Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны





Завершение территориального раздела мира в конце XIX в. означало окончательное складывание колониальной системы. Главной ее особенностью явилось то, что колониальная система охватила весь мир, всю территорию земного шара, стала неотъемлемой частью мирового рынка. В это время усилилась роль колоний и зависимых стран как источников сырья и как рынков сбыта для промышленных изделий развитых капиталистических держав. Афро-азиатские страны становятся также сферой приложения капитала. Вывоз капитала – одна из важнейших черт развитого рыночного капитализма. Он осуществлялся в различных формах.

Одной из форм было предоставление западными банками займов правительствам зависимых стран. Оплачивались займы за счет налогов с населения. Займы не только приносили высокие прибыли заимодателям, но и приводили к установлению финансового контроля над странами – должниками. Примером может служить английский Шахиншахский банк в Иране.

Метрополии скупали за бесценок и захватывали в колониях и зависимых странах земли. На этих землях создавались плантации капиталистического типа с полуфеодальными или даже рабскими способами эксплуатации. На плантациях выращивались сырьевые и продовольственные культуры. Например, чайные и кофейные плантации в Британской Индии.

Важней сферой приложения иностранного капитала стало строительство железных дорог, морских портов, телеграфных линий. Оно служило одним из методов колониальной экспансии. Примером могут служить железные дороги в Индии, телеграфные линии в Иране и т.д.

Значительные денежные средства вкладывались в строительство предприятий добывающей промышленности. Метрополии интенсивно разрабатывали природные богатства стран Азии и Африки: строили золотодобывающие шахты в Южной Африке, нефтедобывающие предприятия в Иране и на Аравийском полуострове.

В странах формально независимых иностранные предприниматели, при поддержке своего государства, получали концессии на эксплуатацию той или иной территории. Нередко территория концессии становилась своеобразным государством в государстве: здесь действовали западные законы, имелись свои органы власти, суды, полицейские структуры и т.д. Например, в английском Шанхае в середине XIX в., о чем писал русский писатель И.А. Гончаров.

Особенностью колониальной экспансии было то, что непосредственно в промышленность колоний и зависимых стран шла незначительная часть денежных средств. Монополистические фирмы предпочитали вкладывать деньги в сферу обращения, в строительство дорог, в средства связи – это было выгодно и создавало благоприятные условия для укрепления собственных позиций в регионе. Интересно, что даже в Британской Индии из общей суммы английских капиталовложений только 3% шло непосредственно в промышленность.

Таким образом, в начале XX столетия изменились формы и методы колониальной экспансии. Теперь главной силой становится монополистический капитал. Однако наряду с новыми методами колониальной эксплуатации использовались и старые методы, сложившиеся в начальный период колонизации. Например, метрополии не только осваивали открытые источники сырья, но и стремились захватить те районы, где оно пока не обнаружено. На африканском континенте шла жесткая борьба за любые территории. Опорой колониальных режимов была армия и бюрократия, с их помощью метрополии целенаправленно подчиняли себе экономику азиатских и африканских стран. Это привело к специализации стран Востока на производстве определенных видов сырья или готовой продукции, чаще всего сельскохозяйственной. Диктуя крайне низкие цены, используя дешевый наемный труд, монополии получали в зависимых странах сверхприбыли. Все это приводило к разорению коренного населения колоний и зависимых стран.

Колонизация стран Азии и Африки, с цивилизационной точки зрения, имела две тенденции. С одной стороны, народы Востока приобщались к более передовой технологической культуре Запада, с другой же, получать сверхприбыли метрополии могли лишь в том случае, если они сохраняли в колониях традиционные «полуфеодальные» методы эксплуатации. Например, работники индийских чайных плантаций находились на положении полурабов, полукрепостных.

Страны Востока и в начале новейшего времени оставались аграрно-сырьевыми придатками западных государств, что усиливало отставание Востока от Запада, углубляло разрыв в уровне образования, потребления, доходов на душу населения колоний и зависимых стран.

 

Литература

1. Англо-бурская война. 1899-1902 гг.: по архивным материалам и воспоминаниям очевидцев [Текст] / сост. Н.Г. Воропаева. – М.: Вост. лит., 2001. – 521 с.

2. История Африки в документах, 1870-2000: в 3 т. [Текст] / под ред. А.Б. Давидсона. Т. 1. 1870-1918. – М.: Наука, 2005. – 499 с.

3. Ливингстон Д. Последнее путешествие в Центральную Африку [Текст] / Д. Ливингстон; [Пер. с анг. М.Б. Горнунга]. – М.: Мысль, 1968. – 495 с.

4. Ливингстон Д. Путешествие и исследование в Южной Африке с 1840 по 1855 год [Текст] / Д. Ливигстон; [Пер. с англ.]. – М.: Географиз, 1955. – 392 с.

5. Ливингстон Д. Путешествие по Замбези с 1858 по 1864 гг. [Текст] / Д. Ливингстон; [Пер. с анг.]. – М.: Географиз, 1956. – 383 с.

6. Африка: колониализм и антиколониализм (XIX-XX вв.): сб. ст. [Текст]. – М.: Наука, 1990. – 195 c.

7. Бусыгин Е.П. История географии [Текст] / Е.П. Бусыгин. – Казань: Унипресс, 1998. – 213 с.

8. Бюттнер Т. История Африки с древнейших времен [Текст] / Тео Бюттнер; [Пер. с нем.]. – М.: Наука, 1981. – 251 с.

9. Давидсон А.Б. Сесил Родс и его время [Текст] / А.Б. Давидсон. – М.: Прогресс, 1988. – 442 с.

10. Сидорова Е.Г. Британское колониальное правление versus британский либерализм [Текст] / Е.Г. Сидорова. – М.: [б.и.], 2006. – 27 с.

11. Ципкин Г.Р., Ягья В.С. История Эфиопии в новое и новейшее время [Текст] / Г.Р. Ципкин. – М.: Наука, 1989. – 404 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Базовые ценности цивилизаций Востока[211]

Таблица 1

 

 

Основные параметры Китайско-конфуцианская цивилизация Индо-буддийская цивилизация Арабо-исламская цивилизация
1. Генеральная установка цивилизации. Особенности менталитета. Жизнь – есть долг. Главным принципом является принцип осознанного долга. Высшая ценность для человека – это ценность небытия. Абсолютная покорность человека Аллаху, а далее – Пророку, халифу, вплоть до местного начальника.
2. Отношение к государству. Государство «отец и мать народа» (Конфуций). Подданные должны проявлять сыновью почтительность (сяо). Однако, согласно учению Мэн Цзы «о перемене мандата», народ может заменить неугодного правителя, если он не заботиться о своих подданных. Безразличие социума к государству. Слабая политическая активность. Ее рост связан с колонизацией, с реформацией индуизма (XIX в.), с гандизмом. Государство – благодетель. Предельное слияние светской и духовной власти (султан-халиф) способствовало выработке сознания, что государство милостиво как Аллах и карает также как он. Забота государства о подданных закреплена в Коране – налог в пользу бедных (закят).
3. Отношение к частной собственности. Противоречивое. С одной стороны, культ труда, успеха, ибо для китайцев, японцев, счастье в труде. С другой стороны – система постоянно занята перераспределением земных благ, возвратом к традиционной земельной норме и т.д. Безразличное. Нет культа материального благосостояния. Мирская шкала ценностей не имеет значения. Противоречивое. С одной стороны Коран защищает частную собственность, но только честно заработанную (беспроцентный кредит и т.д.). С другой стороны, потеря собственности не воспринималась как трагедия. Ибо на земле «все принадлежит Аллаху».
4. Классы, сословия, страты. Размытость сословно-классовых образований связана с учением Конфуция о возможном самосовершенствовании человека через самовоспитание, образование. Принцип меритократии (власть достойных). Жесткая дифференциация по кастовому признаку исключала возможность образования, как сословий, так и классов. Равенство людей перед Аллахом предполагало и их равенство перед законом, государством и т.п. Отсюда, классов в их западном понимании не было.
5.Индивидуализм или коллективизм? Во всех традициях Востока примат социума над индивидом. Важность регулирования корпоративных связей. Культ предков, патернализм. Регламентированное поведение человека в рамках традиции. Возможна личная карьера через систему шэньши. Коллективизм в рамках непроницаемой кастовой системы. Индивидуализм тоже в рамках касты – каждый только сам может и должен улучшить свою карму. Установка на высшую ценность Небытия. Коллективизм, замкнутый по отношению к миру извне, но открытый всем, уверовавшим в Аллаха. Поведение каждого регламентируется религией –законами шариата. Обязанность умереть во имя Аллаха.
6. Религия. Во всех традициях Востока слияние духовной и политической власти. Однако, степень слияния различна. Относительное безразличие к религии. Религиозная терпимость Освящение (сакрализация) политической власти, деспотизма.
7. Культура чувств. Восприятие мира. Сфера чувств ограничена принципом осознанного долга. Индивид «должен» обществу, государству, отец – сыну, в меньшей степени – семье. Высочайшая культура чувств, альтруизм, жертвенность, веротерпимость. Чувства индивида направлены, с одной стороны в сферу религии – Аллаху, с другой стороны, именно на арабском Востоке возникло такое понятие как «счастье». «Фальсафе» – наука о счастье.
       

 

 

Приложение 2

 

Хронологическая таблица[212]

  История Японии в XVI – начале XX вв.  
  Окончание междоусобных войн. Победа домом Токугава своих противников в битве при Сэкигахаре.  
1603 -1868 Правление сёгунов дома Токугава.  
  Запрещение христианства в Японии.  
  Окончательное установление военной диктатуры сёгунов дома Токугава.  
  Запрещение японцам покидать свою страну.  
1638-1639 Указы Токугава о «закрытие страны». Единственный «открытый» порт Нагасаки: в нем могли торговать голландцы и китайцы.  
1680-1709 Правление сёгуна Цунаёси.  
  Принятие законодательного кодекса «100 статей». Укрепление государственности.  
  Первый американо-японский договор. Насильственное открытие Японии.  
  Русско-японский договор (Симодский) о торговле, о границах и дипломатических отношениях.  
1863-1869 Гражданская война в Японии. Ликвидация сёгуната. Восстановление власти императора – Мэйдзи исин (1868)  
1868-1873 Буржуазные реформы Мэйдзи исин.  
  Создание либеральной партии – Дзиюто.  
  Создание партии реформ – Кайсинто.  
  Принятие первой японской конституции, создание парламента.  
1894-1895 Японо-китайская война.  
  Образование партии Сэйюкай (Общество политических друзей).  
1904-1905 Русско-японская война.  
  Аннексия Японией Кореи.  
  Вступление Японии в Первую мировую войну.  
  История Китая в XVII – начале XX вв.    
1644-1912 Правление маньчжурской династии Цин.  
1662-1723 Правление императора Канси. Укрепление государства.  
  Русско-китайский договор о торговле и границах (Нерчинский).  
  «Закрытие» Китая.  
1736-1795 Правление императора Цяньлуна.  
1840-1842 Первая «опиумная» англо-китайская война.  
1850-1864 Крестьянская война тайпинов.  
  Начало вооруженной борьбы тайпинов.  
1851-1861 1851 Правление императора Сяньфэна. Создание тайпинского государства (Тайпин Тяньго).  
  Взятие тайпинами Нанкина. Обнародование «Земельной системы Небесной династии».  
1856-1860 Вторая «опиумная» война Англии и Франции против Китая.  
1862-1874 Правление императора Тунчжи.  
  Падение столицы Тайпин Тяньго Нанкина.  
1875-1908 Правление императора Гуансюя.  
1884-1885 Франко-китайская война за Вьетнам.  
1894-1895 Японо-китайская война. Поражение Китая.  
  Серия неравноправных договоров Китая со странами Запада и Японией. Раздел Китая на сферы влияния.  
  «Сто дней реформ». Реформаторская деятельность Кан Ювэя.  
1898-1901 Восстание ихэтуаней. Интервенция восьми держав в Китай. Подписание «Заключительного протокола».  
  Создание Сунь Ятсеном Объединенного революционного союза (Тунмэнхой).  
1911-1913 Синьхайская революция. Свержение монархии, провозглашение республики.  
  Учанское восстание (10 октября – начало революции).  
12 февраля 1912 Отречение императора Пу И, падение Цинской династии.  
  Передача Сунь Ятсеном поста временного президента Ки тайской республики Юань Шикаю.  
  Основание Национальной партии (Гоминьдан).  
  Принятие первой конституции.  
  «Вторая революция» в Китае.  
  Попытка Юань Шикая восстановить монархию.  
  Вступление Китая в Первую мировую войну.  
  История Индии в XVI – начале XX вв.  
  Вторжение узбека Бабура на территорию Афганистана и Северной Индии. Начало империи Великих Моголов.  
1556-1605 Правление внука Бабура, падишаха Акбара.  
  Вторжение Надир-шаха в Индию. Ограбление Дели.  
  Вторжение афганцев в Северную Индию.  
1756-1763 Семилетняя война, победа Англии.  
23июня1757 года Битва при Плесси. Начало завоевания английской Ост-Индской компанией Индии.  
1756-1764 Завоевание Бенгалии англичанами.  
1767-1769 Первая англо-майсурская война.  
1780-1784 Вторая англо-майсурская война.  
1790-1792 Третья англо-майсурская война.  
1798-1799 Четвертая англо-майсурская война. Завоевание Майсура англичанами.  
  Подчинение Ост-Индской компанией маратхских княжеств.  
  Создание в Индии Р.М. Раем общества «Брахмо самадж».  
  Ликвидация английской Ост-Индской компании как торговой организации.  
  Аннексия Панджаба англичанами.  
  Аннексия Ауда англичанами.  
1857-1859 Национальное (сипайское) восстание против англичан в Индии.  
  Принятие «закона об управлении Индией». Индия – колония Великобритании.  
60-70-е гг. XIX в. Реформы английской колониальной администрации в Индии.  
  Основание Индийского национального конгресса.  
  Закон о разделе Бенгалии.  
1905-1908 Революционный подъем в Индии. «Свадеши», «сварадж».  
  Создание Мусульманской Лиги.  
  Раскол Индийского национального конгресса. Выход из ИНКа Тилака и его сторонников.  
  Суд над Тилаком. Бомбейская стачка протеста.  
  Отмена раздела Бенгалии. Перенесение столицы Британской Индии из Калькутты в Дели.  
1916 год Возвращение Тилака и его сторонников в ИНК. Съезды Конгресса и Мусульманской Лиги в Лакхнау.  
1914-1918 Участие Индии в Первой мировой войне  
1920-1922 Первая кампания гражданского неповиновения М. Ганди.  
  История Афганистана в XVI – начале XX вв.  
  Провозглашение Ахмед-хана Дуррани шахом Афганистана. Вторжение афганцев в Индию.  
  Дост Мухаммед провозглашен эмиром Кабула. Начало правления баракзайской династии.  
1838-1842 Первая англо-афганская война.  
1878-1880 Вторая англо-афганская война. Гандамакский договор между Афганистаном и Англией.  
  Народное восстание против англичан в Кабуле.  
  Поражение англичан под Майвандом.  
1887-1893 Определение государственных границ Афганистана.  
  Третья англо-афганская война. Провозглашение независимости Афганистана.  
  История Ирана в XVII – начале XX вв.  
1502-1736 Время существования тюркского государства Сефевидов (Кызылбашское государство). В европейских источниках государство Сефевидов называлось Персией.  
1796-1925 Правление династии Каджаров.  
1796-1797 Правление первого Каджара Ага Мухаммада-шаха.  
1797-1834 Правление Фат Али-шаха.  
1804-1813 Русско-иранская война. Гюлистанский мир.  
1826-1828 Русско-иранская война. Туркманчайский мир.  
  Разгром русского посольства в Иране, убийство А.С. Грибоедова.  
  Борьба Ирана за присоединение княжества Герат.  
1848-1896 Правление шаха Насер ад-Дина.  
1848-1852 Восстания бабидов.  
1850-1851 Попытки реформ Амир Незама.  
1855 – 1857 гг. Серия неравноправных договоров Ирана с западноевропейскими странами и США.  
1856-1857 Англо-иранская война.  
  «Табачные бунты» на юге Ирана.  
  Начало иранской революции (конституционного движения).  
1906-1907 Принятие первой конституции.  
  Англо-русское соглашение о разделе сфер влияния в Иране.  
1908–1909 гг. Тебризское восстание (в историографии называется также гражданской войной в Тебризе). Кульминация иранской революции 1905-1911 гг.  
  Поражение иранской революции.  
  Ратификация англо-русского соглашения о разделе Ирана на сферы влияния.  
     
  История Османской империи в XVII – начале XX вв.  
     
  Взятие турками-османами Константинополя.  
1520-1566 Правление Сулеймана I Законодателя.  
  Ян Собесский освободил Вену.  
  Петр I взял Азов.  
1735-1739 Первая русско-турецкая война.  
1768-1774 Вторая русско-турецкая война. Кючук-Кайнарджийский мир.  
1787-1791 Третья русско-турецкая война. Ясский мир.  
1792-1796 Реформы Селима III (1789-1807).  
1798-1801 Оккупация Египта войсками Наполеона Бонапарта.  
  Провозглашение Мухаммеда-Али пашой Египта.  
1806-1812 Русско-турецкая война. Бухарестский мир.  
  Ликвидация янычарского корпуса Махмудом II (1808-1839).  
1828-1829 Русско-турецкая война. Адрианопольский мир.  
  Захват Алжира Францией.  
  Ункяр-Искелесийский русско-турецкий договор.  
  Ликвидация военно-ленной системы в Турции.  
  Начало танзимата. Гюльханейский указ.  
1839-1861 Правление Абдул-Меджида.  
1853-1856 Крымская война.  
  Второй манифест о реформах (танзимат) в Османской империи.  
1860-1861 Французская интервенция в Сирию и Ливан.  
  Создание в Стамбуле общества «Новых османов».  
  Принятие первой турецкой конституции.  
1877-1878 Русско-турецкая война. Сан-Стефанский мир.  
  Роспуск османского парламента. Отмена конституции Абдул-Хамидом II.  
  Оккупация Египта англичанами.  
  Образование тайного комитета «Единение и прогресс» (иттихад).  
1894-1896 Армянские погромы в Турции.  
  Объединительный съезд младотурок (иттихадистов) в Париже.  
1908-1909 Младотурецкая революция (военно-революционный переворот).  
Апрель 1909 Подавление контрреволюционного мятежа в Стамбуле и свержение султана Абдул-Хамида II.  
1911-1912 Война Турции с Италией за Ливию (Трипольская война). Поражение Турции.  
1912-1913 Балканские войны.  
  Начало правление «младотурецкого триумвирата» в лице Энвер-бея, Талаат-бея, Джемаль-бея.  
Октябрь 1914 года Вступление Турции в Первую мировую войну на стороне Тройственного союза.  
     
  Страны Африки в XIX – начале XX вв.  
     
  Создание африканцами по происхождению, переселенцами из США Нигерии.  
  Завоевание Францией Алжира.  
Вт. пол. XIX в. Географические открытия в Центральной Африке. Экспедиции Д. Ливингстона, Кэмерона и Стэнли.  
70-е гг. XIX века Открытие богатейших залежей алмазов в Южной Африке. «Алмазная лихорадка».  
1878-1879 Первая англо-зулусская война.  
80-гг. XIX века Открытие месторождений золота в Южной Африке. «Золотая лихорадка».  
  Завоевание Францией Туниса.  
  Завоевание Англией Египта.  
  Провозглашение «независимости» Конго (фактически Конго становится колонией Бельгии).  
1890-1896 Захват компанией С. Родса междуречья Лимпопо-Замбези.  
1895-1896 Итало-эфиопская война. Признание Италией независимости Эфиопского государства.  
1899 -1902 Англо-бурская война.  
  Образование британского доминиона ЮАС (Южно-Африканского союза).  
1911-1912 Трипольская война. Завоевание Италией Ливии.  
           

 

 

Приложение 3

 

Терминологический словарь[213]

 

Аннексия – захват, насильственное присоединение территории чужого государства.

Анклав – часть территории одного государства, окруженная территорией другого или других государств и не имеющая выхода к морю. Если анклав имеет выход к морю, принято говорить о полуанклаве.

Апартеид (раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации и сегрегации, применяемая правительством Южно-Африканского Союза, позднее Южно-Африканской Республики против чернокожего населения страны. Апар­теид отменен в декабре 1993 г. новой конституцией ЮАР.

Арбаби – тоже, что и мульк – частная земельная собственность в Иране, Ос­манской империи в XIX в., связанная с развитием товарно-денежных отношений. Арбаб (мн. ч.) – новые «помещики», тесно связанные с купцами и принимавшие активное участие во внутренней и внешней торговле.

Арпалыки – в Османской империи земельные держания ненаследственного типа. Обычно давались гражданским чинам.

Ашар – налог, который платили крестьяне-арендаторы в Османской империи. Обычно, земли были арендованы у заимов и тимариотов. Налог составлял 10% урожая. Часть налога держатель земли оставлял себе, часть обязан был вносить в государственную казну. Последнее условие выполнялось не всегда.

Ахимса – ( санскр. «отказ от причинения вреда»). Основополагающее понятие в джайнизме, буддизме и индуизме, означающее ненасилие. Возродилось в начале XX в. в индуизме западнического толка и в движении за независимость Индии благодаря М.К. Ганди.

Бабизм – религиозное учение Али Мухаммеда Баба (1820-1850), возникло в Иране в 1847 г.Сторонники бабизма – бабиды – проповедовали равенство людей, провозглашали освобождение от налогов, равенство мужчин и женщин, предприняли попытку установления общности имуществ и его уравнительного распределения. Восстания бабидов (1848-1852) были жестоко подавлены.

Бакуфу (дословно «правительство военной палатки») – собрание японских сановников, управляющих страной. Сложилось в XII в. в эпоху первого сёгуната Минамото. Состояло из представителей княжеских родов, лично преданных сёгуну. Во времена сёгуната Токугава (1603-1868) в состав правительства входили представители семейств фудай даймё.

Баоцзя – система круговой поруки, полицейского надзора в китайской сельской и городской общине времен династии Цин. Система баоцзя узаконена в правление императора Канси (1662-1723).

Бей – бек, бег – господин, государь, нередко князь. В исламских странах первоначально титул бей принадлежал владетельным особам или лицам царского происхождения. В дальнейшем в Иране (Персии) и Турции (Османской империи) его присваивали военным и гражданским чинам.

Бест – основанное на старинном обычае право убежища на территории священных, неприкосновенных мест в Иране (Персии), например, мечети, гробницы. С XIX в. – помещения иностранных посольств и ряд других учреждений.

Бехаизм – религиозно-политическое течение в исламе. Возникло в среде последователей Али Мухаммеда Баба в середине XIX в. после подавления бабидских восстаний (1848-1852). Основатель Мирза Хусейн Али Нури, по прозвищу «Бехаулла». Последователи бехаизма отрицают национальные государства, проповедуют идеи единения науки и религии.

Богдохан – от монгольского «богдохан» – священный государь. Один из титулов китайских императоров Цинской династии (1644-1912). Так в русских грамотах XVI-XVII вв. именовали императоров Китая.

Буддизм – одна из трех мировых религий, зародилась в Индии в середине I тысячелетия до н.э. Распространилась в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, Дальнего Востока. Основатель – принц Гаутама, Будда Шакья-Муни. В основе буддизма – четыре непреложные истины: жизнь есть страдание; источником страдания являются человеческие страсти, привязанности; цель человека – прервать страдания, разорвать круг рождений и смертей; спасение – в переходе в нирвану, в страну забвения, в слиянии с Абсолютом. В XII в. буддизм почти исчезает из Индии, ибо он не мог преодолеть индуистскую кастовость. Внутри буддизма множество направлений, например в Монголии – ламаизм

Букэ ( «военные дома») – военное феодальное сословие в Японии при Токугава, разделенное на два разряда: даймё (владетельные князья) и рядовые самураи – воины-буси, не имеющие владений.

Буры – африканеры – потомки европейцев (французы, голландцы), переселившиеся в Южную Африку (мыс Доброй Надежды) в XVII в., потерявшие связи с исторической родиной. Создали государство буров.

Буси – военно-феодальное сословие в Японии, правившее в XII – XIX вв.

Бусидо – (от японского «Путь воина») кодекс поведения японских самураев. Требовал верности господину, строгого соблюдения клятв, признания военного дела единственным достойным занятием самурая.

Вазир – везир – визирь – высший сановник и руководитель ведомства во многих странах Ближнего и Среднего Востока в средние века и в новое время. Великий вазир – то же, что и садр-азам (садразам). Первый министр в правительстве Ирана, Османской империи и др. стран.

Вакуфы – вакфы – земли и другие виды имущества, принадлежащие мусульманской общине, не облагались налогами. Обычно вакуфы были частными или государственными дарениями мусульманским организациям, доходы от вакуфов должны были использоваться на благотворительные цели.

Вали – генерал-губернаторы в Иране, в Османской империи.

Варна – (санскр. varna, букв. «цвет») – социальная группа в традиционном индийском обществе, принадлежность к которой определялось только рождением. Традиционное индийское общество делилось на четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (правители, администраторы, воины), вайшьи (свободные члены общины, часто ремесленники и торговцы), шудры (неполноправные члены общины, часто слуги).

Вилайеты –велаеты области в Иране, Османской империи (Турции). Входили в состав провинций – эялетов (эйалетов). Вилайеты – государственно-административные области в исламских странах, границы которых совпадали с территориями расселения отдельных племен, или с историческими областями, вошедшими в состав империй в результате завоеваний.

Вето – запрет, право главы государства приостановить действие закона, принятого парламентом.

Восьмизнаменные войска – маньчжурские воинские подразделения, завоевавшие Китай в 1644 г. В дальнейшем являлись опорой маньчжурской династии Цин (1644-1912). Каждое подразделение имело знамя определенного цвета.

Газават – см. джихад.

Гоминьдан – национальная партия в Китае. Партия создана Сунь Ятсеном в 1912 г. на базе «Объединенного союза», принимала активное участие в Синьхайской революции 1911-1913 гг. Боролась за демократическую республику. До 1927 г. самая влиятельная партия в Китае.

Гуань – казенное начало в экономике Китая

Гуаньди – государственные или чиновничьи земли в Китае времен династии Цин. Составляли ¼ земельного фонда страны. Во времена правления маньчжуров к землям гуаньди относились: земли императора и его семьи, влиятельных князей и маньчжурской аристократии, земли казны, монастырей, земли, пожалованные за службу офицерам и солдатам «восьмизнаменных» войск. Часто не обрабатывались, составляли резервный фонд на северо-востоке Китая.

Даосизм – философское учение в Китае в IV – III вв. до н.э., на основе которого во II в. н.э. складывается религия того же названия. Главное понятие даосизма – «Дао» – Путь, сущность и первопричины мира, источник его многообразия. В даосизме есть божественный пантеон, возглавляемый троицей – Шан Ди (яшмовый владыка), Лао Цзы и творец мира Пань Гу. Религиозная организация строиться по иерархическому признаку. Важную роль играют жрецы и монахи. В начале V в. оформляется вероучение и ритуал, даосизм становится государственной религией. В дальнейшем характерно сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий и мистики.

Датун – букв. Великое Единение. В традиционном Китае утопическая идея единства всех китайцев-ханьцев, для создания государства Великого Благоденствия – Тайпин Тяньго.

Даймё (дословно «князь») – крупный землевладелец-феодал в Японии, чьи земельные угодья давали совокупный годовой доход не менее 10 тыс. коку риса (коку – мера объема, равная 180 литрам, коку риса весит 150 кг). Становление княжеств относится к XV в., времени сёгунов дома Асикага, когда военные губернаторы провинций под воздействием экономического развития страны существенно расширили свои земельные владения. Титул даймё отменен в ходе реформ Мэйдзи и вместо него введены титулы маркиза, графа, виконта.

Джагир – условное ненаследственное держание (провинции, области, земли, города) за несение государственной службы. В Могольской державе джагирдар правитель провинции и держатель земли.

Джаджмани – общинно-кастовая система прямого натурального обмена в индийской деревне в средние века и в новое время.

Джалса – совет из числа Могольской знати и горожан, во время национального восстания сипаев в Индии (1857-1859). Члены джалсы пытались руководить восстанием.

Джизья – подушный налог в исламских государствах. Взимался с взрослых и свободных «людей Писания» (т.е. христиан) мужского пола, а также с других немусульман. Известен со времени Пророка Мухаммеда.

Джирга – совет старейшин при эмире Афганистана.

Джихад – («усиление») – борьба за веру – борьба на пути Аллаха. Первоначально понималось, как борьба в защиту и за распространение ислама. Джихад обычно означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама, в этом значении его синонимами выступают у мусульман слова фатх и газават, а у немусульман – «священная война».

Дзиюто («Конституционно-либеральная партия»), возникла в Японии в 1881 г. В нее входили «новые помещики» и сельская буржуазия. В первые годы боролась против засилья в правительстве представителей бывших княжеских домов Сацума и Тёсю. Выступала за снижение поземельного налога. Наибольшую активность проявила в борьбе за конституцию 1889 г., пользовалась покровительством финансово-промышленного объединения Мицуи.

Деспотия – форма неограниченной самодержавной власти, отличающаяся произволом властителя и полным бесправием народа, а также государство, управляемое деспотом. В странах Востока деспотия предполагала разную степень сакрализации власти.

Дивани (диван) – центральное налогово-финансовое ведомство в Могольской Индии. В Османской империи и некоторых других мусульманских странах – совет при правителе. В современных государствах Ближнего и среднего Востока – правительственные учреждения по административным и судебным делам.

Доминион – государство, бывшее колонией Великобритании, затем входящее в Британское Содружество (прежде Британскую империю). Главой государства в доминионе считался английский монарх, но при этом сохранялось внутреннее административное и политическое самоуправление.

Закят – обязательная очистительная милостыня, предусмотренная в Коране, один из пяти столпов ислама. В мусульманских странах закят -налог в пользу бедных составлял до 10% стоимости имущества верующего.

Date: 2016-07-18; view: 291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию