Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюция развития экономической науки
Экономика как категория зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Активное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма. Исследователи этапов развития экономической науки выделяют различные научные школы и направления. Меркантилизм – первая школа буржуазной экономической теории. Основными представителями эпохи заката феодализма (XVI-XVII вв.) были купцы. Им нужны были теории развития торговли и обогащения, и они получили их от меркантилистов. Наибольшего развития меркантилизм достиг в Англии — в стране с самой передовой в то время экономикой. Видными представителями этой школы были англичанин Томас Ман (1571-1641) и француз Антуан де Монкретьен (1575-1621). Меркантилисты проповедовали следующие идеи: • главным богатством общества являются деньги (золото и серебро); • главным источником этого богатства служит сфера обращения (торговля и денежный оборот); • государство должно помогать обогащению общества своей активной и целенаправленной экономической политикой. Недостатком данной теории является преувеличение хозяйственного значения сферы обращения и недооценка сферы производства. Классическая школа физиократов, или классическая буржуазная политическая экономия. Видные представители этой школы – французские экономисты XVIII в. Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781). Физиократия означает власть природы. В отличие от меркантилистов, Ф.Кенэ и его последователи источником богатства общества считали производство, а не обращение. Но при этом единственной производительной отраслью, по их мнению, было сельское хозяйство – сфера, где создается новое богатство (так называемый «чистый продукт»). Промышленность и другие неземледельческие отрасли определялись как «бесплодная сфера», которая не приносит ничего нового, лишь преобразует продукты природы и земледелия. Аграрный сектор Франции находился в то время в кризисном состоянии, а промышленность обслуживала в основном сферу обращения. В этих условиях физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике и его эффективное развитие на капиталистической основе. Рыночная школа классиков. Яркими представителями этой школы были шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790) и английский экономист Давид Рикардо (1772-1823). В отличие от физиократов они полагали, что всякое производство (а не только земледелие) увеличивает богатство общества, т.е. служит источником прибыли, и выдвигали ряд новых концепций, из которых наиболее актуальной и в настоящее время является стимулирование хозяйственной деятельности человека. Основные идеи рыночной школы классиков: источник богатства общества – это производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития возможны при свободной и конкурентной рыночной экономике, без вмешательства в нее государства. Марксистская экономическая теория. Основоположники теории – немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818-1883) и его соратник Фридрих Энгельс (1820-1895) – дали анализ капиталистической системы хозяйствования. Основные идеи данной экономической теории: капиталистическое производство несостоятельно; частную собственность на средства производства, эксплуатацию рабочих, кризисы необходимо уничтожить и построить социализм с общей собственностью и руководством экономикой во благо всего общества. Линия «Экономикс». В противоположность непримиримо и революционно настроенным марксистам, некоторые западные экономисты конца XIX-начала XX вв. предлагали идею особого направления в экономике – «экономике», сторонники которого взяли курс на сознательный уход от классово-политических оценок экономических процессов и отказ от идеологизации в экономике. Неоклассическое направление «экономике», основоположником которого был английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) возникло в 70-е годы XIX в. Представители этого направления обосновывали и защищали известный классический принцип – конфронтацию (противостояние) в экономике, а главная идея состояла в том, что частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Государству не следует вмешиваться в конкурентный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия. Кейнсианское направление «экономике» сформировалось в 30-х годах XX в. и названо по имени английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946). Разрушительный экономический кризис 1929-1933 гг. позволил экономистам, представляющим это направление, сделать следующие выводы: • рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем; • государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость населения и высокий рост производства. Кейнсианство и неоклассицизм в XX в. были основными конкурентами в экономике по вопросу об экономической роли государства. Вывод. Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истину. Каждая школа страдает односторонностью и преувеличениями, отражает интересы определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество в своем развитии не должно опираться только на какую-либо одну экономическую теорию. Date: 2016-07-05; view: 492; Нарушение авторских прав |