Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Туризм в системе научного знания. Наука о туризмеСтр 1 из 2Следующая ⇒ Иллюстрация 1 Лекция 1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА План:
1 Понятие, цели и функции туризма 2 Туризм в системе научного знания. Наука о туризме 3 Значение туризма для человека и общества
Понятие, цели и функции туризма Туризм – сложный социально-культурный и экономический феномен. Долгое время туризм не имел однозначного определения и по-разному трактовался не только отдельными специалистами, но и организациями. Иллюстрация 2
Как полагают отечественные исследователи, слово «туризм» происходит от латинского слова tornus (движение по кругу; вертеть, вращать). В широком смысле оно означает передвижение с одновременной сменой быта людей. Термин «туризм» первым употребил В. Жекмо в 1830 г. Слово «туризм» происходит от французского «tour», что значит «прогулка». А понятие «тур» было введено еще в 1750 г. Одно из первых и наиболее точных определений туризма дали профессора Бернского университета В.Хунзикер и К. Крапф. Эти ученые определили туризм как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды. В современной научной отечественной и зарубежной литературе существует большое количество подходов к определению понятия «туризм». Все их можно разделить на несколько групп в зависимости от той концепции, которая положена в основу определения. Итак, туризм – это:
Иллюстрация 3 1) особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретного объекта или удовлетворения специального интереса; 2) движение (перемещение), нахождение вне места постоянного жительства и пребывание в объекте интереса (поездки); 3) популярная форма организации отдыха, проведения досуга; Иллюстрация 4 4) форма хозяйства по обслуживанию людей, находящихся вне места постоянного жительства; 5) вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских и специализированных целей; 6) сегмент рынка, в котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства (транспорт, общественное питание, торговля, гостиничное хозяйство и др.) с целью предложения своей продукции и услуг потребителям. Классическое определение туризма: «Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия или отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или профессионально-деловых, но без занятия в месте временного пребывания работой, оплачиваемой из местного финансового источника». В лексику русского языка слово «туризм» вошло немногим более 100 лет назад после создания в 1895 году в Санкт-Петербурге общества «Русский туринг-клуб», переименованного в начале ХХ в. в Российское общество туристов. Слово «туризм» приобрело впервые энциклопедический статус в России в 1947 г., когда о нем появилась обширная статья в 55 томе первого издания Большой советской энциклопедии. Иллюстрация 5 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-фз, принятый 24 ноября 1996 г., определяет туризм как временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. По причине своей многогранности туризм с трудом поддается какому-то единственному определению. Рассматривая понятие «туризм», следует соотнести его с понятием «путешествие». Путешествие и туризм – близкие понятия, но туризм лишь частный случай путешествий. Путешествуют отдельные индивидуумы; группы лиц, объединенных единым интересом и целью; целые экспедиции; дипломаты; мигранты и переселенцы. Для отдельных народов путешествие – образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К ним относятся, например, кочевые племена. Иллюстрация 6 В отличие от путешествий туризм – категория, испытывающая сильное влияние экономики и политики, имеющая строго определенные признаки, отличающие его от путешествий: 1) временное перемещение, посещение дестинации и непременное возвращение обратно; 2) дестинация – другая местность или страна, отличная от места постоянного проживания человека и предлагающая определенный набор услуг, отвечающих потребностям туристов в перевозке, питании, размещении, развлечениях и т.д. и являющаяся целью его путешествия; 3) цели туризма – один из главных определяющих его признаков. В классической теории туризма признается всего шесть целей, по которым туризм отличается от путешествий вообще: - оздоровительная (восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение); - познавательная (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, прошлом и настоящем человечества, истории и культуре других стран и народов); - спортивная (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительскому ровне, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей); - профессионально-деловая (бизнес-поездки, участие в конференциях, конгрессах, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение); - религиозная (паломнические, культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов); - гостевая и ностальгическая (посещение родственников, мест исторического проживания). Вместе с тем специалисты ЮНВТО разработали стандартную классификацию целей поездок, основные из которых: - досуг, рекреация и отдых (50%); - деловые и профессиональные цели (30%); - посещение знакомых, родственников (10%); - лечение; - религиозные и паломнические; - прочие цели; Иллюстрация 7 4) совершение туристской поездки в свободное от работы или учебы время; 5) запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника. Иллюстрация 8 Туризм выполняет разнообразные функции: 1) восстановительная – освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности; 2) развивающая – предоставление возможностей для развития личности (расширение кругозора, творческой и организаторской деятельности); 3) развлекательная – предоставление отдыхающим возможности развлечься; сюда относят знакомство с местностью, ее жителями, организацию концертов, спортивных и других мероприятий, активный отдых; 4) экономическая – проявляется через спрос и потребление туристов; эта функция обеспечивает занятость населения, прибыль, а также в том, что люди, отдыхая, восстанавливают свою трудовую активность, что имеет не только социальное значение, но и экономический эффект; 5) социальная – рост уровня жизни населения, распределение бюджета и рациональное использование свободного времени.
Туризм в системе научного знания. Наука о туризме
Туризм представляет собой область интересов многих наук: истории, философии, социологии, психологии, экономики, экологии, культурологии, рекреалогии. Каждая из них изучает туризм по-своему, но ни одна – в целом. В 1998 году В.А. Квартальновым, И.В. Зориным, В.С. Преображенским была впервые сформулирована гипотеза о туристике – науке, которая синтезирует данные различных научных дисциплин, изучающих туризм, и занимается формированием и развитием целостной концепции туризма. Современная туристика – взаимосвязь четырех слагаемых развития туризма в современных социально-экономических параметрах: 1) туризм как национальное явление сферы реализации многообразных прав и потребностей человека (прав на здоровье, отдых, передвижение); 2) туристская деятельность как технология удовлетворения потребностей и спроса (туристская индустрия, формы организации, подготовка кадров, туринформатика); 3) туристская экономика как особый сектор современной национальной и региональной экономики (туристский рынок, предпринимательство, бизнес, продукт); 4) туристская политика как составная часть социальной и экономической политики государства, его субъектов и регионов, направленная на регулирование туризма и туристской деятельности. Туристику также можно определить как систему прикладных наук о туризме и туристском обслуживании. Эти науки охватывают два уровня туризма: отрасль и туристский хозяйствующий субъект – туристскую фирму. В.А. Квартальнов предлагает гносеологическую модель туристики (рис. 1), состоящую из трех взаимосвязанных подсистем: - субъект туристики – турист, удовлетворяющий свои рекреационные потребности; - объект туристики – индустрия туризма (туристские центры и районы, включающие комплекс природных и культурно-исторических условий, а также предприятия сферы услуг, которыми пользуются туристы в месте отдыха и во время транспортировки); - предмет туристики – продукт (специально организованная для туриста программа рекреационной деятельности и обслуживания).
Рисунок 1 – Гносеологическая модель туристики В туристике выделяется семь основных концептов туризма – точек зрения на сущность и содержание туристкой деятельности. 1. Концепция менеджмента: туризм осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма: внутренний, международный, самодеятельный, организованный, познавательный, пешеходный, спортивный и т.д. 2. Концепт, развивающий экономическую константу «турист»: временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. 3. Миграционный аспект: временный выезд людей с постоянного места жительства в целях отдыха, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. 4. Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, с целью отдыха, деловыми и профессиональными целями. 5. Деятельностный подход: путешествия, походы, спортивные или рекреационные мероприятия. 6. Рыночное толкование концепта: туризм как процесс состоит из спроса (турист), предложения (туристкая индустрия) и туристского продукта, на который направлен интерес туриста. 7. Индустриальный подход: человек путешествует с незапамятных времен, в то время как туризм как социально-экономический феномен в большей степени ассоциируется с индустриальным периодом жизни человечества и отличается от путешествий и качественно и количественно.
|