Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аспекты структуры типа ИМ (функции)





 

Итак, рассмотрим формы, которые принимает установка поведения в разных типах ИМ:

  • внешняя установка - форма восприятия/оценки окружающей среды/мира;
  • внутренняя установка - форма восприятия/оценки себя;
  • активная установка - форма производства вовне;
  • пассивная установка - форма потребления извне.

Пересечение двух осей, отражающих две группы универсальных

дихотомических критериев, образует основу структуры типа ИМ и делит его на четыре функциональных квадранта, в соционике их принято называть функциями (рис. 7). Более адекватное определение - аспекты структуры типа ИМ. (Мы оставляем общепринятое название для облегчения восприятия материала читателями.)

 

 

Рис. 7. Аспекты структуры типа ИМ

Примечание. Нумерация функций, принятая в соционике.

 

Общая характеристика функций выглядит следующим образом (номера функций сохранены в общепринятом соционическом изложении).

1-я функция (аспект организации) - потребляю извне для восприятия себя, что означает оценку ситуации с точки зрения внутренней, пассивной установки. Соответственно, если такое потребление отсутствует или осуществляется не в той форме, у человека нарушается восприятие себя. Иными словами, из внешнего мира не поступает информация, позволяющая себя идентифицировать, и как следствие - человек бессознательно начинает сомневаться в реальности своего существования, своей значимости, его поведение становится агрессивным, подчиненным задаче самоутверждения.

И обратное - поступление нужной информации укрепляет в человеке уверенность в собственных силах, в реальности своего существования, уровень агрессивности снижается, на первый план выходит задача самореализации. А поскольку человек всегда нуждается в подтверждении собственной реальности, эта функция является наиболее развитой и осознаваемой. Но в то же время 1-я функция наиболее консервативна. Составляя фундамент, конструктивную основу типа ИМ, она и не может быть иной: нельзя быть уверенным в чем-то непрочном и непостоянном. А. Аугустинавичюте назвала ее репродуктивной функцией (воспроизводство себя).

4-я функция (аспект связи) - потребляю извне для восприятия мира, что означает восприятие внешней ситуации с точки зрения бессознательной оценки ее как хорошей или плохой, приятной или неприятной, т.е. с точки зрения внешней, пассивной установки. Содержание этой функции характеризует требования человека к такому месту в мире, которое человек субъективно считает для себя хорошим. Если соответствующий по содержанию сигнал не поступает, человек начинает испытывать бессознательную тревогу, поскольку не знает: оставаться или уходить. Это место суггестии, это место, где человек наиболее внушаем, причем на бессознательном уровне. Именно неосознанность содержания, а также пассивный характер 4-й функции позволяет ей служить каналом для суггестии, отражая зависимость человека от внешних обстоятельств.

3-я функция (аспект координации) - произвожу вовне для восприятия себя, что означает оценку ситуации с точки зрения внутренней, активной установки. Следовательно, независимо от конкретного содержания это есть требование к внешнему окружению подтвердить положительную самооценку человека. Вопрос «хорош лия?» и составляет квинтэссенцию активности 3-й функции. При поступлении позитивного сигнала - самооценка повышается или, как минимум, сохраняется на достигнутом уровне. И обратное - негативная информация, попав на третью функцию, занижает самооценку, человек сам себя воспринимает «плохим». Разумеется, такой ситуации человек всячески стремится избегать, что и делает его наиболее уязвимым в этом аспекте типа ИМ. Содержание аспекта координации задает качественную определенность целого. В данном случае содержание 3-й функции задает качественную определенность типа ИМ В целях защиты 3-й функции человек всю жизнь занят сбором информации, укрепляющей его положительную самооценку. В то же время содержание этой функции мало осознаваемо. Самооценка изменяется но человек не связывает с ней свои подсознательно возникающие желания: сократить дистанцию по отношению к конкретному человеку или к конкретной ситуации при повышении самооценки или, наоборот, увеличить ее вслед за понижением самооценки. Только отстраненный наблюдатель может видеть эту связь.

2-я функция ( аспект функционирования) - произвожу вовне для восприятия мира, что означает оценку ситуации с точки зрения внешней, активной установки. Это продуктивная функция, причем производимая ею информационно-поведенческая продукция должна быть востребована извне. В противном случае нарушается мотивационная структура активности. Если миру не нужна моя продукция, то вся моя активность обесценивается. Таким образом, содержание данной функции определяет основную направленность усилий по самореализации, а плюс- и минус-подкрепления на нее регулируют уровень активности данного человека. Блокирование этой функции приводит к угасанию уровня активности и депрессивным настроениям: «Я никому не нужен». Такие настроения, в свою очередь, негативно влияют на самооценку. Итак, если содержание 3-й функции в общем виде выражается формулой «я хороший или плохой», то содержание 2-й функции -«я нужен или не нужен», что можно обозначить как функциональную самооценку. Наиболее характерные особенности 2-й Функции творческий подход, высокая степень осознанности и широкая дифференциация видов производимой «продукции».


Рассмотрим теперь парную специализацию функции:

блок функция 1 + функция 4-потребление извне - оценка внешней ситуации;

блок функция 2 + функция 3-производство вовне - самооценка;

блок функция 1 + функция 3-восприятие себя - образ себя;

блок функция 2 + функция 4-восприятие мира - образ мира.

 

☺ Раз, два, три, четыре - и мы в ЦЕЛОМ мире!

 

Распределение элементов типа ИМ, определяющих содержание конкретных аспектов (функций)

 

Содержание каждой из функций определяет один из элементов типа ИМ. Их расположение не случайно. Как уже отмечалось, элементы типа ИМ распределяются по функциям с учетом ограничений, накладываемых двумя уточняющими группами дихотомических критериев.

Первым уточняющим критерием является содержание оценки «потребления извне» и «производства вовне»: через иррациональные или через рациональные функции психологического типа. В связи с этим компенсаторным парам функций психологического типа соответствуют компенсаторные пары элементов типа ИМ.

 







Date: 2016-07-18; view: 333; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию