Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хроники Польши, Пруссии и Ливонии как источник по истории Беларуси.





39. Белорусско-литовское летописание XV – XVI вв. Классификация летописей.

Характерной чертой летописания XV-XVI вв. является его общегосударственный характер. Поэтому и одно из названий летописей этого периода – «Литовско-русские летописи». Летописи этого периода сохранились в 22 списках, и из которых только 1 написан на латыни (Origo regis – Начало правления) и 1 на польском языке (список Ольшевского). Остальные летописи написаны на старобелорусском языке, иногда латинским алфавитом, как Хроника Быховца.

Существуют две классификации белорусско-литовских летописей. М. Тихомиров и др. разделяли все летописи на краткие и пространные по их размерам. Белорусский филолог В. Чемерицкий предложил выделить три отдельных летописных свода, а именно:

I. Летописец великих князей литовских

II. Хроника Великого княжества литовского (Хроника литовская и жемойтская)

III. Хроника Быховца

40. Первый белорусско-литовский летописный свод: история создания, источники и структура.

I Белорусско-литовский свод был написан в 1446 г. в Смоленске возможно в кругах близких смоленскому епископу. Состоит из:

a) общерусской части за период с 854 по 1427 гг.,

b) смоленской хроники 1430 – 1432 гг. и отдельных записей до 1446 г.,

a. Похвала Витовту

c) Летописца великих князей литовских, который начинался от смерти в 1341г. Гедымина и продолжался до правления Витовта (1430-х гг.).

a. Повесть о Подолии

В состав Смоленской части входит одно из первых панегирических произведений – «Похвала Витовту». В состав Летописца великих князей литовских вошла «Повесть о Подолии», которая должна была защитить права ВКЛ на Западное Подолие, захваченное Польским королевством.

Первый свод сохранился в составе 4 списков: Никифоровского, Супрасльского, Академического, и Слуцкого. Основная идея свода – преемственность ВКЛ и русских княжеств, а великие литовские князья преемники русских (прежде всего киевских) князей. Этим объяснялось наличие в своде общерусской части. Лишь в Слуцкой летописи (начала XVI в.) изменен порядок следования частей (общерусская часть перешла на третье место), что свидетельствовало о смене идеологических ориентиров в ВКЛ. Источниками свода были общерусские летописные своды, созданные под руководством митрополитов Киприана (1408 г.) и Фотия («Полихрон», 1418 г.).

41. Второй белорусско-литовский свод («Хроника Литовская и Жемойтская»), его редакции.

II Белорусско-литовский свод возник в 20-е гг. XVI в. в среде литовских магнатов ВКЛ князей Гаштольдов (и в первую очередь канцлера ВКЛ 1522 – 1539 гг. Альбрэхта Гаштольда) и князей Гольшанских, когда ВКЛ потеряло инициативу в собирании русских земель и стало ориентироваться на Запад. К спискам II свода относят летописи: Красинского, Патриарший А и Б, Ольшевский, Археологического товарищества, Румянцевский, Цихондрова, Познаньский. Для всех них характерно сочетание двух отдельных летописных памятников:

a) легендарной истории о происхождении князей и шляхты ВКЛ от знатных римлян («Хроники литовской и жемойтской»)

b) «Летописца великих князей литовских» (см. пред.вопрос)

Из свода исчезла общерусская часть и появилась «Хроника Литовская и Жемойтская», которая выводила великих литовских князей из Древнего Рима. Согласно помещенной в «Хронике» легенде, спасаясь от преследований римского императора Нерона, его родственник Палемон со своим родом в 500 человек бежал из Италии и обогнув Европу с запада через Балтийское море попал в Литву, где поселился и дал начало роду великих литовских князей. Появление этой легенды было связано с стремлением легализоваться среди знати Европы.

42. Создание Третьего белорусско-литовского свода («Хроники Быховца»). Методика анализа легендарных частей летописей.

Свод получил свое название от одного известного исследователями списка, который был обнаружен в библиотеке помещика Быховца (имение Могилевцы Гродненской губернии) в 1820-е гг. Хроника, оригинал которой утрачен, охватывает историю ВКЛ от легендарных времен до 1506 г. Ценность хроники в том, что она содержит оригинальные известия за вт. пол. XV – нач.XVI в. ХБ появилась в результате переработки и сочетания трех летописных памятников:

a) Слуцкой редакции Iл.-б. свода

b) Ипатьевской летописи

c) полной редакции «Хроники Великого княжества Литовского и Жемойтского»

Третий б.-л. свод стал результатом историко-литературного синтеза погодовых записей и отдельных сочинений. Составление нового летописного свода было обусловлено развитием географических представлений, более пристальным вниманием к генеалогии. Одной из главных причин возникновения свода стало начало Ливонской войны. Значительные территориальные потери вызвали стремление литовских патриотов напомнить по героические и великие страницы борьбы с Московией, про то, что «литовское копье стояло у стен Москвы».


III свод был создан в 1560-е гг., а уже в 1570-е гг. появился его список на латинке, опубликованный в 1846 г. Теодором Нарбутом. Свод был составлен одной или несколькими персонами, близкими к князьям Слуцким. По мнению Н.Н. Улащика, ХБ была начата православным, а продолжена католиком.

Местом составления ХБ скорее всего был Новогрудок. При обосновании этой т.з. можно обратится к предложенной Н.Н. Улащиком методике анализа легендарных сведений летописей, которую можно сформулировать так:

A. Начальные сведения об истории почти всех народов содержат легенды

B. Легенды, несмотря на мифичность сведений, отражают географические, политические и иные представления того времени, когда они составляются

C. Анализ сведений легенды позволяет исследователю в ряде случаев определить время и место ее написания (составления)

43. Особенности летописания в XVII – XVIII вв. Баркулабовская летопись. Городские хроники.

С конца XVI в. государственное летописание ВКЛ приходит в упадок. Причиной этого стало появление новых историко-литературных жанров (мемуаров и др.). Летописание переходит на периферию государства – в отдельные города и даже села.

В конце XVI – начале XVII вв. в местечке Баркулабово около Быхова местным православным священником Федором Филлиповичем была написана Баркулабовская летопись. Сохранился один список XVII в. в Патриаршей рукописи, который находится сейчас в Историческом музее в Москве. Баркулабовская летопись является историко-мемуарным произведением, т. к. в нее включены свидетельства о событиях, происходивших при жизни автора, который был их очевидцем.

Летопись начинается с известий о постройке Могилевского замка в 1526 г. и Брестского сейма 1545 г. Более подробно описаны события с захвата Полоцка войсками Ивана Грозного в 1563 г. до 1608 г. В летописи подробно описано основание местечка Баркулабово шляхтичем Баркулабом Корсаком, Брестский церковный собор 1596 г., в котором участвовал автор, деятельность Лжедмитриев I и II, восстание С. Наливайко и разорение казаками г. Могилева, голод 1601 – 1603 гг. на территории Беларуси. В летопись включены некоторые документы: письмо Ивана Грозного Стефану Баторию 1580 г., грамота Жигимонта III 1592 г., универсал рокоша Зебжидовского в 1606 г. Баркулабовская летопись была впервые опубликована украинским историком Пантелеймоном Кулишем в 1877 г.

Городские хроники создавались преимущественно в восточнобелорусских городах Витебске и Могилеве. Витебская хроника (Dzieje miasta Witebska) была составлена в 1768 г. жителем Витебска Степаном Аверкой на основе летописи Панцирного (896 – 1709 гг.), исторических записей Чарновских (1601 – 1633 гг.) и своего отца Григория Аверки (1733 – 1757 гг.). Рукопись летописи находится в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Многие сведения в летописи взяты из польских летописей и хронографов, что снижает ее ценность. Особенно важны описания военно-политических событий конца XVII – начала XVIII века, которые сделаны на основе личных наблюдений авторов. В конце летописи помещены списки членов витебского магистрата за 1597 г. и витебских воевод за 1516 – 1753 гг. Хроника была впервые опубликована А.П. Сапуновым в 1883 г. в «Витебской старине» (Т.1).

Могилевская хроника XVI – первой половины XIX вв. была составлена на польском языке купеческим старостой Могилева Тимофеем Суртой (события 1526 – 1701 гг.), регентом Могилевкого магистрата Юрием Трубницким (1701–1746 гг.), его сыном торговцем Александром (1746 – 1788 гг.) и внуком Михаилом (1812 – 1856 гг.). Рукопись летописи находится в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. В хронику включены документы из архива городского магистрата. Наиболее ценные ее сведения охватывают XVI – первую половину XVIII вв. Отрывки из Могилевской хроники публиковались «Могилевских губернских ведомостях» в 1840-е –1850-е гг. В 1887 г. М. Гартынский перевел на русский язык и издал те части хроники, которые имели отношение к Могилеву.

Еще одной городской хроникой Могилева были Записки игумена Ореста, которые охватили период с 1578 по 1847 гг. Автор хроники, который видимо был униатом, использовал предыдущие хроники и собственные наблюдения. К сожалению, в хронике мало информации о событиях войны 1812 г. в Могилеве.

 







Date: 2016-07-05; view: 1008; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию