Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
WITH THE TURBO-SUPERCHARGING
РАСЧЁТ ПРОЦЕССОВ В ПОРШНЕВОМ ДВИГАТЕЛЕ С ТУРБОНАДДУВОМ
Александр Гаврилов, Александр Гоц
CALCULATION OF PROCESSES IN THE PISTON ENGINE WITH THE TURBO-SUPERCHARGING Alexander Gavrilov, Alexander Gots
The mathematical model of a cycle of the piston engine with number of cylinders up to four without pressurization and with a turbo-supercharging is given in view of change of parameters of a condition of a working body depending on a corner of turn of a cranked shaft, i.e. on time. The received systems of the equations of thermodynamic processes allow to carry out(spend) a stationary method of the decision. Key words: gas exchange; inlet and final pipelines; the cylinder; the piston; a fresh charge; the fulfilled gases; a turbo-supercharging
Для повышения экологических и эффективных показателей поршневых двигателей, устанавливаемых на автомобили и внедорожную технику, используется турбонаддув. Это обусловлено серийным производством малоразмерных турбокомпрессоров с диаметром рабочих колёс менее 50 мм. Рассматриваемые двигатели, в большинстве своём, имеют три или четыре цилиндра. В последнее время возрос интерес к турбонаддуву двух и даже одноцилиндровых двигателей. Все эти двигатели объединяет особенности изменения давления в трубопроводах. Оно в течение цикла является переменным и даже импульсным. Амплитуды колебаний давления зависят в первую очередь от числа цилиндров и объёма трубопроводов. Отмеченные особенности требуют специального подхода к моделированию процессов в системе наддува и расчёту условий совместной работы двигателя и турбокомпрессора [1,6]. Поэтому целесообразно разработать матматическую модель цикла с учётом изменения показателей состояния рабочего тела только по времени, что позволит оценить влияние относительно большого числа факторов на показатели цикла, характер и качество преобразования в механическую работу тепловой энергии, выделившейся при сгорании топлива в цилиндре. Вполне удовлетворительное совпадение результатов расчета цикла с экспериментальными может быть достигнуто в двигателях с числом цилиндров до четырех, т.е. там, где можно пренебречь волновыми явлениями в трубопроводах [4, 6]. Кроме того, предлагается новый подход к моделированию процесса сгорания в дизеле с учётом уровня модели [7, 8]. Рассмотрим системы уравнений термодинамических процессов, протекающих в поршневом двигателе, включающие уравнения баланса энергии, сохранения массы, состояния и эмпирические зависимости, с помощью которых предлагается использовать квазистационарный метод их решения [1,5]. Разработанная на их основе программа позволяет выполнять расчет процессов в поршневых двигателях без наддува и с турбонаддувом. Процессы газообмена описываются системами уравнений [10]: · в цилиндре: ; · в выпускном трубопроводе ; ; · во впускном трубопроводе ; , где – текущие значения давления, температуры, массы и объёма рабочего тела в цилиндре; – угол поворота коленчатого вала, ° ПКВ; – частота вращения коленчатого вала, мин ; i – число цилиндров, подсоединяемых к трубопроводу; – номер цилиндра; – показатель адиабаты и газовая постоянная; – давления и температуры газа в выпускном и воздуха во впускном трубопроводах; – расходы газа и воздуха (свежего заряда) через клапаны в процессах выпуска и впуска; – расход газа через выпускной клапан при возможном возврате их из трубопровода в цилиндр; – расходы газов при забросе их во впускной трубопровод при перекрытии клапанов и возврате в цилиндр; – расход при обратном выбросе рабочего тела из цилиндра во впускной трубопровод в такте сжатия; – расход газов через выходное отверстие выпускного трубопровода (турбину при наддуве) и воздуха (свежего заряда) через входное сечение впускного трубопровода (при наддуве – через компрессор); – теплоёмкости рабочего тела в цилиндре, выпускном и впускном трубопроводах; – количество теплоты, участвующей в теплообмене между газом и стенками цилиндрового пространства; – объёмы выпускной и впускной систем, включающие объёмы трубопроводов и каналов в головках цилиндров; – кинетические энергии потоков газа и свежего заряда. Расходы воздуха и газа через клапаны (элементы турбокомпрессора) вычисляются по формуле , если , если где m – коэффициент расхода; F – площадь сечения отверстия; р, Т – давление и температура в объеме, откуда идет истечение; ψ – функция, зависящая от отношения давлений; р 1 – давление в объеме (среде), куда идет истечение; k – показатель адиабаты; βcr– критическое отношение давлений, соответствующее истечению со скоростью звука. Зависимость коэффициента расхода через клапан от перемещения клапана hk описывается полиномом . Значение коэффициента B вычисляется по среднему значению коэффициента расхода , который принимается по опытным или статистическим данным, и среднему интегральному перемещению клапана . Кинетическая энергия движущегося по трубопроводу газа связана с расходом зависимостью (например, для впускного) . Процесс сжатия в цилиндре ; где - текущее значение показателя политропы сжатия (показатель адиабаты сжатия k с учётом поправки ) [5]. Процесс сгорания. Математическая модель процесса выгорания топлива в цилиндре базируется на использовании уравнения баланса энергии и характеристик тепловыделения [6-8]. Параметры процесса сгорания описываются: – угол задержки воспламенения смеси эмпирической зависимостью , где р н, Т н – давление (Па) и температура (К) рабочего тела в цилиндре в момент подачи искры или начала впрыска топлива в дизеле; - средняя скорость поршня, м/с; - коэффициент, зависящий от типа двигателя ( =5,5…6,5 – дизель; =1,5…2,5 – бензиновый двигатель); - энергия активации ( 25000 кДж/кг - для двигателей с воспламенением от сжатия и 20000 кДж/кг – с воспламенением от искры); кДж/(кг. град). – количество теплоты (Дж), выделившейся в цилиндре за период продолжительности выгорания топлива , где – низшая теплота сгорания топлива; – теплота, потерянная из-за неполноы сгорания; – коэффициент использования теплоты; – цикловая масса топлива; - внутренние энергии Uc рабочего тела в цилиндре в момент воспламенения топливо-воздушной смеси и в рассчитываемый промежуток времени , где – массы воздуха в процессе сжатия и оставшиеся к моменту времени процесса сгорания; – массы остаточных газов и продуктов сгорания в рассматриваемый элементарный промежуток времени; – температуры рабочего тела в момент воспламенения смеси и текущая при горении топлива; – изохорные теплоёмкости воздуха и продуктов сгорания при соответствующих температурах. Изменение текущего состава рабочего тела массой в процессе сгорания определяется относительной долей выгоревшего топлива : . Тогда масса воздуха , а масса продуктов сгорания . Относительная доля выделившейся теплоты (или выгоревшего топлива) к рассматриваемому моменту времени вычисляются по полуэмпирическому уравнению [7], где для дизеля ; для двигателя с воспламенением от искры ; – текущие количества теплоты, выделившиеся к рассматриваемому промежутку времени при объёмном и диффузионном сгорании; – количество теплоты, выделившееся к данному моменту при распространении фронта пламени; – показатели характера сгорания, соответствующие характеру выделения теплоты, принимаются по статистическим данным [6, 7]. Скорость выделения теплоты (выгорания топлива) за рассматриваемый промежуток времени (один градус поворота коленчатого вала, опкв.) определяется в приращениях . Приращение давления в процессе сгорания целесообразно представлять в виде трёх слагаемых , где – приращение давления вследствие изменения объёма цилиндра; - приращение давления pq вследствие подвода теплоты (сгорания топлива); - приращение, обусловленное влиянием теплообмена со стенками цилиндра. . Текущие давление и температура газа в цилиндре . При вычислении давления и температуры в процессе сгорания определяются их максимальные значения и соответствующие углы п.к.в. При расчете теплообмена коэффициент теплоотдачи определяется по формуле , где w п – средняя скорость поршня. Уравнения для расчета давления и температуры газа в процессе расширения такие же, как и для процесса сжатия. Турбонаддув. Математическая модель газотурбинного наддува (ГТН) в данной методике обеспечивает вычисление текущего расхода воздуха при переменном давлении его во впускном трубопроводе. Она базируется на уравнениях текущих балансов энергии на роторе турбокомпрессора ; ; ; ;
; , где , - кинетические энергии ротора турбокомпрессора при установившемся вращении, переданная от газов турбине и переданная от компрессора воздуху; Jtk - момент инерции ротора (кг∙м2), определяемый для турбокомпрессора с радиально-осевой турбиной (ТКР) по эмпирической формуле ; dt – диаметр рабочего колеса турбины, см; ωtk = π ntk /30 – угловая скорость вращения ротора ТКР; – КПД компрессора и турбины, вычисляемый с учетом ее импульсности; – удельные адиабатные работы 1кг газа и показатели адиабат процессов в турбине и компрессоре; – давление газа перед и за турбиной; - время и угол поворота коленчатого вала; - давление и температура окружающей среды. При работе ротору ТКР, имеющему кинетическую энергию Еtk, через турбину передается энергия Еtu от выпускных газов и через компрессор отдается свежему заряду в количестве Еko, которое для промежутка Δφопределяется по уравнению
где – коэффициент запаса энергии ТКР, вычисляемый по средним за цикл кинетическим энергиям на установившемся режиме работы двигателя .
По параметрам и рассчитывается отношение . На характеристике компрессора отношение Gk к η k представляет предельный расход воздуха при степени повышения давления , который с увеличением возрастает (рис.). Эта особенность и используется для определения текущих значений и η k при расчёте цикла с турбонаддувом. Характеристика компрессора в ЭВМ оформляется в виде двух массивов коэффициентов аппроксимирующих функций для границы помпажа и для области рабочих режимов, которая ограничивается нижним и верхним значениями π k. Значения Gk и η k для последующей аппроксимации берутся в узловых точках пересечения линий и кривых η k, начинаяс границы помпажа (рис. 1). При расчете газообмена к моменту определения Gk известны значения πk и отношение (Gk /η k)d. Если при текущем π k отношение ., то фиксируется факт появления помпажа в компрессоре и определяются лишь ориентировочные значения Gk и η k, необходимые для продолжения расчета. В области рабочих режимов для определения текущего значения Gk в функции с принятым шагом увеличивается
(рис. 2) до достижения равенства . По зафиксированному затем вычисляется КПД . Для промежуточных значений используются методы приближения и интерполирования с заданной точностью.
Date: 2016-07-05; view: 186; Нарушение авторских прав |