ранним рождением технологий обработки камней, характеризующихся высокой твердостью, таких, например, как нефрит, кремень, халцедон (рис. 4.а). Рис. 4. Камнерезные изделия из неолитических стоянок Восточной Сибири, возраст около 6 тыс. лет: а. фигуративные предметы рыболовства из кремня, халцедона и ископаемой мамонтовой кости (голова лося внизу слева); б. диск из нефрита — один из предметов ритуального украшения шамана
Из известных неолитических камнерезных изделий наибольшее внимание совершенством исполнения и выразительностью формообразования привлекает камнерезная массивная подвеска из Мессопотамии «Львица Гуэнола» (рис.5). Парные отверстия в нижней части головы и на спине предназначались для продергивания «нити», что свидетельствует о назначении изделия, которое владелец, вероятно, носил на груди для устрашения врагов. Львица Гуэнола вырезана из плотного тонкозернистого белого известняка, в качестве зрачков служат вставки из мелкой гальки прозрачного бесцветного кварца (горного хрусталя). Рис.5. Камнерезное изделие из Мессопотамии «Львица Гуэнола», известняк, горный хрусталь, высота 13 см, возраст 5 тыс.лет (источник:GOLDENGOD.ru)
Таким образом, предметы, созданные из ярких, необычных по форме, в той или иной степени податливых к обработке камней служили источником художественного вдохновения древних скульпторов для создания первых ювелирных изделий. Необходимо отметить при этом, что металлы, в том числе и самородные, начали применять много позже, следовательно «камнерезный» дизайн стоял у истоков традиционного ювелирного, где камень начал играть по отношению к металлу скорее вспомогательную роль. Однако создание камнерезных изделий, как самодостаточное направление ювелирного дизайна, прошло через века, пережило множество трансформаций и сохранилось до сегодняшних дней. Это произошло во многом благодаря хорошей дизайнопригодности материала «камень», которая обеспечивается рядом его уникальных характеристик. Камень является одним из самых прочных и долговечных природных материалов, поддающихся формообразованию, полировке, шлифовке. Многие разновидности камня обладают хорошими оптическими свойствами и интересными, с позиций визуального восприятия, эффектами, определяющими красоту этого материала. Дизайнопригодные камни в то же время достаточно редки, что, в свою очередь, делает изделия из них еще более привлекательными для человека, а стоимость иногда невероятно высокой. Применение камня в дизайне в качестве ювелирных вставок или самодостаточного материала для камнерезных изделий обусловлено свойствами его дизайнопригодности, к которым следует отнести цвет, блеск, прозрачность, структуру, текстуру, твердость, прочность, податливость к обработке и ряд других. Вариации перечисленных характеристик чрезвычайно разнообразны и прихотливы, что делает камень весьма не простым материалом для дизайна. В то же время, нередко именно эти сложные природные сочетания выступают в качестве основного художественного достоинства этого материала, поэтому, прежде чем обращаться к собственно дизайну изделий из камня, необходимо рассмотреть его свойства более подробно.
Лекция 2
|