Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональная экономическая политика и ее составляющие





Региональная политика (РП) — охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.

Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направления:

1) определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный сектора экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

2) соотношение общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

3) подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

4) национально-экономические вопросы (в условиях многонационального государства);

5) проблемы урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти.

Региональная политика играет значительную роль, в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это связано с тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

Задачи и содержание р.п.

Из за природно-географических различий, социально-демографических, экономических и других условий на территории России региональная экономика имеет исключительно важное значение. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает. Это обусловлено: -необходимостью учета специфики регионов при проведении экономической реформы, переноса ряда направлений реформы на региональный уровень, учет отличающихся стартовых условий регионов; -усилением центробежных, сепаратистских настроений в регионах, дезинтеграцией экономического пространства; -незавершенностью и противоречивостью преобразования национально-государственного устройства России и разграничения компетенций федеральных и региональных органов управления; -политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов; -геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР; экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах. Почти вся территория России относится теперь к разного рода проблемным регионам.

В региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов — на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления появились новые проблемы — безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; беженцы и вынужденные переселенцы; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах.

 

32. Свободные экономические зоны: понятие, классификация. Шпаргалка Государственное регулирование свободных экономических зон. Роль СЭЗ в экономическом развитии страны и региона. СЭЗ представляет собой ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, предприятиям предоставлена более широкая свобода экономических действий. Правительства различных стран, создавая СЭЗ, преследуют самые разнообразные цели.

К таким относятся: активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории; модернизация промышленности; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами; развитие внешнеэкономических связей; расширение экспорта и импорта; привлечение иностранных инвестиций; освоение новых технологий; развитие экономически отсталых районов; повышение квалификации рабочей силы и т. д.

Для СЭЗ устанавливаются специальные, облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий.

В зависимости от профиля деятельности, целей создания зон и характера предоставления свободы различают следующие зоны:– свободные таможенные территории (освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров);– экспортные промышленные зоны (создаются для развития в них промышленности, производящей продукцию на экспорт);– зоны свободной торговли (характеризуются снятием ограничений на торговлю);– зоны совместного предпринимательства (предназначены для осуществления бизнеса с участием предпринимателей из разных стран);– свободные «открытые» зоны (характеризуются высокой степенью доступа в них граждан других стран для ведения экономической деятельности);– технологические зоны (ставят своей целью развитие прогрессивных технологий);– комплексные зоны (сочетают свойства остальных).

Зоны этого вида создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов. Такие зоны не требуют крупных финансовых и материальных ресурсов. Они способствуют повышению эффективности внешних экономических связей.

Роль государственного регулирования СЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетов в типах зон, в выборе регионов, подготовке и обеспечении организационно-правовой базы. Сфера государственного регулирования СЭЗ охватывает все финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. В подобной регламентации нуждается широкий спектр отношений между хозяйствующими субъектами всех уровней: финансовых, организационно-экономических, нормативно-правовых и др. Процесс государственного регулирования СЭЗ можно рассматривать на нескольких уровнях: межгосударственном и государственном, внутризональном.

33.Соотношение понятий «региональная экономики», «региональная политика (цели, стратегии, задачи). Обоснование приоритетов в развитии экономики регионов.

Региональная экономика Областью исследования региональной экономики является закономерность функционирования экономики страны как система взаимодействующих экономических регионов, зон, районов, субъектов федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций; рациональное распределение экономических ресурсов

Цели стратегии поступательного и стабилизационного развития; разработка долгосрочных программ по отдельным отраслям региона; конкретные тактические задачи по развитию служб региона

Стратегии

Задачи - реконструкция экономики старопромышленных регионов; -преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов; -стабилизация социально-экономического положения в регионах со сложными природными условиями; -переспециализация приграничных регионов; преодоление разрыва регионов по уровню качества жизни

Региональная политика - система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов и всей региональной системы в целом, а также механизмы ее реализации

Цели: - выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; - оптимизация использования региональных ресурсов и т.д.

Задачи: Задачи 1-го уровня: действия для реализации интересов государства в целом;

Задачи 2-го уровня: достижение роста уровня жизни в регионе; Задачи 3-го уровня: создание условий нормальной жизнедеятельности людей (правоохранительные органы, образование и т.д.)

Стратегическое планирование развития региона.Система показателейкомплексного прогноза социально-экономического развития региона

Стратегическое планирование развития территории является современным управленческим инструментом, который позволяет повысить ее конкурентные преимущества.

От качественно подготовленного Стратегического плана та или иная территория может получить массу преимуществ, среди которых:

· Лучший доступ к дотационным государственным и международным программам;

· Преимущества по привлечению инвестиций;

· Объединение и активизация местного населения;

· Повышение позитивного имиджа местного руководства;

· Усовершенствование управлением территорией.

Этапы стратегического планирования:

Организационный этап (легитимизация процесса, информирование общественности, формирование местного экспертного комитета)

Анализ современного состояния территории (анализ статистических данных, опрос жителей, сравнительный анализ, SWOT-анализ)

Разработка Стратегии развития (проведение 4-х открытых заседаний местного экспертного комитета для подготовки элементов стратегии)

Разработанный проект стратегии развития будет представлять реалистичный ресурсо-обоснованный план действий, а так же систему показателей и индикаторо

Анализ и прогнозирование социально-экономического разви­тия является отправной точкой работы по управлению региональ­ным развитием. На основе обоснованного прогноза определяют­ся цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии региональ­ного хозяйственного комплекса.

Прогнозирование социально-экономического развития региона — предвидение будущего состояния экономики и социальной сфе­ры, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального ком­плекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обосно­вания целей и задач социально-экономического развития, выра­ботки и обоснования социально-экономической политики прави­тельства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.

В состав прогноза социально-экономического развития реги­она входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдель-

ных сторон жизни общества, и комплексный экономический про­гноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

· демографическая ситуация в регионе;

· состояние природной среды, включая такие сферы, как раз­ веданные запасы природных ископаемых, земельные, вод­ ные и лесные ресурсы;

· будущее состояние научно-технических достижений и воз­ можность их внедрения в производство;

· основные факторы производства (капитал, труд, инвести­ ции);

· величина и динамика спроса населения на товары и услуги

· платежеспособный спрос населения на отдельные товары и, услуги;

· темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятель­ ности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разра­ботка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие ре­гионального хозяйственного комплекса.

По временному горизонту комплексные прогнозы экономичес­кого развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концеп­ции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза исполь­зуются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегод­ной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспек­тивы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и средне­срочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-эко­номического развития публикуются в открытой печати.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета.

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза исполь­зуются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, экономет-рические расчеты на базе данных системы национального счето­водства, система макроструктурных моделей, включающая модифи­цированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экс­периментальных прогнозных расчетов.

Date: 2016-07-05; view: 570; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию