Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные договоры. 1 page





Можно выделить два уровня международно-правовых соглашений, так или иначе затрагивающих вопросы правового регулирования иностранных инвестиций: двусторонний и многосторонний. В рамках первого из них особое внимание следует уделить торговым договорам, договорам о защите и поощрении капиталовложений и соглашениям о налогообложении.

Регулирование инвестиционных отношений на двустороннем уровне происходит при помощи следующих основных международных договоров.

Торговые договора. Практика заключения подобных соглашений возникла в древние времена и окончательно оформилась с образованием национальных рынков государств и становлением единого мирового хозяйственного оборота. К настоящему времени торговые договоры из средства регулирования международных торговых отношений постепенно превратились также в одну из форм регулирования иностранных инвестиций.

Договоры и соглашения об иностранных инвестициях. Этот вид соглашений как форма правового регулирования международных экономических отношений возник после Второй мировой войны. Их главная цель — обеспечение притока иностранного частного капитала в другие страны путем предоставления ему юридических гарантий от так называемых политических, или некоммерческих, рисков, в состав которых, в частности, включаются: а) гарантии от национализации предприятий иностранного капитала; б) гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей за рубеж; в) гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов и другие. В договорах об инвестициях обычно содержится определение понятий "инвестиции" (капиталовложения) и "инвестор".

В этих соглашениях оговаривается предоставление иностранному инвестору режима наибольшего благоприятствования или национального режима, а также возможность его обращения за защитой своих прав как в суды страны – реципиента капитала, так и в международные судебные органы.

В настоящее время Россия участвует в более чем 30 подобных договорах. Они имеют особое значение для нашей страны в условиях известной незавершенности и нестабильности российского законодательства. В силу общепризнанного принципа приоритета положений международных договоров над национальными правовыми актами, договоры об инвестициях могут оказывать непосредственное регулирующее воздействие на отношения с участием иностранного инвестора, позволяя компенсировать недостатки соответствующих законов и подзаконных актов России.

Соглашения о налогообложении. Вопросы налогообложения играют важную роль в деле инвестирования частного иностранного капитала. С помощью соглашений о налогообложении государства-участники стремятся создать благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектов и, таким образом, стимулировать инвестиционный процесс как основу экономического развития.

Как правило, подобные договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала между странами. Государства, подписывающие такие соглашения, обычно берут на себя обязательство полностью или частично освобождать предприятия, контролируемые иностранным капиталом, от налогообложения.

Регулирование инвестиционных отношений на многостороннем уровне. Многостороннее правовое регулирование отношений, связанных с иностранным инвестированием капитала, начало складываться в 60-х годах XX столетия. Однако его предпосылки обозначились значительно раньше. Еще в 1929 г. в Париже по инициативе Лиги Наций была созвана конференция с целью заключения многосторонней международной конвенции по обращению с иностранцами и их собственностью. Однако она закончилась безрезультатно.

 

27.Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ.

 

Правовое регулирование иностранных инвестиций Иностранные инвестиции — это материальные и нематериаль- ные ценности, принадлежащие юридическим и физическим ли- цам одного государства и находящиеся на территории другого го- сударства с целью извлечения прибыли. Одно из оснований, по которому можно провести классифи- кацию инвестиций, — имущественный или неимущественный их ха- рактер. Под неимущественными инвестициями следует понимать права на литературные и художественные произведения, в том числе звукозаписи; права на изобретения, промышленные образ- цы, топологии интегральных схем; а также специфические техно- логические сведения (ноу-хау), секреты производства, конфиден- циальную коммерческую информацию, товарные знаки, знаки об- служивания, фирменные наименования, т. е. все, что входит в понятие интеллектуальной собственности. Все остальные кате- гории инвестиций относятся к имущественным инвестициям. Их характерным признаком является материальное выражение: фи- нансы, материальные ценности. Другим основанием классификации инвестиций можно счи- тать участие или неучастие инвестора в управлении объектом ин- вестирования. По этому основанию инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные) инвестиции. Прямые инве- стиции осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий, на 100 процентов принадлежащих иностранному инвестору. При такой форме инвестирования иностранные инве- сторы «прямо и непосредственно» участвуют в управлении пред- приятием (компанией). Косвенные инвестиции не предусматрива- ют непосредственного участия в управлении предприятием (ком- панией), а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, т. е. на капитал, вложен- ный в эти предприятия в денежной форме. Как показывает практика, наиболее значительные прямые ин- вестиции осуществляются в экономику ведущих развитых стран, что связано прежде всего с хорошо отлаженным механизмом пра- вовых гарантий иностранным инвестициям. Но эти страны харак- теризуются высоким уровнем конкуренции, поэтому более высо- кий потенциал получения прибыли у стран с развивающейся эко- номикой, хотя там выше риск для иностранного инвестора. И наконец, в зависимости от источника финансирования иностранные инвестиции можно разделить на государственные, которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляе- мых государствами и международными организациями (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), и частные, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами. Объектом правового регу- лирования международного частного права являются правовые отно- 280 Часть третья. Институты и подотрасли международного частного права шения, возникающие в связи с частным иностранным инвестирова- нием. В структуре правового регулирования инвестиционных отно- шений можно выделить два уровня: 1) международно-правовой, формирующийся путем заключения международных договоров, и 2) внутригосударственный, основу которого составляет нацио- нальное законодательство принимающего государства. Международно-правовое регулирование инвестиционных отно- шений осуществляется, как уже было сказано, путем заключения государствами и другими субъектами международного права меж- дународных договоров. По кругу участников такие международ- ные договоры можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры, основной целью которых является за- щита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне (например, Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.; Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гаран- тиям инвестиций 1985 г.); региональные международные договоры (например, соглашения стран СНГ) и двусторонние соглашения (здесь можно говорить как о соглашениях между государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двой- ного налогообложения, так и соглашениях между государствами и международными организациями— МБРР, ЕБРР, ЕС). Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами была подписана в Вашингтоне 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г. 1 В соответствии с Конвенцией при МБРР был создан Междуна- родный центр по разрешению инвестиционных споров между го- сударствами, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, выступающими в качестве иностранных инвесторов — с другой. Инвестиционные споры разрешаются путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем ар- битражного производства (гл. IV). Развитие новых форм экономического сотрудничества привело к созданию более действенного механизма защиты иностранных инвестиций —страхованию. В сентябре 1985 г. в Сеуле была под- писана Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее — Агентство) (вступила в силу 12 апреля 1988 г.)2. Основная идея Конвенции — предоставить иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерче- ских рисков путем страхования инвестиций. Цель всех видов страхования — стимулирование потока капитала в менее развитые страны путем снижения риска для определенного круга инвесто- 1 Российская Федерация не является участником Конвенции. 2 С 1995 г. Российская Федерация участвует в Конвенции. Глава 10. Собственность в международном частном праве 281 ров в связи с финансированием ими отдельных проектов в разви- вающихся странах. Агентство в этих случаях выступает гарантом того, что обязательства перед инвестором будут соблюдаться. Для достижения поставленных целей Агентство: а) предостав- ляет гарантии, включая сострахование и перестрахование от не- коммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов (п. «а» ст. 2); б) проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними (п. «в» ст. 2); а также в) пользуется такими други- ми дополнительными полномочиями, которые могут потребовать- ся для выполнения поставленных целей (п. «с» ст. 2). В зависимости от того, какие некоммерческие риски покры- ваются Агентством, можно выделить следующие виды страхова- ния, упомянутые в Конвенции. 1. Перевод валюты. Этот вид страхования защищает инвестора от убытков, связанных с невозможностью инвестора конвертиро- вать денежные средства в местной валюте (доходы, выплаченная сумма долга, проценты по долгу, капитал и другие платежи) для вывоза их из страны. По данному виду страхования инвестору га- рантируется защита на случай задержек с получением конверти- руемой валюты в связи с действием или бездействием правитель- ства принимающего государства; неблагоприятным изменением законов по обмену валют; ухудшением условий, влияющих на об- мен и возможность вывоза иностранной валюты. При этом, однако, следует учитывать, что данный вид страхо- вания не покрывает девальвацию местной валюты. На этот счет ст. 11 Конвенции содержит следующее положение: «По совмест- ному заявлению инвестора и принимающей Стороны Совет ди- ректоров... может утвердить расширение сферы охвата настоящей статьи на конкретные некоммерческие риски... но ни при каком случае не риск девальвации или обесценивания валюты». 2. Экспроприация или аналогичные меры. Этот вид страхова- ния защищает инвестора от «любых законодательных или адми- нистративных действий или бездействий, исходящих от прини- мающего правительства, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности на свои капиталовложения, кон- троля над ними или существенного дохода от такого капитало- вложения». Под «любыми законодательными или административными действиями» следует понимать действия, предпринимаемые ис- полнительными органами, но ни в коем случае не действия су- дебных органов при исполнении своих функций. При этом в ст. 11 указывается, что под действие настоящего положения не под- падают общеприменимые меры недискриминационного характера, обычно принимаемые правительствами с целью регулирования 282 Часть третья. Институты и подотрасли международного частного права экономической деятельности на своей территории. Это прежде всего меры, связанные с налогообложением, соблюдением приро- доохранного и трудового законодательства, меры по поддержанию общественного порядка и т. д. Страхование возможно как от частичной, так и от полной экспроприации. 3. Война и гражданские беспорядки. Данный вид страхования защищает инвестора от повреждения, разрушения или исчезнове- ния основных фондов в результате войны или гражданских бес- порядков. Этот риск включает в себя революции, восстания, го- сударственные перевороты и другие аналогичные акты, которые не могут регулироваться правительством принимающего государ- ства. Приведенное положение по общему правилу не должно ка- саться террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий. Таким образом, пп. I, II, IV ч. «а» ст. 11 Конвенции преду- сматривают покрытие по трем общепризнанным категориям не- коммерческих рисков: риск, связанный с переводом валют; риск, связанный с экспроприацией, и риск войны и гражданских бес- порядков. 4. Нарушение условий договора (контракта). Данный вид страхования гарантирует инвестору защиту от потерь, связанных с нарушением условий или разрывом контракта со стороны пра- вительства принимающего государства. Компенсация предоставля- ется только в случаях, когда: 1) не существует органа, к которому инвестор мог бы обратиться с иском по договору (контракту) против правительства принимающего государства; 2) обращению к такому органу препятствует неразумная задержка, как она опре- делена в договоре о гарантии; 3) после вынесения окончательного решения в свою пользу иностранный инвестор не может добиться его осуществления. При наличии любого из трех условий Агент- ство выплачивает компенсацию. Застраховать свои инвестиции может любой инвестор любой страны-члена, кроме той страны, в которую вкладываются средст- ва (ст. 13). Однако из этого правила есть одно исключение. Пра- во на получение гарантии может быть распространено на физиче- ское лицо, которое является гражданином принимающей страны, или юридическое лицо принимающей страны. Это исключение не случайно. Состоятельные граждане многих развивающихся государств предпочитают жить за границей, где имеют значительные финансовые средства. А основная задача Агентства, как уже говорилось, — усиление потока инвестиций в развивающиеся страны с целью повышения уровня их эконо- мического развития. Помимо всего прочего, для выполнения этой задачи Агентство способствует инвестированию средств из-за ру- Глава 10. Собственность в международном частном праве 283 бежа гражданами принимающих государств и тем самым содейст- вует репатриации капитала в развивающиеся страны. В настоящее время страхование иностранных инвестиций привлекает все большее внимание как принимающих государств, так и частных инвесторов. Свидетельством тому — проходившая в Атлантик-Сити (США) первая российско-американская конфе- ренция «Страхование инвестиций: законодательство и перспекти- вы в СНГ»1. Примером региональных соглашений в области иностранного инвестирования является Соглашение стран СНГ «О сотрудни- честве в области инвестиционной деятельности» от 24 декабря 1993 г. 2 В соответствии с данным договором стороны берут на себя обязательства сотрудничать в области разработки и осущест- вления инвестиционной политики; принимать меры с целью сближения своего законодательства по вопросам инвестиционной деятельности; придерживаться в рамках своего законодательства согласованного подхода к вопросам, связанным с привлечением иностранных займов и инвестиций из государств, не являющихся участниками Соглашения, и международных организаций для осуществления проектов, отвечающих общей заинтересованности сторон, с предоставлением таким иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, пользование зем- лей, аренду имущества, а также с заключением концессионных договоров и созданием свободных экономических зон и других форм деятельности; сотрудничать между собой для устранения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках. Иностранными инвесторами в соответствии со ст. 2 Соглашения являются юридические и физические лица государств-участников, а. также сами государства-участники и расположенные в пределах их территории государственные и административно-территориальные образования. Включение в состав субъектов инвестиционной дея- тельности самих государств-участников позволяет сделать вывод о том, что Соглашение распространяется не только на частное ино- странное инвестирование, но и на государственное. Иностранным инвесторам Соглашение гарантирует выплату адекватной, быстрой и эффективной компенсации в случае на- ционализации (ст. 7); беспрепятственный перевод в государст- ва-участники прибыли, полученной от инвестиционной деятель- ности (ст. 8); освобождение от взимания таможенных пошлин и налогов на имущество, ввозимое из других государств в качест- ве вклада в уставный капитал предприятия и предназначенное 284 Часть третья. Институты и подотрасли международного частного права для собственного материального производства (ст. 15); право пользования землей, включая ее аренду, и иными природными ресурсами (ст. 20)[. В развитие Соглашения о сотрудничестве в области инвести- ционной деятельности 28 марта 1997 г. в рамках СНГ принима- ется Конвенция о защите прав инвестора, которая определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и по- лучаемые от них доходы 2. Согласно Конвенции для иностранных инвесторов устанавли- вается национальный режим (за исключением изъятий, которые определяются национальным законодательством принимающего государства). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства (ст. 5); защиты инвестиций от национализации (ст. 9); использования доходов (ст. 12). Инвесторам предоставля- ется право приобретать акции и иные ценные бумаги, в том чис- ле и государственные (ст. 14); участвовать в приватизации (ст. 15); приобретать вещйые права на земельные участки, при- родные ресурсы и недвижимое имущество в соответствии с зако- нодательством принимающего государства (ст. 18); заключать кон- цессионные договоры и соглашения о разделе продукции в отно- шении объектов, относящихся к монополии принимающего государства (ст. 19). Споры по осуществлению инвестиций в рамках указанной Конвенции могут рассматриваться судами или арбитражными су- дами, или международными арбитражными судами стран — уча- стниц спора. В целом Конвенция посвящена институту гарантий и может быть успешно использована в будущем в качестве основы для за- ключения двусторонних соглашений между государствами-участ- никами 3. Наиболее гибким инструментом регулирования межгосу- дарственных инвестиционных отношений являются соглашения о взаимном поощрении и взаимной защите иностранных капита- ловложений. В настоящее время на территории РФ действуют соглашения с иностранными государствами как заключенные СССР, так и Россией. Советский Союз подписал соглашения с Финляндией, Францией, Нидерландами, Канадой, Италией, Австрией и рядом других стран. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1992 г. № 395 был одобрен типовой проект Соглашения о поощ- рении и взаимной защите капиталовложений. На основании это- 1 Соглашение было подписано всеми государствами — участниками СНГ. 2 Вестник ВАС РФ. 1997. №8. 3 Конвенция не подписана Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Украиной. Глава 10. Собственность в международном частном праве 285 го проекта были заключены соглашения с Болгарией, Грецией, Данией, Кубой, Польшей, Румынией, Словакией и США. Соглашения обращают внимание на следующие моменты: ус- тановление режима для иностранных инвестиций; предоставление гарантий по защите интересов иностранных инвесторов; разреше- ние инвестиционных споров. В соответствии с соглашениями капиталовложениям или до- ходам инвесторов каждой из сторон всегда предоставляется спра- ведливый и равноправный режим в соответствии с принципами международного права —режим наибольшего благоприятствова- ния. В случае нанесения ущерба капиталовложениям инвесторов на территории одной из сторон соглашения в результате войны, других вооруженных конфликтов; введения чрезвычайного поло- жения или других чрезвычайных обстоятельств предусматривается компенсация убытков путем восстановления имущества, возмеще- ния ущерба, компенсации. Предусматривается компенсация за та- кие действия принимающего государства, как национализация или экспроприация, которые могут проводиться в общественных интересах в установленном законом порядке и которые не долж- ны носить дискриминационный характер. При этом такие меры должны сопровождаться своевременной, достаточной и эффектив- ной компенсацией. Инвестиционные споры между принимающим государством и иностранным инвестором могут рассматриваться арбитражем ad hoc или институционными арбитражами. Таким образом, цель двусторонних соглашений о защите ино- странных капиталовложений, заключаемых повсеместно, — обес- печить на территории одного договаривающегося государства в отношении капиталовложений другого договаривающегося го- сударства режим не менее благоприятный, чем в отношении ка- питаловложений инвесторов третьих стран; предоставить гарантии беспрепятственного вывоза валютной части прибыли совместных предприятий и гарантии от некоммерческих рисков. Помимо двусторонних соглашений о защите иностранных ка- питаловложений инвестированию иностранного капитала в эко- номику принимающего государства в значительной мере способ- ствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Та- кие соглашения были заключены СССР с Великобританией, Канадой, Испанией, Кипром, Италией, Бельгией, Нидерландами, Данией, Норвегией, Францией, Финляндией, Швецией, Швейца- рией, Австрией, Японией, ФРГ, Малайзией, Индией. Все они яв- ляются действующими для Российской Федерации. Аналогичные соглашения РФ заключила с США, Украиной, Словакией, Ирлан- дией, Словенией, Югославией и Бельгией и другими странами. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговых вопросах термины, установить круг доходов, облагаемых налогами в не- 286 Часть третья. Институты и подотрасли международного частного права скольких государствах, установить налоговый режим, приемлемый для обеих сторон, и, наконец, определить порядок оказания вза- имной помощи в вопросах налогообложения. Все это создает до- полнительные гарантии для иностранного инвестирования. Действующие международные договоры создают единый меха- низм, направленный на защиту иностранных инвестиций, и исходят из некоторых единых принципов правового регулирования инвестици- онных отношений. Инвестиционное законодательство принимающих стран, ис- пользуя этот механизм и эти принципы, носит комплексный ха- рактер и, как правило, представлено специальными инвестицион- ными законами, законами в области валютного регулирования и валютного контроля, трудовым законодательством, регулирую- щим отношения с иностранным элементом, и другими специаль- ными законами. Особенностью инвестиционного законодательства является то, что оно не применяет коллизионный способ регули- рования и его нормы прямо регулируют отношения между ино- странным частным инвестором и государством. В принимающих государствах иностранным инвестициям мо- жет быть предоставлен национальный режим, режим наибольшего благоприятствования или привилегированный режим. При нацио- нальном режиме иностранные инвесторы осуществляют свою дея- тельность на тех же условиях, что и национальные инвесторы, за некоторым исключением. При режиме наибольшего благоприятство- вания иностранным инвесторам предоставляются равные условия осуществления инвестиционной деятельности без предоставления каких-либо преимуществ некоторым из них. Привилегированный ре- жим (режим преференций) заключается в предоставлении некото- рых льгот при ввозе сырья и оборудования, освобождении от та- моженных пошлин и налогов и т. д. для иностранных инвесторов, осуществляющих свою деятельность в слаборазвитых отраслях эко- номики, труднодоступных регионах, географических центрах со слаборазвитой инфраструктурой и требующих крупных вложений капитала. Принимающие государства могут проводить мероприятия по ограничению иностранных капиталовложений, которые сводятся к следующему: 1) запрещение деятельности иностранного инве- стора в определенных отраслях экономики; 2) установление осо- бого государственного контроля за допуском иностранного инве- стора к разработке недр и естественных богатств; 3) обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранным инвесто- ром предприятиях; 4) установление специального фискального ре- жима; 5) определение концессионной политики. Государства, проводящие активную политику привлечения иностранных инвестиций, имеют и более развитое инвестицион- Глава 10. Собственность в международном частном праве 287 ное законодательство (КНР, Польша, Венгрия, Аргентина, Мекси- ка и др.). По мнению экспертов ЮНКТАД, стремление транснациональ- ных компаний усилить свою активность в развивающихся странах определяют следующие моменты: высокие темпы экономического роста; низкие издержки на рабочую силу, в том числе высокой ква- лификации; дешевое сырье; улучшающаяся инфраструктура; станов- ление структуры промышленного производства; региональная инте- грация; либеральный режим для инвестиций; благожелательная для предпринимательства политика правительства; создание легальных рынков капитала и бирж; проводимая приватизация 1. Правовая база для иностранного инвестирования в Россий- ской Федерации прежде всего представлена специальными зако- нами: «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г. Кроме того, имеются отдельные отраслевые законы, а также указы Президента и постановления Правительства. Закон об иностранных инвестициях от 14 июля 1999 г. пони- мает под иностранными инвестициями вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на террито- рии РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих ино- странному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответ- ствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бу- маг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, иму- щественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллекту- альную собственность), а также услуг и информации (ст. 2). Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятель- ность иностранных инвесторов по их осуществлению, согласно ст. 4 Закона, не может быть менее благоприятен, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, лишь за некоторым исключением. Изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъ- ятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных ин- весторов могут быть установлены в интересах социально-экономиче- ского развития РФ. При этом виды льгот и порядок их предостав- ления устанавливаются законодательством РФ. Закон предусматривает целый комплекс мер, представляющих собой гарантии капиталовложениям иностранных инвесторов. Пе- См.: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1994. 7 июня. 288 Часть третья. Институты и подотрасли международного частного права речень этих мер значительно расширился по сравнению с 1991 г., когда был принят первый российский закон об иностранных ин- вестициях. Среди них гарантии: правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ; использования ино- странным инвестором различных форм осуществления инвести- ций на территории РФ; перехода прав и обязанностей иностран- ного инвестора другому лицу; компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерче- ской организации с иностранными инвестициями; защиты от не- благоприятного изменения законодательства РФ; обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с инвестици- онной деятельностью; использования на территории РФ и пере- вода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно по- лученных денежных сумм; права на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностран- ной инвестиции; драва на приобретение ценных бумаг; участия в приватизации; предоставления права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижи- мое имущество (ст. 5—15). Закон 1999 г., так же как и Закон 1991 г., предусматривает в исключительных случаях возможность национализации ино- странной собственности с выплатой адекватной и своевременной компенсации. Рассмотрим данный вопрос несколько подробнее. Термин «национализация» означает огосударствление, т. е. пере- ход из частной собственности в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т. д. Право государств на национализацию было подтверждено Декларацией об установлении нового международного экономического порядка 1974 г., Хартией экономических прав и обязанностей государств 1974 г. и целым рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время право это общепризнанно и не вызывает со- мнений. Спорным остается лишь вопрос о выплате компенсации при национализации. В ходе дискуссии по данной проблеме четко обозначились три концепции. Согласно первой концепции, имеющей значи- тельное распространение среди юристов-международников разви- вающихся стран, в настоящее время не существует правовой нор- мы — ни договорной, ни обычной, — обязывающей быстро и эф- фективно компенсировать убытки иностранного инвестора при национализации 1. 1 См.: Войтович С. А. Принципы международно-правового регулирования межгосударственных экономических отношений. Киев, 1988. С. 63. Глава 10. Собственность в международном частном праве 289 Однако положение о компенсации содержится и в резолюции 1803/XVI1/ Генеральной Ассамблеи ООН «О неотъемлемом суве- ренитете над природными ресурсами», и в Хартии экономических прав и обязанностей государств, согласно которой государство, осуществляющее национализацию иностранной собственности, «должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом соответствующих законов и постановлений и всех обязательств, которое это государство считает уместным» (ст. 2). В целом придерживающийся этой концепции Э. Хименес де Аречага считает, однако, что обязанность выплачивать компенса- цию вытекает из принципов справедливости и недопустимости несправедливого обогащения1. В основном же эта концепция признает право иностранных инвесторов на компенсацию в случае национализации, но это право не является бесспорным. Согласно второй концепции выплата компенсации при нацио- нализации является обязательной, и норма эта носит обыч- но-правовой характер. Такой точки зрения придерживается боль- шинство юристов в Европе и Северной Америке, например И. Делупис, М. Мендельсон, О. Шахтер и др. 2 Суть этой концепции состоит в том, что компенсация при на- ционализации обязательна, однако нельзя вести речь о срочной, быстрой, эффективной и адекватной компенсации, а данные же- сткие формулировки сделать более гибкими, мягкими, осторож- ными— «справедливая», «соответствующая», «частичная» компен- сация. Согласно третьей концепции, которая является наиболее рас- пространенной, условия компенсации определяются национализи- рующим государством в соответствии с его национальным правом и с учетом конкретных обстоятельств. Никто не вправе обязать суверенное государство выполнять те или иные условия при про- ведении им своей внутренней политики, осуществлении своих внутренних функций. В настоящее время не существует обычно-правового принципа компенсации, вопрос этот находится в сфере ведения внутригосу- дарственного права, что следует из принципа суверенного равен- ства государств. Законы об иностранных инвестициях были приняты,практи- чески во всех странах — бывших республиках СССР. Согласно им иностранные инвестиции пользуются полной правовой защитой и им предоставляется национальный режим. Как правило, зако- нами не допускается проведение национализации иностранных 1 Хименес де Аречага Э. Современное международное право. М., 1983. С. 454—455. 2 См., например: Delupis I. Finance and Protectiin of Investments in Developing Countries. 1973. P. 31. 10-602 290 Часть третья. Институты и подотрасли международного частного права инвестиций (например, законами Узбекистана, Казахстана, Эсто- нии). В случае изъятия инвестиций в связи со сложившимися чрезвычайными обстоятельствами (стихийными бедствиями, ава- риями, эпидемиями и т. п.) инвестору выплачивается эффективная и адекватная компенсация. Принятие инвестиционных законов в государствах СНГ способствовало созданию более благоприятно- го инвестиционного климата для иностранных инвесторов и пока- зало их заинтересованность в притоке иностранных инвестиций.










Date: 2016-07-05; view: 295; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию