Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Участие в гражданском процессе прокурора.
Существуют две формы участия прокурора в гражданском процессе: 1. обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по гражданскому делу в целях защиты прав и интересов других лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случаях, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд; 2. вступление в процесс, начатый по инициативе заинтересованного лица. Особенности участия прокурора в суде: 1. прокурор от имени Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле, поскольку он имеет определенную заинтересованность в исходе дела. Заинтересованность прокурора является государственно- правовой; 2. в гражданском судопроизводстве прокурор выступает самостоятельно и независимо от других участвующих в деле лиц, поскольку его заинтересованность в процессе вытекает из его компетенции; 3. прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выносимых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, оказывает помощь суду в осуществлении правосудия; 4. в силу своей компетенции прокурор может быть заинтересован в деле и может участвовать в рассмотрении и разрешении любого гражданского дела; 5. основанием для участия прокурора является то, что прокурор участвует в рассмотрении судами гражданских дел, если того требует защита прав граждан, их свобод и законных интересов общества и государства; 6. поводом для участия прокурора в процессе является устное или письменное заявление граждан, сообщение государственных органов, общественных или иных организаций, публикации в средствах массовой информации и т. п. Категории гражданских дел, в рассмотрении которых прокуроры обязаны принимать участие в силу закона: 1. о защите избирательных прав граждан; 2. о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим; 3. об усыновлении (удочерении) ребенка; 4. об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; 5. о лишении родительских прав; 6. об ограничении родительских прав. Прокурор обладает кругом процессуальных прав: 1. знакомиться с материалами дела; 2. заявлять отводы и другие ходатайства; 3. представлять доказательства и участвовать в исследовании доказательств; 4. задавать в судебном заседании вопросы другим участвующим в деле лицам, свидетелям, экспертам; 5. давать заключения по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства; 6. давать заключения по существу дела в целом, опротестовывать решения и определения; 7. совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом. Процессуальные права прокурора являются одновременно и его обязанностями. Основание, цель и формы участия в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. Участие в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы других лиц по их просьбе либо нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, преследует общественные и государственные цели. Данная правозащитная функция возложена, в частности, на государственные органы и органы местного самоуправления как средства непосредственного и оперативного руководства обществом. Поэтому одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе. Кроме государственных органов и органов местного самоуправления, полномочиями на осуществление правозащитной функции наделены профсоюзы, государственные предприятия, учреждения, организации, кооперативные организации, их объединения, другие общественные организации или отдельные граждане. В судебной практике встречаются случаи участия районного (городского) жилищного управления в делах по спорам, вытекающим из жилищно-правовых отношений. В подобных судебных делах жилищный орган может выступать в качестве истца (например, когда иск о выселении квартиросъемщика предъявлен им самим) или в качестве ответчика (например, когда лицо, претендующее на спорную жилую площадь, предъявляет иск к фактически занимающему эту жилую площадь лицу о выселении и к жилищному органу о признании ордера недействительным), и такие случаи особых затруднений для судопроизводства не представляют. Чаще жилищный орган привлекается в дело, когда самостоятельное требование у него отсутствует и судебное решение не способно затронуть его субъективные права или обязанности либо его материально-правовой интерес (например, в деле по спору между жильцами по поводу самовольной перепланировки жилой площади или переоборудования жилого помещения в нежилое). Кроме того, распространены случаи участия в гражданском судопроизводстве органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства при рассмотрении и разрешении дел, затрагивающих права и интересы недееспособных граждан, детей (ст. 78, 125 СК РФ). Согласно ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года (в ред. от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ)* органы местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). * СЗ РФ. 1996. № 3 Ст. 140. Требования о прекращении экономически вредной деятельности могут быть предъявлены в суд предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в соответствии со ст. 91 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года, если эта деятельность причиняет вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде*. * ВВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457. Это свидетельствует о том, что в подобных случаях органы и лица участвуют в процессе не в качестве сторон или третьих лиц, поскольку у них нет материально-правовой заинтересованности в деле, а в силу осуществления своих функций в области управления той или иной отраслью народного хозяйства или культуры. Таким образом, участие в гражданском процессе органов и лиц по вопросам своей компетенции представляет собой самостоятельный гражданский процессуальный институт, включающий в себя нормы, закрепленные в ст. 34, 46, 47 ГПК. Поэтому юридическая заинтересованность в исходе того или иного гражданского дела органов и лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 46, 47 ГПК по вопросам своей компетенции, явилась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле. Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления, профсоюзы, государственные предприятия, учреждения, организации, кооперативные организации, их объединения, другие общественные организации или отдельные граждане являются заинтересованными в силу компетенции лицами, участвующими в деле. Однако их заинтересованность носит исключительно государственно-правовой или общественный характер. Указанные государственные органы и лица, перечисленные в ст. 46, 47 ГПК, будучи лицами, участвующими в деле, обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными ст. 35 ГПК. В лице своих представителей они имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства (в том числе об отводах), давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 46 ГПК). Например, органы и лица, участвующие в судопроизводстве в порядке ст. 46 ГПК, вправе просить о привлечении новых участников процесса, а также обжаловать судебное решение и т.д. Вместе с тем, не являясь субъектами спорного правоотношения, они не могут совершать такие процессуальные действия, которые направлены на распоряжение объектом процесса, то есть спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение). Следовательно, цель участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных органов и лиц, участвующих в процессе в порядке ст. 46 ГПК, состоит именно в защите нарушенных прав, свобод и законных интересов других лиц. Поэтому основаниями участия данных органов и лиц будет являться государственная или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу функциональных полномочий. Государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы и лица, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени. Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц: обращение в суд с иском или заявлением; дача заключения по делу. Date: 2016-07-05; view: 288; Нарушение авторских прав |