Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональные риски и психогигиена в социальной работе.





Социальная работа предъявляет жесткие требования к пси­хофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованных методов отбора, адаптации и профилактики профессиональных рисков. Одним из базовых оснований содержания социальной рабо­ты является концепция приемлемого риска. Риск означает добровольно-зависимое попада­ние людей в условия, которые могут быть опасны для их жизни.
Отклонения и нарушения в профессиональном развитии могут иметь в процессе труда сложную динамику проявления: отставание в профессиональном развитии; недостаточная квалификация; мотивационная недостаточность и слабая удовлетворенность трудом; ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; уменьшение профес­сиональных способностей и снижение работоспособности; временная потеря трудо­способности, резкое снижение эффективности труда; проявления деформации личности (психическая усталость, эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми). Эти и другие отклонения в профессиональном развитии могут привести к негативным изменени­ям личности социального работника.
Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их.
К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду; ситуацию нововведений и кон­фликтов в этой сфере; ситуации изменения требований к про­фессии, внутренних кризисов; ситуации, связанные с профес­сиональным ростом, с карьерой и др. Личностные стрессы социального работника могут быть вы­званы такими факторами, как ситуации изменения или утра­ты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация рис­ка; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные си­туации и тому подобное Стрессы ответственности. Ответственность – это категория этики и права, отражающая осо­бое правовое и моральное отношение социального работника к клиенту; соотношение способности с возможностью выполнять свои функции. Этическая ответственность социального работни­ка перед своей профессией связана с сохранением ценностей и предназначением профессии, с использованием и развитием зна­ний социальной работы.
Одним из возможных состояний является эмоционально-мотивационное утомление, при котором появляются субъективные пе­реживания усталости, мотивационная и эмоциональная неус­тойчивость. Утом­ление сопровождается раздражительностью, снижением инте­реса к работе и другими явлениями. К неблагоприятным факторам профессиональной деятельно­сти относятся и состояния психической напряженности, вы­званные конфликтами, трудностями в решении сложных соци­альных проблем. Выделяются сле­дующие виды психической напряженности: перцептивная (воз­никающая, например, в случае больших затруднений при вос­приятии необходимой информации); интеллектуальная (при не­возможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации); эмоциональная (при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность); волевая (при неспо­собности человека проявить сознательное усилие и овладеть си­туацией); мотивационная (связанная с борьбой мотивов, напри­мер, выполнить долг или уклониться от опасности и риска). Следующим неблагоприятным фактором в труде социально­го работника являются профессиональные кризисы, неодно­кратно проявляющиеся в течение всей профессиональной дея­тельности, в том числе и у высокопрофессиональных специа­листов. Они могут возникать, например, на начальном этапе профессиональной деятельности, при переходе к смежной спе­циальности внутри профессии, при необходимости переквали­фикации и т. д. При кризисе наблюдается снижение профессио­нальной самооценки, может проявляться ощущение исчерпан­ности своих возможностей (синдром «конечной остановки), страх идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту или, наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции.
Термин – «эмоциональное сгорание» был введен американ­ским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для харак­теристики психологического состояния здоровых людей, нахо­дящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Основными признаками синдрома сгорания яв­ляются: ощущение эмоционального истощения; наличие негативных чувств по отношению к клиентам; негативная самооценка. Важнейшим условием предотвращения синдрома «сгора­ния» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником. Психическое здоровье предполагает состояние полного ду­шевного равновесия, умение владеть собой, способность быст­ро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Психогигиена социального работника обеспечивается его то­лерантностью к синдрому «сгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях. Большое значение имеют такие качест­ва, как самоконтроль, самооценка, физическая тренированность, самовнушаемость, уме­ние переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычай­но важным для социального работника является навык само­обладания, который рассматривается в психологии как пока­затель социальной и эмоциональной зрелости личности. Сле­дует подчеркнуть, что самообладание – это не столько качест­во личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному ра­ботнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и на­выки самообладания.

 

25. Общение как главный способ деятельности социального работника Структура и функции. Приемы повышения эффективности общения.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также ты восприятии и понимании партнерами друг друга.
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
1.социальные функции общения: организация совместной деятельности, управление поведением и деятельностью, контроль
2.психологические функции: обеспечение психологического комфорта личности, удовлетворение потребности в общении, самоутверждение.
Должность социального работника предполагать умение располагать к себе "трудных" подростков, сирот, инвалидов, людей находящихся в реабилитационном периоде. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт,
Способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным, одним словом -он должен уметь общаться. все задачи, стоящие пред социальном работников решаются в процессе общения. Задачей, социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники общения и техники ведения беседы с клиентом, но и обладать такими качествами как вежливость, приветливость,любезность,терпение(толерантность),сопереживание,сочувствие.Эффективный способ к расположения -постоянно называть своего клиента по имени, подбадривать его,не только слушать, но и слышать собеседника. Создание добро желательное обстановки и выбор правильного способа общение поможет социальному работнику понравиться людям и склонить их к соей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.

 

 

Date: 2016-07-18; view: 841; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию