Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профессиональные риски и психогигиена в социальной работе.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованных методов отбора, адаптации и профилактики профессиональных рисков. Одним из базовых оснований содержания социальной работы является концепция приемлемого риска. Риск означает добровольно-зависимое попадание людей в условия, которые могут быть опасны для их жизни. Отклонения и нарушения в профессиональном развитии могут иметь в процессе труда сложную динамику проявления: отставание в профессиональном развитии; недостаточная квалификация; мотивационная недостаточность и слабая удовлетворенность трудом; ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; уменьшение профессиональных способностей и снижение работоспособности; временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда; проявления деформации личности (психическая усталость, эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми). Эти и другие отклонения в профессиональном развитии могут привести к негативным изменениям личности социального работника. Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их. К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду; ситуацию нововведений и конфликтов в этой сфере; ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов; ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой и др. Личностные стрессы социального работника могут быть вызваны такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и тому подобное Стрессы ответственности. Ответственность – это категория этики и права, отражающая особое правовое и моральное отношение социального работника к клиенту; соотношение способности с возможностью выполнять свои функции. Этическая ответственность социального работника перед своей профессией связана с сохранением ценностей и предназначением профессии, с использованием и развитием знаний социальной работы. Одним из возможных состояний является эмоционально-мотивационное утомление, при котором появляются субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость. Утомление сопровождается раздражительностью, снижением интереса к работе и другими явлениями. К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности относятся и состояния психической напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем. Выделяются следующие виды психической напряженности: перцептивная (возникающая, например, в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации); интеллектуальная (при невозможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации); эмоциональная (при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность); волевая (при неспособности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией); мотивационная (связанная с борьбой мотивов, например, выполнить долг или уклониться от опасности и риска). Следующим неблагоприятным фактором в труде социального работника являются профессиональные кризисы, неоднократно проявляющиеся в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. Они могут возникать, например, на начальном этапе профессиональной деятельности, при переходе к смежной специальности внутри профессии, при необходимости переквалификации и т. д. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей (синдром «конечной остановки), страх идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту или, наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции. Термин – «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Основными признаками синдрома сгорания являются: ощущение эмоционального истощения; наличие негативных чувств по отношению к клиентам; негативная самооценка. Важнейшим условием предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником. Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «сгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях. Большое значение имеют такие качества, как самоконтроль, самооценка, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание – это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.
25. Общение как главный способ деятельности социального работника Структура и функции. Приемы повышения эффективности общения. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также ты восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека: 1.социальные функции общения: организация совместной деятельности, управление поведением и деятельностью, контроль 2.психологические функции: обеспечение психологического комфорта личности, удовлетворение потребности в общении, самоутверждение. Должность социального работника предполагать умение располагать к себе "трудных" подростков, сирот, инвалидов, людей находящихся в реабилитационном периоде. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, Способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным, одним словом -он должен уметь общаться. все задачи, стоящие пред социальном работников решаются в процессе общения. Задачей, социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники общения и техники ведения беседы с клиентом, но и обладать такими качествами как вежливость, приветливость,любезность,терпение(толерантность),сопереживание,сочувствие.Эффективный способ к расположения -постоянно называть своего клиента по имени, подбадривать его,не только слушать, но и слышать собеседника. Создание добро желательное обстановки и выбор правильного способа общение поможет социальному работнику понравиться людям и склонить их к соей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.
|