Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вероятностный подход в педагогике
Исследование учебной деятельности школьника, вычленение учебных задач, с которыми он чаще всего сталкивается, позволило выдвинуть гипотезу, что формирование учебной деятельности возможно осуществить на основе решения так называемых вероятностных педагогических задач. Исходной методологической позицией при выделении педагогических задач как вероятностных является общая теория функциональных систем, основы которой заложены в фундаментальных трудах как отечественных, так и зарубежных ученых: П.К. Анохина, Л. Берталанфи, Б.Ф. Ломова, К.В. Судакова и др. Согласно принципиальным положениям этой теории весь континуум профессиональной деятельности человека, доминирующей мотивацией которой выступает постановка и решение личностно значимой профессиональной проблемы, может быть разделен на ряд задач, включая и вероятностные. Отмечая тенденции исследований законов развития человека, Б.Ф. Ломов называет существенным компонентом поведения антиципацию, то есть предвидение хода событий. Антиципации принадлежит важнейшая роль в целеобразовании и формировании плана деятельности. При этом многие задачи могут приобретать вероятностный характер. Как известно, под вероятностью понимается «числовая характеристика степени возможности появления какого-либо события при тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях»2. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека исследуются Б.Ф. Ломовым, Б.С. Гершунским. Логично предположить, что поскольку подавляющее большинство педагогических явлений по природе своей не жестко детерминированы, а подвержены влиянию многих стохастических факторов, то возможно применить вероятностный подход к деятельности педагога. Его сущность, как известно, состоит в осознании и изучении меры статистичности педагогических явлений, в определении вероятности возникновения тех или иных ситуаций. Возьмем проблему управления вниманием учащихся на уроке - какой бы ни был предмет преподавания, какой бы ни был учитель, он всегда сталкивается с неотложным решением задачи управления вниманием. Такие задачи, которые с большой степенью вероятности встречаются у каждого учителя на каждом уроке, назовем вероятностными педагогическими задачами. Рассмотрим, в чем заключается сущность вероятностных педагогических задач. Как показывают наблюдения и психологические исследования (Б.Ф. Ломов, В.Д. Большой энциклопедический словарь. С. 211.
Шадриков), деятельность организуется по-разному, в зависимости от того, как она планируется. Элементарный способ планирования - работа «по ориентирам». Деятельность здесь во многом подчинена ходу внешних событий, так как человек не имеет заранее обдуманного четкого плана действий. Педагог в этом случае находится во власти обстоятельств - он не руководит деятельностью учащихся, а реагирует на возникающие ситуации. Педагогическая деятельность в этом случае весьма напряженная, иногда хаотическая. Способ более высокого уровня - работа по образцу, по заранее разработанному плану урока. Стандартный план, конечно, обеспечивает более высокую эффективность и качество обучения, чем работа по ориентирам. Но непредвиденные ситуации и условия могут дезорганизовать деятельность, протекающую по такому плану. Наиболее эффективный способ реализации педагогической деятельности - это ее планирование с учетом предполагаемого изменения условий, в том числе вероятности возникновения тех или иных событий. В этом случае педагог намечает общую стратегию управления процессом обучения, но без излишней детализации. Поэтому чтобы успешно управлять процессом обучения, педагогу необходимо уметь решать наиболее вероятностные педагогические задачи. Но для этого необходимо выделить номенклатуру таких задач. Примерная номенклатура вероятностных задач может быть самой разнообразной: - при проведении урока - решить задачи актуализации опорных знаний, формирования новых понятий и способов действий и т.д. - при решении методических задач - оперативно провести всесторонний анализ возникшей ситуации (формулирование задачи); осуществить отбор наиболее эффективных способов и приемов взаимодействия с учащимися и т.д. При формировании учебной деятельности процесс структурируется в соответствии с решением необходимых школьнику учебных задач. Чтобы ребенок их мог решить, сам учитель должен быть готов к их решению, что и составляет суть вероятностных педагогических задач. В основу выделения их номенклатуры положены структура учебной деятельности и те учебные задачи, которые решает школьник. Представим примерную номенклатуру вероятностных педагогических задач по формированию учебной деятельности школьников в табличной форме в соответствии с учебными задачами (см. табл. 6). Таблица 6 Вероятностные педагогические задачи и соответствующие им учебные задачи школьника
Продолжение табл. ( Продолжение табл. (
Окончание табл. 6 Пользуясь приведенной таблицей взаимной деятельности учителя и учащихся, можно проектировать и более успешно осуществлять процесс обучения и развития учащихся. Само же решение этих задач рассмотрим на примере общей ориентировочной основы действий учителя по решению вероятностных педагогических задач формирования мотивационной основы учебной деятельности (табл. 7). Таблица 7 Вероятностные педагогические задачи и способы их решения
ение табл. 7
Продолжение табл. 7
Окончание табл. 7
Приведенная схема решения вероятных педагогических задач применима в целом к урокам теоретического и производственного обучения - как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе. Вопросы и задания 1. Какими способами учитель может управлять вниманием младшего школьника? Старшего школьника? 2. Приведите свои решения названных в главе педагогических задач в младших, средних и старших классах. 3. Попробуйте дополнить список вероятностных педагогических задач. Литература: 39; 41; 132.
Часть четвертая ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ПЕДАГОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ» Главная идея разработки инновационных программ педагогического образования в высшей школе — их общеобразовательная и профессиональная направленность. Разрабатываемый курс «Педагогика индивидуальности» должен быть максимально ориентирован не только на педагогическую деятельность, но и на педагогизацию (термин Платона) деятельности любого специалиста. Педагогика индивидуальности — одна из областей научного знания, обеспечивающего сферу образования в целом и профессиональную деятельность специалиста (в том числе педагога) в частности. Задача курса — показать возможности сущностных сил человека, возможности их развития у каждого индивида и вызвать у студентов интерес к познанию своей индивидуальности и индивидуальности другого. В то же время данный курс ориентирован и на учителя средней школы и призван помочь ему в практической работе по развитию индивидуальности школьников. В данной части пособия, написанной для преподавателей и студентов университетов и педагогических вузов, изложены методические рекомендации по отбору содержания лекционных и семинарских занятий. Даются также рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Сделана подборка учебных материалов, призванная облегчить труд преподавателя. Date: 2016-07-18; view: 273; Нарушение авторских прав |