Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребности и интересы





 

Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В самом общем виде потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Это объективное условие, предпосылка существования субъекта (индивида, группы, организации и т. д.).

Осознанная потребность – это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в ощущениях, которые выступают стимулом к определенным действиям. Осознанные потребности часто далеки от объективных или прямо противоположны им.

Потребности индивида – это объективно необходимые условия существования человека. Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом.

Статусные потребности – это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей. Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Здесь статусная потребность сплетается с психологической потребностью в принадлежности к группе.

 

Классификации потребностей

 

1. Закон возвышения потребностей (марксизм): а) биологические (органические, материальные); б) социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.; в) духовные (идеальные, познавательные). Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях нередко выступает как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

2. Иерархия потребностей (А. Маслоу).

1) Первичные (врожденные):

физиологические потребности (голод, жажда, воспроизводство рода и т. п.). Для существования человека эти потребности должны быть удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, их неудовлетворение может иметь разрушительные для организма последствия. К физиологическим потребностям относятся и некоторые потребности, сконструированные культурой, жизнью человека в определенной среде, повторяющимися образцами поведения: потребность в пище может трансформироваться в обжорство, гурманство, привередливость, брезгливость и т. д.

экзистенциальные потребности (от лат. exsistentia – существование): в безопасности и защите (долговременное выживание и стабильность), комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. В эту категорию включены также потребности в стабильности, в свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке и т. д.

2) Вторичные (приобретенные):

социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности; Потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие). Групповая принадлежность становится доминирующей. Будучи неудовлетворенной, эта потребность вызывает муки одиночества, тяжелые переживания отверженности. На этой потребности произрастают и националистические, и патриотические чувства.

престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте. Потребности самоуважения (значение, компетентность). Самоуважение предполагает, во-первых, потребность в компетенции, уверенности, независимости и свободе. Неудовлетворение потребностей в самоуважении ведет к чувству неполноценности, слабости, зависимости, пассивности.

духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации. Потребности в самоактуализации (реализация потенциала) – это желание человека стать тем, кем он может стать, а значит, достичь вершины потенциала.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Разумные потребности – это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Ложные, мнимые потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.


Интерес – потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.

Интересы людей направлены на предметы потребностей и те общественные условия, которые делают более или менее доступными материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей; определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе; в разной степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. Таким образом, интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Классификация интересов: а) по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества; б) по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.

Объективный интерес – это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности и совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих ее удовлетворить.

Объективный социальный интерес – это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве. Атрибутом статусной позиции является как статус (совокупность прав, обязанностей, условий), так и набор специфических для этой позиции интересов.

Осознанный интерес – это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, отличаться от него, а может вести в противоположном направлении. Именно осознанный интерес является непосредственной причиной действий человека.

Реализуемый интерес – это путь субъекта к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может совпадать с осознанным интересом и противоречить ему.

От интереса следует отличать склонность – избирательную направленность индивида на определенную деятельность, побуждающую ею заниматься. В ее основе – глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Появление склонности обычно является предпосылкой развития соответственных способностей. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

 







Date: 2016-07-05; view: 310; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию