Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды гарантий прав и свобод граждан в сфере государственного управления





Гарантии прав и свобод граждан в сфере государственного управления

Основные положения

Неотъемлемой составной частью совершенствования административно-правового статуса граждан является закрепление и развитие разветвленной системы юридических гарантий прав и свобод граждан в качестве участников управленческих отношений.

Надлежащее гарантирование административно-правовых возможностей граждан предполагает:

во-первых, определение в законодательстве персонифицированных представителей государственной и муниципальной власти, ответственных за обеспечение условий для реализации их прав и свобод;

во-вторых, закрепление конкретных обязанностей органов и должностных лиц публичной администрации, корреспондирующих правам и свободам граждан в сфере управления;

в-третьих, установление детальных административных процедур, исчерпывающим образом оговаривающих порядок исполнения соответствующими субъектами управления своих обязанностей в отношениях с гражданами и их объединениями;

в-четвертых, усиление ответственности органов и должностных лиц публичной администрации за неисполнение ими своих обязанностей, повлекшее нарушение прав граждан в сфере управления10.

Особое значение для обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан в сфере государственного и муниципального управления имеет закрепление в законодательстве административных процедур, предусматривающих применительно к органам публичной администрации условия, очередность, временные рамки совершения и способы оформления (фиксирования) конкретных действий по осуществлению властных полномочий регистрационного, разрешительного, экзаменационного, правоудостоверительного и правонаделительного характера. При этом административные процедуры нужны в первую очередь не для эффективного публичного администрирования и расширения арсенала средств управленческого воздействия на физических и юридических лиц, а для ограничения административного усмотрения, обеспечения прозрачности процесса государственного управления и выравнивания юридических возможностей публичных органов (должностных лиц) и граждан в ходе реализации ими своей правосубъектности.

По существу, административные процедуры призваны играть сдерживающую, ограничительную роль в процессе реализации государственными и муниципальными властными структурами принадлежащих им распорядительных полномочий, лишая их возможностей манипулирования своим статусом, исключая чрезмерную свободу публичных органов и должностных лиц в определении допустимого режима собственной управленческой деятельности в отношении граждан.

Основные способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении исходят из директивных документов о необходимости всемерного укрепления законности, правопорядка и государственной дисциплины, охраны прав и законных интересов граждан.

Законность является основополагающим принципом организации и деятельности государственного аппарата и его должностных лиц, выражается в строгом выполнении законов и изданных на их основе подзаконных актов. Он находит свое юридическое закрепление в Конституции РФ, ряде других основополагающих нормативных актов. Так, ст. 1.6 КоАП определяет законность в качестве важнейшего принципа производства по делам об административных правонарушениях. Законность имеет ряд отличительных черт - единство законности в масштабах всего государства, обязательность требования исполнять законы для всех органов, граждан и должностных лиц, верховенство конституционного законодательства и законов по отношению к другим правовым актам, связь законности с государственной дисциплиной, единство законности и целесообразности. Применительно к государственному управлению принцип законности находит свое конкретное выражение11:

подзаконном характере деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;

полном соответствии принимаемых органами управленияактов управления законам;

строгой соподчиненности актов управления;

требовании строжайшего соблюдения законности всеми органами управления и их должностными лицами.

Соблюдение и обеспечение гарантий прав и свобод граждан в сфере государственного управления в Российской Федерации обеспечивается рядом экономических, социально - политических, моральных, правовых и организационных гарантий.

Виды гарантий прав и свобод граждан в сфере государственного управления

Особое значение имеют организационные гарантии, под которыми понимается наличие системы органов государства, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за соблюдением органами, общественным и организациями, должностными лицами и гражданами требований законов и основанных на них подзаконных актов. Деятельность таких органов получила наименование способов обеспечения законности.


В настоящее время в РФ функционирует широкая система органов, призванных обеспечивать соблюдение законности. Она включает в себя:

государственный контроль;

общественный контроль;

судебный контроль;

административный надзор;

прокурорский надзор;

обжалование незаконных действий органов государственного управления и их должностных лиц.

Государственный контроль проводится различными видами государственных органов и включает в себя:

контрольную деятельность органов государственной власти;

контрольную деятельность органов государственного управления общей компетенции;

надведомственный или междуведомственный контроль.

Разновидностью государственного контроля является также административный надзор, который осуществляется, как правило, различными государственными инспекциями.

Права и свободы граждан в сфере государственного управления, так же как и в других сферах общественной жизни, реально обеспечиваются социально-экономическими условиями. В нашей стране существует система экономических, политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан12.

Экономические гарантии - это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе России, основу которой составляют частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

К политическим гарантиям относятся:

- принадлежность государственной власти народу;

- соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством;

- широкие возможности для участия граждан в управлении
делами государства и общества.

Юридические гарантии - это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:

- обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

- на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество;

- на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц.

Административно-правовая охрана прав и свобод граждан регламентируется нормами административного законодательства, которые регулируют порядок реализации права граждан на государственную службу, образование, пользование достижениями культуры и др. Они оберегают жизнь и здоровье, честь, достоинство, личную свободу граждан, устанавливая правила поведения в общественных местах, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения и др.

 

 

13. Общая правовая характеристика административной жалобы.

Административная жалоба: понятие. признаки, виды. Производство по жалобе.


Право граждан на защиту представляет собой право на обжалование незаконных действий и решений.

1) Административные жалобы - жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.

2) Судебная жалоба.

Административная жалоба бывает двух видов:

- общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке;

- специальная, регулируемая другими НПА.

Характеристика общей административной жалобы:

1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности);

2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы;

3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность; подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется.

При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются.

Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:

1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение.

2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения.

Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует.

3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе.

4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения.

5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.

В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

 

14. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. ст. 27, 62, 63), Федеральные законы "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г., "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г., правительственные акты.

Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.


Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения иностранного гражданина.

Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.

Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.

За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), применяемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.

Законодательством предусмотрена ответственность иностранных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом. В силу принципа суверенитета каждое государство устанавливает пределы ответственности иностранных граждан самостоятельно. Кодексом об административных правонарушениях установлено, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые, согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешается дипломатическим путем.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Кодекс об административных правонарушениях к нарушениям правил пребывания и транзитного проезда через нашу территорию относит: нарушение режима Государственной границы РФ, нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам; уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания; несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства; нарушение правил транзитного проезда через территорию страны. К ним могут быть применены в качестве меры административного наказания предупреждение или штраф. Эти наказания назначаются органами внутренних дел и миграционной службы.

Уклоняющиеся от выезда иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административному задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание при этом допускается на срок не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ). Если для осуществления административного выдворения или депортации необходим более длительный срок задержания, то оно допускается только по решению суда.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации на основании Конституции РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

 

15. Понятие и признаки органа исполнительной власти.

Орган исполнительной власти - это государственная органи­зация, часть системы органов государственной власти в Рос­сийской Федерации, учрежденная самим государством для ис­полнения и обеспечения исполнения законов и иных норма­тивных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуще­ствления управленческих действий, обладающая соответствую­щей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его админи­стративную правосубъектность, необходимо подчеркнуть сле­дующее.

Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государст­венной власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную. Наличие в системе государственной власти исполнитель­ных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

Органы исполнительной власти - это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для прак­тической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

Работа органов исполнительной власти строится в соот­ветствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Россий­ской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро­ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол­номочий или большей их части в ведении одного органа госу­дарственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ор­ганами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель­ ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол­номочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

Главная задача органа исполнительной власти - правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих за­конов и иных нормативных правовых актов, а также обеспече­ние их выполнения всеми субъектами права.

Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняю­щий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

Существует организационная структура органа исполни­тельной власти, т. е. наличие в нем государственных должно­стей и функциональных структурных подразделений (департа­ментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.), спо­собствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государствен­ная должность замещается государственным служащим, кото­рый имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответствен­ность и т. д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реа­лизуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных норма­тивных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д.). В компетенцию, как правило, вклю­чаются в качестве основных компонентов задачи, права, обя­занности, полномочия и ответственность органа исполнитель­ной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно дей­ствует на определенной территории РФ.

Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельность, т. е. правом издания актов управле­ния (административных актов). Для решения поставленных за­дач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных норма­тивных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспа­ривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти - это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой - резуль­тат административного нормотворчества в системе государст­венного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответ­ствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управле­ния споров и административных дел.

Определен нормативно установленный порядок образова­ния, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполни­тельной власти.

Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме­нование.

Федеральными законами и законами субъектов РФ пре­дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Орган исполнительной власти - юридическое лицо -имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

Финансирование органа исполнительной власти осущест­вляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд­жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характери­зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза­висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо­чий. Независимость от органов законодательной власти устанав­ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма­тивными правовыми актами. Превышение пределов установ­ленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень струк­турных подразделений органа (с их наименованиями), долж­ностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных ок­ладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное распи­сание устанавливает организационную структуру органа ис­полнительной власти и объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утвержде­ния штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финан­совых органах.

 







Date: 2016-07-18; view: 2305; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию