Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устройство микроскопа .

 

 

Микроскоп - это оптический прибор, позволяющий получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

Разрешающая способность микроскопа дает раздельное изображение двух близких друг другу линий. Невооруженный человеческий глаз имеет разрешающую способность около 1/10 мм или 100 мкм. Лучший световой микроскоп примерно в 500 раз улучшает возможность человеческого глаза, т. е. его разрешающая способность составляет около 0,2 мкм или 200 нм.

Разрешающая способность и увеличение не одно и тоже. Если с помощью светового микроскопа получить фотографии двух линий, расположенных на расстоянии менее 0,2 мкм, то, как бы не увеличивать изображение, линии будут сливаться в одну. Можно получить большое увеличение, но не улучшить его разрешение.

Различают полезное и бесполезное увеличения. Под полезным понимают такое увеличение наблюдаемого объекта, при котором можно выявить новые детали его строения. Бесполезное - это увеличение, при котором, увеличивая объект в сотни и более раз, нельзя обнаружить новых деталей строения. Например, если изображение, полученное с помощью микроскопа (полезное!), увеличить еще во много раз, спроецировав его на экран, то новые, более тонкие детали строения при этом не выявятся, а лишь соответственно увеличатся размеры имеющихся структур.

В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механическую (рис. 1). К оптической системе относят объективы, окуляры и осветительное устройство (конденсор с диафрагмой и светофильтром, зеркало или электроосветитель).

 

 

Рис. 1. Устройство световых микроскопов:

А - МИКМЕД-1; Б - БИОЛАМ.

1 - окуляр, 2 - тубус, 3 - тубусодержатель, 4 - винт грубой наводки, 5 - микрометренный винт, 6 - подставка, 7 - зеркало, 8 - конденсор, ирисовая диафрагма и светофильтр, 9 - предметный столик, 10 - револьверное устройство, 11 - объектив, 12 - корпус коллекторной линзы, 13 - патрон с лампой, 14 - источник электропитания.

Объектив - одна из важнейших частей микроскопа, поскольку он определяет полезное увеличение объекта. Объектив состоит из металлического цилиндра с вмонтированными в него линзами, число которых может быть различным. Увеличение объектива обозначено на нем цифрами. В учебных целях используют обычно объективы х8 и х40. Качество объектива определяет его разрешающая способность.

Окуляр устроен намного проще объектива. Он состоит из 2-3 линз, вмонтированных в металлический цилиндр. Между линзами расположена постоянная диафрагма, определяющая границы поля зрения. Нижняя линза фокусирует изображение объекта, построенное объективом в плоскости диафрагмы, а верхняя служит непосредственно для наблюдения. Увеличение окуляров обозначено на них цифрами: х7, х10, х15. Окуляры не выявляют новых деталей строения, и в этом отношении их увеличение бесполезно. Таким образом, окуляр, подобно лупе, дает прямое, мнимое, увеличенное изображение наблюдаемого объекта, построенное объективом.

Для определения общего увеличения микроскопа следует умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.

Осветительное устройство состоит из зеркала или электроосветителя, конденсора с ирисовой диафрагмой и светофильтром, расположенных под предметным столиком. Они предназначены для освещения объекта пучком света.

Зеркало служит для направления света через конденсор и отверстие предметного столика на объект. Оно имеет две поверхности: плоскую и вогнутую. В лабораториях с рассеянным светом используют вогнутое зеркало.

Электроосветитель устанавливается под конденсором в гнездо подставки.

Конденсор состоит из 2-3 линз, вставленных в металлический цилиндр. При подъеме или опускании его с помощью специального винта соответственно конденсируется или рассеивается свет, падающий от зеркала на объект.

Ирисовая диафрагма расположена между зеркалом и конденсором. Она служит для изменения диаметра светового потока, направляемого зеркалом через конденсор на объект, в соответствии с диаметром фронтальной линзы объектива и состоит из тонких металлических пластинок. С помощью рычажка их можно то соединить, полностью закрывая нижнюю линзу конденсора, то развести, увеличивая поток света.

Кольцо с матовым стеклом или светофильтром уменьшает освещенность объекта. Оно расположено под диафрагмой и передвигается в горизонтальной плоскости.

Механическая система микроскопа состоит из подставки, коробки с микрометренным механизмом и микрометренным винтом, тубуса, тубусодержателя, винта грубой наводки, кронштейна конденсора, винта перемещения конденсора, револьвера, предметного столика.

Подставка - это основание микроскопа.

Коробка с микрометренным механизмом, построенном на принципе взаимодействующих шестерен, прикреплена к подставке неподвижно. Микрометренный винт служит для незначительного перемещения тубусодержателя, а, следовательно, и объектива на расстояния, измеряемые микрометрами. Полный оборот микрометренного винта передвигает тубусодержатель на 100 мкм, а поворот на одно деление опускает или поднимает тубусодержатель на 2 мкм. Во избежание порчи микрометренного механизма разрешается крутить микрометренный винт в одну сторону не более чем на половину оборота.

Тубус или трубка - цилиндр, в который сверху вставляют окуляры. Тубус подвижно соединен с головкой тубусодержателя, его фиксируют стопорным винтом в определенном положении. Ослабив стопорный винт, тубус можно снять.

Револьвер предназначен для быстрой смены объективов, которые ввинчиваются в его гнезда. Центрированное положение объектива обеспечивает защелка, расположенная внутри револьвера.

Тубусодержатель несет тубус и револьвер.

Винт грубой наводки используют для значительного перемещения тубусодержателя, а, следовательно, и объектива с целью фокусировки объекта при малом увеличении.

Предметный столик предназначен для расположения на нем препарата. В середине столика имеется круглое отверстие, в которое входит фронтальная линза конденсора. На столике имеются две пружинистые клеммы - зажимы, закрепляющие препарат.

Кронштейн конденсора подвижно присоединен к коробке микрометренного механизма. Его можно поднять или опустить при помощи винта, вращающего зубчатое колесо, входящее в пазы рейки с гребенчатой нарезкой.

 

Микроскопы в реставрации.

Для исследования живописи при более сильном увеличении используют бинокулярный микроскоп, благодаря которому получают устойчивое изображение в поле зрения. Микроскоп дает возможность обнаружить мельчайшие разрушения красочного слоя, увидеть в его трещинах поперечное сечение живописи, ее структуру и т.д. С его помощью можно не только рассмотреть мельчайшие детали, но и наметить места проб для анализа и взять их с наименьшим поражением объекта исследования.

Небольшое увеличение при микроскопическом исследовании позволяет увидеть фрагмент произведения, не потеряв его смыслового значения, например подпись, лицо в многофигурной композиции или отдельную деталь лица. Большее увеличение позволяет различить живописный почерк мастера, движение кисти, тогда как дальнейшее увеличение дает представление лишь о применяемом художником материале. Используемые микроскопы могут быть разной конструкции. Важно, чтобы с их помощью можно было просмотреть возможно большую площадь исследуемого произведения. С этой целью можно рекомендовать любой бинокулярный операционный микроскоп, устанавливаемый на специальной стойке на полу, или бинокулярный микроскоп, устанавливаемый на столе рядом с картиной. Смонтированный на горизонтальной штанге такой микроскоп позволяет охватить значительную площадь картины. Он дает объемное изображение и необходимое увеличение.

Операционные микроскопы, крепящиеся на шарнирной головке, могут быть направлены под разными углами к поверхности исследуемого объекта. Поэтому ими удобно пользоваться при исследовании структуры красочного слоя в местах трещин, по краям осыпей. Особенно ценным в обоих типах микроскопов является то, что изображение получается не перевернутым, а прямым.

Если в качестве осветительного прибора используют не собственный осветитель микроскопа, часто бывает целесообразно применение цветных фильтров, устанавливаемых перед источником света. Такой фильтр может погасить или более четко выделить отдельные детали живописи.

При изучении настенной живописи также очень важно предварительно исследовать красочный слой под микроскопом. С этой целью проще всего использовать любую модель микроскопа, который можно снять с подставки и смонтировать на фотографическом штативе.

Результаты всех наблюдений, проводимых с помощью микроскопов, могут быть фотографически зафиксированы. В условиях работы на лесах, когда трудно обеспечить устойчивую жесткость между объектом съемки и системой микроскоп -фотокамера, очень важно работать на коротких экспозициях съемки (размер кадра 24*36 мм). При этом не следует стремиться к большому увеличению. Особенно эффективной является цветная съемка.

 

 

 

. МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Один из самых информативных видов экспертизы художественных произведений позволяет:
- наиболее точно определить состояние сохранности произведения;
- сделать вывод о способе нанесения подписи;
- предположить ориентировочную датировку произведения по живописным материалам, техническим признакам нанесения грунта и способам построения красочного слоя;
- установить технологические признаки оригинальности или вторичности работы;
- для решения вопроса об авторстве соотнести результаты микроскопических исследований произведения с банком эталонных данных по технологии картин предполагаемого художника.

1. Микроскопический анализ позволяет максимально точно выявить степень реставрационных вмешательств, в частности распознать старые тонировки и записи, не выявляемые в УФ-лучах из-за лаковых наслоений. Только при исследовании в микроскоп можно увидеть реставрационные тонировки и записи, отличающиеся от авторского слоя по составу пигментов, степени прозрачности и рельефу залегания, но почти сравнявшиеся с ним по прозрачности, близкие по цвету и порой уже имеющие общий с ним кракелюр. Их рентгеновская плотность часто не дает контраста, поэтому выявить их на рентгенограмме так же сложно, как и в УФ-лучах.
В отдельных случаях при "творческой" реставрации может быть изменен цвет некоторых деталей: волос, глаз, костюма, фона и пр. Исследование под микроскопом дает возможность по остаткам красочного слоя узнать исходную цветовую гамму произведения.
2. Исследование под микроскопом позволяет определить способ нанесения подписи, так как только при сильном увеличении можно увидеть тончайшие нюансы ее залегания и установить, написана ли она одновременно с красочным слоем или нанесена позже по кракелюру, загрязнениям, потёртостям, реставрации.
Даже авторская подпись может быть столь давней, что частично приобретет кракелюр, общий с авторской живописью.
Способ нанесения подписи имеет наиболее важное значение, так как начертание автографа можно искусно подделать. Задача идентификации подписи существенно упрощается, если она выполнена: а) по сырому, б) полусырому красочному слою, в) теми же пастами, которыми написана картина.
3. Микроскопическое исследование позволяет ориентировочно датировать картину на основании анализа ее структуры, пигментного состава и приемов построения живописи. Знания о холстах, грунтах, составе, замесе и перетире пигментов, а также диапазоне применения конкретных живописных материалов и приемах построения красочных слоев дают возможность выдвинуть предположительную датировку. Наиболее объективный вывод о времени создания произведения делается в комплексе с результатами иконографического, стилистического и химического анализа

4. Микроскопический анализ помогает установить вторичность произведения, технологическим признаком которой в отдельных случаях может являться отсутствие подмалёвка.

5. При решении вопроса об авторстве учитываются результаты всего комплекса исследований, в котором микроскопический анализ играет немаловажную роль. Исследование грунта, состава и соотношения пигментов, определение последовательности построения изобразительных деталей (например, последовательность завершения элементов лица, одежды или аксессуаров и т.п.), особенностей построения красочных слоев позволяют составить представление о живописных материалах и технических приемах конкретного автора. Детальное технологическое исследование картины дает возможность на фоне общих признаков времени выделить характерные особенности, свойственные индивидуальной манере художника.
Весьма существенно то, что микроскопический анализ является экспресс-методом технологической экспертизы, результаты которого совместно с результатами иконографического и стилистического анализа позволяют либо сразу решить вопрос о времени создания, школе живописи и оригинальности картины, либо, при решении вопроса об авторстве и затруднении в датировке, наметить дальнейшую перспективу исследований.

 

 

Исследование грунта

Исследование грунта помимо выяснения его сохранности и прочих характерных признаков предполагает прежде всего определение входящих в его состав компонентов — наполнителя, связующего и, в случае цветного грунта, пигментов, а также выяснение специфики его структуры — последовательности нанесения и особенности каждого слоя.

рентген

По поглощающей способности грунта можно высказать предположение и о его составе: меловые и гипсовые грунты даже при значительной толщине слабо поглощают рентгеновское излучение и дают более сильное почернение рентгеновской пленки, тогда как грунты, в состав которых входят свинцовые белила, поглощающие рентгеновские лучи значительно сильнее, выглядят на рентгенограмме более светлыми. При нанесении клеемеловых и клеегипсовых грунтов с помощью кисти они имеют тенденцию вспениваться. В результате этого в массе грунта остаются пузырьки воздуха, а на поверхности — кратеры. На рентгенограмме пустоты в грунте выглядят в виде круглых темных пятнышек, а углубления на поверхности из-за заполнения их краской дают светлые пятнышки. Масляные и эмульсионные грунты никогда не вспениваются и не дают на рентгенограммах этих характерных признаков клеевых грунтов.

Реставрационный грунт в зависимости от состава имеет на рентгенограмме вид светлых пятен, если в него входят свинцовые белила, или темных на более светлом фоне, если состоит из более «легкого» материала, чем основной грунт.

 

После обобщения данных рентгенографии приступают к лабораторному изучению пробы фунта, которое начинают с микроскопического анализа, стратиграфии, то есть с послойного строения грунта. Чтобы такое исследование было эффективно, отбираемая проба грунта должна включать всю его толщину и представлять собой не порошок, а монолит. Стратиграфическое исследование проводится либо непосредственно на взятой пробе, либо на приготовленном из ее части микрошлифе поперечного сечения. После того как выяснена особенность структуры фунта, переходят к идентификации его компонентов отдельно в каждом слое.

Важным моментом микроскопического исследования является изучение меловых фунтов. Мел, происходящий из морских отложений, состоит в основном из остатков одноклеточных микроорганизмов, называемых кокколитами. Кокколиты обычно имеют размер 3-8 мкм и овальную, дискоидальную или сферическую форму с различной перфорацией и рисунком поверхности. Часто они сопровождаются тонкими стержнеобразными фрагментами рабдолитов, астеролитов и других разновидностей кокколитов, отличающихся большим количеством видов.

Хотя очистка и растирание мела разрушают индивидуальные кокколиты, даже в наиболее тщательно приготовленных фунтах (особенно характерных для ранних произведений европейской живописи) можно увидеть как их фрагменты, так и сохранившиеся целиком мелкие разновидности. Они обычно хорошо видны в поляризованном свете при увеличении в пятьсот раз и выше.

Структурные детали частиц лучше всего различимы с помощью электронного микроскопа.

О химическом составе наполнителя грунта обычно судят по данным микрохимического анализа. Однако этот метод далеко не всегда дает однозначный и достаточно исчерпывающий ответ как о модификации, в которой определяемое вещество, например гипс, присутствует в фунте исследуемого произведения, так и о возможных смесях нескольких компонентов. Поэтому в ходе лабораторного исследования необходимо использовать физико-химические методы, например рентгеноструктурный анализ, инфракрасную спектроскопию и другие, позволяющие однозначно и с достаточной полнотой судить о составе изучаемого грунта и отметить именно те его особенности, которые могут объединить его с определенной группой произведений или отличить от нее. Последнее обстоятельство крайне важно не только в плане изучения истории технологии живописи, но и в целях атрибуции.

Несравненно большую сложность, нежели идентификация наполнителя фунта, представляет определение связующих, являющихся веществами органического происхождения. Сложность определения этих материалов объясняется как проходящими в некоторых из них процессами естественного старения, так и потребностью в большем, чем это обычно бывает возможно получить, количестве вещества, необходимом для проведения исследования. При определении связующего прибегают к помощи весьма сложных по проведению и интерпретации методов физико-химического исследования, таких, как инфракрасная спектроскопия, тонкослойная, газовая и жидкостная хроматофафия.

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2016-07-05; view: 595; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию