Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономическая мысль Древнего Египта и Вавилонии
В период Среднего царства (XX-XVIII вв. до н.э.) необычайное распространение получило долговое рабство, результатом которого стала гражданская война, сопровождающаяся избиением аристократов и чиновников, переделом их имущества. Нельзя отчетливо выяснить экономическую платформу восставших (видимо за неумением последних формулировать и писать подобные документы). Зато сохранился документ, отражающий экономические воззрения побиваемых во время войны аристократов. Это любопытное "Речение Ипувера". Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны от природы. Произнося свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате переворота рабы стали "владеть устами", бедняки получили имущество богатых и последним пришлось работать. Как говорилось в "Речении Ипувера" люди зажиточные "поставлены к работе над ручными мельницами", "дети вельмож выгнаны на улицу", "царь захвачен бедными людьми", вскрыты архивы и "расхищены их податные декларации", чиновники убиты и придворные изгнаны из царских домов. Его возмущало то, что бедняки, не способные построить даже хижины, стали теперь владельцами домов, а крестьянин, который "не мог найти себе быков для распашки, стал собственником большого количества скота" и даже наследственных рабов. Ипувер упорно доказывал, что участники переворота сами стремились стать рабовладельцами. Цель восстания зависит от того, насколько глубоко укоренилось в сознании самих рабов признание рабовладения, потому что целью переворота в более ранних периодах становилось возвращение общинных отношений, в поздних - возможность для бывшего раба стать самому рабовладельцем. Попытка несколько ограничить развитие долгового рабства, не обостряя противоречий общества, была предпринята в Вавилонии. Появляется Кодекс Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Основная задача - нейтрализовать социальные последствия долгового рабства. Характерные особенности: 1. Социальный статус долгового рабства был объявлен временным состоянием, через три года раб становился свободным, долги его аннулировались. 2. Запрет на убийство неоплатных должников. 3. В случае неурожая арендаторы освобождались от арендной платы. 4. Установлены нормы для арендной платы. 5. Санкционируется частная собственность в разных видах и ей даются широкие гарантии (в случае воровства, обмана). 6. Вопрос о натуральном и товарном хозяйстве решается в пользу последнего. Торговля трактуется как нормальное явление. Ее регулированию посвящалось много статей, разрешается наем ремесленников, работорговля. С помощью рабства Хаммурапи предлагал даже укрепить семью: "Если жена вознамерится оставить своего мужа, станет его позорить, поступать расточительно, то она могла быть брошена в реку или должна жить в доме мужа, как рабыня." Хаммурапи рекламировал свой кодекс как водворяющий справедливость и исключающий обиду слабого со стороны сильного. Основные цели: смягчить долговое рабство, сохранить военные поселения, охрана фискальных резервов, военных контингентов.
|