Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности дирижерского жеста





Количественная, а также качественная стороны темпа. Первая из них определяет скорость движения музыкальной ткани. Данным темп медленный. Данная темповая сторона отображается через скорость движений, воспроизводящих схему тактирования, и посредством счётной доли, обозначающейся одним ауфтактным жестом и включающей приёмы дробления и суммирования. Качественная же сторона темпа указывает на особенность идейно-смыслового содержания музыки (отражающееся в «верном», правильном темпе дирижёра), характера движения (передача спокойного, плавного дирижёрского жеста) и эмоционального содержания (выражающееся, главным образом, через импульсивность скорости движений жестикуляции).

Здесь дирижёрский жест интегрирует в себе основные составляющие художественно-музыкального процесса, а именно-создание формы (композиция), исполнение (интонирование), воплощение и воздействие (интонация, образ). Благодаря этому, жест дирижёра является не только «моделью» музыки, но и всей музыкальной коммуникационной системы. Предвосхищая звучание, модель дирижёра способна влиять на весь творческий процесс.

 

Планирование репетиционного процесса

Хоровое произведение для дирижера является не просто нотным и поэтическим текстом, не абстрактной схемой, а самой музыкой, кото-рая должна быть «оживлена» дирижером. Хоровому дирижеру необходимо раскрыть суть творческой работы композитора и поэта, при-близиться к ним, понять их творческие задачи и мысленно пройти вместе с ними путь к их решению, то есть найти соответствие композиционных решений замыслу. В отличие от хорового дирижера у музыкантов-исполнителей других специальностей постижение произведения протекает одновременно с процессом репетиции, с процессом усвоения произведения в условиях, аналогичных условиям его исполнения. Большая же часть работы дирижера – это предварительная работа над хоровым произведением, которая проводится до встречи с коллективом исполнителей, которая включает в себя три основных раздела: ознакомление, изучение и подготовка к репетиционной деятельности.

Работа над произведением начинается с общего знакомства с хоровым сочинением, где основной задачей является создание первого впечатления от музыкального и поэтического текста, позволяющего ощутить степень выразительности музыки и слова. По мнению ведущего оперного дирижера А.М. Пазовского: «От остроты, глубины и свежести впечатлений, рожденных первым знакомством с партитурой, зависит многое. Прежде всего – степень активности своего отношения к произведению, свободное, согретое не-посредственным чувством и воображением представление о нем»

Как показывает хоровая практика целесообразно начинать репетицию с настройки и распевания хора. Хоровое распевание – во-первых, это подготовка голосового аппарата певцов; во-вторых - настройка хора как «инструмента» по мелодическому и гармоническому строю, по ансамблю (унисонному, тембровому), по балансу звучания хоровых партий, по режиму певческого дыхания и т.д., подготавливающая хоровой коллектив к репетиционной работе над хоровыми сочинениями.

Среди многочисленных обязанностей дирижера хора задавание тона имеет свое особое место. Правильно задать тон – это значит ввести хоровой коллектив в тональность произведения и организовать помощь в «приеме» тона каждой из хоровых партий. Интонационно чистое, спокойное и уверенное умение дирижером задавание тона определяет интонационную точность дальнейшего исполнения хором сочинения.

Следует заметить, что репетиционный процесс довольно продолжительный и сложный, охватывающий различные стороны изучения музыкального материала. Репетиционный режим, формы и методы репетиционной работы с хором могут быть самыми разнообразными и выбираются в зависимости от особенностей изучаемого репертуара, от индивидуальности и квалификации дирижера, от условий труда хорового коллектива, от уровня подготовки данного хора и других обстоятельств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом хоровом произведении музыка гармонично сочетается с литературным текстом. Как слова, так и звуки передают красоту ночной природы, ее умиротворение и покой. Очень хорошо сочетается текст и динамические оттенки. Переходя от p к f композитор изображает сначала ночной покой, а затем приход утра и просыпание природы от ночного сна. «Солнца луч золотой, солнца свет» на эти слова приходится кульминация всего произведения, так как это отражает значимость солнца в нашей жизни, ведь солнечный свет - это жизнь, а каждый новый день - это новая жизнь. Это так же ярко подчеркивают и использованные композитором средства музыкальной выразительности: динамические переходы, тембр, мелодия, насыщенная гармония, умеренный темп, непростой ритм. Разучивая и исполняя данное произведение хор приобретет очень важные качества: аккуратный собранный звук, мягкое и плавное звуковедение, умение менять динамику с p на f, голосовые навыки - пение на высоких и низких звуках, пропевание сложных скачков и гармонических сочетаний в партиях. Дирижер так же приобретает важные качества: умение держать хор на p, умение показать жестом смену динамики, вступление различных партий, приобретает мягкость, легкость, плавность жеста с последующей активизацией к концу. Это произведение способен научить контролю над хором поющим на p и главное правильному выражению и показу идеи произведения, его характера.

ЛИТЕРАТУРА

1) Вишнякова, Т.П. Практика работы с хором / Т.П. Вишнякова,

Т.В. Соколова. – СПб.: Астерион, 2008;

2) Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика.

Практика: учеб. пособие для студ. высш. учебн. Заведений /

В.Л.Живов. - М.:ВЛАДОС, 2003;

3) Кремлев, Ю.А. Выразительность и изобразительность музы-

ки/Ю.А.Кремлев. – М.: Музгиз, 1962;

4) Карминский М. В. Драматургия жизни Роберта Шумана // Харківські асамблеї-1995: Міжнародний музичний фестиваль «Роберт Шуман і мистецька молодь»: Зб. матер. / Упорядник Г. І. Ганзбург. — Харків, 1995;

5) Житомирский Д. В. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества. — М., 1964. ||. — 2-е изд. — М., 2000;

6) Романовский Н. Принципы работы над строем в хоре. //Хоровое искусство. – Л., 1967.

 

Date: 2016-07-05; view: 915; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию