Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. Вывоз капитала в колонии и зависимые страныЗавершение территориального раздела мира в конце XIX в. означало окончательное складывание колониальной системы. Главной ее особенностью явилось то, что колониальная система охватила весь мир, всю территорию земного шара, стала неотъемлемой частью мирового рынка. В это время усилилась роль колоний и зависимых стран как источников сырья и как рынков сбыта для промышленных изделий развитых капиталистических держав. Афро-азиатские страны становятся также сферой приложения капитала. Вывоз капитала – одна из важнейших черт развитого рыночного капитализма. Он осуществлялся в различных формах. Одной из форм было предоставление западными банками займов правительствам зависимых стран. Оплачивались займы за счет налогов с населения. Займы не только приносили высокие прибыли заимодателям, но и приводили к установлению финансового контроля над странами – должниками. Примером может служить английский Шахиншахский банк в Иране. Метрополии скупали за бесценок и захватывали в колониях и зависимых странах земли. На этих землях создавались плантации капиталистического типа с полуфеодальными или даже рабскими способами эксплуатации. На плантациях выращивались сырьевые и продовольственные культуры. Например, чайные и кофейные плантации в Британской Индии. Важней сферой приложения иностранного капитала стало строительство железных дорог, морских портов, телеграфных линий. Оно служило одним из методов колониальной экспансии. Примером могут служить железные дороги в Индии, телеграфные линии в Иране и т.д. Значительные денежные средства вкладывались в строительство предприятий добывающей промышленности. Метрополии интенсивно разрабатывали природные богатства стран Азии и Африки: строили золотодобывающие шахты в Южной Африке, нефтедобывающие предприятия в Иране и на Аравийском полуострове. В странах формально независимых иностранные предприниматели, при поддержке своего государства, получали концессии на эксплуатацию той или иной территории. Нередко территория концессии становилась своеобразным государством в государстве: здесь действовали западные законы, имелись свои органы власти, суды, полицейские структуры и т.д. Например, в английском Шанхае в середине XIX в., о чем писал русский писатель И.А. Гончаров. Особенностью колониальной экспансии было то, что непосредственно в промышленность колоний и зависимых стран шла незначительная часть денежных средств. Монополистические фирмы предпочитали вкладывать деньги в сферу обращения, в строительство дорог, в средства связи – это было выгодно и создавало благоприятные условия для укрепления собственных позиций в регионе. Интересно, что даже в Британской Индии из общей суммы английских капиталовложений только 3% шло непосредственно в промышленность. Таким образом, в начале XX столетия изменились формы и методы колониальной экспансии. Теперь главной силой становится монополистический капитал. Однако наряду с новыми методами колониальной эксплуатации использовались и старые методы, сложившиеся в начальный период колонизации. Например, метрополии не только осваивали открытые источники сырья, но и стремились захватить те районы, где оно пока не обнаружено. На африканском континенте шла жесткая борьба за любые территории. Опорой колониальных режимов была армия и бюрократия, с их помощью метрополии целенаправленно подчиняли себе экономику азиатских и африканских стран. Это привело к специализации стран Востока на производстве определенных видов сырья или готовой продукции, чаще всего сельскохозяйственной. Диктуя крайне низкие цены, используя дешевый наемный труд, монополии получали в зависимых странах сверхприбыли. Все это приводило к разорению коренного населения колоний и зависимых стран. Колонизация стран Азии и Африки, с цивилизационной точки зрения, имела две тенденции. С одной стороны, народы Востока приобщались к более передовой технологической культуре Запада, с другой же, получать сверхприбыли метрополии могли лишь в том случае, если они сохраняли в колониях традиционные «полуфеодальные» методы эксплуатации. Например, работники индийских чайных плантаций находились на положении полурабов, полукрепостных. Страны Востока и в начале новейшего времени оставались аграрно-сырьевыми придатками западных государств, что усиливало отставание Востока от Запада, углубляло разрыв в уровне образования, потребления, доходов на душу населения колоний и зависимых стран.
Литература 1. Англо-бурская война. 1899-1902 гг.: по архивным материалам и воспоминаниям очевидцев [Текст] / сост. Н.Г. Воропаева. – М.: Вост. лит., 2001. – 521 с. 2. История Африки в документах, 1870-2000: в 3 т. [Текст] / под ред. А.Б. Давидсона. Т. 1. 1870-1918. – М.: Наука, 2005. – 499 с. 3. Ливингстон Д. Последнее путешествие в Центральную Африку [Текст] / Д. Ливингстон; [Пер. с анг. М.Б. Горнунга]. – М.: Мысль, 1968. – 495 с. 4. Ливингстон Д. Путешествие и исследование в Южной Африке с 1840 по 1855 год [Текст] / Д. Ливигстон; [Пер. с англ.]. – М.: Географиз, 1955. – 392 с. 5. Ливингстон Д. Путешествие по Замбези с 1858 по 1864 гг. [Текст] / Д. Ливингстон; [Пер. с анг.]. – М.: Географиз, 1956. – 383 с. 6. Африка: колониализм и антиколониализм (XIX-XX вв.): сб. ст. [Текст]. – М.: Наука, 1990. – 195 c. 7. Бусыгин Е.П. История географии [Текст] / Е.П. Бусыгин. – Казань: Унипресс, 1998. – 213 с. 8. Бюттнер Т. История Африки с древнейших времен [Текст] / Тео Бюттнер; [Пер. с нем.]. – М.: Наука, 1981. – 251 с. 9. Давидсон А.Б. Сесил Родс и его время [Текст] / А.Б. Давидсон. – М.: Прогресс, 1988. – 442 с. 10. Сидорова Е.Г. Британское колониальное правление versus британский либерализм [Текст] / Е.Г. Сидорова. – М.: [б.и.], 2006. – 27 с. 11. Ципкин Г.Р., Ягья В.С. История Эфиопии в новое и новейшее время [Текст] / Г.Р. Ципкин. – М.: Наука, 1989. – 404 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Базовые ценности цивилизаций Востока[211] Таблица 1
Приложение 2
Хронологическая таблица[212]
Приложение 3
Терминологический словарь[213]
Аннексия – захват, насильственное присоединение территории чужого государства. Анклав – часть территории одного государства, окруженная территорией другого или других государств и не имеющая выхода к морю. Если анклав имеет выход к морю, принято говорить о полуанклаве. Апартеид (раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации и сегрегации, применяемая правительством Южно-Африканского Союза, позднее Южно-Африканской Республики против чернокожего населения страны. Апартеид отменен в декабре 1993 г. новой конституцией ЮАР. Арбаби – тоже, что и мульк – частная земельная собственность в Иране, Османской империи в XIX в., связанная с развитием товарно-денежных отношений. Арбаб (мн. ч.) – новые «помещики», тесно связанные с купцами и принимавшие активное участие во внутренней и внешней торговле. Арпалыки – в Османской империи земельные держания ненаследственного типа. Обычно давались гражданским чинам. Ашар – налог, который платили крестьяне-арендаторы в Османской империи. Обычно, земли были арендованы у заимов и тимариотов. Налог составлял 10% урожая. Часть налога держатель земли оставлял себе, часть обязан был вносить в государственную казну. Последнее условие выполнялось не всегда. Ахимса – ( санскр. «отказ от причинения вреда»). Основополагающее понятие в джайнизме, буддизме и индуизме, означающее ненасилие. Возродилось в начале XX в. в индуизме западнического толка и в движении за независимость Индии благодаря М.К. Ганди. Бабизм – религиозное учение Али Мухаммеда Баба (1820-1850), возникло в Иране в 1847 г.Сторонники бабизма – бабиды – проповедовали равенство людей, провозглашали освобождение от налогов, равенство мужчин и женщин, предприняли попытку установления общности имуществ и его уравнительного распределения. Восстания бабидов (1848-1852) были жестоко подавлены. Бакуфу (дословно «правительство военной палатки») – собрание японских сановников, управляющих страной. Сложилось в XII в. в эпоху первого сёгуната Минамото. Состояло из представителей княжеских родов, лично преданных сёгуну. Во времена сёгуната Токугава (1603-1868) в состав правительства входили представители семейств фудай даймё. Баоцзя – система круговой поруки, полицейского надзора в китайской сельской и городской общине времен династии Цин. Система баоцзя узаконена в правление императора Канси (1662-1723). Бей – бек, бег – господин, государь, нередко князь. В исламских странах первоначально титул бей принадлежал владетельным особам или лицам царского происхождения. В дальнейшем в Иране (Персии) и Турции (Османской империи) его присваивали военным и гражданским чинам. Бест – основанное на старинном обычае право убежища на территории священных, неприкосновенных мест в Иране (Персии), например, мечети, гробницы. С XIX в. – помещения иностранных посольств и ряд других учреждений. Бехаизм – религиозно-политическое течение в исламе. Возникло в среде последователей Али Мухаммеда Баба в середине XIX в. после подавления бабидских восстаний (1848-1852). Основатель Мирза Хусейн Али Нури, по прозвищу «Бехаулла». Последователи бехаизма отрицают национальные государства, проповедуют идеи единения науки и религии. Богдохан – от монгольского «богдохан» – священный государь. Один из титулов китайских императоров Цинской династии (1644-1912). Так в русских грамотах XVI-XVII вв. именовали императоров Китая. Буддизм – одна из трех мировых религий, зародилась в Индии в середине I тысячелетия до н.э. Распространилась в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, Дальнего Востока. Основатель – принц Гаутама, Будда Шакья-Муни. В основе буддизма – четыре непреложные истины: жизнь есть страдание; источником страдания являются человеческие страсти, привязанности; цель человека – прервать страдания, разорвать круг рождений и смертей; спасение – в переходе в нирвану, в страну забвения, в слиянии с Абсолютом. В XII в. буддизм почти исчезает из Индии, ибо он не мог преодолеть индуистскую кастовость. Внутри буддизма множество направлений, например в Монголии – ламаизм Букэ ( «военные дома») – военное феодальное сословие в Японии при Токугава, разделенное на два разряда: даймё (владетельные князья) и рядовые самураи – воины-буси, не имеющие владений. Буры – африканеры – потомки европейцев (французы, голландцы), переселившиеся в Южную Африку (мыс Доброй Надежды) в XVII в., потерявшие связи с исторической родиной. Создали государство буров. Буси – военно-феодальное сословие в Японии, правившее в XII – XIX вв. Бусидо – (от японского «Путь воина») кодекс поведения японских самураев. Требовал верности господину, строгого соблюдения клятв, признания военного дела единственным достойным занятием самурая. Вазир – везир – визирь – высший сановник и руководитель ведомства во многих странах Ближнего и Среднего Востока в средние века и в новое время. Великий вазир – то же, что и садр-азам (садразам). Первый министр в правительстве Ирана, Османской империи и др. стран. Вакуфы – вакфы – земли и другие виды имущества, принадлежащие мусульманской общине, не облагались налогами. Обычно вакуфы были частными или государственными дарениями мусульманским организациям, доходы от вакуфов должны были использоваться на благотворительные цели. Вали – генерал-губернаторы в Иране, в Османской империи. Варна – (санскр. varna, букв. «цвет») – социальная группа в традиционном индийском обществе, принадлежность к которой определялось только рождением. Традиционное индийское общество делилось на четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (правители, администраторы, воины), вайшьи (свободные члены общины, часто ремесленники и торговцы), шудры (неполноправные члены общины, часто слуги). Вилайеты –велаеты – области в Иране, Османской империи (Турции). Входили в состав провинций – эялетов (эйалетов). Вилайеты – государственно-административные области в исламских странах, границы которых совпадали с территориями расселения отдельных племен, или с историческими областями, вошедшими в состав империй в результате завоеваний. Вето – запрет, право главы государства приостановить действие закона, принятого парламентом. Восьмизнаменные войска – маньчжурские воинские подразделения, завоевавшие Китай в 1644 г. В дальнейшем являлись опорой маньчжурской династии Цин (1644-1912). Каждое подразделение имело знамя определенного цвета. Газават – см. джихад. Гоминьдан – национальная партия в Китае. Партия создана Сунь Ятсеном в 1912 г. на базе «Объединенного союза», принимала активное участие в Синьхайской революции 1911-1913 гг. Боролась за демократическую республику. До 1927 г. самая влиятельная партия в Китае. Гуань – казенное начало в экономике Китая Гуаньди – государственные или чиновничьи земли в Китае времен династии Цин. Составляли ¼ земельного фонда страны. Во времена правления маньчжуров к землям гуаньди относились: земли императора и его семьи, влиятельных князей и маньчжурской аристократии, земли казны, монастырей, земли, пожалованные за службу офицерам и солдатам «восьмизнаменных» войск. Часто не обрабатывались, составляли резервный фонд на северо-востоке Китая. Даосизм – философское учение в Китае в IV – III вв. до н.э., на основе которого во II в. н.э. складывается религия того же названия. Главное понятие даосизма – «Дао» – Путь, сущность и первопричины мира, источник его многообразия. В даосизме есть божественный пантеон, возглавляемый троицей – Шан Ди (яшмовый владыка), Лао Цзы и творец мира Пань Гу. Религиозная организация строиться по иерархическому признаку. Важную роль играют жрецы и монахи. В начале V в. оформляется вероучение и ритуал, даосизм становится государственной религией. В дальнейшем характерно сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий и мистики. Датун – букв. Великое Единение. В традиционном Китае утопическая идея единства всех китайцев-ханьцев, для создания государства Великого Благоденствия – Тайпин Тяньго. Даймё (дословно «князь») – крупный землевладелец-феодал в Японии, чьи земельные угодья давали совокупный годовой доход не менее 10 тыс. коку риса (коку – мера объема, равная 180 литрам, коку риса весит 150 кг). Становление княжеств относится к XV в., времени сёгунов дома Асикага, когда военные губернаторы провинций под воздействием экономического развития страны существенно расширили свои земельные владения. Титул даймё отменен в ходе реформ Мэйдзи и вместо него введены титулы маркиза, графа, виконта. Джагир – условное ненаследственное держание (провинции, области, земли, города) за несение государственной службы. В Могольской державе джагирдар – правитель провинции и держатель земли. Джаджмани – общинно-кастовая система прямого натурального обмена в индийской деревне в средние века и в новое время. Джалса – совет из числа Могольской знати и горожан, во время национального восстания сипаев в Индии (1857-1859). Члены джалсы пытались руководить восстанием. Джизья – подушный налог в исламских государствах. Взимался с взрослых и свободных «людей Писания» (т.е. христиан) мужского пола, а также с других немусульман. Известен со времени Пророка Мухаммеда. Джирга – совет старейшин при эмире Афганистана. Джихад – («усиление») – борьба за веру – борьба на пути Аллаха. Первоначально понималось, как борьба в защиту и за распространение ислама. Джихад обычно означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама, в этом значении его синонимами выступают у мусульман слова фатх и газават, а у немусульман – «священная война». Дзиюто («Конституционно-либеральная партия»), возникла в Японии в 1881 г. В нее входили «новые помещики» и сельская буржуазия. В первые годы боролась против засилья в правительстве представителей бывших княжеских домов Сацума и Тёсю. Выступала за снижение поземельного налога. Наибольшую активность проявила в борьбе за конституцию 1889 г., пользовалась покровительством финансово-промышленного объединения Мицуи. Деспотия – форма неограниченной самодержавной власти, отличающаяся произволом властителя и полным бесправием народа, а также государство, управляемое деспотом. В странах Востока деспотия предполагала разную степень сакрализации власти. Дивани (диван) – центральное налогово-финансовое ведомство в Могольской Индии. В Османской империи и некоторых других мусульманских странах – совет при правителе. В современных государствах Ближнего и среднего Востока – правительственные учреждения по административным и судебным делам. Доминион – государство, бывшее колонией Великобритании, затем входящее в Британское Содружество (прежде Британскую империю). Главой государства в доминионе считался английский монарх, но при этом сохранялось внутреннее административное и политическое самоуправление. Закят – обязательная очистительная милостыня, предусмотренная в Коране, один из пяти столпов ислама. В мусульманских странах закят -налог в пользу бедных составлял до 10% стоимости имущества верующего.
|