Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психосоматические нарушения как общепедиатрическая проблема





И.О.Калачева, В.М.Делягин, М.П.Магомедова, Т.А.Абрамова
НИИ детской гематологии МЗ РФ, Москва

“Наука сделала нас богами, прежде чем мы заслужили право именоваться людьми”. По мере роста благосостояния общества при его морально-этическом несовершенстве инфекционная патология сменяется аллергической, а она, в свою очередь, вытесняется психосоматической. Человек как единое существо расщепляется, Psyhos et Soma, конфликтуя, начинают взаимоуничтожаться.

Психосоматическая медицина сформировалась в 20-30-ые годы ХХ столетия на основе психоаналитического учения Фрейда. В дальнейшем данные расстройства рассматривались как пограничные психические нарушения в группе психогенных депрессивных соматических проявлений. Они утежеляют течение соматических заболеваний, ухудшают прогноз, приводят к патохарактерологическому формированию личности. Проблема психосоматических и соматопсихических взаимоотношений - это соотношение биологического и социального, причинности и следствия /1,2/.

Психосоматические нарушения - наиболее распространенная патология, встречающаяся в детском и подростковом возрасте /3/. По немецким исследованиям до 40% молодых пациентов, обращающихся в поликлиники, страдают психосоматическими расстройствами /6/. По нашим данным до 60% детей, идущих впервые в школу, неподготовлены и переносят невротические реакции. Они выражаются в сосании пальцев, грызьбе ногтей, накручивании волос на палец, плохом сне, агрессивности, страхах, в болях в животе, плохом аппетите, кардиалгиях, энурезе и т.п. Среди способствующих причин, помимо социально-педагогической запущенности, частота которой возросла в последние годы, отмечается рост случаев задержки психического и физического развития, аллергических реакций.

Несмотря на то, что психосоматические состояния как вариант нейровегетативных дисфункций, невротических, цереброастенических, аффективных реакций встречаются очень часто, этот диагноз должен стоять на последнем месте в общей цепи врачебного дифференциально-диагностического поиска. Прежде всего необходимо исключить соматическую органическую патологию, найти анамнестические и генетико-соматические основания психосоматических нарушений. Более того, в процессе динамического наблюдения за больным следует постояно возращаться к мысли о вероятно присоединившемся органическом состоянии. Например, у больного с т.н. дискинезией желудочно-кишечного тракта (по российской терминологии), известной в мировой литературе как синдром раздраженного кишечника, могут развиться эрозивный гастродуоденит или язвенная болезнь, а лечение длительное время инерционно будет ограничено назначениями психоневролога. Поэтому ведение таких пациентов всегда должно быть кооперативным (психоневролог, психолог, по направлениям - кардиолог, нефролог, гастроэнтеролог на принципах единоначалия лечащего педиатра).

Хотя на каком-то этапе врач всегда должен остановиться в обследовании. Чем больше опыт врача, тем короче и рациональней диагностический путь. Перефразируя высказывание Е.Тареева, риск обследования должен быть меньше риска неустановленной болезни. Следует помнить, что диагностическая полипрагмазия так же опасна, как полипрагмазия лечебная.

Семиотика

О психосоматических состояниях можно думать /6,7/ при:
- неопределенные часто меняющиеся диффузные боли без четкой локализации (головная боль, боли в животе, нарушения сна, смена запоров периодами кашицеобразного стула).
- временная или ситуационная привязанность болей: рвота перед посещением школы, боли в животе перед контрольной, кардиалгии тупые неопределенные в душном помещении. Часто сам пациент или его родители не может дать сведений по причинам болей, избегая этого по подсознательным мотивам.
- авторитарная мать не предоставляет ребенку самостоятельных решений, уделяет чрезмерное внимание его интеллектуальному развитию, не предоставляет возможности самостоятельных решений, отсутсвует критика к способностям ребенка, его возможностям. Мать часто обращается к врачам по поводу здоровья ребенка, не доверяя одним, идет перепроверять заключение к другим.
- дети с высокими требованиями к ним родителей, с высокой ответственностью, внутренней тревожностью. Особенно высока депривация ребенка, если с раннего детства отсутствует ласка, забота и теплота. Психическая депривация наблюдается в неполных семьях, в семьях конфликтных, с алкоголизмом одного или обоих родителей, где ребенок нередко подвергается жестокому обращению. Мы отмечаем депривацию и в обеспеченных семьях, когда у ребенка много дорогих игрушек, он хорошо питается, но заботы о его воспитании и развитии целиком переложены на бабушек, нянь, гувернанток. Например, в нашей практике, подростка, при наличии матери и отца в семье, приводила на прием секретарша. При встречах с такими родителями хорошо видно, что они заняты самолюбованием, стремятся произвести впечатление на врача, мамы кокетливы, папы хотят выглядеть мужественными и заботливыми. Родители охотней говорят не о ребенке, а о своих проблемах, часто жалуются на загруженность, с трудом находят время на встречу, многократно ее перекладывая, затем длительно и не сразу обследуют ребенка. Из всего этого вытекает одно: ребенок таким людям не нужен.
- воспитание по типу гипоопеки, безнадзорности. Ребенок предоставлен самому себе, что приводит к школьной неуспеваемости, как следствие - к дезадаптации и развитию психогенных, в том числе и психосоматических, заболеваний.
- психосоматические нарушения чаще развиваются у детей при конфликтах в детском саду или школе, при нарушениях речи (заикание, логопедические проблемы).
- психосоматические нарушения легче вырабатываются у детей с генерализованной дисплазией соединителной ткани, с нейро-кутанными синдромами из-за особенностей серотонинового и катехоламинового обмена, осознания необычности своей внешности, необходимости периодического посещения врачей и т.п.
- психосоматические нарушения нередко формируются у детей, перенесших постгипоксическую энцефалопатию.
- улучшение состояния ребенка при суггестивной терапии, применении плацебо.

При беседе с родителями обращает на себя внимание неразделенность проблем, желание реализовать в детях нереализованные родителями жизненные ценности, компенсаторная сверхзабота как желание скрыть нежеланность ребенка. Необходимо учитывать невротические проявления у членов семьи, особенно это касается случаев множественных обследований, могущих вызвать ятрогению. Последние данные американских авторов /8/, стоящих на принципах психоанализа, относят многочисленные обращения матери по поводу “болезни” ребенка, ее просьбы о дополнительных исследованиях как самореализацию неудовлетворенной матери и считают такое поведение вариантом жестокого обращения с детьми.

При обследовании ребенка надо учитывать незавершенность развития психических и эмоциональных функций, возрастную этапность психических реакций. Нервно-психическое реагирование ребенка до 1 года строится как моторная реакция, 1-3 лет - сенсо-моторная, 3-12 лет - аффективная, 12-14 лет - идеаторная. В анамнезе отмечается ранняя церебрально-органическая недостаточность, связанная с патологией беременности и родов, тяжелых соматогений на первом году жизни.

При осмотре таких детей обращает на себя внимание их скованность, легкие переходы от смеха к слезам, отсутствие достоверной клинико-инструментальной и лабораторной органной симптоматики, вегетативные расстройства. К личностным особенностям ребенка, предрасположенного к психосоматических расстройствам, относят сенситивность, излишнюю ответственность, аффективную лабильность, склонность к пониженному настроению при малейших неблагоприятных ситуациях. На этом фоне легко возникают страхи, фобические расстройства в связи с незрелостью психики приобретают соматическую окраску /9/.

Что касается преимущественных симптомов и синдромов детского возраста, то к ранней детской невропатии (до 1 года) относят расстройства сна, аппетита, срыгивания, беспричинный плач - соматический уровень реагирования, а тики, энурез, онигофагию - к сенсомоторному реагированию. Аффективные нарушения - депрессивные в детском возрасте отличаются непродолжительностью, соматоформными проявлениями, которые необходимо дифференцировать с соматическими заболеваниями. Соматоформные расстройства отличаются недифференцированностью проявлений, отсутствием четкой локализации болей, вегетативными расстройствами. Идеаторный этап в развитии психосоматических заболеваний характеризуется осознанием необычности своей внешности, внутренней переработкой дефекта, появлением фобических симптомов, поисками врачебной помощи /4/.

При обследовании ребенка /5/ особенностью его психического состояния являются тормозимость в начале беседы, ранимость, стенительность, аффективная лабильность, легкое возникновение расстройств настроения (плач, скованность, замкнутость). Обращают на себя внимание истощаемость, утомляемость, нарушение работоспособности, психический инфантилизм (отсутствие критики к себе и поступкам, легкая внушаемость, подчиняемость, поиски лидера, иногда желание показать себя в лучшем свете). Часто отмечается редуцированный психоорганический синдром в виде двигательной расторможенности, активного и пассивного протеста, отсутствие чувстви дистанции при беседе. При утомлении усиливается двигательная расторможенность, деятельность ребенка малопроизводительна и нецеленаправленна.

После исключения соматических заболеваний необходимо говорить с родителями и ребенком вместе и порознь. Беседа с родителями и детьми должна носить психотерапевтический характер. Необходимо четко и доступно разяснить характер возникновения расстройств, объяснить, что психосоматические расстройства не симуляция, не умственная или психическая неполноценность, а болезнь, требующая длительной терапии не только лекарственной, но и путем изменения жизненных позиций.

Date: 2016-07-05; view: 220; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию