Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценности и потребности
У каждого человека имеется структура ценностей, причем достаточно индивидуального характера как в части самого набора ценностей, так и в части их иерархического взаиморасположения. Будучи частью содержания сознания, структура ценностей накладывает отпечаток на личность человека, а значит, и поведение. И наоборот, сознательное формирование и развитие личности невозможно без работы по изменению структуры и иерархии ценностей. С одной стороны, структура ценностей формируется под воздействием социального окружения. С другой - сами ценности, а особенно их иерархия, являются результатом субъективного предпочтения. Таким образом, сознание человека содержит будто бы две ценностные структуры. Одну из них (одобряемую ближним социумом) он готов афишировать и старается подтвердить всем своим поведением. Другую (внутреннюю) - он, как правило, скрывает от всех, часто и от самого себя. Разрыв между этими ценностными структурами заполняется сознательной или бессознательной ложью, что выступает источником сильного, внутреннего психологического напряжения. Стало быть, знание реальной структуры ценностей личности выступает не только фактором, определяющим эффективность рассудочной деятельности, но и залогом собственного психического здоровья*. (* О способах изучения и работы со структурой ценностей можно прочитать в кн.: Калинаускас И.Н. Наедине с миром. - СПб.: Фонд «Лики культур», 2000.)
☺ Не лги, братец, козленочком станешь!
Синтез потребности и ценности рождает мотив. На бытовом уровне понятие «мотив» можно определить как наше «хочу». Человек всегда поступает в соответствии со своим желанием, даже если оно остается неосознанным. Необходимо различать истинный мотив, который может быть вытеснен в подсознание механизмами внутреннего самоконтроля, и мотив, декларируемый вовне, так называемый компенсаторный мотив, который для декларирующей его личности обладает статусом субъективной истинности. Это не ложь - это защита целостности внутреннего мира. Сам человек при этом уверен в своей искренности. Различить истинный и компенсаторный мотивы может только квалифицированный наблюдатель. Мотив поведения оформляется с учетом сложившейся психологической установки, ибо она обращает процесс мышления к анализу предпочтительности той или иной ценности. В этой связи можно сказать, что поведению всегда предшествует конкуренция мотивов, отражающая конкуренцию ценностей и потребностей.
☺ Желания-то у меня есть! А вот куда мысли девать!
Исход конкурентной борьбы мотивов во многом зависит и от того, осознает ли человек реально стоящую перед ним проблему, которую, собственно, он и должен разрешить посредством своего поведения в социуме. Если реальная проблематика человеком не осознается, сформировавшийся мотив вполне может оказаться ложным и предопределит такую модель поведения, которая никак не будет способствовать удовлетворению актуальной потребности.
Круг замкнулся
Мы рассмотрели все основные блоки системы социального ориентирования и теперь можем приступить к ее, условно говоря, сборке. Итак, совокупность социальных отношений человека формирует личность. Ядром личности выступает Я-концепция как базовый образ человека, как его «таковость». Уровнем связи личности является установочное поведение. Его можно себе представить как некоторый набор стандартных моделей поведения, не разрушающих таковость и способствующих, если не повышению, то хотя бы сохранению самооценки. Это важно, поскольку самооценка есть содержание точки координатора всей Я-концепции. С другой стороны, человек начинает действовать только тогда, когда у него актуализировалась какая-то потребность. Более того, эта потребность должна быть так или иначе идентифицирована. В противном случае человек ощущает смутное беспокойство, но к действиям не приступает.
☺ Не знаю чего хочется - то ли севрюжины с хреном, то ли революции!
Поэтому поведение человека даже в стандартных социальных ситуациях требует оформленного мотива - «я хочу это», что обеспечивает целенаправленное поведение. Психика приводится в готовность действовать в соответствии с образовавшейся, неосознанной психологической установкой. Память активно перебирает поступки, имевшие отношение к аналогичным установкам с учетом привычного букета социальных ролей. Рассудок осуществляет выбор подходящего поступка, не забывая о стандартных требованиях социально-психологического мира. Анализировать мотивы поведения некому, в связи с чем реальным «базовым» мотивом остается повышение самооценки. Положительная самооценка остается единственной «осязаемой» и всегда актуальной ценностью. Для поведения используется одна из стандартных моделей. Круг замкнулся! Поскольку реальная потребность неопознана, постольку косвенным отражением эффективности поведения по-прежнему остается самооценка. Ее повышение вызывает чувство удовлетворения, понижение -ярость или обиду. Говорят: «Повезло» или «Не повезло»... И все повторяется вновь и вновь - в автоматическом режиме.
☺ К бою тов-сь! Шашки наголо!
Можно ли разорвать этот «порочный» круг автоматизмов и нужно ли, вообще, это делать!? Действительно, как мы уже убедились, в процессе взросления, воспитания и обучения в психике и сознании человека формируются устойчивые функциональные структуры. Человек автоматически отслеживает образ себя, автоматически ориентируется в направлении актуальных потребностей, автоматически действует и автоматически получает обратную связь о результативности своих действий по процессам в области самооценки. Таким образом, если сознательно (или бессознательно) отождествить человека с его личностью, то окажется, что психологические и интеллектуальные механизмы полностью обеспечивают автоматическое функционирование данной социальной единицы на базе данного природой биологического носителя. С такой точки зрения становится понятным, почему часто слово «человек» подменяется словами «человеческий фактор» или «винтик социального механизма». Эта подмена, как мы видим, имеет весьма веские социально-психологические основания. Если человека устраивает такая позиция, то делать ничего не надо. Все произойдет автоматически, в формах, присущих данному социуму с учетом природной предрасположенности. Но если не ограничивать свою жизнь ролью «социального винтика», а попробовать занять в жизни более активную, осознанную и творческую позицию, то мы приходим к необходимости сделать свои автоматизмы управляемыми. Причем «пульт управления» нужно взять в собственные руки, не доверяя его случайным воздействиям извне.
☺ Беру управление на себя!
Как это сделать? Прежде всего нужно осознать, что управлять своим поведением очень сложная задача, требующая больших усилий души, разума и долгого времени. Для реализации такого намерения необходимо сформировать у себя достаточно сильную и устойчивую мотивацию. Мотивация наших действий по взятию управления поведением в свои руки должна быть достаточно убедительна прежде всего для самого человека и рассчитана на длительную перспективу. Психика человека - конструкция сложная и тонкая. И мгновенное переключение сложившихся автоматизмов на «ручной» режим управления невозможно.
☺ Ка-а-а-та-строф-ф-фа!
Все дальнейшие действия связаны с использованием познавательных возможностей для самоизучения: чтобы управлять любым механизмом, нужно изучить инструкцию по эксплуатации. Особо пытливые умы могут пожелать изучить и само устройство. Это возможно, конечно, но требует очень продолжительного времени. Поэтому стоит взвесить, насколько вы этого хотите. Как мы уже предлагали выше, нужно последовательно изучить все компоненты системы социального ориентирования: Я-концепцию, социально-психологический мир, букет социальных ролей, структуру ценностей и т.д. Но начинать следует с того «золотого ключика», который размыкает цепь механических зависимостей.
☺ Еще пара тысяч ведер, и золотой ключик наш!
Что же это за «ключик»? Уровни связи инструментального сознания и установочного поведения так или иначе связаны с системой сбора, обработки и оценки информации. Как эта система представлена в человеке? Для инструментального сознания информационную основу составляют сигналы, поступающие от основных психологических функций: ощущения, интуиции, чувства и мышления. Совокупность этих функций образует психический тип человека, а их работа формирует психологическую установку личности. Проблематика психотипов подробным образом рассмотрена в трудах К. Г. Юнга. Но если вы вдруг не читали Юнга и не чувствуете в себе подобного желания, то с кратким изложением результатов его исследований в этой области вы сможете ознакомиться ниже. Система обработки информации для формирования установочного поведения достаточно специфична. Ее цель - оценить возможность осуществления выбранной модели поведения через реальные поступки. Эта работа выполняется четырьмя структурами головного мозга, деятельность которых определенным образом синхронизирована и ориентирована на отбор ситуаций, способствующих удовлетворению доминирующих и субдоминантных потребностей. Совокупность функционирования этих мозговых структур относится к оперативной части мышления человека и составляет тип его информационного метаболизма. Психологический тип человека и тип его информационного метаболизма суть основные автоматы психики и сознания, знание которых открывает доступ к «панели управления» системой социального ориентирования.
☺ Я за пультиком сижу, Date: 2016-07-18; view: 264; Нарушение авторских прав |